КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 07.05.2015
21:07  Как сильно сокращение денежных переводов из России ударило по странам ЦАзии? - Д.Триллинг
21:05  Кыргызстан: Экономические проблемы ведут к росту числа самоубийств, - Анна Лелик
20:44  США готовят в Македонии "цветную революцию" против "Турецкого потока", - К.Качалин
20:43  Донецкая Народная Республика создала свой военный флот в Азове (видео)
20:23  Трубопроводно-информационные войны. О прикладных аспектах "энергетического ура-патриотизма", - А.Собко
18:42  В Астане прошел парад с рекордным количеством военной техники
18:39  Супружеская пара российских дипломатов, пропавшие в Непале, найдены погибшими

18:31  Россия и Китай сжигают мосты. Почему Москва и Пекин двигаются в направлении военного союза, - "СП"
11:08  Пожинающие бурю. Информационные войны вокруг Казахстана, - Р.Гарипов
11:06  Куда уходят миллионы. Ситуация с казахстанско-российским ракетным комплексом "Байтерек" никак не проясняется...
10:53  Мой прадед, Заир Кашкенбаев - Герой! Давил фашистов и бандеровцев
10:27  "Сомали" - это потому, что летом, в жару, одеты были как пираты.., - первое интервью "Донецкого Чапая" - команданте Гиви
09:08  Басмачество - как священный джихад против советской власти в Центральной Азии. Ч. 2, - Р.Бобохонов
09:04  Национальный банк Кыргызстана начал продавать золотые мерные слитки
08:53  Тайна происхождения этнонима "казак/казах". Что в имени тебе моем? - М.Абдиров
08:16  Не тот калибр! Почти $1 млн убытков нанес Кыргызстану заведомо невыгодный контракт с Тульским патронным заводом - ГКНБ КР
07:47  Три жены все-таки вредно для здоровья, или.., - Ученые из Саудовской Аравии выяснили
07:43  "Укрывшиеся в лесополосе Таджикистана талибы – это слухи". Душанбе в панике, - "РО"
07:41  Смартфоны для таджикской молодежи: помощник, источник знаний, или разврат? - Тохири Сафар
07:15  Сложная внутриполитическая ситуация в Пакистане, - Владимир Симонов
06:57  Как предотвратить радикализацию казахского национализма? На распутье, - Сауле Исабаева
06:50  Россия – Турция: стратегические партнеры или соперники? - Иван Стародубцев
06:48  Ралли-рейд "Rally KAZAKHSTAN 2015" стартует в Актау
06:37  России сегодня надо одбить вероломное нападение... правительства Медведева, - Михаил Делягин
06:26  Мы в неоплатном долгу перед павшими в войне. Обращение глав СНГ к Дню Победы
06:13  Афганистан этой весной накосит очередной рекордный урожай опиатов
06:04  Противоречивое партнерство Китая и России, - Маре Тропп
06:00  Проблемы с мировым порядком Киссинджера, - Foreign Policy
01:36  Может ли трагедия в Гималаях повториться в Кыргызстане? - "Эл деми"
01:34  Алима - розовый ноготь. Супруга Айсултана Назарбаева (внук) засветилась на обложке SNC Kazakhstan (фото)
00:40  Подарками не разбрасываются, или Почему таджикские чиновники не уходят в отставку? - Х.Бахтиер
00:36  Уря! Хатлон выполнил план весеннего отлова призывников на 98%
00:25  Россия сорвала планы Брюсселя по уничтожению судов, которые транспортируют нелегальных мигрантов, - Financial Times
00:12  В Астане вышла книга Берика Абдыгалиулы о забытых героях-казахстанцах Великой Отечественной войны
00:03  Самый популярный актер Индии Салман Кхан осужден на 5 лет. За смертельное ДТП
Среда, 06.05.2015
22:01  Аден. Снейпер-хусит "снял" генерала правительственной армии Йемена Али Насера Хади
19:12  США выделили разбомбленному Йемену $68 млн на ликвидацию последствий гум-катастрофы, которую сами же и организовали
18:59  Военное вмешательство саудитов в Йемен - не просто попытка подавить восстание. Это.., - Нихат Али Озджан
18:52  В Москве свинтили очередную таджикскую этническую ОПГ. Изъято 25 кг черного и бежевого героина
18:50  Ислам Каримов за 3 дня до Парада Победа отказался приезжать в Москву
18:32  Почему казахстанки так стремятся выйти замуж за иностранцев? - Айжан Искакова
18:24  Связист-суворовец Аскар Жумагалиев возглавил "Казатомпром"
18:19  В Урджарский район Восточно-Казахстанской области доставлен с Украины прах героя ВОВ Акана Токбаева
18:13  "Гарамаяк" туркменскому народу, - Т.Ковусов
17:23  Ассимиляция русскоязычных как условие самоидентификации казахов, - А.Гали/В.Купцов
10:28  Новый российский танк Т-14 "Армата" (фото) вверг НАТО в уныние
10:25  В Восточном Казахстане найден камень с вросшим в него железным болтом. Их "возраст" - старше динозавров... (фото)
10:24  Брат одиозного экс-мэра Оша Мырзакматов арестован за мошенничество
10:23  В Луганской Народной Республике начали выдавать свои паспорта (видео)
10:21  Ляшко-стан. На Украине олигархат деморализовал трудящихся, - Аждар Куртов
10:20  Посольство Германии в Москве не приняло бюст Сталина в подарок от КПРФ - испугались, попрятались (фото)
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Басмачество - как священный джихад против советской власти в Центральной Азии. Ч. 2, - Р.Бобохонов
09:08 07.05.2015

Теперь немного о басмачестве Ферганской области, которое в исторической науке характеризуется как первый очаг возникновения басмачества в целом. Об этом мы подробно говорили выше, изучая разных версий возникновения этого военного конфликта.

Наиболее активное движение басмачества началось в 1918 году в Ферганской области после взятие Коканда и ликвидации большевиками Кокандской автономии. Многие жители Коканда во время штурма вынуждены были бежать из города и в дальнейшем сформировать организованное сопротивление большевикам. Таким образом, по всей Ферганской долине и ее окрестностям стали создаваться отряды сопротивления, которые возглавляли курбаши - полевые басмаческие командиры.

В первое время это организованное сопротивление возглавил Кичик Эргаш (Маленький Эргаш в переводе с турецкого), бывший начальник полиции Коканда. После его гибели движение возглавил Эргаш - курбаши известный под именем Ката Эргаш (Большой Эргаш в переводе с турецкого), который являлся к тому времени авторитетным кокандским священнослужителем. Он сразу призывал всех жителей Ферганской долины к священному джихаду против неверных - большевиков. Поскольку он был довольно известным религиозным деятелем, на его призыв реагировали многие жители области. К нему подтянулись люди из разных слоев общества, чтобы стать членами его отрядов. В январе 1919 года общая численность его отрядов достигала 15 тысяч человек. Таким образом, образовалось довольно крупное военное формирование, которое вступило в религиозную войну против советской власти. Помимо армии Эргаша, в 1918-1919 гг. в Ферганской долине действовали более 40 других средних и мелких басмаческих отрядов[50].

В среде басмаческого движения в первые годы возникла конкуренция за верховенства между ее лидерами. Главным конкурентом Ката Эргаша выступил Мадамин-бек. Он создал крупный отряд и перестал подчиняться Эргашу, чтобы самостоятельно возглавить часть басмаческого движения в Ферганской долине. Мадамин-бек был жесток и суров, поскольку имел "богатое" уголовное прошлое, хотя некоторые современные историки Центральной Азии возвысили его фигуру до уровня национального героя. Этих авторов и их работ мы упомянули выше. В 1919 году Мадамин-беку удалось возглавить большую часть басмаческого движения в регионе. Его отряды неоднократно пытались взять штурмом Андижан и перерезать железную дорогу, но безуспешно. Поэтому он был вынужден 22 августа 1919 года заключить союз с Крестьянской армией русских поселенцев во главе с Константином Монстровым. Позже 22 октября они вместе создали коалиционное Временное Ферганское правительство. В рамках этого правительства Мадамин-бек смог заключить союз с Ката Эргашом, позже к этому союзу присоединились и другие курбаши из всей Ферганской долины. Таким образом, под эгидой Ферганского правительства отряды Мадамин-бека вновь объединились с отрядами Эргаш-курбаши и других ферганских полевых командиров[51].

Как мы видим, в 1918-1919 гг. в Ферганской долине разгорелась настоящая религиозная война басмачей против большевиков. Бывший священнослужитель Ката Эргаш являлся автором многих лозунгов для священного джихада басмачей против советской власти. Некоторые из них становились постоянными на протяжении всей религиозной войны. Главная их суть заключалась в одном: призывать широчайшие слои населения к священному джихаду против неверных- кафиров - большевиков. Но были также лозунги, которые, отражали суть происходящих событий, поэтому они часто менялись в зависимости от военной ситуации, действия большевиков и самых басмачей. Все лозунги излагались кратко-в двух-трех словах и были простые по форме и содержанию. Например, "Марг ба большевикон!" ("Смерть большевикам!", в переводе с таджикского), "Ватанро аз кофирон озод кунед!" ("Родину освободите от неверных!", в переводе с таджикского), "Барои Давлати Исломи!"("За Исламское Государство!", в переводе с таджикского), "Барои Исломи мукаддас!"("За священный Ислам!", в переводе с таджикского), "Барои Дин!"("За Веру!", в переводе с таджикского), "Барои мусальмонон!"("За мусульман!"), "Барои Лашкари Ислом!"("За Исламскую Армию!", в переводе с таджикского) и т.д. Лозунги примерно такого содержания прозвучали и на других языках местного населения. Были приказы, которые часто повторялись и становились лозунгами, например: "Кишлокро оташ занед!" ("Сжечь кышлак!", в переводе с таджикского), "Обро бандед!" ("Перекрывать воду!", в переводе с таджикского), "Рохро бандед!" ("Перекрывать дорогу!", в переводе с таджикского) и т.д.[52].

К концу 1919 года басмаческие отряды уже контролировали почти всю Ферганскую долину, за исключением крупных городов и железных дорог. Хотя были и попытки захвата крупных городов. Например, объединенная группа басмаческих отрядов под руководством Мадамин-бека захватила г. Ош и начала наступать на Андижан, Скобелев и Наманган, но потерпела поражение и отступила в горные районы. Но в начале 1920 г. ситуация на ферганском фронте боевых действий изменилась в пользу Красной Армии. Некоторые басмаческие отряды были разгромлены, другие вступили переговоры с Красной Армией, третьи уходили в пограничные горные районы Восточной Бухары (нынешний Таджикистан). В такую же ситуацию попал сам Мадамин-бек. В феврале и начале марта 1920 года его отряды были окружены красноармейцами. 6 марта Мадамин-бек был вынужден признать поражение и заключить с Красной Армии мирное соглашение. Согласно этому документу он признал советскую власть и его отряды вступили в состав Красной Армии. Со стороны других басмачей решение Мадамин-бека было расценено как предательство всему басмаческому движению. Поэтому в рамках священного джихада его поступок был осужден и жестоко наказан. В мае того же года Мадамин-бек был захвачен отрядом командира киргизских басмачей Хал-ходжи и казнен[53].

Красная Армия постепенно научилась манипулировать конфликтами и разногласиями, которые часто возникали между курбаши басмаческих отрядов. Более того, она начала переговоры с некоторыми из них, чтобы они перешли на сторону советской власти. Но тактика переговоров не всегда срабатывала позитивно, случай с Мадамин-беком было этому подтверждение. После Мадамин-бека басмачество в Фергане возглавил Шер Мухаммад-бек, который был известен под имени "Куршермат" или "Шермати якчашма" ("слепой Шермат" или "одноглазый Шермат", в переводе с таджикского). Куршермат, как и Мадамин-бек имел уголовное прошлое и один глаз потерял в молодости в драке. До этого времени его собственные отряды воевали в восточной части Ферганы. Следует отметить, что к тому времени большевикам удалось после всеобщей мобилизации в Туркестане сформировать боеспособную армию во главе с Михаилом Фрунзе. Более того, по приказу М. Фрунзе в кышлаках стали конфисковать лошадей для нужд Красной Армии, чтобы оставить басмачество без средств передвижения. Эмир Бухары Саид Алим-хан по-прежнему не поддерживал религиозную войну басмачей в Ферганской долине. Он пока еще соблюдал нейтралитет, чтобы не допустить разгрома эмирата со стороны Красной Армии, но в скором времени ему не удалось этого избежать[54].

Религиозная война в Ферганской долине теперь продолжалась под руководством Куршермата. Летом 1920 года ему удалось объединить часть басмаческих отрядов Ферганы, чтобы создать "Лашкари Ислом"("Исламская Армия", в переводе с таджикского). Он также сформулировал главные цели и задачи этой армии. Исламская Армия должна была победить в священном джихаде, изгнать большевиков-неверных из региона, ликвидировать советскую власть, восстановить все исламские институты в обществе и создать исламское государство. Теперь главными лозунгами войны были следующие: "Барои Ислом!", "Барои Лашкари Ислом!" и "Барои Давлати Ислом!" ("За Ислам!", "За Исламскую Армию" и "За Исламское Государство!" в переводе с таджикского). Исламская Армия под руководством Куршермата развернула боевые действия в районе Андижана, Джалал-Абада, Оша, Коканда и Намангана. Несколько месяцев шли бои, пока Красная Армия не переломила ситуацию в свою пользу. Ближе к осени 1920 года Исламская Армия серьезно ослабла. После, Красной Армии удалось ее расчленить на несколько мелких групп и уничтожить каждой по отдельности. Остатки отрядов Куршермата и его соратника Муэтдин-бека вынуждены были перейти к тактике партизанской войны. Теперь небольшие мобильные группы басмачей периодически совершали налет и диверсии против частей Красной Армии. В это время Красная Армия перебросила некоторые свои подразделения на завоевание Бухарского эмирата. Пока Красная Армия была занята захватом Бухары, остатки басмаческих отрядов в Фергане вновь собрались, чтобы продолжит священную войну. В конце 1920 года священный джихад басмачей-моджахедов в Ферганской долине получил новый размах[55].

В начале 1921 года вновь разгорелась война во всей Ферганской долине. Красная Армия после разгрома Бухарского эмирата обратно перебросила все свои силы на подавление басмачество в этот регион. К этому времени она накопила огромный опыт в борьбе с басмачами-моджахедами и использовала разные способы разрешения конфликта. Помимо переговоров были проведены некоторые корректировки в ходе компании. Временно были восстановлены исламские институты в обществе, было разрешено посещать мечети и культовые сооружения, была объявлена амнистия некоторым басмачам и т.д. Эти временные корректировки и послабления сыграли на руку большевикам и Красной Армии, многие басмачи перестали воевать и вернулись к мирной жизни. Параллельно с этим Красная Армия продолжала наступать и уничтожать басмаческие отряды. Осенью 1921 года некоторые отряды Куршермата были разгромлены, сам он вынужден был эмигрировать в Афганистан. Остатки его отрядов присоединились к Муэтдин-беку и продолжали войну до середины 1924 года. К осени 1924 года в Ферганской долине не осталось крупных и средних отрядов басмачей, Красная Армия уже контролировала ситуацию в регионе. Оставшиеся мелкие группы ушли в горы или присоединились к другим басмаческим отрядам в Восточной Бухаре[56].

Анализируя краткую хронологию басмаческого движения в Ферганской долине, мы убедились в том, что здесь разыгралась настоящая религиозная война – священный джихад против неверных-большевиков и советской власти. Здесь на лицо имелось все атрибуты мусульманской религиозной войны. Цели, задачи, программные заявления и лозунги, преимущественно, были религиозные. Более того, в отличие от Хорезма религиозная война басмачей-моджахедов началась сразу после прихода большевиков и советской власти. Ею с первых дней начали руководить не вожди племен, как Джунаид-хан в Хорезме, а местные авторитетные богословы, как Ката Эргаш.

Теперь переходим к основным событиям басмаческой войны в Бухарском эмирате, который являлся в те годы главным мусульманским регионом всей Центральной Азии. Основные мусульманские институты, соборные мечети, медресе, культовые сооружения, святые места-мавзолеи шейхов, правителей и т.д. находились в этом мусульманском теократическом государстве. Эмир Саид Алимхан сохранял нейтралитет, пока священный джихад басмачей был в разгаре в Ферганской долине. Но это продолжалось до осени 1920 г., пока большевики не свергли его самого. Согласно логике исторической ситуации в Бухаре должно было начаться мощное басмаческое движение. Так оно и случилось. Но прежде чем переходить к анализу басмаческой истории в Бухаре, следует упомянуть некоторые события, которые произошли в соседнем Самаркандском районе боевых действий.

В Самаркандской области священная война басмачей началась с 1918 и продолжалась до начала 1923 года. Сама область в 1918 году признала независимость Матчинского бекства и входила в ее состав. Поэтому все басмаческие отряды непосредственно подчинялись Матчинскому правителю. Центр этого бекства находился далеко в горах в верховьях реки Заравшан и назывался Обордон. Басмаческие отряды зимовали в этом кышлаке, но в остальное время совершали рейды в долину Заравшан и ее окрестности. Эти отряды осенью 1919 года захватили Пенджикент, Ура-Тюбе и Худжанд[57]. Многими отрядами руководили бывшие священнослужители, поэтому их цели, задачи и лозунги были религиозные. Отряды были не большие, но очень мобильные. Поскольку они имели надежный тыл и постоянное место для зимовки в Обордоне, были уверены , что их никогда не найдут и не накажут. Поэтому они совершали жестокие преступления не только по отношению к большевикам и советской власти, но и к мирным жителям соседних районов.

Красная Армия 4 года боролась против этих отрядов, лишь в марте 1923 года смогла их окончательно оттеснить к горам и окружить. После месячной осады и ожесточенных боев кишлак Обордон-столица Матчинского бекства был захвачен[58]. Мелкие и разрозненные группы басмачей растворились в горах и в дальнейшем иногда совершали набеги и диверсии против советской власти. Следует отметить, что басмачество в Матчинском бекстве, преимущественно, имело уголовный характер, хотя там были некоторые элементы религиозной войны. Но эти отряды показывали самым ярким образом басмаческий террор, о котором говорилось выше. Красный террор этому басмаческому террору во многом уступал. Поэтому эти отряды не получили широкую поддержку среди местного населения. Соответственно, в регионе не развернулась широкая религиозная война басмачей-моджахедов против советской власти.

В отличие от Матчинского бекства настоящая религиозная война басмачей развернулась на всей территории бывшего Бухарского эмирата и Восточной Бухары. До осени 1920 года Бухарский эмират согласно двум декретам большевиков оставался независимым государством, поэтому эмир, как было отмечено выше, сохранял нейтралитет и не вмешивался в басмаческие дела. Но большевики нарушили свои обязательства, 2 сентября 1920 года Бухара была оккупирована частями Красной Армии, 15 сентября эмират был низложен, а 8 октября была провозглашена Бухарская Народная Советская Республика[59]. После этого эмир присоединился к священной войне басмачей против большевиков. Он эмигрировал в Афганистан, чтобы находится в безопасности и оттуда стал руководить священной войной через своего доверенного лица - Ибрагим-бека. Он стал главнокомандующим Исламской Армии свергнутого эмира и его сторонников.

Согласно мнению большинства советских авторов, как было отмечено выше, сам эмир и его доверенное лицо - Ибрагим-бек не могли развернуть такую серьезную войну против большевиков. В этом им помогли иностранные государства, прежде всего, Великобритания. Но некоторые постсоветские авторы, как К. Абдуллаев и другие наличие такого влияния и помощи со стороны Англии Ибрагим-беку и всему басмаческому движению вовсе отрицают. Например, К. Абдуллаев в интервью агентству ИА REGNUM заявил следующее: "Никакого ваххабизма не было в помине во время басмачества в Таджикистане, и тем более, не было английских агентов. Во всяком случае, мне такие сведения не попадались. Был панисламизм, который разогревался и направлялся Германией, пытавшейся с его помощью потеснить Англию на Ближнем и Среднем Востоке. Англия, которая в это время владела Индией, была заинтересована в сохранении этой „жемчужины в короне Британской империи". … Кроме того, они подозревали, что за басмачеством стоит Турция, а за той Германия - заклятый враг Британии. Я читал документ, подготовленный правительством Британской Индии в 1918 г. накануне мирной конференции в Версале, в котором определена ее политика в отношении „русской Средней Азии". Его суть: … Главная опасность - вызванный падением царизма хаос, который может привести к панисламистскому движению и к которому могут присоединиться мусульмане Индии. Потому было решено в помощи басмачеству отказать " [60]. Как мы видим, наличие иностранной помощи, все-таки, имело место, если не Великобритания, то Турция, Германия или кто то другой.

Первые басмаческие отряды свергнутого эмира сразу начали священный джихад после захвата Бухары большевиками. Эти отряды формировались из остатков разгромленной армии эмира. Они начали войну в Гиссарской долине: в районах Шахрисабза, Термеза, Шерабада, Китаба и Душанбе, затем продолжили в Кулябе, Гарме, Каратегине и Дарвазе, часто переходили границу и вновь возвращались в Восточную Бухару. К концу 1920 года Красной Армии удалось отбить Шерабад, Китаб и Яккабаг, после чего басмаческие отряды были оттеснены к горным ущельям Каратегина, Дарваза и Куляба. Война продолжалась, но преимущество было на стороне красноармейцев. К концу февраля 1921 года им удалось освободить от басмаческих банд Душанбе, Куляб и Гарм. В июле 1921 года многие басмаческие отряды потерпели серьезные поражения под Гармом. На помощь к ним в сентябре этого года пришли более 4000 тыс. бойцов Ибрагим-бека, которые помогли им нанести ответный удар частям Красной Армии[61]. С этого момента басмачество укрепило свои позиции в Восточной Бухаре надолго и всерьез. Таким образом, здесь определился новый фронт боевых действий басмачей против советской власти, который временами был активен до 1934 г.

В бухарском басмачестве были не только свои герои, как Ибрагим-бек, но и пришлые. Осенью 1921 года в Центральную Азию прибыл бывший военный министр Турции и лидер младотурок Энвер-паша. У него была особая миссия. Она заключалась в том, чтобы превратить басмаческое движение не только в священный джихад, но и пантюркистское сопротивление. Для достижения этой главной цели он установил связи с Куршерматом в Ферганской долине и с Джунаид-ханом в Хорезме. В результате переговоров ему удалось сформировать 20-тысячную армию басмачей под знаменам панисламизма и пантюркизма. В конце 1921 года армия Энвер-паши захватила Душанбе, затем Карши и начала наступление на Бухару. Но в ходе ожесточенных боев с Красной Армии это наступление было остановлено, далее бои шли в районах Вабкент, Гиждуван и Кермине. После неудачных военных операций против красноармейцев в начале 1922 г. Энвер-паша вынужден был уступить и переместиться к Байсуну, Балджувану и Кофрюку. Но Красная Армия преследовала его и там нанесла ему очередное поражение с 15-го по 29-го июня 1922 года. После освобождения Душанбе(14 июля 1922 года) войска Красной Армии разбили отряды Энвер-паши под Байсуном, Балджуваном и Кофрюком. Оставшиеся его отряды были разбиты в этих краях в августе того же года. Сам он был убит в ходе боев в том же месяце в Балджуване[62]. Как мы видим, в этот период религиозная война басмачей имела также программу, цели, задачи и лозунги пантюркистского характера. Идеи пантюркизма и панисламизма соединились в едином фронте, это придавало басмаческому движению не только религиозный смысл, но и мощнейший национальный колорит. Пантюркистские идеи и лозунги сыграли важную роль в процессе размежевания национальных республик Центральной Азии в будущем, поскольку большевики и советская власть реагировали на них периодически.

После убийства Энвер-паши Турция отправила в Центральную Азию другого и не менее известного эмиссара, бывшего турецкого офицера-Салим-пашу(Ходжа Сами-бей-его настоящее имя). Ему было поручено организовать вооруженную борьбу басмачей в той же Восточной Бухаре. Это было своего рода месть за погибшего Энвер-паши. У Селим-паши были те же цели, задачи и лозунги панисламистского и пантюркистского содержания. В марте 1923 года его отряды соединились с бойцами Ибрагим-бека, чтобы захватить Восточную Бухару. Первые попытки были неудачные. Красная Армия к этому времени накопила огромный опыт и знала очень хорошо местности. Объединенная исламская армия Селим-паши и Ибрагим-бека была вынуждена разделиться на две части, чтобы легче было укрыться в горах и самостоятельно сражаться с частями Красной Армии. Селим-паша базировался в верховьях реки Зеравшана, Ибрагим-бек в Гиссарской долине. От Ибрагим-бека отделилась группа Фузайл-махсума, которая базировалась в районе Каратегина-Дарваза. Всего в отрядах басмачей Восточной Бухары в это время насчитывалось более 15 тысяч человек[63].

К середине 1923 года Красная Армия овладела верховьями реки Зеравшана и разгромила отряды Селим-паши. Затем были разгромлены отряды Ибрагим-бека в Гиссарской долине. К концу февраля 1924 года вся территория Восточной Бухары вновь была освобождена и остатки басмаческих банд, в том числе отряды Фузайл-махсума, были вынуждены пересекать советско-афганскую границу[64].

Таким образом, пантюркистская революция Энвер-паши провалилась. Панисламистская и пантюркистская армия Селим-паши и Ибрагим-бека была разгромлена. Но басмаческая война не закончилась. И не успокоился сам Ибрагим-бек. Он по-прежнему пытался объединить все раздробленные силы басмачества в Восточной Бухаре. Более того, он оставался верным и доверенным лицом свергнутого бухарского эмира, который проживал в Афганистане. Он был еще верен идеалам священного джихада и большой религиозной войны против большевиков и советской власти. Он получал помощь и поддержку не только от эмира, но и от англичан. Хотя по поводу помощи англичан возникли сомнения у некоторых постсоветских авторов, об этом мы писали выше. Ибрагим-бек теперь выполнял роли единственного главнокомандующего исламского армии. Война продолжалась. В горных районах Восточной Бухары продолжался разгул больших и малых банд, грабежами и насилием наводивших на крестьян-дехкан страх. Это, по сути, был басмаческий террор. Запуганных и обманутых принуждали вступать в отряды басмачей, помогать им, жестоко карали даже за одно сочувствие Советской власти и Красной Армии.

В 1924-1925 гг. Ибрагим-бек сформировал новую исламскую армию и возглавил новый поход на территорию Восточной Бухары. Больше года шли боевые действия с Красной Армией, но он опять потерпел поражение и был вынужден снова отступить в Афганистан. Теперь основным местом сосредоточения отрядов Ибрагим-бека было на границе с Афганистаном (левобережье реки Вахш и Джиликульского района Хатлонской области нынешнего Таджикистана). К концу весны 1925 года на территории Таджикистана продолжали функционировать лишь более 30 небольших басмаческих банд. К концу июня этого же года некоторые из них были разбиты, Красная Армия установила полный контроль над Душанбинским, Кафарниганским и Файзабадским районами[65].

В 1925 - 1926 гг. в Таджикистане были успешно проведены еще две военные операции против басмачей-моджахедов Ибрагим-бека. В результате этих операций Красной Армии удалось ликвидировать почти все басмаческие отряды, в том числе и на родине Ибрагим-бека в Локае. Таким образом, было покончено с войной и были созданы благоприятные условия для мирной жизни населения и коренных преобразований в республике[66].

Но так ли было это на самом деле? Действительно ли большевики одержали победу над басмачами и закончилась религиозная война в регионе? Но практика и жизнь показали другую картину. Мы ранее подчеркнули, что религиозные войны в истории всегда были самыми затяжными. Поэтому религиозная война басмачей не могла закончиться так быстро, как этого хотели большевики и Красная Армия. Да, наступило временное затишье. В это время местные реакционеры, поддерживающие Ибрагим-бека во всем, посоветовали ему отправиться к эмиру в Афганистан, чтобы вновь готовить большую священную войну против неверных-большевиков. Воспользовавшимся этим советом в ночь на 21 июня 1926 года Ибрагим-бек с 24 басмачами смог переправиться через Пяндж в Афганистан[67].

В Кабуле Ибрагим-бека хорошо приняли. И там он без дела не сидел. Будучи бунтарем, он стал сеять вражду между узбеками и таджиками, с одной стороны, и местным населением - с другой, призывая первых к неповиновению властям Афганистана. Более того, он в северных районах Афганистана, которые граничили с СССР, начал массивную агитацию нового священного джихада с целью освобождение Восточной, затем и Западной Бухары от неверных. Будущим участникам еще одной священной войны заранее прощались прошлые и будущие грехи. В случае же гибели на поле боя они приравнивались к святым – шахидам. Согласно этой доктрине о священной войне нужно было создать новые отряды басмачей, которые должны и могли сражаться до конца, чтобы стать мучениками и шахидами ислама. Это был новый стратегический подход, который лег в основу воинствующего исламизма на долгие годы вперед. Это и был исторический исток и зародыш современного исламизма во всей Центральной Азии. Эти новые отряды снабжались английскими винтовками и даже пушками.

Как мы видим, центр всего басмаческого движения из Центральной Азии временно переместился в Афганистан. Более того, оно сильно повлияло на внутренние дела самого Афганистана. Ибрагим-беку удалось создать в этой стране мощную вооруженную исламскую армию. С помощью этой армии он один за другим захватывал не только кишлаки, но и города на севере-востоке Афганистана. После поражения Таликана армия Ибрагим-бека захватывает Чаяб - уездный центр провинции Ханабада. Афганцы, опасаясь резни, бежали в горы, а их имущество досталось басмачам как трофей. Правителем города Ибрагим-бек назначил своего духовного отца ишана Иса-хана (во время кампаний 1925 - 1926 гг. в Центральной Азии он был курбаши крупного отряда, дважды попадал в плен, бежал из душанбинской тюрьмы в Афганистан)[68].

Ибрагим-бек объявляет о создании "Афганского Туркестана", которая претендует на статус самостоятельной автономией в составе Афганистана. Такая "автономия" сильно ослабила бы центральную власть в Кабуле, затормозила проведение прогрессивных реформ королем Аманулла-ханом, явно ухудшила взаимоотношения с ближайшим соседом – СССР (как не странно, предоставление под давлением англичан убежище Ибрагим-беку пока еще не осложнило их). Эта автономия в итоге подорвала бы независимость Афганистана как страны. Более того, она изначально была создана как плацдарм для нападения на СССР, что означала очевидную и антисоветскую направленность замысла ее создателя-Ибрагим-бека. Как мы видим, Ибрагим-бек осуществлял часть генерального плана иностранных держав, в особенности англичан, по известному принципу "разделяй и властвуй". Более того, в это время образ борца за справедливости-Ибрагим-бека сравнивали с аналогичным английским образом - Робин Гудом, который боролся в свое время против королевской власти в Англии. Ибрагим-бек в образе Робин Гуда боролся против Советского Союза, чтобы освободить мусульман Центральной Азии от рабства и гнета неверных-большевиков. Как мы видим, такого рода помощи и поддержки, даже агитационного характера, подразумевала об активной участии Англии в басмаческой истории в целом[69].

Теперь немного о кабульском перевороте и гармском мятеже. Эти два исторических события произошли в 1929 году с разницей в несколько месяцев, причем второе стало следствием первого. В январе Кабул пережил шок узурпации власти местным авантюристом таджикским крестьянином Бачаи Сакао ("сын водоноса", в переводе с таджикского), которого на совещании ханов в селении Калакан 12 декабря провозгласили эмиром Афганистана под именем Хабибулла-Гази[70]. За спиной новоиспеченного эмира стояли англичане. Об этом свидетельствуют недавно рассекреченные архивные материалы. После прихода нового эмира, были аннулированы многие прогрессивные реформы Аманулла-хана. Были открыты двери страны для инвестиции и иностранного капитала. Первые льготы получили британские банки и компании. Почему-то этот факт явно выпал с поле зрения уважаемого К. Абдуллаева-исследователя басмаческой истории, который твердо отрицает участие англичан в басмаческой компании вовсе.

Для поддержания власти нового эмира англичане использовали Ибрагим-бека и его армию. Лучшие отряды Ибрагим-бека находились в это время под Кабулом и начали сражаться с вооруженными силами свергнутого Аманулли-хана. В результате король был вытеснен в Кандагар, оттуда он уехал в Италию. Бачаи Сакао в знак благодарности далее поддерживал и помогал Ибрагим-беку, чтобы он на севере страны сформировал новую армию для очередного похода в Центральную Азию. Как мы видим, государство Афганистан в лице нового эмира перешло на сторону Ибрагим-бека.

Прежде чем начать большой поход в Центральную Азию Ибрагим-бек задумал пробный и хитрый план, который позже историки называли как "гармский мятеж". Этот мятеж был организован в мае 1929 года в Гармской области Таджикистана, сравнительно близкой к государственной границе. Английские инструкторы обучили приемам антисоветской пропаганды, организации мятежей 10 специально подобранных басмачей. Связь с тамошним подпольем убеждала Ибрагим-бека в том, что на сей раз у него есть шанс на успех. Ему также докладывали о недовольстве населения трудностями жизни, ошибками в работе местных органов советской власти в условиях начавшейся коллективизации. Этот мятеж должен был организовать и возглавить Фузайл Махсум - бывший эмирский наместник в Гарме, местный уроженец, отряд которого состоял из 200 человек[71].

Уже по дороге к Гарму бойцы и инструктора Ибрагим-бека активно агитировали лозунги священного джихада против большевиков и советской власти. Распространили слухи о том, что советской власти больше нет, а Красная Армия уже расформирована. По дороге они жестко расправлялись с советскими работниками и активистами, с учителями и приезжими русскими, все это убеждало многих в силе мятежников. Они также распускали слухи о скором приходе исламской армии Ибрагим-бека. Положение спасли чрезвычайные меры, принятые командованием красноармейских частей в Душанбе и лично командующим Среднеазиатским военным округом П. Е. Дыбенко, прибывшим на II съезд Советов Таджикистана. В результате гармский мятеж был подавлен силами Красной Армии и очередная операция Ибрагим-бека провалилась. Однако этот очередной провал не стал поводом для отказа Ибрагим-бека от очередного военного похода в Таджикистан. Более того, он был убежден, что он ничуть не хуже нового эмира Афганистана и способен на больше. "Если какой-то кухистанец-горец (намек на происхождение Бачаи Сакао) занял престол с божьей и нашей помощью, то почему бы и нам не стать хозяевами Кабула?" - говорил он в самом узком кругу. Это амбициозное рассуждение стало известно из донесения разведчика ГПУ Мулло Закира Косирова, находившегося тогда в штабе Ибрагим-бека. В 1959 году эти же слова также были приведены автору воспоминаний "Чекистские были"[72].

Как мы видим, Ибрагим-бек разрабатывал план о захвате центральной власти в Афганистане, прежде чем начать новую и большую священную войну в Центральной Азии против советской власти. Но политическая ситуация в этой стране резко изменилась и этому плану не удалось сбыться. В октябре 1929 года в стране был совершен еще один государственный переворот. Его организовал и осуществил пуштунский племенной вождь Надир-хан. Опираясь на своих соратников, мобилизовав сторонников из пуштунских племен, он разгромил крупную военную группировку эмира Бачаи Сакао. 15 октября он торжественно въехал в Кабул, где был провозглашен шахом Афганистана. Надир-хан жестоко казнил Бачаи Сакао, а отряды Ибрагим-бека вынуждены были уйти из Кабула на север страны[73]. Он же объявил о возврате к прежнему курсу реформ. Англичане на этот раз поддержали Надир-хана и это осложнило положение Ибрагим-бека. Как мы видим, англичане всегда вмешивались во внутренние дела этой страны. Более того, в интересах своей геополитики в регионе они всегда делали ставку на более сильных этно-политических групп местного населения. Поэтому англичане, возможно, уже больше не верили в успехах священного джихада Ибрагим-бека и выбрали Надир-шаха. На наш взгляд, Ибрагим-бек вместо гармского мятежа мог организовать лучше и эффективнее кабульский мятеж, чтобы прийти к власти в Афганистане. Но его опередил Надир-хан, пока он занимался Гармом. Есть, на наш взгляд, и другая причина провала Ибрагим-бека в Афганистане. Королевство Афганистана в тот период было мусульманским государством. Там не было большевиков, которые являлись главными врагами басмачей. С англичанами басмачи ладили и иногда даже дружили. Поэтому там священный джихад не случился и не мог случится.

На эту новую политическую ситуацию в Афганистане сразу среагировали в Москве. В конце апреля 1929 года было принято чрезвычайное решение, согласно которой нужно было усилить охрану границы СССР с Афганистаном. Москва боялась, что вытесненная исламская армия Ибрагим-бека на севере Афганистана рано или поздно вновь пересечет границу и разгорится с новым размахом священная война басмачей в Центральной Азии против советской власти. Хотя еще в августе 1926 года, т. е. почти сразу же после бегства Ибрагим-бека, был заключен договор "О нейтралитете и взаимном ненападении" между СССР и Афганистаном[74]. В одном из его пунктов указывалось, что обе стороны обязуются не допускать на свою территорию вооруженных отрядов и организаций, враждебных другой стороне. Но Москва подстраховалась, поскольку ситуация на севере Афганистана не всегда была под контролем центральных властей этой страны.

Тем не менее, Ибрагим-бек готовился к новому военному походу на Советский Таджикистан. Его исламская армия снабжалась новым вооружением, даже английскими пушками. Красная Армия также готовилась к бою. О численности отрядов Красной Армии в архивных материалах достоверных сведений нет. Но эти отряды состояли почти целиком из коммунистов и комсомольцев. Командиром 8-й кавалерийской бригады, куда входили эти отряды, был назначен Иван Ефимович Петров (впоследствии генерал армии, Герой Советского Союза). Из вооружения имелись горные орудия мортирного типа. В разобранном виде (весом до 7 пудов) их грузили на специальные седла (около 2 пудов), называемые по имени создателя "грум-гржимайло". Красная Армия в ходе компании накопила огромный опыт ведения боевых действий. В жару красноармейцам часто приходилось на себе переносить части орудия, особенно при преследовании басмачей в горах. Без тренировки и природной выносливости это было бы невозможно. Более того, они часто маскировались под басмачей, одевали на тело халаты из полосатой ткани, на голове чалму из пяти метров материала серого цвета и это позволяло вводить противника в заблуждение. За несколько минут сняв части орудий и собрав их, красноармейцы подпускали басмачей на 300 - 500 м, открывали артиллерийский огонь, который сочетался с пулеметным. Станковые пулеметы прятали по сторонам от дороги, ручными пулеметами стреляли прямо с седла. После такой стрельбы да еще прямой наводкой картечью мало кому из басмачей удавалось уйти в горы или скрыться в зарослях камыша[75].

В апреле 1930 года некоторые отряды исламской армии Ибрагим-бека вновь пересекли таджикско-афганскую границу. Красная армия их ждала и дала жесткий отпор, поэтому басмачам не удалось сразу проникнуть далеко вглубь территории Таджикистана. Но в ходе боев были моменты, когда басмачи в живой и технической силе превосходили красноармейцов в несколько раз. Например, 1 мая шел затяжной бой против 3000 всадников Ибрагим-бека, пришедших с востока. По отработанной схеме восемь орудий поставили на главное направление, по два станковых пулемета в 200 м от дороги. С приближением басмачей на 500 м орудия открыли частый огонь: три из них били в голову колонны, три - в хвост, а два - в середину. Заработали и спрятанные пулеметы. Противник бросился врассыпную. Конники лихо орудовали клинками и даже пиками. Через полчаса после начала боя дозор обнаружил еще 1500 басмачей, которые внезапно прискакали с запада - ими руководил Сеид Хусейн - военный советник Бачаи Сакао. Несколько часов продолжался бой. В итоге выиграть бой помогла военная смекалка И. Е. Петрова[76]. В архивных материалах очень хорошо описаны основные моменты это интересного боя.

По распоряжению И. Е. Петрова к противнику отправили трех пленных, ранее захваченных у Ибрагим-бека, чтобы сообщить курбаши второго отряда о результатах предыдущего боя с первым отрядом. Петров через них передал, что они убили 2500 , взяли в плен 176 басмачей и лишь трем сотням, удалось спастись бегством. Эта ложная информация подействовало на курбаши второго отряда и его членов как опасное предупреждение, басмачи испугались и сложили оружие. Разумеется, если бы оба отряда басмачей появились одновременно с противоположных сторон, то, имея 10 - 12-кратное превосходство в живой силе, они могли бы уничтожить всех красноармейцев[77].

В конце мая Ибрагим-бек вновь собрал 4000 всадников при трех артиллерийских батареях. Он пытался проникнуть в ущелье неподалеку от реки Вахш, чтобы обосноваться и закрепиться там надолго. Но красноармейцам удалось вытеснить его и оттуда[78].

В это время в самом Афганистане ситуация резко изменилась. Надир-хан постепенно укреплял свою власть по всей стране. Частые переходы Ибрагим-бека таджикско-афганскую границу не только испортили отношения с СССР, но и дестабилизировали геополитическую ситуацию в регионе в целом. Англичане также разочаровались в Ибрагим-беке и теперь ставку делали только на Надир-хана. Священный джихад Ибрагим-бека внутри такой мусульманской страны, как Афганистан уже был не нужен. Сами басмачи теперь в городах и кышлаках Афганистана действовали как банда преступников и уголовников. Росло недовольство местных жителей против бесчинства отрядов Ибрагим-бека на северо-восточной части страны. Поэтому, Надир-хан решился на выдворение или уничтожение самого Ибрагим-бека. Он официально объявил его врагом афганского народа и назначил за его голову крупное денежное вознаграждение. Войска Надир-хана стали преследовать отряды Ибрагим-бека повсюду. Басмачи Ибрагим-бека оказались между двух огней. Они понесли значительные потери, были подорваны их моральный дух, уверенность в своей безнаказанности. Эмир Саид Алим-хан, который еще проживал в Кабуле, также был расстроен. По его поручению его советник Ахмад-хаджи в середине августа 1930 года отчаянно призывал толпу на ханабадском базаре к священной войне с неверными. Но на это призыв уже никто не реагировал. У верхушки местной эмиграции появилась растерянность, наметился раскол. Доверия к басмачам уже более не оставалось[79].

В борьбе с басмачеством в Афганистане был обеспечен значительный военный перевес в пользу нового короля Надир-хана. Во второй половине 1929 года после кровопролитных боев басмачи вынуждены были отойти ближе к Амударье, т. е. к советской границе. Весной 1931 года Ибрагим-бек убегая от преследований Надир-хана был вынужден вновь пересечь таджикско-афганскую границу, чтобы проникнуть на территорию Таджикистана. После непродолжительных боев его отряд был разбить, сам был взят в плен и расстрелян по приказу военного трибунала в том же году. Немногочисленные остатки его исламской армии распространились по горным местам и иногда действовали против советской власти в годы коллективизации. Автор в 2007 г. записывал в Каратегинской долине Таджикистана интервью одного старика, который рассказывал о басмаче по имени Шароф в начале 30-х гг. Он действовал со своей небольшой бандой до 1934 года, пока не был уничтожен в горах советскими правоохранительными структурами. В конце 80-х гг. в кышлаке Самсолык мы беседовали со старой женщиной по имени Иддимох, которая была наказана басмачами, за то что бросила паранджу. Она показала нам следы разрезанной верхней губы и левого уха[80].

Исламская армия Ибрагим-бека воевала на протяжении многих лет против большевиков и советской власти. Она также воевала в Афганистане. Его война против большевиков называлась священной войной, священным джихадом против неверных. Конечная цель этой войны было создание Исламского государства на территории всей Центральной Азии. В Афганистане эта война была за получение автономию - "Афганский Туркестан" и затем за захват центральную власть в этой стране. Ибрагим-бек в итоге проиграла обе войны, но осадок остался. Эта война заложила основу современного исламизма в регионе. Это стало очевидно в постсоветской истории Центральной Азии.

В годы гражданской войны в Таджикистане(1992-1997 гг.) некоторые отряды противоборствующих сторон прибегали к методам старых басмачей. Небольшие вооруженные отряды ОТО (Объединенной таджикской оппозиции) часто прятались в горах и иногда вступали в боевых действиях с отрядами Народного Фронта. Хотя война официально закончилась весной 1997 года, эти вооруженные новые басмачи еще долго прятались в горах и сопротивлялись вооруженным силами республики Таджикистан. Последний из известных новый басмач под именем Абдулла был уничтожен весной 2010 г. в горах Раштского (Гармского) района, где бесчинствовала банда старых басмачей Фузайл Махсума в конце 20-х гг. Новые басмачи, как и старые, воевали под лозунгами ислама, религиозной войны и священного джихада. Эта война была не только за веру, но и за создание Исламского государства в Таджикистане.

Как мы видим, история басмачества повторяется. Сегодня радикальные течения ислама в Центральной Азии вступили в острую политическую борьбу. Гражданская война в Таджикистане показывала, что исламские радикальные организации на многое способны. Политическая борьба исламистов продолжается и набирает обороты. Она может перерасти до состояния религиозной войны в любой республике этого региона. Международные исламистские организации, которые сегодня очень активно действуют в республиках Центральной Азии, тесно сотрудничают с местными исламскими организациями. Более того, некоторые члены этих организаций внедрены в государственные структуры республик региона, ведут активно бизнес, финансируют избирательные компании некоторых политиков и т.д. Следую отметить, что согласно уставам и программам этих организаций конечная цель их деятельности является построение Нового Халифата на территории всей Центральной Азии. Такая же конечная цель была и у старых басмачей.

Источники и литература

1.Бобохонов Р.С. Ислам и власть в постсоветской Центральной Азии// www.centrasia.ru/newsA.php?st=1373785620.

2.Бобохонов Р.С. Джадидизм – как школа модернизации ислама в Центральной Азии// www.centrasia.ru/newsA.php?st=1424558880.

3.Бобохонов Р.С. Таджикистан(ХХ в.). Упадок м возрождение традиционализма. М.,1910. - с.5-7; Он же. Ислам и кризис научного мировоззрения в постсоветском Таджикистане// www.centrasia.ru/newsA.php?st=1421359500.

4. Известия. Орган ЦИК ЦККП Туркестанской республики, 1921 г.

5. Юрина Е.А. Этническая ситуация в басмаческом движении. Сб. - М.: Наука, 2001. - С. 169.

6. См.: История Гражданской войны в Узбекистане. Ташкент, 1964,1970. Т.1,2; Какурин Н.Е. Операции па отдаленных своеобразных театрах пустыни. М.-Л., 1930; Он же. Стратегический очерк Гражданской войны. М.-Л., 1926; Кельдиев Т.Х. Разгром контрреволюции в Ферганской и Самаркандской областях Туркестанской АССР. Ташкент, 1959; Ким П., Хасанов М. Басмачество: 1921-1924 гг. Что рассказывают о нем документы, хранящиеся в архивах.//Звезда Востока. 1989. №6. С. 141-150; Коканбаев А. Борьба с басмачеством и упрочение советской власти в Фергане. Ташкент, 1958 и т.д. Aydemir S.S. Enver Pasa. istanbul, 1999; Caroe О. The Turks of Central Asia and Stalinism. London, 1957; Hostler C.W. Turkism and the Soviets. The Turks of the World and their political objectives. London, 1957; Maclean F. Eastern Approaches. London, 1949 и т.д.

7. Карим И. Мадаминбек. Ташкент, 2000; Раджабов К.К. Истиклолчилик харакати в Ферганской долине: сущность и основные этапы развития (1918-1923 гг.). Автореф. дисс. канд. ист. наук. Ташкент, 1995; Раджабов К.К. Мустакил Туркистон фикри учун муджодалалар. Ташкент, 2000 и т.д.

8.См.: Андреев М.С. Вахие. Туркестанские ведомости, 1899.-№ 93.-С.590; Арандаренко Г. А. Дарваз и Каратегин// Военный сборник. – С.- Петербург, 1883. - № 12. – С. 319; Арандаренко Г.А. Досуги в Туркестане 1874-1889. С.-Петербург,1889.-666 с.; Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности // Живая старина. Издание 19.Отделения этнографии Императорского Русского географического общества. Вып. 3-4. Год шестой. СПб., 1896; Веников М.И. Очерк политической этнографии стран, лежащих между Россией и Индией. СПб.,1878; Вульфсон Э.С. Как живут сарты (популярный очерк). М., 1908; Гаврилов М.Ф. Происхождение слова "Сарт" // Туркестанские ведомости. 20 октября (2 ноября) 1912, № 236; 69. Лапин С.-А. О значении и происхождении слова "сарт" (По поводу заметки г. В. Бартольда) // Туркестанские ведомости. 22 мая (3 июня) 1894, № 36; Липский В.И. Горная Бухара. Результаты трехлетних путешествий в Среднюю Азию в 1896, 1897 и 1899 году. Ч.2, Гиссарская экспедиция, 1896. – С. – Петербург, Типо-литография "Герольда", 1902; Логофет Д.Н. Кулябское бекство//Туркестанские ведомости, № 111, 1905;Логофет Д.Н. В горах и на равнинах Бухары (очерки Средней Азии). – С. – Петербург, 1913;Логофет Д.Н. Бухарское ханство под русским протекторатом. Т. 1-2. СПб., 1911; Лыкошин Н.С. Чапуллукская волость Ходжентского уезда Самаркандской области. Опыт исследования экономических и бытовых условий жизни ее населения // Справочная книжка Самаркандской области. Т. 8. Самарканд, 1906 и т.д.

9. Елисеева Н.Е. С.С. Каменев о борьбе с басмачеством // Воен.-ист. журн. 1995. №5. С. 40..

10. Фонды архива внешней политики Российской Федерации Министерства Иностранных Дел (АВПРФ), Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), Архива РГВА (Российский Государственный военный архив), Архива историко-политической документации Кыргызстана, архива личных вспоминании активных участников революционного движения, войны и труда Ферганской долины (Ошская область); Автобиография С.А. Скриочкина (1899 г.р.); Воспоминания Г.М. Музипова (схватка пограничной заставы Кашка-Су с басмачами Джанибека Казы); Воспоминания Д.Д. Чуракова, красноармейца, сотрудника ЧК (о революционной деятельности 1917-1930 гг.); Воспоминания комиссара милиции II ранга Э.А. Алиева (о ликвидации басмачества на юге Киргизии, в период 1929-1933 гг.); Добрынин А.К. Воспоминания о революционной деятельности периода 1917-1930 гг.; Нестерепко Б. И. Воспоминания о партийно-комсомольской дружине г. Ош, 1917-1920 гг. и т.д.

11.Известия. Орган ЦИК ЦККП Туркестанской республики, 1921 г. Известия.,1921. 14 апреля. № 80; Известия., 1921. 21 апреля. № 86.; Известия., 1921. 1 мая. № 94.; Известия., 1921. 5 мая. № 96.; Известия., 1921. 7 июня. № 124.; Известия., 1921. 11 июня. № 126.; Известия., 1921. 29 июня. № 166.; Известия., 1921. 31 июля. № 167.; Известия., 1921. 16 сентября. № 207.; Известия., 1921. 12 октября. № 229.; Известия., 1921. 20 декабря. № 287 и т.д.

12. Вгоxup M. The Basmachi // Central Asian Survey. Oxford, 1983.Vol.2. № 1. P.57-81; Сaгос О. The Turks of Central Asia and Stalinism. London, 1957; Сarrere D"Encause, Н. Islam and the Russian Empire. Reform and revolution. London, 1988; Central Asia. 130 years of Russia"s dominance / Ed. by E. Allworth. London, 1994; Сhокаyеv M. The Basmachi movement in Turkestan // The Asiatic review. 1928. Vol. XXIV. P.273-288; Соatсs W.P. & Coates Z. Soviets in Central Asia. Bombay, 1952; Dzhunaid-Khan. King of the Karakum-Desert // Central Asian Review. 1965. Vol. XIII. №3. P.216-226 и т.д.

13.3евелев А.И. и др. Басмачество: правда истории и вымысел фальсификаторов. М., 1986. С. 22.

14. Генис В.Л. Разгром Бухарского эмирата в 1920 г. // Вопросы ист. 1993. № 7. С. 42.

15. Генис В.Л. Указ. соч. С. 42; Елисеева Н.Е. Указ. соч, С. 41.

16. Зевелев и др. Указ. соч. С. 116-117; Генис В. Л. Указ. соч. С. 39-53; Почта Ю.М. Революционная Россия и мусульманский мир: (Советское исламоведение в 20-30-е гг.) //Восток. 1993. № 4. С. 80-91.

17.Baysun Rесep A. Turkistan Istiklal Hareketi ve Enver Pa$a. Hazirlayan Cihangir Erol. Istanbul, 2001; Вenningsen A., Lcmcrcier-Quclquejay Ch. Step"de azan sesleri. Sovyet rejimi altindaki islam"in 400 yili. (LTslam en Union Sovietique). £ev. Nezih Uzel. istanbul, 1981; Benningsen A., Lcmercier-Quelquejay Ch. Sufi ve Komiser. Rusya"da islam Tarikatlan. £ev. Dr. Osman Tiircr. Ankara, 1988; Вugra M.E. Rahmctli A.Rcccp Baysun. // Turkistan sesi. 1956. №5. S.24. Qagatау Т. Kizil impcryalizm // Ya$ Turkistan. Ankara, 1975. Yayin № 24; Сagа1ау Т. Turkistan kurlulu? hareketiylc ilgili olaylardan sahnclcr // Ya? Turkistan. Istanbul, 1959.Yayini № 16 и т.д.

18. Куйбышев В. Басмаческий Фронт//Жизнь национальностей. 1920. №16.

19.Xоджаев Ф. К истории революции в Бухаре и национального размежевания в Средней Азии // Ходжаев Ф. Избранные труды. Ташкент, 1970. Т.1., ч.2. С.219,222,229; Xоджаев Ф. Сочинения. Ташкент, 1970. Т.1; Скалов Г. Хивинская революция 1920 г. // Новый Восток. 1923. №3. С.241-257.

20. Известия, 1921. №86.

21. Сафаров Г. Колониальная революция (опыт Туркестана).- Госиздат, 1921.

22. Там же, с.89.

23. Алексеенков П. Что такое басмачество? – Ташкент, 1931.; Он же. Кокандская автономия. – Ташкент, 1931. Он же. Крестьянское восстание в Фергане. - Ташкент, 1927. С.6-15,35.

24. Ниалло Азиз. Очерки гражданской войны в Киргизии и Средней Азии. – Фрунзе, 1941.; Никишов П.П. Борьба с басмачеством на юге Киргизии. – Фрунзе, 1957; Ташлиев Ш. Установление и упрочнение Светской власти в Туркестане. – Ашхабад, 1957.; Языкова М. Борьба за установление и упрочнение Советской власти в Западном Туркменистане. – Ашхабад, 1957; Тимофеев Н., Ахинжанов М. Казахская ССР. – Госполитиздат,1941. – С.36-37.

25. Иркаев М. История гражданской войны в Таджикистане. – Душанбе, 1963.

26. Там же, с.239-240.

27. Поляков Ю.А., Чугунов А.И. Конец басмачества. – М., 1976.

28. Абдуллаев К.Н. Газеты советского Туркестана как исторический источник по истории разгрома басмачества в Ходжентском уезде(1918-1924 гг.) //Известия АН Таджикской ССР, серия: востоковедение, история, филология. 1988. №1. С.33-40; Он же. Из истории бухарской послереволюционной эмиграции (к историографии проблемы) // Общественные науки в Узбекистане. 1990. №4.

29.Шевченко Д.В. Формирование массового басмаческого движения в Средней Азии после Октябрьской революции. – Иркутск, 2006. – 59 с.; Пылев А. И. Басмаческое движение в Средней Азии (1918-1934). Общие черты и региональные особенности// http://www.dissercat.com/content/basmacheskoe-dvizhenie-v-srednei-azii-1918-1934-obshchie-cherty-i-regionalnye osobennosti#ixzz3UkttVM9u; Ганковский Ю.В. Персонажи с "той стороны". Ибрагим-бек Локай // Азия и Африка сегодня. – 1994. - №4. – С.61-63.; Он же. Персонажи с "той стороны". Энвер-паши среди басмачей // Азия и Африка сегодня. - 1994. – №5. – С.59-61.

30. Вдовиченко Д.И. Энвер-паша // Вопросы истории. – 1997. - №8. – С.42-45.

31.Панин С.Б. Советская Россия и Афганистан. 1919-1929. – Москва-Иркутск,1998. – С.93-110.

32. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. – М., 1995. – С.205.

33. Раджабов К. Теоретико - методологическая основа изучения истории вооруженного движения (басмачества) в Туркестане (1918-1935 гг.).// http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1206658860.;ДжуманалиевА.Политическое развитие Кыргызстана (20 – 30-е годы). – Бишкек, 1994.; Он же. Политическая история Кыргызстана (20 – 30-е годы). – Бишкек, 2002.; Курманов З.К. Политическая борьба в Кыргызстане: 20-е годы. - Бишкек, 1997.; Джунушалиев Д.Д. Время созидания и трагедии: 20 – 30-е гг. ХХ-го века. – Бишкек, 2002.; Бегалиев С. Б. Басмачество: новый взгляд. Киргизы и Кыргызстан: опыт нового исторического осмысления. Бишкек, 1994. - С. 135-152.; Агабеков Г. Налет // Родина. - 1991. - №2. - С.19-23 и т.д.

34. Раджабов К. Теоретико - методологическая основа изучения истории вооруженного движения (басмачества) в Туркестане (1918-1935 гг.)// http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1206658860.

35. Датт Р.П. Кризис Британии и Британская империя. – М., 1954.; Ротштейн Э. Когда Англия вторглась в Советскую Россию. – М.,1982.; Kunits J. Dawn over Samarkand: The Rebirth of Central Asia. – London-New York, 1936 и т.д.

36. Caroe O. Soviet Empire. The Turks of Central Asia and Stalinism. – London, 1954.; Pipes R. The Formation of the Soviet Union: Communism and Nationalism. 1917-1923. – Cambridge, 1954.; Park A. Bolshevism in Turkistan. – New York, 1957.; Olcott M.B. The Basmachi or Freemen’s Revolt in Turkistan, 1918-1924. – Soviet Studies // Quarterly Journal on the USSR and Eastern Europe. University of Glasgow. – 1981. – N 5. – p. 352-369 и т.д.

37.Шевченко Д. В. Басмаческое движение. Политические процессы и вооруженная борьба в Средней Азии. 1917 – 1931 гг. // http://wapref.ru/referat_merujgqasbewujgyfs.html.

38. Никишов П.П. Борьба с басмачеством на юге Киргизии. Фрунзе, 1957. С. 119.

39. Там же, с. 121.

40.Шевченко Д. В. Басмаческое движение. Политические процессы и вооруженная борьба в Средней Азии. 1917 – 1931 гг. // http://wapref.ru/referat_merujgqasbewujgyfs.html.

41. Там же.

42. Как громили басмачество в 1929 году// http://ucrazy.ru/other/1415123879-kak-gromili-basmachestvo-v-1929-godu.html.

43.Басмачи вчера и сегодня. //http://nsib.info/index.php?option=com_content&view=article&id=546.

44.Бобохонов Р.С. Джадидизм – как школа модернизации ислама в Центральной Азии// www.centrasia.ru/newsA.php?st=1424558880.

45.Шевченко Д. В. Басмаческое движение. Политические процессы и вооруженная борьба в Средней Азии. 1917 – 1931 гг. // http://wapref.ru/referat_merujgqasbewujgyfs.html.

46. Пылев А. И. Басмаческое движение в Средней Азии (1918-1934). Общие черты и региональные особенности// http://www.dissercat.com/content/basmacheskoe-dvizhenie-v-srednei-azii-1918-1934-obshchie-cherty-i-regionalnye osobennosti#ixzz3UkttVM9u.

47. Там же.

48. Там же.

49. Шевченко Д. В. Басмаческое движение. Политические процессы и вооруженная борьба в Средней Азии. 1917 – 1931 гг. // http://wapref.ru/referat_merujgqasbewujgyfs.html.

50. См.: Известия., 1921. 1 мая. № 94.; Известия., 1921. 5 мая. № 96.; Известия., 1921. 7 июня. № 124.; Известия., 1921. 11 июня. № 126. и т.д.

51. Шевченко Д. В. Басмаческое движение. Политические процессы и вооруженная борьба в Средней Азии. 1917 – 1931 гг. // http://wapref.ru/referat_merujgqasbewujgyfs.html.

52. Там же.

53. Там же.

54. См.: Алексеенков П. Что такое басмачество? – Ташкент, 1931.; Он же. Кокандская автономия. – Ташкент, 1931. Он же. Крестьянское восстание в Фергане. - Ташкент, 1927. С.6-15,35.

55. Алексеенков П. Крестьянское восстание в Фергане.-Ташкент, 1927.с.8-9.

56. Там же, с.24-26.

57. Абдуллаев К.Н. Газеты советского Туркестана как исторический источник по истории разгрома басмачества в Ходжентском уезде(1918-1924 гг.) //Известия АН Таджикской ССР, серия: востоковедение, история, филология. 1988. №1. С.33-40.

58.Там же.

59. Xоджаев Ф. К истории революции в Бухаре и национального размежевания в Средней Азии // Ходжаев Ф. Избранные труды. Ташкент, 1970. Т.1., ч.2. С.219-229.

60. Абдуллаев К. Третья гражданская война в Таджикистане может дойти до улиц Москвы// http://www.regnum.ru/news/1627266.html.

61. Ганковский Ю.В. Персонажи с "той стороны". Ибрагим-бек Локай // Азия и Африка сегодня. – 1994. - №4. – С.61-63.

62. Ганковский Ю.В. Персонажи с "той стороны". Энвер-паши среди басмачей // Азия и Африка сегодня. - 1994. – №5. – С.59-61.

63. Шевченко Д.В. Формирование массового басмаческого движения в Средней Азии после Октябрьской революции. – Иркутск, 2006. – с.26-32.

64. Там же.

65. Шевченко Д. В. Басмаческое движение. Политические процессы и вооруженная борьба в Средней Азии. 1917 – 1931 гг. // http://wapref.ru/referat_merujgqasbewujgyfs.html.

66. Там же.

67. Как громили басмачество в 1929 году// http://ucrazy.ru/other/1415123879-kak-gromili-basmachestvo-v-1929-godu.html.

68.Там же.

69.Там же.

70. Там же.

71. Там же.

72. Там же.

73. Пылев А. И. Басмаческое движение в Средней Азии (1918-1934). Общие черты и региональные особенности// http://www.dissercat.com/content/basmacheskoe-dvizhenie-v-srednei-azii-1918-1934-obshchie-cherty-i-regionalnye osobennosti#ixzz3UkttVM9u.

74. Там же.

75. Как громили басмачество в 1929 году// http://ucrazy.ru/other/1415123879-kak-gromili-basmachestvo-v-1929-godu.html.

76. Там же.

77. Там же.

78. Ганковский Ю.В. Персонажи с "той стороны". Ибрагим-бек Локай // Азия и Африка сегодня. – 1994. - №4. – С.61-63.

79. Там же.

80. Полевой архив автора.

Бобохонов Рахимбек Сархадбекович, старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН.

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1430978880


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Олжас Бектенов проверил берегоукрепление жилых массивов Атырауской области в преддверии второго пика паводков
- Реализацию важных инвестиционных проектов обсудили в Правительстве
- Кадровые перестановки
- Какую социальную поддержку получают граждане в пострадавших от паводков регионах РК
- Разведка и сверка позиций: политолог Ашимбаев о визите главы МИД Британии в Казахстан
- Депутатам презентовали законопроект по декриминализации экономических правонарушений
- Заявление по соглашению ОПЕК+
- Новая страница казахско-британских отношений: в Астане подписано Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве
- В Алматинской области судья и пристав осуждены за коррупцию
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх