Казахи становятся среднеазиатами, - Азимбай Гали 08:59 29.05.2015
Да это так. Да похоже, что так. Казахи становятся среднеазиатами. Еще в 1970-е годы такое заявление было бы воспринято самими казахами резко негативно. Казахи в интернете разорвали бы высказавшегося подобным образом. Сегодня вряд ли?
Так рассмотрим какие схожие процессы происходят в Средней Азии и Казахстане. Что вызывает это подобие?
1.Аграрное перенаселение- трудоизбыточность. В начале 1970 годов в Казахстане стало резко ощущаться аграрное перенаселение. Избыток трудовых ресурсов в условиях аграрного перенаселения был вызван притоком европейского населения из России, Украины, Белоруссии, Молдавии в Казахстан в 1954-1959 годах. Ресурсы для самой масштабной колонизации сложились в результате последней вспышки рождаемости Европейской части СССР в середине 1920-х годов. Далее в России идет резкое падение рождаемости. В Казахстан прибыла масштабная иммиграция казахов из Китая(в 1959 и 1962гг.), также началось возвращение казахов из Узбекистана, Туркмении, России и Киргизии.
Аграрное перенаселение в Казахстане, начиная с 1970 года, имели несколько последствий:
Вызвали отток русского населения в Россию. Этот процесс продолжается и по сей день. Фактор демографического давления казахов на отток русских на тот период времени был минимален, поскольку сами казахи составляли меньшинство. Фактор административного давления казахов на усиление русской эмиграции в Россию также ничтожен. Руководство республики в составе СССР исключало этот фактор. Присутствие казахов в элите и истеблишменте Казахстана было также малым.
Активизировался отток казахов и русских в города Казахстана. Существовали ограничения на прописку в городах. Но институт прописки не ограничивал заселяющихся по оргнабору из России, Украины, Белоруссии. Миграционным приоритетом СССР было также заселение Дальнего Востока, Восточной и Западной Сибири, Средней Азии и Казахстана переселенцами по другим целевым программам. Разрешено было переселяться из городов и сел России в города Казахстана без ограничения режима прописки. В пригородах Алматы вырос "самострой". Так называемые "нахоловки"-пригороды появились в Караганде, Чимкенте и др. Местная власть, не рискуя войти в конфронтацию с местным населением, вынуждена была узаконивать вновь построенное жилье как легальное. Часто жители пригородов отказывались идти голосовать на выборах в местные, республиканские и союзные органы. Чтобы предотвратить массовое недовольство населения местные власти шли навстречу народу.
К началу 1980-х годов обнаружилась резкая разница в уровнях жизни между жителями крупных российских городов и городов Казахстана в целом. К началу 1980-х экономический застой нерыночной экономики в СССР усилил разницу в уровнях жизни по республикам СССР. Вместе с тем Казахстан получил социальный эффект "демографического взрыва" рождаемости конца 1950- начала 1960-х годов. Одновременно в городах образовался дефицит рабочей силы. Решено было дозированно пропускать казахов на городские стройки Алматы, Караганды Чимкента и т.д. К середине 1980-х годов наблюдается оживление национальной элиты и истеблишмента, которое было расценено ЦК КПСС как проявление национализма. В июле 1987 года ЦК КПСС принял постановление "О работе Казахской республиканской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся", в котором декабрьские события 1986 года были названы "проявлением казахского национализма".[1]
Примерное наказание казахской элиты и истеблишмента в бытность нового первого секретаря ЦК КП Казахстана Г.В. Колбина заметно отбросило казахскую часть дуалистической казахско- русской номенклатурной доминанты, усмирил и казахскую часть истеблишмента. Однако процесс избыточности населения в Казахстане являлся экономически объективным процессом. Отток населения из Казахстана продолжился. Отрицательное сальдо из Казахстана усугубилось с 1992 года еще и депопуляцией русского, украинского белорусского населения. С началом "Перестройки" немцы СССР получили разрешение на выезд в Германию. Теперь начался и немецкий исход из Казахстана в Германию.
Середина 1990-х годов–этот период совпал началом праволиберальных реформ. Реформы в экономическом и социальном секторах, названные впоследствии "шоковой терапией" Кажегелдина. Установление рыночных отношений предполагали разрушение колхозно-совхозной собственности, были разорены и приватизированы тысячи объектов индустрии и рынков, гастрономов и гостиниц. Теперь трудоизбыточность приняла огромные масштабы-население сел хлынуло в города. Наибольший отток из Казахстана в Россию и Германию произошел в 1994-1997гг., но имел постепенную тенденцию к снижению. Удельный вес казахов вырос с 30,02% в 1959 г., 32,39% - в 1970 г., 36,02%- в 1979 г., 39,69%-в 1989 г., 53,40%- в 1999г., 63,07%- в 2009 г. и 66,6%- в 2015 году. Удельный вес русского населения падал за период-с 43% в 1959 году до 21%-в 2015 году.[2]
2.Возрастание мусульманского конфессионального, демографического и казахского языкового факторов. В настоящее время в Казахстане представлены 1766 мусульманских религиозных объединений, функционируют 1643 мусульманских мечетей, Русская православная церковь (РПЦ) в Казахстане является второй по численности последователей конфессией. Количество православных учреждений, по официальным данным, составляет 221 приходов и 8 монастырей[3]. Результаты миграционного и языкового факторов. Налицо возрастание влияния мусульманского, казахского языкового и демографического факторов, траектория развития и динамика конфессиональных объектов повторяют движение и динамику, демографического, казахского языкового факторов. Все это в совокупности стало вызывать чувство самодостаточности и взаимного отчуждения. В результате Казахстане созданы казахский, русский этно-конфессиональные и языковые "миры". Распространилась практика языковой сегрегации средних школ, в конфессиональной - церквей и мечетей, в трудовой -даже сферы производства и обслуживания. Сложилась конкуренция этно-хозяйственных ниш замещающая русских.
Теперь выпускник городской казахской школы уже не говорит бегло по- русски, он учится на машиностроительном факультете, достаточно часто посещает мечеть. В общежитиях практически нет студенческих попоек и драк.
На российском телевидении нет казахских лиц, похоже даже российские казахи (647 тыс. чел.) не участвуют в российских проектах. Российские казахи тихо переезжают в Казахстан. В то время, когда казахи становятся среднеазиатами. Узбеки –около 5 млн. усердно учат русский и Конституцию РФ, получают гражданство России, метут улицы, даже воюют за Россию.
Не нужно драматизировать ситуацию ведь сколько в русское поле среднеазиатов входит- столько и выходит. Не нужно драматизировать ситуацию ведь все развивается циклично. Раз так, наверное это и правильно.
…………………………………….
1.http://testent.ru/publ/studenty/istoriya_kazahstana/kazakhstan_v_period_perestrojki/25-1-0-619
2.https://ru.wikipedia.org/wiki
3.http://www.sarap.kz/04 МАУСЫМ 2013 Современная религиозная ситуация в Казахстане: факторы риска и потенциал религиозной конфликтности. Часть 1.
Азимбай ГАЛИ, доктор исторических наук, Алматы
|