КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 05.02.2015
23:11  Россия признает ДНР и ЛНР, если США вооружат Киев? - "МК"
20:09  В России официально открыли первый за 60 лет памятник И.Сталину (фото)
19:20  А.Усманов даст кредит на погашение долга по зарплате тренеру сборной Капелло
18:52  В Алма-Ате за назойливость наказали 70 "турксибских" проституток
18:35  Факты говорят о другом (ответ на статью Р. Бобохонова "Ислам и кризис научного мировоззрения в постсоветском Таджикистане"), - Институт философии ТаджАН
14:22  "Халифат" на пути создания детской армии, - Руфиз Хафизоглу
14:19  Американский твист вокруг Ташкента, - В.Барсов

14:17  Посол Ричард М. Майлз назначен временным послом США в Бишкеке
14:08  В Восточно-Казахстанской области будет создан сайт о ветеранах Великой Отечественной
13:30  "Немцы начали забрасывать бараки гранатами...", - в казахстанском Актобе живет и вспоминает правнучка украинского гетмана Дорошенко
13:28  Давно мы не лежали в Пантеоне… - Р.Гарипов
13:25  Президент Таджикистана утвердил символ Навруза
12:48  Тегеран перерисовывает отношения с Западом. Конкурсом карикатур про холокост, - С.Строкань
12:37  Поднимите ему веки! Недосвятой Акмолинский аким Кулагин обиделся на журналистов
12:35  Звезды сошлись. Как в Таджикистане "обсосали" бизнес укр-олигарха Фирташа, - Аслам Каландаров
12:23  Казахстану надо научиться работать с Россией в рамках ЕАЭС? - М.Спанов
12:17  Незаменимые? Россия разрешила ранее депортированным гражданам Таджикистана вернуться в РФ
12:14  В Иране появилось свое "Исламское государство"
12:08  Хитроумные уловки, которые стоят за "снафф-фильмами" ИГИЛ, - Daily Beast
12:07  Казахстан. История и элита. Ч. 1, - Д.Ашимбаев
12:06  Саудовские принцы - тайные покровители "Аль-Каиды". Откровения "сумасшедшего" Муссауи, - New York Times
12:05  Возможен ли майдан в Центральной Азии и Казахстане? - А.Князев
11:02  Сдаст ли Россия Асада в обмен на дорогую нефть? - "МК"
10:36  Бойцы ливийской ИГИЛ отбили у французской Total нефте-месторождение Мабрук
10:34  Мигрантам в РФ могут объявить амнистию. Оформление новых патентов на работу хотят отложить как минимум на полгода, - "МК"
10:26  Метро-бизнес на крови. Московские чинуши Собянин и Хуснуллин в доле с укр-олигархом Коломойским
10:03  Барбосы в мантиях. В Токтогульском районе суд оправдал насильников 14-летней девочки
10:00  Поглазеть на чудо! В 2014 году Кыргызстан принял рекордное число туристов
09:31  Агент влияния. Председателем правления Кыргызско-российского фонда развития назначена матерая ЮСАИДовка Нурсулу Ахметова
09:25  Путина просят увеличить зону покрытия. Совет муфтиев России выступил за разрешение хиджаба в школах, - "Къ"
09:23  Иран: преодоление западных санкций и сотрудничество с Россией, - А.Балиев
08:28  Тбилиси снова на пороге протестных испытаний. Арест группы высокопоставленных силовиков повысил напряженность в Грузии, - "НГ"
00:56  Не родись красивым, а родись родственником президента Таджикистана, - М.Шоев
00:52  Война газопроводов. Кто получит Китай и Европу? - С.Цатурян
00:50  В борьбе за юань отстаиваем рубль. К итогам переговоров министров иностранных дел России, Индии и Китая , - Е.Пустовойтова
00:36  Бишкек. Министерство культуры КР выпустило книгу "Кодекс кыргызов". Есть негативные качества, которые называют "кыргызчылык"...
00:31  Политический прогноз.kg: за полчаса до весны, - Д.Подольская, М.Ниязова
00:23  Горячие сибирские ваххабиты. Югра стала эпицентром исламского радикализма, - В.Мальцев
00:06  Мятежный Синьцзян. Что хотят архитекторы войны? - Игорь Панкратенко
00:03  Экономика Турции: анатомия кризиса, - Ариф Асалыоглу
Среда, 04.02.2015
21:11  Вычеркнут из списка. ВерхРада лишила Януковича звания "президент Украины"
19:59  Таджикистан: как жить дальше? - Х.Бобохонова
18:05  Уроки Кыр-парламентаризма: ни стыда, ни совести, - А.Кутуева
17:18  Кыргызстан: ждать краха духовности, уничтожая образование, - Ш.Натуев
16:19  Исламистская угроза для Центральной Азии: Афганистан и глобальный контекст, - Иван Сафранчук
15:50  Поисковики нашли останки Героя. Алматинцев просят разыскать родных погибшего на Курской дуге Ивана Минжулина
15:44  Узбекистан заявляет об успехах в экономике, но сходятся ли цифры? - Д.Лиллис
15:26  Пакистанский политик Билур объявил награду $200 тысяч за голову владельца Charlie Hebdo
15:20  Пакистан выдал Таджикистану главаря "Джамоата Ансоруллох" Ахророва и его четырех сподвижников
15:09  Главного таджикского оппозиционера Умарали Кувватов выпустили из стамбульской тюрьмы
15:03  Стоит ли таджикским журналистам опасаться угроз "джихадистов"? - Б.Файзуллаев
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Таджикистан   | 
Факты говорят о другом (ответ на статью Р. Бобохонова "Ислам и кризис научного мировоззрения в постсоветском Таджикистане"), - Институт философии ТаджАН
18:35 05.02.2015

Факты говорят о другом (ответ на статью Р. Бобохонова "Ислам и кризис научного мировоззрения в постсоветском Таджикистане" , на сайте Центразия - от 16.01.2015)

В современном мире наблюдается явное оживление процессов религиозного самосознания, возрастание интереса как к различным религиозным институтам и организациям, так и к отдельным религиозным проблемам и убеждениям. При этом расширение религиозного сознания некоторых групп обрело неприемлемые для мирового сообщества черты, которые стали отрицательно влиять на процесс укрепления безопасности и стабильности в мире. В данном случае мы имеем ввиду исламизм, как разновидность политического экстремизма, маскирующегося под религию ислам. Неоспорим тот факт, что все больше политических партий (как на Западе, так и на Востоке) эксплуатируют и подогревают страх перед исламом (исламофобия), а также организуют политические компании, способствующие созданию упрощенных и негативных стереотипов мусульман, проживающих в различных уголках мира, при этом чаще всего между исламом и экстремизмом ставится знак равенства. В связи с этим наиболее оптимальными представляются меры, предпринимаемыми Таджикистаном по системному реформированию привнесенного извне политического исламизма, его переформатированию и разработке антиэкстремистской исламской идеологии, переориентации существующей официальной исламской инфраструктуры в национальных интересах с целью ликвидации нелегальной инфраструктуры политического исламского фундаментализма, заявившего о себе в форме ваххабизма, салафизма и других деструктурных течений.

В своем выступлении на международной конференции, посвященной 1310-летию Абу Ханифы, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон отметил, что "в последние годы некоторые исламоведческие центры Запада при рассмотрении учения ислама и его ценностей в некоторых случаях уходят далеко от действительности. Они представляют ислам иногда как сугубо политическое и даже разрушительное течение, а иногда в качестве схоластической духовной школы с обязательными невыносимыми обрядами. В этой связи я неоднократно высказывал свое мнение с высоких трибун авторитетных международных организаций и сейчас еще раз хочу подчеркнуть, что религия ислам по своей сути не имеет никаких недостатков и абсолютно беспочвенно представлять ее как источник ненависти. Ибо ислам, как высшая человеческая культура и великий исток нравственности, осуждает ненависть и насилие во всех формах их проявления" 1). В свою очередь Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси призвал мусульманских улемов подумать о новой религиозной революции в исламе, чтобы мусульманское мышление не породило мысли о насилии.

В аспекте обсуждаемых проблем, связанных с негативным толкованием ислама, наше внимание привлекла статья "Ислам и кризис научного мировоззрения в постсоветском Таджикистане" г-на Бобоханова Р.С., кандидата исторических наук, доцента, старшего научного сотрудника Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН, размешенной 16 января 2015 г. на веб-сайте центразия.ру

В своей статье автор затрагивает вопрос политизации ислама в Центральной Азии и называет такие причины его активизации, как многоаспектный кризис общества, наличие низкого уровня жизни населения, безработица, миграция населения, системная коррупция, которые представляют значительную угрозу для безопасности стран региона.

Автор отмечает, что государство приняло ряд мер по ограничению влияния религиозного радикализма на общество: репатриировало сотни таджикских студентов, которые учились в богословских университетах аль-Азхар и других учебных заведениях Египта, Пакистана, Саудовской Аравии и Ирана, приняло новый Закон "О свободе совести и религиозных объединениях", от 26 марта 2009 г. согласно которому женщинам и несовершеннолетним запрещено посещать мечеть и т.д.

Далее автор делает такой вывод: "Эти меры недостаточны, нужны другие и более жесткие меры, чтобы процессы исламизации таджикского общества и политизации ислама в ней остановить или ослабить". Он предлагает государству действовать по "старому и опробованному годами методу" и приводит в пример сталинские времена, когда государство объявило ислам "классовым врагом трудящихся", запретило получение религиозного образования, разрушило культовые сооружения, закрыло религиозные издательства и т.д. Р.Бобохонов считает вполне приемлемыми методы борьбы, которые использовался КПСС за марксистско-ленинскую идеологию, ностальгирует по коммунизму в хрущевское время.

Закон РТ "О свободе совести и религиозных объединениях" признает и подтверждает право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, демонстрирует уважение и терпимость ко всем религиям и религиозным направлениям, признает особую роль ханафитского направления исламской религии в развитии национальной культуры и духовной жизни народа Таджикистана 2).

Автору должно быть известно, что уже и времена другие и что согласно Конституции республики, "в Таджикистане общественная жизнь развивается на основе политического и идеологического плюрализма" 3) и ни в одном законе, или подзаконном акте разъяснения понятии "идеология" не содержиться.

Автор не доволен тем фактом, что в результате примирения в 1997 г. во все структуры государственной власти (не менее 30%) вошли представители ОТО (Объединенной таджикской оппозиции). По его мнению, они "постепенно внедряли исламскую идеологию в таджикское общество в последующие годы. Хотя нынешняя власть постепенно их вывела из своих структур, но следы и осадок этой идеологии остались на долгие годы вперед. Яркий пример - это получение официального статуса и мандатов ПИВТ (Партия исламского возрождения Таджикистана) не только в парламенте, но и в исполнительной власти. ПИВТ не только развернула широкую сеть по всей республике, но и стала реальной оппозицией нынешних властей на всех уровнях. Сегодня Таджикистан является единственной республикой на постсоветском пространстве, где официально существует религиозная оппозиция в лице ПИВТ…".

Видимо, г-н Бобохонов хочет, чтобы таджики воевали друг с другом до последнего, как в Афганистане. Ему не нравится достигнутое с таким трудом Общее соглашение о мире и национальном примирении в Таджикистане, 27 июня 1997 г. Автор, судя по его высказываниям, просто забыл, что, согласно ст.28 Конституции РТ, "граждане имеют право объединяться. Граждане вправе участвовать в создании политических партий, в том числе имеющих демократический, религиозный и атеистический характер, профессиональных союзов и других общественных объединений, добровольно входить в них и выходить из них".

Эти конституционные нормы свидетельствуют о демократическом, правовом устройстве Республики Таджикистан. Единственное конституционное требование к этим партиям - "их структура и деятельность должны соответствовать демократическим нормам".

Статья Р.Бобохонова отличается амбициозной спецификой по отношению к тем гражданам страны, которые стараются решить проблемы, не уезжая из нее, к тем таджикским ученым, которые глубоко задумываются над тем, чем живет таджикский народ, к чему стремится и что исповедует. Его анализ ситуации, складывающейся в республике, якобы в связи с активизацией исламизма, весьма поверхностный. Между тем он пытается безосновательно, без знания реального содержания научно-исследовательских работ сотрудников, обвинять Институт философии, политологии и права имени А.Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан в том, что он своей деятельностью способствует исламизации общества.

Но это обвинение совершенно беспочвенно, бессмысленно и несправедливо. Каждому здравомыслящему человеку (а ученому тем более) вполне понятно, что в целом обращение к своим духовным ценностям в том числе и религиозно-этическим ценностям, после десятилетия монопольной власти атеизма в нашей стране - процесс объективный, и происходит он на всем пространстве бывшего СССР, в т.ч. и в РФ. Автор игнорирует тот факт, что Таджикистан является независимым, демократическим государством, где, по Конституции, "идеология ни одной партии, общественного и религиозного объединения, движения или группы не может быть признана как государственная" (Ст.8). Возвращение и восстановление духовных ценностей является закономерным процессом, и если не - национальная духовная культура и сохранение ценностей, то чем можно заполнить ту пустоту, которая образовалась в душах людей после распада идеологически мощного государства как СССР.

Об исламизации. Читая статью, невольно возникает вопрос: о какой исламизации может идти речь в стране, где ислам на протяжении многих веков был и продолжает оставаться неотъемлемой частью культуры, где он настолько был вплетен в духовную и сакральную жизнь народа, что разъединить их равносильно духовной смерти. Создается такое впечатление, что автор вырос в другой стране, а не в Таджикистане, где ислам всегда, даже в самые сложные времена прошлого столетия, присутствовал, как минимум, на уровне повседневной жизни людей: женитьба, рождение ребенка, смерть и похороны, - все эти мероприятия жизненного цикла никогда не обходятся без услуг мусульманского духовенства. В республике действительно наблюдается усиление религиозности населения, набожности, выросло число мечетей, но эти процессы не следует называть исламизацией, так как Таджикистан - не европейская страна с преобладающим христианским населением. Делать обобщения, базируясь на внешних проявлениях религиозности, неправомерно. Исходя из нравственных и этических соображений в таджикской культуре женщинам всегда было предписано покрывать голову: даже в советский период в городах вместо платка было предложено носить тюбетейку, и это стало модой минимум на несколько десятилетий. В сельской же местности девушки и женщины всегда прикрывали и продолжают прикрывать голову, повязывая платок. Это разве не проявления таджикской традиционной культуры, причем здесь исламизация?

Автор статьи игнорирует также такой очевидный факт, что глобальный исламизм, является неотъемлемой частью феномена глобализма (не путайте с глобализацией). Не следует забывать и о том, что идеи экстремистских направлений специально экспортируются извне мировыми державами для дестабилизации общественно-политической обстановки в странах региона. Р.Бобохонов должен учесть, что данные явления - это продукт развала мирового порядка после завершения холодной войны, проявление неэффективности демократических преобразований, предложенных мировыми державами на данном этапе мирового процесса, проблемы однополярного и многополярного миростроительства, геополитические и геостратегические планы и т.д. Современные социально-политические процессы давно уже замечены и глубоко проанализированы такими современными мыслителями, как Н.Хомский, С.Жижек и др. Осознает ли автор, что исламизм - это глобальный процесс и что за занавесом так называемого исламского терроризма скрываются интересы могущественных мировых держав, а также конкретные проекты транснациональных военных и нефтегазовых корпораций, а также международного криминалитета? !

О модернизации. Очевидно, что автор статьи, господин Р.Бобохонов забыл о прямой связи между развалом Советского Союза - великой страны, и упадком уровня образования, науки и в целом научного образования в Таджикистане в период первого десятилетия независимости. Он не учитывает, что в 90-х годах, когда страна была в состоянии коллапса, финансирование этих сфер сократилось в разы, даже если не учитывать, что в Таджикистане была развязана гражданская война. Говоря о советском периоде истории Таджикистана, Р.Бобохонов, в частности, пишет: "В советские годы в Таджикистане шел непрерывный процесс модернизации в политической системе, экономике, общественной жизни и культуре в целом…". При этом он видит модернизацию в системе авторитарной власти под жестким контролем КПСС. Автор также понимает под модернизацией атеистическую борьбу Советов "против сохранившихся в духовной культуре таджиков элементов архаики: обрядовая практика, народный фольклор, народные доисламские верования, магические представления и т.д..". Такое утверждение автора звучит более чем странно, так как именно с установлением советской власти в республике начали проводиться масштабные этнографические, археологические, фольклорные и другие научные исследования, которые позже привели к бурному развитию науки. Говорить об атаке на традиционную культуру в республике по крайней мере неправомерно: атеистическая борьба, безусловно, велась, и не только в Таджикской республике, но и во всем Союзе. Стоит упомянуть, что в рамках политики сталинизма и его "тройки", под ширмой борьбы против религии была уничтожена интеллектуальная элита многих народов и народностей бывшего Союза. Но говорить о полномасштабном уничтожении традиционных ценностей таджикского народа в советский период означает выставлять советскую власть этаким монстром, ненавидевшим все старое и традиционное.

Негативно описывая процессы, происходящие в Таджикистане, автор, с одной стороны, полностью игнорирует все достижения независимого Таджикистана и, с другой стороны, довольно легко сваливает всю ответственность за состояние в стране на отдельно взятый академический институт, т.е. Институт философии, политологии и права им.А.Баховаддинова АН РТ. Этим он демонстрирует свою полную неосведомленность и незнание структуры Института. Но он, к сожалению, без учета исследовательской этики начинает интерпретировать факты по собственному желанию и пониманию. Поэтому доводим до сведения г-на Р.Бобохонова, что в Институте философии, политологии и права им.А.М.Баховаддинова существует ряд исследовательских отделов и секторов, которые занимаются изучением важных философских, социальных, политических, правовых, в том числе и религиозных проблем республики.

Автор возмущается: "Почему они не борются против нашествия суфизма в литературе?". Раньше, мол, ученые Отдела философии АН РТ (перечисляет фамилии: Х.Додихудоев, К.Олимов, А.Мухаммадходжаев, М.Мирбобоев, У.Султонов, М.Хазраткулов М.Султонзода, Г.Ашуров, Р.М.Маджидов, Н.Ф.Одилов, С.Ю.Дадабаева, Ш.Абдуллоев, Ш.Шоисматуллоев, К.Аскардаев и др.) успешно боролись с религиозным мировоззрением и "в рамках всесоюзного общества "Знание" читали лекции на разные общественно-политические и культурно-просветительские темы даже в самых отдаленных населенных пунктах республики. Советская власть, таким образом, боролась против отсталости, неграмотности и элементов архаики в быту таджиков во всей республике, особенно в его горной части". Ему должно быть известно, что все вышеперечисленные ученые так или иначе исследуя суфизм, написали ценные труды по этому направлению отечественной философии. Для сведения г-на Р.Бобоханова, хотим упомянуть, что из числа персидско-таджикских философов (перипатетиков) ни один ученый не был физически уничтожен, со стороны властей, а из числа суфиев было уничтожено много их представителей, так как их творчество было своего рода протестом против официального ислама. Для большей информации уважаемого "ученого", было бы хорошо, если он ознакомился хотя бы с трудами советских и российских ученых, таких как Бертельс Е.Э., Петрушевский И., Кныш А., Степанянц М.Т., Смирнов А.В. и др., которые посвящены суфизму. Может быть, их тоже перечислить в группу апологетов ислама? По его мнению, научные публикации многих сотрудников института, согласно последнему опубликованному сборнику также посвящены одной теме - теме Гюлена турецкому религиозному деятелю, а значит - исламу. Создается впечатление, что институт, по мнению г-на Р.Бобохонова, является исламским исследовательским центром. Он задается следующими вопросами: Может, институт назвать именем Гюлена? Где тут наука? Где тут светская философская наука? Куда делся научный атеизм? Куда пропали европейские и американские философские школы? Куда пропала социологическая школа? Где светские философы? Как сегодня формируется светское сознание в современном таджикском обществе? Где, как и кем формируется научное мировоззрение? Кто будет писать научные философские труды на светские темы? Кто будет изучать и исследовать другие философские школы? Кто будет бороться против исламизации таджикского общества? Кто остановит высокие темпы процесса политизации ислама? Чем занимается Комитет по религии в республике? Чиновники этого ведомства в курсе происходящего? Они читают работы этих ученых? Кто информирует верховную (президентскую), исполнительную, законодательную и судебную власть республики о религиозной ситуации в республике? Кто будет контролировать состояние общеобразовательной системы и академической науки в республике? Как обстоят дела в других академических институтах республики? Суфизм и ислам также проникли туда? И судя по этим волнующим Р.С.Бобоханова вопросам, что он не понимает или недопонимает, что такое "светское государство" и путает понятие светского с советским атеизмом и материализмом. Из вышеперечисленных вопросов можно заключить, что кандидат исторических наук Р.С.Бобоханов отстает от объективного и более того реального понимания мирового процесса, он хочет вернуть Таджикистан в прошлое, восстановить здесь советский закон о религии, разрушить хрупкий гражданский мир, достигнутый ценою жизни сотни таджикистанцев. Более того, думается, Р.Бобохонов страдает очевидной исламофобией.

Автор утверждает: "Судя по тому, что пишут сегодняшние поэты, суфизм и ислам проникли везде и всюду". Как жаль, что Р.Бобохонов до сих пор не разобрался и, к сожалению, не понимает, что такое "суфизм", как философское мировоззрение? Если общество состоит на 99% из мусульман, то о каком исчезновении ислама может идти речь? Это не архаика как он изволил выразиться, и не рудиментарное образование. Ислам является частью цивилизационной культуры народов, населяющих этот регион. Даже в те годы, когда против него велась ожесточенная классовая борьба со стороны воинствующего атеизма и под видом классовых врагов уничтожались достойные сыны Отечества, которые сегодня объявлены Героями Таджикистана, ислам приспосабливался, уходил в подполье, но не исчезал и навряд ли когда-нибудь исчезнет.

Перечисленные автором уважаемые ученые до сих пор работают в АН РТ. Да, они написали научные исследования (приведем некоторые из них: "Философские и социально-этические взгляды Санои", "Философско - теологические воззрения Газали", "Идеология накшбандизма", "Философский исмаилизм", "Религозно-философское учение Джалолуддина Руми", "Философия Мирзо Абдулкодира Бедиля") но это вовсе не означает, что все они "ударились" в суфизм и занимаются апологетикой ислама. Справедливости ради отметим, что ряд из этих ученых не только ограничиваются историей таджикской философии и суфизмом, ими также часто публикуются статьи в республиканских газетах, журналах и научных сборниках по проблемам национального самосознания, национального примирения, национального единства, светско-исламского диалога и.т.д. Почему-то автор об этих их трудах замалчивает или вовсе их не знает. И если эти ученые опубликовали свои статьи в сборнике "Хикмати тахаммул" ("Мудрость толерантности"), то это означает не столько восхваление Фатхуллы Гюлена, сколько обращение внимания к идеям нравственности, толерантности и диалога цивилизаций, выдвинутым в его трудах.

В повседневной общественной и исследовательской работе ученых Института философии, политологии и права АН РТ центральное место занимает идея всестороннего социально-политического и научно-технического развития Таджикистана как полноправного члена мирового сообщества. Эта идея базируется на демократических ценностях, на плюрализме и толерантности, на тех высоких моральных ценностях, которые выработаны исламской культурой, а именно умеренности, разумном компромиссе, заботе о стабильности и достижении консенсуса, о родителях и детях, законопослушности, совещательности, и других постулатах, которые намного важнее для общества, нежели донкихотство и крайне радикальные взгляды. Наравне с этим сотрудники института прекрасно представляют себе всю пагубность религиозно-политических проектов типа "исламского государства", "исламского халифата", спекулирующих исламскими понятиями о справедливости. Для разъяснения неприемлемости этих идей ученые института (которых Р.Бобохонов обвиняет в исламофилии) постоянно выезжают в Согдийскую и Хатлонскую области, ГБАО, РРП, вузы республики выступают перед студентами и учащимися и т.д., выполняя свой патриотический долг в деле пропаганды научного мировоззрения.

Если бы автор был объективным мыслящим человеком, он бы не смог не заметить другие, более насущные направления работы Института философии, политологии и права АН РТ, которые нашли отражение в многочисленных статьях, монографиях, научных сборниках. Тенденциозность статьи автора и его умышленный нападок на Институт видно из того, что он отождествляет отдел истории философии, где работает более десяти сотрудников с целым институтом, где работают более 140 научных сотрудников. Автору хотим напомнить, что в институте, кроме специалистов в области истории философии, одновременно работают видные специалисты в области изучения права, социальных проблем, политологии такие как Тоиров Ф.Т., Менглиев Ш., Буриев И, Шоисматуллоев Ш., Идиев Х.У., Гиеев К.Х., Бабаева Л.Я., Усманова З., Рахимов С.Х., Саидов А.С., Хоперская Л.Л., Кунтувдый Н.А., Махмадбеков М., Хидирова М.У., Хакимов Р. и много других. Только за последние десять лет ими изданы монографии и статьи на актуальные проблемы общества, в том числе: Махмадбеков М. "Миграционные процессы : сущность, основные тенденции и их особенности в современном обществе (опыт Таджикистана)" (2012), Сайфуллоев Н.М. Ивлев Ю.В. "Мантик" (Логика) (2013), Наврўз: дирўз, имрўз ва фардо. Гурўхи муаллифон. (2013), Шоисматуллоев Ш., Бахромбеков В., Насурова Б., Миров Ф. И др."Сотсиология". Учебник. (2013), Идиев Х.У. "Социальная философия" (2013), С.Джонбобоев "Центральная Азия сегодня. Хакимов Р.М. "Конфликтогенные факторы межнациональных и внутринациональных отношений в Таджикистане" - (143 стр.) Хакимов Р.М. Политическая партия: теоретические и методологические проблемы в политологии. (2014) (учебное пособие, в соавторстве); Сборники: "Современные проблемы философии" (2011, 2012, 2013), "Политико - правовые аспекты обеспечения безопасности в Центральной Азии" (2011), "Традиции и процессы демократизации в Таджикистане". (2011, 2012, 2013), Назаров Р.Н. Философия качества образования Таджикистана (социально-философский анализ). (2011), Коллективная монография "Трансформационные процессы". (2011), Джононов С., Ашуралиев М.И., Кунтувдый Н.А. соавт. "Шахрвандшиноси". Учебно-методическое пособие для высших учебных заведений.(2011), Буриев И.Б. Становление и развитие институтов государственности на территории Таджикистана (досоветский период)" (2012), Гадоев Б. Представительная система, (2012); Нусратов Л. М. "Проблемы формирования правосознания в современном Таджикистане (теоретико-методологические аспекты)" (2012), Тохиров Ф.Т. История государства и права зарубежных государств. (2012), "Социальные последствия трансформации и модернизации таджикистанского общества (2012), Тагаева С.Н. "Правовая сущность семейно-правовой ответственности (по материалам Республики Таджикистан)", Иброхимов С.И. Основные направления и развитие института административной юстиции в государствах Средней Азии: сравнительно-правовое исследование" (2012), "Становление и развитие Международного уголовного суда" (2005), Имомов А. "Административно-территориальное устройство Таджикистана" (2013), Идиев Ф.Ф. "Международно-правовые основы участия междуна-родных организаций в урегулировании конфликта в Таджикистане" (2013), "Имплементация норм международного гуманитарного права в Республике Таджикистан" (2006), "Международное гуманитарное право в Республике Таджикистан" (2007), "Международно-правовые аспекты урегулирования вооруженного конфликта в Таджикистане"(2011), Словарь международного права (2012), "Международно-правовые основы участия международных организаций в урегулировании конфликта в Таджикистане" (2013); учебники: "Международное право" (2009), "Теория государственного управления" (2013), учебные пособия "Право внешних сношений" (2013), "Комментарий к Водному кодексу Республики Таджикистан" (2013), "Хрестоматия по международному публичному праву" (2014), "Право Европейского Союза"(2014); Тохиров Ф.Т. "Хрестоматия по истории государства и права Таджикистана" (2014), Абдуджалилов А. Теоретические проблемы правового регулирования отношений в Интернете: гражданско-правовые аспекты. (2014), Неъматов А. "Правотворчество в Республике Таджикистан", (2013), Университет Тиссена в Германии" (2014) (на англ.яз.), Зоиров Д.М., Сафаров Б.А. Суверенная государственность на постсоветском пространстве. (2012) и др.

Сотрудники Института философии, политологии и права им.А.Баховаддинова АН РТ проводят исследования по 16 научно-исследовательским темам, в которых рассматриваются проблемы логики, онтологии и гносеологии, социальной философии, политологии, истории философии, философии культуры, философии религии и др., а также изучаются современные проблемы в области юридических наук. Наши исследователи изучают философское наследие известных и малоизвестных таджикских мыслителей. Их социальные, политические, этические и эстетические воззрения становятся в итоге достоянием всей человеческой цивилизации. Изучая философские воззрения прошлого нашего народа сотрудники Отдела истории философии, вопреки идеям европацентризма, стараются доказать, что таджики имели и имеют свои философские школы, объяснить их особенности. Философское прошлое таджиков - это не только суфизм, но и философия перипатетиков, философия друзей материи, философия естествоиспытателей (Беруни и др.), философия зороастризма, манихейства и т.д. История философии - это не только школа развития мысли, но и важный элемент национальной идентичности. В условиях политической независимости, если нация в лице своих ученых не изучает проблемы духовной и культурной ментальности и идентичности, к чему и призывает руководитель государства, то о какой независимости может идти речь?

Автор статьи, обвиняя Институт философии, политологии и права им.А.Баховаддинова АН РТ в распространении ислама, опирается только на один сборник, который институт не опубликовал. В этот сборник включены всего лишь несколько статей (точнее 3 ), которых назвал Р. Бобохонов, а там 39 статей представленных многими видными учеными республики. Хотя, судя по высказываниям Р.Бобохонова, он совсем не знаком с содержанием статей этого сборника, где пропагандируются идеи нравственности, толерантности, просвещения, а о призыве к каким-либо крайним идеям нет и речи. Более того, г-ну Р.Бобохонову не мешало бы ознакомиться с содержанием монографий, книг и статей сотрудников института, которые посвящены не только суфизму, но и другим направлениям философского знания. Автор, претендующий на всесторонний анализ деятельности Института философии, политологии и права, даже не удосужился узнать хотя бы о том, какие отделы в нем функционируют. Кроме отдела истории философии, в нем есть отделы социальной философии, политологии, социологии, философии культуры, отделы изучающие проблемы права, которые изучают процессы, происходящие в обществе. В целом Институт занимается тем, что он должен заниматься, - исследованием истории философии и современными течениями в ней, он пропагандирует науку. За последние 5 лет сотрудники института опубликовали более 150 книг, 600 научных и научно - популярных статей, в которых рассматриваются вопросы философии, социологии, политологии и права. Многие книги написаны впервые и получили высокую оценку не только у нас, но и за рубежом. (Обо всех публикациях можно получить информацию на сайте института www.ifanrt.tj); о научных достижениях его сотрудников - в ежегодном отчете Академии наук РТ ( www.anrt.tj.). Автору статьи не мешало бы предварительно ознакомиться с этой информацией.

Также необходимо учитывать факт, что вопреки пожеланиям критиков института в стране и за ее пределами, любой академический институт имеет собственные цели и задачи: история философии же как наука также имеет собственный объект исследования - философское и социально-политическое наследие таджикского народа. "Переключаться" отделу истории философии Института на исследование современных проблем было бы нелогично. Думается, каждый должен заниматься своим делом. Исследователи истории философии института стремятся показать панораму диалога разума, науки и веры, представить богатую плюралистическую палитру философской мысли, сложившуюся даже в период средневековья. Все это можно увидеть в 3-х томном издании "Истории таджикской философии с древнейших времен до XV в.", а также в 5-томном издании по истории философии таджикского народа.

В настоящее время Институт философии, политологии и права как и другие научные институты в целом, находится в процессе трансформации. Состав института сегодня пополняется новыми сотрудниками, идет интенсивная подготовка кадров, приветствуются инновационные инициативы и исследовательские проекты, например учебник по "Концепции естествознания (для гуманитарных факультетов)", "Эстетика", "Философия культуры", "Этика", "Философия нанотехнологии", "Инновация и научное мировоззрение" т.д. К сожалению, не все выпускники зарубежных университетов могут интегрироваться в этот процесс: этому мешают разные факторы - уровень зарплаты, недостаточная материальная и техническая база, а также причины ментального, психологического характера, например, феномен "культурного шока", когда у молодых людей - слишком большие ожидания и амбиции, которые институт в данный момент удовлетворить не может по объективным причинам.

Выводы. Текст проанализированной нами статьи свидетельствует о том, что, голословно обвиняя Институт философии, политологии и права АН РТ в отсталости и исламизации общества, автор не дал себе труда до написания своего "опуса" хотя бы просто ознакомиться с опубликованными трудами ученых института, а предпочел "пройтись по шапкам", т.е., заголовкам статей и диссертаций отдельных сотрудников Института.

Автор статьи не учитывает также тот факт, что Институт философии, политологии и права является академическим исследовательским центром. Все результаты и выводы исследовательских работ сотрудников института опираются на факты, на данные социологических исследований, а в случае с историей философии и религии - на первоисточники, по которым не каждый может работать.

Особо отметим, что автор не отличается особой щепетильностью в отношении собственного стиля, чрезмерно уверен в хорошем знании русского языка, и поэтому не удосужился отдать свой текст на редакцию. В результате текст пестрит элементарными ошибками, режущими глаз. Несмотря на то, что большая часть материала позаимствована автором из других источников, Р.Бобохонов не удосужил привести ссылки на используемую литературу. Он предпочел ссылаться только на себя, свои собственные труды, где оскорбляет таджиков: "Кулябский этно-региональный клан через несколько дней после завершении сессии первым нарушил условия договоренностей. Заключив тайный союз с гиссарскими узбеками и получив гарантию помощи со стороны Узбекистана, кулябцы перешли к тактике истребления Объединенной оппозиции. Именно с этого момента основную вину и ответственность за дальнейшие кровавые события заключительного этапа гражданской войны, которые можно охарактеризовать как "преступление против человечности", по нашему убеждению, должны нести представители кулябского этно-регионального клана, гиссарские узбеки и руководство Узбекистана" 4).

Все это говорит о клевете в адрес руководства страны, а заодно не соблюдении принципов академической честности. В целом подобные статьи Р.Бобохонова являются ярким свидетельством того, что некоторых критиков вовсе не интересует реальное положение дел как в институте, так и в стране, как безразличны им и сложные процессы трансформаций и преобразований в Таджикистане. Такие люди в своем неуемном желании угодить неизвестному пока "хозяину" и получить подачку преследуют совершенно иные цели, ради которых готовы хаять и очернить страну, в которой выросли.

На наш взгляд, несмотря на такую самоуверенность автора, Центр изучения современных процессов и научного прогнозирования АН РТ, как уверяет Р.С.Бобохонов, не заменит функции Института философии, политологии и права АН РТ, так как каждое структурное подразделение занимается своими проблемами. Да, институт находится рядом с исследователями этого Центра в той же Академии наук РТ, более того, отметим, что большинство сотрудников указанного центра являются бывшими сотрудниками института, они хорошо знают структуру и научные направления института, а также то, что институт этот не занимается только историей философии, но и современными проблемами.

Автор, сидя в комфортном кабинете в Москве, напрасно опасается того, что этому центру грозит опасность получить "удар и в спину и на рабочем месте". Р.Бобохонову, как старшему научному сотруднику Института Африки РАН, согласно функциональным обязанностям, лучше было бы заняться актуальнейшими проблемами стран Африки, а не нагнетать политическую обстановку в Центральной Азии, пугая регион исламом и исламизацией. Мы же свои проблемы хорошо знаем и сами разберемся в них и решим.

Нужно признать, что Таджикистан, как и другие страны, в силу объективных причин, своеобразия исторического пути развития, условий материальной и духовной жизни, имеет свою специфику, свои особенности. Эти особенности, закрепляясь в обычаях и традициях, передаваясь из поколения в поколение, фиксируются в нормах культуры, накладывают отпечаток на развитие и формирование духовного мира представителей народа, определяют экономическую и социально-политическую деятельность нации. И конечно же, одним из важных социально-политических и культурных явлений остается религия, как отмечает сам автор. Этот вопрос, т.е. место религии в системе культуры актуален не только для сегодняшнего Таджикистана, но и для других стран, например, и для, России, и для стран Европы, и даже для США. То, что религиозное сознание становится массовым не только в Таджикистане, но и во всем мире, имеет много причин, начиная с исторически сложившихся процессов, социально-экономических условий и вплоть до геополитических трансформаций проводимых под эгидой определенных держав. Но сейчас речь не об этом, так как руководство Таджикистана в годы независимости, с целью преодоления ошибок в отношении оценки роли религии в прошлом, предприняло ряд мер, позволивших установить стабильность в обществе и способствующих новому научному осмыслению проблемы исламского фактора как в республике, так и в Центральной Азии в целом. Таким образом, руководство страны определило свое отношение к религии. Государство у нас - светское, религия - дело каждого гражданина, а исследовательские институты делают все для того, чтобы развивалась таджикская наука и этим способствуют развитию научного мировоззрения.

Поэтому необходимо понять, что односторонний атеистический подход к этому вопросу, постулируемый в эпоху Нового времени в Европе и в советское время, является несостоятельным и даже может вызвать обратный резонанс и способствовать появлению религиозного экстремизма и радикализма. Радикальное противостояние религиозным явлениям и чувствам без учета специфики и причин их проявления служит основой для усиления агрессивной формы религиозного сознания типа ИГИЛ , с одной стороны, и ослабляет светское мировоззрение, с другой. Если игнорировать религиозное сознание, религиозные ценности, говорить о дальнейшем развитии нашего общества во всех его многосторонних аспектах и проявлениях трудно. Роль религии никогда нельзя отбрасывать со счетов. Об этом неоднократно говорилось и в речах главы нашего государства. Заметим, что современная философии носит плюралистический характер.

Историю, философию, культуру и язык таджикского народа, кроме самих таджиков, вряд ли будут так глубоко и основательно изучать другие ученые. Согласно научной этике прежде, чем критиковать представителей тех или иных отраслей наук, надо хорошо изучить специфику этой науки.

Статья Р.С.Бобохонова -это его субъективное мнение, и спорить об этом не стоит. Она предвзята, написана без учета современной обстановки не только в мире, но и в Таджикистане. Автор забыл, что у таджиков, так и у многих центральноазиатских народов, цивилизационная культура зиждется на ирано-исламских ценностях, без чего было бы трудно говорить об их идентичности.

Сегодня как никогда мы должны сосредоточить все наши силы на том, чтобы сохранить стабильность в стране, поддержать политику государства и сплотиться вокруг всенародно избранного Президента во имя сохранения целостности страны и ее культуры, ее народа и ее науки.

Институт философии, политологии и права им.А.Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан

Ссылки:
1). Выступление Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона на Республиканской конференции, посвященной 1310-летию Великого Имама 26.02.2009//Электронный ресурс. Режим доступа: www.president.tj
2). См. преамбулу Закона Республики Таджикистан "О свободе совести и религиозных объединениях"// Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2009. №3. С.82; Закон РТ от 28.06.11г., №739
3). Конституция Республики Таджикистан. – Душанбе: Конуният, 2003. Статья 8.
4). Р.Бобохонов. Гражданская война в Таджикистане. 29 апреля 2013 г. // https://www.facebook.com/permalink.php?id=250502545002820&story_fbid=491585707561168

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1423150500


Новости Казахстана
- Ряд международных соглашений рассмотрят сенаторы на заседании Палаты
- Мажилис одобрил законопроект по борьбе с лудоманией в первом чтении
- О правящей элите и бюрократии
- Снижение цен на социально значимые продукты отмечается вторую неделю подряд в РК
- Канат Бозумбаев дал ряд поручений по противопаводковым мерам в ЗКО
- О традициях
- Кадровые перестановки
- Два техрегламента ЕАЭС усовершенствованы по инициативе Казахстана
- Казахстан принял участие в 80-й сессии Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана
- Непродуктивные посредники исключаются из цепочки электроснабжения
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх