Псевдоанализ причин радикализации общества в Таджикистане (Ответ Д.Гулматшоеву), - А.Семенов 21:18 27.07.2015
"Не стыдно и не вредно не знать. Всего знать не можем, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь, что не знаешь". Л.Н.Толстой, "На каждый день".1908г.
На сайте Центразия.ру от 20 -го июля 2015 года опубликована статья, выступающего с журналистским псевдонимом Д.Гулматшоева под сенсационным заголовком "Таджикистан: причины радикализации общества", которая по причине элементарного незнания, не содержит толики научного осмысления реальной обстановки, связанной с радикализацией сегментов общества. И более того практически напрочь лишен исчерпывающего анализа деталей, таких явлений как исламизация, политизации ислама и возросшего сползания тотального религиозного мировоззрения в таких традиционных обществах, каковым является Таджикистан.
В первом предложении, автор не дает элементарного шанса трактовки перспективы суверенной страны, который вправе иметь не похожую базисную установку относительно религиозных предпочтениях, если и допустим, что с таковыми она периодически сталкивается. И первой строке режет топором и выносит вердикт "Несмотря на закрепленную в Конституции Таджикистана светскую форму развития государства, тенденция последних лет указывает на постепенный рост религиозности таджикского общества. Об этом свидетельствует повсеместное увеличение числа прихожан мечетей, изменение внешнего вида многих граждан Таджикистана, участившиеся случаи распространения религиозно-пропагандистской литературы". Прогнозы незавидная и неблагодарная вещь. Гулматшоев Давлатшо, при всем нашем уважении, в этом отрезке текста опошлился по полной программе. Во-первых, последние годы, мы аналитики из экспертного общества "Ираника" скрупулезно и не предвзято отслеживающие ситуацию в Таджикистане, в том числе и религиозную проблематику со осознанием всей гражданской ответственности вкупе с научной справедливостью обязаны констатировать, что тенденция религиозного ренессанса в данной среднеазиатской стране последние два года наоборот поубавилось. Со ссылкой на материалы Комитета по делам религии Таджикистана, изданиям СМИ республики, строительство мечетей по всей республики приостановлено. Идет тенденция переформатирования данного процесса. То есть переустройства не достроенных мечетей и их превращение в учебные и культурные заведения, библиотеки, кинотеатры и спортзалы. Причем инициаторами этих начинаний является само духовенство.
Далее, автор статьи излагает негативную мысль, которая скорее всего применительно к странам, где воцарилось полный хаос и анархия: "В условиях пассивности и растерянности органов власти активизация деятельности религиозных радикалов уже отмечается по всей стране. В большинстве регионов Таджикистана женщины из светских семей, не носящие платки и "хиджаб", подвергаются дискриминации со стороны радикально-настроенных религиозных фанатиков. Соседи данной категории граждан стараются не приглашать мужчин из таких семей на проводимые ими семейные мероприятия из-за опасения вызвать недовольство лидеров местных религиозных общин".
Следует строго Гулматшоеву возразить, что религиозный бум, охвативший в том числе и Таджикистан наряду со странами соседями из Центральной Азии в начале 90-х годов прошлого столетия, по сути вещей было естественным ходом истории и соответствующей реакцией на идеологический вакуум, возникшей после коллапса СССР. Для таджиков в отличие от других народов, населяющих регион Центральной Азии, процесс исламизации общества имеет и в какой-то степени возобновление прежнего опыта и богатого наследия исламских ученых, таджиков по национальности, таких корифеев науки и признанных в мировом исламском богословии, таких солидных фигур, как Абуханифа (Имам Аъзам), основоположник ханифитского течения Ислама, Имам Бухари, автор трудоемкой книги "Ас-сахех"(Шеститомник изречений пророка Мухаммеда (С)), Ходжа Баховаддина Накшбанда, предводителя ветви суфизма и многих других. Они не являются предметом нашего сегодняшнего изложения и их имена и название произведений не уместятся на страницах статьи, они темы отдельного разговора. Но что отрадно для религиозного самосознания таджиков и таджикистанцев, это то, что с опорой на таких религиозных авторитетов, имеющих соответствующее влияние посредством своих научных трактатов и трудов, удалось остановить гражданскую войну, обустроит заново республику. И что немаловажно апробировать упорядочит традиции, свернут с пути тотальной исламизации в сторону умеренного исполнения религиозных ритуалах.
Для Таджикистана, являющимся светским государством, в сторону оптимизации радикальных умонастроений выступает также подавляющее большинство населения. Это показали результаты выборов в Парламент в марте 2015 году, которые были признаны наблюдателями от СНГ. Это показывает стремление активного сегмента общества отторгнут и освободится от тяжелого наследия гражданского противостояния – ПИВТ.
Факты, приведенные Д.Гулматшоевым высосаны из пальца и основаны на поверхностном понимании религиозной тематики в Таджикистане.
Семенов А. - эксперт общества "Ираника"
|