Причины исламской радикализации ЦентрАзии (на примере Кыргызстана), - К.Маликов 07:33 23.07.2015
Появление и активизация такфиритских террористических группировок нацелено на объявление джихада светским режимам и дестабилизации путем террористических актов. Такие полуспящие ячейки - уже есть в странах ЦА и в Кыргызстане и численность их будет увеличиваться по ряду причин.
Во первых уже давно идет процесс сращивания бывших криминальных лиц с радикальными такфиритскими идеологиями. Так как тюрьмы в Кыргызстане и Казахстане легерного содержания и являются рассадниками радикальных идей и источниками пополнения рядов террористических групп.
Во вторых одной из основных причин толкающей молодежь в такфиритские террористические группы, например в Кыргызстане - протест, против социальной, правовой несправедливости, коррумпированности государственной системы, двойных стандартов в обществе. Молодежь часто не видит возможности самореализации в стране.
В третьих, отсутствие или дефицит информации об Исламе и его культуры на основах умеренности, приводит к тому, что молодежь попадает в интернете в паутину радикальных сайтов. Уехавшие в Сирию и Ирак молодые люди – это в основном вчерашние неофиты. Первичная информация, которую они получили через сайты в Интернете, YouTube, Facebook, Одноклассники, Whatsapp, была радикальной по своей сути. Происходит сильнейшая вербовка через социальные сети, через знакомых, друзей.
В условиях такого глубокого кризиса в стране после двух революций 2005 и 2010 гг, либеральные и демократические ценности давно уже потеряли свою значимость. На сегодняшний день молодежь с каждым годом будем искать новые идеологические ориентиры, новую форму власти. Даже ответы на вопросы, которые связаны с политикой, молодые люди все чаще начинают искать в религии.
Времени остается мало. Есть риск, что деструктивное внешнее вмешательство при жесткой позиции Кыргызстана в отношении к большому глобальному игроку, внутренние предвыборные политические игры, кризис в экономике и социальной сфере, повальная коррупция, межэтнические вопросы, могут подтолкнуть к дестабилизации. Существует также фактор угрозы инфильтрации террористических групп со стороны Афганистана на территорию Центральной Азии и проникновение в Ферганскую долину. Есть еще и откровенно антиисламские силы внутри страны, этакие светские радикалы, различные сектанты, шаманисты и т.д, которые откровенно вешают ярлыки на Ислам и мусульман, оскорбляют наши ценности, подстрекают. Они регулярно поднимают в СМИ вопросы о хиджабе, численности мечетей.
А взамен? (Они предлагают короткие юбки, бары и дискотеки?). Вот и получается, что быть мусульманином или мусульманкой на основах умеренности - испытание. Радикалы такфиристы называют нас муртадами, а светские экстремисты - исламистами.
Думаю, что мусульманские общины стран ЦА сильно нуждаются в интеллектуальной исламской мысли, в общей стратегии. Должны быть проведены исследования по проблемам такфира (обвинение в неверии других мусульман). Интеллектуальная исламская мысль должна рождаться и развиваться в наших регионах.
Совершенно очевидно, что нужно делать свой независимый интеллектуальный мозговой центр - "Аль-Азхар" в ЦА. Для этого нужна политическая воля всех стран. Необходимо на государственном уровне в СМИ, университетах, мечетях, популизировать систему понимания прав человека в Исламе, личностных свобод, прав религиозных меньшинств в Исламе, прав женoин и детей, запрета в об]явлении в неверии, правильного понимания Джихада. Для этого конечно же нужно сначала принимать законы или государственные программы гарантии обеспечения безопасности имамам, улемам, экспертам, выступающим против идеологий террористических групп.
В наших странах возможно в будущем назреет необходимость для проведения профилактики и поддержания высокого духовного и морального уровня в силовых структурах и армии - рассматривать вопрос о введении института войсковых имамов под контролем ДУМ КР.
Также для укрепления национального законодательства и снижения коррупции в судебных органах, нужна постепенная в будущем интеграция частных норм и инструментов исламского права в систему светского гражданского права (семейное право, развод, наследование и т.д).
Кадыр МАЛИКОВ, Бишкек
|