Религия как инструмент геополитического влияния, - Т.Обидова 11:06 25.07.2015
22-23 июля с.г. в Душанбе состоялась международная конференция "Ислам против религиозного экстремизма и терроризма" с участием известных ученых-богословов, теологов, руководителей традиционных религиозных общин. Участники конференции попытались ответить на актуальные вопросы времени. Как влияют глобальные политические и экономические перемены на характер религиозности? Почему радикальные взгляды в наибольшей степени охватили именно мусульманский мир? Способны ли мусульманские страны самостоятельно подавить международный терроризм, в эпицентре которого они оказались? Как исламское наследие можно использовать для борьбы с этим явлением? Что делает исламский мир столь удобным претендентом на роль глобального дестабилизирующего фактора? Какое влияние оказывает нормативная база ислама на распространение радикализма? Какой путь развития в глобализирующемся мире наиболее продуктивен для исламских государств? Ответы на эти вопросы имеют судьбоносное значение не только для мусульманской цивилизации. От течения и исхода борьбы с международным терроризмом зависит и политическая система будущего мира, и характер его дальнейшего цивилизационного развития. Акцент проводимой конференции поставлен на научную составляющую названной проблемы, так как роль религиозного просвещения в противодействии радикализму в исламе сегодня велика как никогда, а борьба с псевдодуховностью невозможна без взаимодействия государства с религиозными институтами.
По словам одного из теологов, люди, вдохновляемые религиозными идеями, "порой закапываются в землянки, отгораживаются от мира, становятся не просто социально пассивными, но и социально опасными, так как исповедуют философию разрушения межчеловеческих отношений". Радикализм, таким образом, может питаться религиозными идеями, чему исламский мир очень подвержен. Мусульманские страны могут стать полноправными участниками глобализации только в случае успешного реформирования общественного сознания. Для государства очень важно отслеживать то, какие люди, с какими знаниями, с каким мировоззрением обращаются с проповедями к обществу. Поэтому, очень важно, что в Республике Таджикистан, где проведение международных конференций на подобные темы стали традицией, религиозное образование не дискриминируется государством, но находится под контролем. Здесь существуют проблемы с грамотностью большей части имамов, которые несут религию в народ. Вследствие неграмотности и пропаганды некоторые верующие радикализируются, другие - уезжают на джихад. Если государство заинтересовано в продвижении конкурентоспособности, оно должно максимально повышать уровень образования населения. Религиозное образование и воспитание - это продолжение общего образования. В государстве должна высоко цениться компетентность и уровень образованности, потому что у людей есть потребность получения ответов на вопросы. Если эти ответы они не получают от элит, государства, духовных лидеров и авторитетов, то ищут их у случайных людей.
Глобализация приблизила очередной передел мира, контуры которого определило "Исламское государство". История последних десятилетий показывает, что социальные конфликты, перерастающие в войны и революции, становятся характерной особенностью тех государств, которые ведущие мировые державы рассматривают как объекты глобализации и сферу своих геополитических интересов. Сегодня центром их особого внимания и крайней заинтересованности являются государства Центральной Азии. Именно сюда они пытаются перенести события из стран Ближнего и Среднего востока, где политические перемены имеют в основном деструктивный характер. Там, на фоне ослабления национального государства и космополитизма элитарных групп усиливаются процессы религиозной и этнической идентификации, которые при наличии "благоприятных" условий выливаются в радикальные экстремистские движения. Их отзвуки, в виде боевиков "Талибан" и "Исламского государства" уже вплотную приблизились к общим границам стран СНГ. Однако в условиях господства политики двойных стандартов, эти организации и их действия оцениваются неоднозначно. В одних случаях, радикалов удостаивают почетного звания борцов за права человека, в других - они попадают в списки религиозных фундаменталистов и террористов. Учитывая многочисленные жертвы из числа мирного населения, прогрессивным экспертам ближе вторая оценка.
Религиозный фактор международные игроки нередко используют для достижения конкретных геополитических целей. Особенно часто это отмечается в мусульманском мире, который "теоретики глобального хаоса" превращают в систему, неспособную мирно сосуществовать с другими цивилизациями и религиями, характеризуют исламский мир как воинствующую цивилизацию, склонную к насильственному решению конфликтов. Однако прямое или косвенное вмешательство западных государств во внутренние дела мусульманских стран мало способствует снятию напряженности в отношениях между ними, а наоборот усугубляет ситуацию. С одной стороны, потому что ислам на сегодняшний день - единственная мировоззренческая система, стремительно расширившая сферу своего влияния, бросает вызов глобальному господству Запада. С другой, потому что конфликтогенный потенциал исламского мира действительно велик и его должно хватить для возбуждения "управляемых конфликтов" в любой точке планеты.
Одним из важнейших факторов распространения радикальных и религиозно-политических движений исламской направленности является слабость позиций интеллектуального ислама, место которого пытается занять ислам политический. Например, ПИВТ так и не смогла добиться стабильной популярности, и со временем ее адепты массово вернулись к авторитету традиционных улемов. Отдельные члены ПИВТ "нашли себя" в вооруженных рядах "ИГ". Их недоверие к традиционным религиозным лидерам во многих случаях связано с нежеланием или неготовностью последних отстаивать социальные идеалы ислама, давать соответствующую оценку событиям политической и общественной жизни. Эту задачу в принципе могли бы решить умеренные мусульманские деятели, получающие моральную поддержку светских властей. Вследствие этого, именно радикальные и религиозно-политические лидеры овладевают умами значительной части мусульман и формируют общественное мнение об исламе - зачастую неверное, агрессивное, протестное, отвечающее лишь личным интересам религиозной верхушки. В качестве противодействия необходимо продолжать разрабатывать и внедрять меры, в числе которых предусмотреть организацию религиозного просвещения. Ведь ислам обладает большим идейным и созидающим потенциалом, который можно использовать для предотвращения религиозного радикализма, социальной адаптации верующих и налаживания межцивилизационного диалога.
Тамара Обидова
|