Компьютерные "герои" сегодняшних дней. "Сирийские приключения" таджикского недоросля Фарруха Шарипова, - А.Баширова 08:05 22.05.2015
В советских школах на протяжении десятилетий на экзаменах по сочинению чуть ли не самой популярной была тема "нового человека". В зависимости от личных предпочтений учеников и веления времени на тот момент, старшеклассники называли своими кумирами Чацкого, Печорина, Рахметова, Базарова, Корчагина, молодогвардейцев или героев Великой Отечественной войны. Сегодня приоритеты поменялись.
Каковы жизненные и нравственные ориентиры современной молодежи? Какой же новый, не литературный, а реальный герой нужен сегодня стране? Понятно, что он должен быть патриотом, тружеником, защитником и правоверным семьянином, полезным обществу. Важно, чтобы "герой нашего времени" был бы при этом образован, имел собственное мнение, четкую гражданскую позицию, чтобы не поддаваться легко на уговоры и интернет-агитацию – ехать на чужую войну, на джихад.
Своевременным стало публичное выступление перед молодежью Фарруха Шарипова, одного из пяти таджикистанцев, который добровольно вернулся на родину с войны в Сирии. Он рассказал, как попал в сети вербовщиков сначала по переписке через интернет. В Сирии его настраивали воевать с кафирами, к которым причислили Имама Абу Ханифа и всех последователей этого официального в Таджикистане исламского течения. Ислам ханафитского мазхаба исповедуют в республике и в мире большинство населения. Главным выводом Ф.Шарипова, к счастью не доехавшего, но вплотную приблизившегося к чужой войне, стало: "Получается, что мы должны убивать треть мусульман мира? А ведь это наши матери, отцы, сестры и братья! Там у всех одно желание: как вернуться на родину? Однако, они боятся озвучить его, поскольку их ждет смертная казнь (тюрьма или виселица), если они осмелятся произнести просьбу о возвращении домой". На своем пути Ф.Шарипов встретил дагестанцев, которые также мечтали вернуться домой. Один из российских телеканалов недавно показал интервью с таким же несостоявшимися боевиками из кавказской республики, которые аналогично рассказывали о своих злоключениях в Сирии, где некоторое время проживали с семьями в нечеловеческих условиях. После трудных скитаний, они также поняли, что для таких, как они наемников, джихад - бессмысленная война, оплачиваемая подержанными машинами, временным ветхим жильем, старыми награбленными вещами и призрачными надеждами на светлое будущее.
16 мая с.г. в Душанбе состоялся проект "Переосмысление нового человека, практика гражданской ответственности через социальные и визуальные медиа" с показом фильмов его участников. Данное мероприятие направлено на исследование "постсоциалистического контекста" в условиях современного Таджикистана, сформировавшегося в советский период и столкнувшегося с реалиями свободного рынка и капиталистическими принципами после распада Советского Союза. В этих условиях проект ставит целью - понять, проанализировать и критически осмыслить гражданскую вовлеченность, практики участия в развитии сообществ и передачи знаний через социальные и визуальные медиа в современном Таджикистане. Каждый участник подготовил и смонтировал фильм, использующий переосмысленный и перемонтированный архивный материал (пропагандистские фильмы советского периода, фрагменты новых фильмов, любительского видео или частных архивов, телевидения и интернета).
Такой подход в осмыслении современной действительности, роли СМИ и новейших технологий в жизни общества является противовесом деструктивным силам, представители которых сами непосредственно не участвуют в боевых действиях. Сидя за компьютером, через специальные сайты и социальные сети они или их подручные под видом девушек-приманок вербуют в незаконные вооруженные формирования необразованную, религиозно настроенную или падкую на обещания, обделенную вниманием часть молодежи, получая за это немалые деньги. "ИГ" и другие террористические организации, являясь искусственными изобретениями врагов ислама, вносят раскол среди представителей религии и общества, делают их управляемыми винтиками в своих сиюминутных или долгосрочных политических играх, с помощью вербовщиков меняя сбежавших или пришедших в негодность (убитых).
Альфия Баширова
|