Религия для нации или нация для религии? - А.Рахимов 08:39 19.01.2015
Теракт с участием боевиков Исламского Государства, произошедший 7 января 2015 года в Париже в редакции французского сатирического журнала "Charlie Hebdo", заставил по-новому взглянуть на практические вопросы организации борьбы с религиозным экстремизмом. И хотя практически все прогрессивные силы резко осудили кровавую акцию, но вот видение того, как предотвратить повтор этого в будущем, в различных социальных группах существенно отличается - от мнений о возможности диалога с исламскими радикалами до категорических требований ужесточить отношение к мусульманам-мигрантам, проживающим в европейских странах, вплоть до выдворения их всех на историческую родину. Очевидно, что общество и государство пока еще не готовы разработать оптимальную модель регулирования исламской практики, которая позволила бы сочетать уважение и свободу выражения религиозных чувств верующих с естественным подавлением проявлений религиозного экстремизма и радикализма.
Для Центральной Азии, где на протяжении последних десятилетий процесс исламизации населения деформировался всплеском исламского радикализма, политического исламизма и открытого религиозного экстремизма, поиск путей решения дилеммы "нация-ислам" имеет государствообразующее значение. Непредсказуемость развития сценария в сопредельном Афганистане, планы лидеров Исламского Государства по образованию Халифата, в т.ч. и за счет территории данного региона, жесткий передел сфер влияния мировыми державами обусловливают рост деструктивного воздействия исламского фактора на социально-политическую жизнь и перспективы стабильности центральноазиатских стран. Видимая часть айсберга в форме тотального вовлечения населения в религиозную деятельность на индивидуальном, групповом и даже партийном уровне, при всей кажущейся спонтанности и разрозненности этих процессов, отражает глубинные тенденции мировых геополитических процессов, связанных с формированием нового миропорядка. Ислам, а вернее, политический исламизм, который насаждается вместо подлинного ислама как религии духовного совершенствования и очищения, призван сыграть роль детонатора национальной идентичности, государственности и суверенитета наций. Наблюдаемые ныне последствия в виде ослабления мусульманских государств, установления на их территории иностранного диктата является лишь началом разрушительной цепной реакции, способной дойти до Центральной Азии уже в ближайшее время.
Вместе с тем, сказанное не означает немедленного и одномоментного разрушения складывавшейся на протяжении десятилетий инфраструктуры исламского идеологического воздействия, включая десятки тысяч религиозных школ, махаллинских мечетей, религиозных организаций, учебных заведений и т.д. Подобная тактика слишком запоздала и попытка ее осуществления обречена на провал и социальный взрыв. В сложившихся условиях представляется более эффективным системно, последовательно и поэтапно реализовать комплекс мер по переориентации указанной инфраструктуры на обслуживание национальных интересов, в результате чего постепенно произойдет естественная фильтрация и самоликвидация тех ее компонентов, которые в настоящее время выполняют функции проводников внешнего деструктивного влияния. Для этого необходимо, прежде всего, в идеологическом плане внедрить в сознание общества парадигму приоритета национальных интересов, государственности, как фундаментальных основ и базисных предпосылок укрепления и развития нации. Только в таком случае интерпретация канонов ислама будет иметь созидательную направленность, как в аспекте совершенствования его духовного мира и восприятия морально-нравственных ценностей, так и обязанностей правоверного перед государством и обществом. И тогда удастся добиться того, чтобы религия была для нации, а не наоборот. Тем более, что изначально, на первых порах зарождения религии, она как раз и выполняла эту идеалистическую функцию - привлечь божественные высшие силы в помощь человеческой цивилизации.
Акбар Рахимов
|