"Я умру рано. Такие как я, долго не живут". Памяти Динары Асановой, - Эрик Ханымамедов 10:57 13.06.2015
Динара
Почти неслышно повернулся ключ в замочной скважине гостиничного номера весенним, апрельским вечером в Мурманске.
Динара зашла в номер, прошла в комнату, не раздеваясь села в кресло. Каждый рабочий день на съемочной площадке был невероятно тяжелым. Она думала о картине, о своих пацанах, о жизни. Она очень устала, очень. Динара просто сидела в темной комнате и смотрела в окно. В Ленинграде не было нужной погоды, поэтому они приехали снимать картину сюда, в Мурманск.
Она вспоминала сегодняшний рабочий день, эпизод сьемок с Полиной. По сюжету девочка танцует в комнате одна. В какой-то момент она начала "заводить" юную актрису: "Ну, Полина! Еще, сильнее! Вот так! Раскованнее!". Вдруг Полина просто рухнула на кровать - ей стало плохо, конвульсии начали сотрясать ее тело.
Рядом с ней стояла актриса - Катя Васильева. Она вспомнила свой нервный срыв: "Катя! Я больше не могу! Я больше не могу! Почему с ними это все происходит! Что?! Что я сделала?!".
- Динарочка, успокойся! Успокойся, пожалуйста, - Катя обняла Динару, стараясь ее успокоить.
За окном был поздний вечер, почти ночь. Легкая поземка кружила в свете тусклого, уличного фонаря. Сильно сдавило сердце. Она закрыла глаза.
Яркий свет ослепил ее. Открыв глаза, она ничего не увидела, только услышала голос.
- Здравствуй, Динара! - голос шел откуда-то из света.
- Здравствуйте, Учитель! - почему-то ответила Динара.
- Ты наверное хочешь узнать почему ты оказалась здесь? - свет больше не был так ослепительно ярок.
- Да, хочу. Моя картина… - Динара пыталась вспомнить свой сегодняшний рабочий день.
- Ты закончила свой земной путь, Динара. Я забрал тебя сюда. Ты мне сейчас нужнее здесь, - на какой-то момент в ровном свете промелькнула маленькая яркая вспышка.
- Но, Учитель! Анвар - он почти один! - она все еще пыталась понять, как она очутилась здесь.
- Не волнуйся. У него своя чаша и своя судьба, - свет еще раз чуть мигнул вспышкой.
- Для чего я была там, внизу?! - она попыталась пристальнее вглядеться в свет.
- Ты? Лечила человеческие души. Несла им мой свет. Ты - мой светлый воин, а им всегда тяжелее всех, - свет начал немного гаснуть.
- Иди ко мне! - вдруг, в свете она увидела дорогу.
Утром горничная нашла ее в гостиничном номере, сидящей в кресле - Динара была мертва…
***
Динара Асанова скоропостижно скончалась 4 апреля 1985 года, в Мурманске, куда она как режиссер приехала снимать эпизод своей новой картины "Незнакомка".
Родившись 24 октября 1942 года в городе Фрунзе, советской Киргизии - Динара Асанова прожила короткую, но очень яркую творческую жизнь. В 1968 году Динара окончила режиссерский факультет ВГИКа - ее наставниками были Михаил Ромм и Александр Столпер. Училась вместе с такими ныне мэтрами кинематографа как Сергей Соловьев и Станислав Говорухин.
Она - заслуженный деятель искусств РСФСР (1980), лауреат премии Ленинского комсомола (1977, за фильм "Ключ без права передачи"), лауреат Государственной премий СССР (1985, за фильм "Пацаны", посмертно).
Ее дипломной работой в 1970 году стала короткометражка "Рудольфио", по рассказу Валентина Распутина. Короткая повесть первой, безответной, девичей любви к взрослому человеку.
Динара Асанова: "Мои родители меня готовили к совершенно другой специальности. Они считали, что я должна быть педагогом. И когда они меня спрашивали, буду ли я поступать в Педагогический, я говорила: "Я буду делать кино". Я не знала, что такое режиссер, ну, разделение профессий - что есть режиссер. Я хочу делать кино. Так оно и получилось. После школы я сразу же пошла на студию "Киргизфильм" и первое было заявление директору, что я хочу быть хотя бы дворником, но возьмите меня работать в кино".
В 1975 году на экраны Советского Союза выходит дебютная полнометражная картина Динары Асановой "Не болит голова у дятла". История любви семиклассника Севки Мухина по кличке "Муха" к своей однокласснице Ире, которую сыграла шестнадцатилетняя Лена Цыплакова. Да-да, Динара Асанова открыла одну из первых красавиц советского кино.
Следующий ее известный фильм вышедший на экраны в 1977 году - "Ключ без права передачи". История взаимоотношений молодого учителя и учеников. Поиск истины, этические нормы взрослых и подростков. Смотря эту картину сейчас, остро ощущаешь сколь резок контраст, между тем временем с его высокими идеалами и нынешним морально-этическим каркасом современного социума.
Но одной из самых острых картин Динары Асановой стала, конечно же, вышедшая в 1983 году - "Пацаны". Жизнь трудных подростков в спортивно-трудовом лагере. Борьба добра и зла в юных душах. В этой картине создал яркий, запоминающийся образ начальника летнего спортивно-трудового лагеря для трудных подростков, Паши, еще одна звезда советского кинематографа которую раскрыла Динара Асанова - Валерий Приемыхов.
В каждой картине Динары Асановой показана жизнь - без прикрас, без ретуши, такая, какой она бывает - жесткая и бескомпромиссная. Она взяла одну из самых сложнейших тем кинематографа - подростковая жизнь, становление взрослого человека, поиск и обретение себя. Очень вероятно, что свое влияние оказал на Динару еще один известный деятель кинематографа советской Киргизии - Альгимантас Видугирис. С ним совместно она работала над двумя документальными картинами в 1964-65 годах.
У сына Динары Асановой - Анвара-Владимира, судьба сложилась не очень легко. В Ленинградской области, в глубине леса есть небольшой дачный поселок. Там не больше десятка участков, почти все они принадлежат бывшим сотрудникам "Ленфильма". 40 лет назад легендой этой киностудии и была Динара Асанова. В этом поселке и существует Анвар. Его жилище… машина скорой помощи, стоящая на обочине дороги дачного поселка без колес. В его планах, которые он кратко озвучил журналистам год назад по телефону, было строительство своего дома. Трехкомнатной квартирой, в центре Санкт-Петербурга, которую получила Динара от "Ленфильма", после ее смерти и смерти в 2008 году отца Анвара - художника Николая Юдина, завладел чужой человек. Так Анвар остался почти один и без своего жилья.
Очень символично, что Динара Асанова с Востока - оттуда, где человеческая душа еще не успела покрыться броней равнодушия и черствости. Где люди открыты и приветливы, где чувства настоящие и яркие. Она не случайно темой своего творчества сделала подростков. Она была таким же подростком - человеком с открытой душой. А с беззащитной душой всегда очень трудно ходить по земле. Она переживала за всех кто рядом, хотела помочь всем, кто был около нее. Ранние смерти в реальной жизни, исполнителей главных ролей в ее фильмах, переживала как личное горе. Поэтому и сама ушла от нас так рано.
Динаре был 21 год, когда зимой 1963 года у нее остановилось сердце и наступила клиническая смерть. Ее спас случайно оказавшийся рядом однокурсник Витя Титов. В течение 3-4 минут решалось - жить Динаре или умереть. После этого случая Динара часто стала повторять: "Я умру рано. Такие как я, долго не живут".
Однажды, на вопрос за что она любит кино, Динара ответила: "Кино - это жизнь, которая течет со мной вместе. Но я не могу сказать что кино это счастье и радость. Кино - это та кровь, которая дается мне жизнью других людей. Поэтому я не очень люблю свою профессию - она использует других - это очень грустно. Но от кино я никуда не уйду. Я посветила себя этому делу, и ради этого мне пришлось забыть о себе".
В 1985 году, в номере мурманской гостиницы, в день ее скоропостижной смерти, рядом с ней нашли записку: "Спасибо! Все что я могу сказать за всю мою жизнь. Очень вас всех люблю! Д. Асанова".
Динара Асанова, на мой взгляд, абсолютно заслуженно может стоять в одном ряду еще с одни мэтром нашего советского кинематографа - Роланом Быковым.
Спасибо вам, Динара Кулдашевна!
За то, что вы до сих пор с нами в своих фильмах, за вашу боль за всех нас, и за наше счастливое детство с вашими фильмами!
Ханымамедов Волгоград
|