КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 04.08.2015
20:59  В Казахстане разработали мобильное приложение Kelin для невесток
20:37  Погранслужба Таджикистана: 6 таджиков Исфары ранено от кыргызских пуль и "Коктейлей Молотова"
20:34  Туркменистан: опасный "Алтын асыр", - Г.Элясова
19:34  Каз-спецслужбы оперативно вычислили и повязали веб-тролля, сеявшего дезу о жертвах Алматинского селя
19:30  Бурлинский районный суд (Западно-Казахстанская обл.) отважно оштрафовал американского монстра "Дженерал Электрик"
17:41  Лучше Путин, чем мусульманин. Ч. 1-я, - Вацлав Влк-старший
16:00  Бизнесмен Усманов оказал РФС безвозмездную поддержку в 1 млрд руб.

14:34  Обыкновенное зверство-2. В ЮКО задержаны мужчины, прилюдно избившие девушку
14:28  Обыкновенное зверство. В Талдыкоргане полицай застрелил в упор пассажира авто
14:04  США – глобальная машина войны, - В.Одинцов
14:02  Непостижимый мулла Омар, - Фредерик Бобен
13:35  Полонез в виде.. хоровода. В Алматы прошел 1-й офицерский бал (фото)
13:09  Баткен. На кыргызо-таджикской границе начался каменный бой. Как в старые добрые времена...
13:06  Мусульманский мир и принципы плюрализма. Уроки из ранней истории, - Г. Жусипбек, Ж.Нагаева
12:47  В урочище Бектау-Ата (Казахстан) ученый Плохов нашел следы 18-метровых гигантских человечков. Что там растет)?
12:45  Презентован 1-й казахстанский рэп-мюзикл - "Детектив Джонни"
12:09  Трамплин для Трампа. В кампании по выборам президента США появилась интрига, - Д.Минин
12:07  Афганистан на пороге новой эскалации, - Н.Бобкин
11:55  Привет от РПК? В Турции близ Карса взорван магистральный нефтепровод из Ирана
11:52  Обклеветанный на 5 млн экс-кырпремьер Бабанов подал в суд на депутатку Карамушкину
11:48  На кыргызо-таджикской границе в р-не н.п. Майское скопилось 500 желающих подраться "мирных местных жителей"
11:44  Зачем США, "в целях самооброны", решили бомбить Сирию? - В.Мараховский
11:42  Это самоубийство. На вступление Турции в Большую войну, - А.Горбенко
11:02  Кыргызские сейсмологи прогнозируют разрушительное землетрясение на границе с Таджикистаном
11:00  Что взорвалось 1 августа на территории узб-в/ч 45605 в Андижане?
10:40  УкрПрезидент Порошенко никак не может расстаться с своим карамельно-энергетическим бизнесом, - Der Spiegel
10:04  Опять ЧП в Ишкашиме. Таджикского пограничника Хайдарова застрелили или он утонул? - "РО"
09:34  Турция должна вступить в ШОС, - Севиль Нуриева
09:07  Укроп в аквариуме. Рос-певец Гребенщиков (не "Оранжевые ботинки") подружился с Саакашвили
08:49  Китай новым Азиатским банком намерен ослабить Японию, - Есико Сакураи
08:43  Транскаспийский транзит. В Баку пришел первый контейнерный поезд "Nomadexpress" из Китая
08:39  Китай расширяет зону ответственности своих ВВС до американских баз
08:34  Катарская инициатива Лаврова. Москва предлагает создать новую международную коалицию для борьбы с "ИГ"
08:17  На кой в 9-й раз переписывать Конституцию Кыргызстана? - Ч.Тургунбаев
07:54  ИГ разбудило бандподполье Северного Кавказа, - "НГ"
00:34  История гражданской войны в Таджикистане (1992-1997 гг.). Часть 2-я, - Р.Бобохонов
00:33  Никох по скайпу – недействителен? ТаджБраки в "паутине", - М.Курбанова
00:14  Внук Елбасы Нурали Алиев отныне будет отвечать за бизнес-климат Астаны
00:10  В Костанае задержан еще один заместитель акима города - Аракелян
00:09  США откладывают санкции в отношении казахстанских банков
00:08  За нитки и за скидки. Почему Анкара торпедирует "Турецкий поток", - Е.Трегубова
00:07  Скромен Туркменский президент! - Г.Мередова
Понедельник, 03.08.2015
22:38  Иран озолотит Boeing и Airbus паритетно - закупив по 90 пассажирских самолетов
21:30  Обама дал "добро" на бомбардировку Сирии американскими ВВС
21:27  ИГИЛисты сбили самолет ВВС Сирии, который упал в центре города Эриха - 27 погибших
20:47  ТаджМинфин заявил, что до 2016 полностью погасит госдолг Казахстану, Ирану и Узбекистану
20:25  Нефть марки Brent упала ниже $50 за баррель
19:27  Проамериканская "арабская коалиция" рискнула высадить войска в Йемене
17:27  Ископаемая "урджарская принцесса" из Казахстана оказалась современницей алтайской "принцессы Укока" (IV-III вв до н.э.)
16:53  В британском Ротерхэме пакистанскими мигрнатами было изнасиловано 1,4 тысячи белых девочек-подростков
16:47  200 кок-ташских камнеметчиков. На кыргызско-таджикской границе произошел очередной конфликт
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Казахстан   | 
Мусульманский мир и принципы плюрализма. Уроки из ранней истории, - Г. Жусипбек, Ж.Нагаева
13:06 04.08.2015

(Мединская модель общества и Худайбийская модель международных отношений в разрешении межэтнических, межконфессиональных проблем).

Можем ли мы говорить ныне о "истинно религиозном" возрождении в исламском мире на фоне буквалистского понимания Ислама, невысокого уровня нравственности, этики и интеллектуального уровня мусульман, неприятия "других" по расовому, религиозному, мировоззренческому признакам, реакционности, аутсайдерских позиций мусульманских стран по уровню развития (в том числе прав и свобод человека), роста радикальных религиозных организаций, и как следствие всего этого роста исламофобии? Ответ очевиден. Все это говорит о духовно-интеллектуальном кризисе в мусульманском мире (о чем, кстати, свидетельствует также зарождение и распространение нигилистичной и питаемой местью псевдо- религиозности или же, как минимум, лишенной одухотворенности "механистической" религиозности) и требует переосмысления источников Ислама с целью определения ориентиров роста, развития и нахождения решений актуальным задачам, вызовам современности. В статье кратко рассматриваются две модели, Мединская модель общественного устройства и Худайбийская модель международных отношений, как ориентир для построения плюралистичного, свободного общества, разрешения межконфессиональных и межэтнических конфликтов, и выстраивания мирных добрососедских отношений.

Прежде всего, необходимо различать суннитскую доктрину от радикальных "литералистов" и "идеологии хариджитов", представители которых довольно часто маскируются под мусульман-суннитов (взять например, пресловутое "ИГИШ" или "ИГ"). В ряде ключевых вопросов существуют очень серьезные теологические различия между Исламом суннитского толка и доктриной "литералистов (которую условно можно назвать "[нео-]салафизмом"), не говоря об идеологии хариджизма, кстати для которых Ислам суннитского толка это антипод.

Во-вторых, мировоззрение Ислама суннитского толка (в противоположность от "[нео-]салафизма" и "идеологии хариджитов"), зиждется на трех основополагающих принципах: 1) упор на формирование "позитивной" идентичности, принимающих, а не отталкивающих других (принцип "инклюзивности), 2) метод позитивного действия; 3) принцип естественной постепенности

Позитивная идентичность (инклюзивность) подразумевает плюралистичное мировосприятие и менталитет, который принимает других и не отчуждает инаковых, не самоидентифицируется посредством противопоставления себя инаковому "чужому", более того, который ищет общие знаменатели с другими. Согласно такому мировоззрению, у человека фокусом его энергии, борьбы являются не безбожники, последователи других религий, и тем более представители других этносов, рас, образов жизни и мировоззрений, а он сам, его слабые стороны, с целью дальнейшего роста, и развития.

Метод позитивного действия означает следующее: действовать только в рамках закона, уважать общественные нормы и мораль и самое главное имеющий в основе принцип гласящий, что "благие цели могут быть достигнуты только благими путями" (идейное неприятие "макиавеллизма")

Касательно принципа постепенности, в религии его порой называют "божественной методикой". Коран был ниспослан в течение двадцати трех лет, и первая община мусульман постепенно, шаг за шагом приобщалась к Исламу. Прямым результатом божественной методики постепенности является то, что сперва идет процесс осознания смысла, только затем идет внедрение определенного положения или принципа. Т.е. необходимо сначала постичь дух/ необходимость определенного принципа (смочь натурализовать его), а только потом принимать этот принцип в качестве нормы/ закона. Постепенность является проявлением гибкости, что в свою очередь лежит в основе высокой нравственности.

Вышеперечисленные принципы в свою очередь явились основополагающими в Мединской и Худайбийской моделях. Эти модели важны тем, что представляют собой образцы общественного устройства и международных отношений соответственно, растолкованного в свете суннитского понимания Ислама.

Следует особо остановиться на Конституции Медины (Сахиф), являющейся основой Мединской модели общественного устройства, составленной под предводительством Пророка Мухаммада через год после переселения первых мусульман из Мекки в Медину (хиджра). На момент переселения, в городе царила полная анархия, междоусобицы между населявшими его племенами, длившиеся больше столетия, и не было механизма, который смог бы всех их объединить. В связи с чем, Пророк Мухаммад созвал местных лидеров, представителей как мусульман (доля которых на тот момент составляла около пятнадцати процентов (15%)) так и других религий (прежде всего иудеев, а также некоторых идолопоклонников) с целью совместного построения города-государства. По достижению единства мнений, была составлена первая в мире письменная конституция.

Согласно принятой конституции, во-первых, вся территория Медины была объявлена священной, и соответственно священными и неприкосновенными жизнь и честь каждого гражданина. Во-вторых, все жители Медины были наделены равными основными правами и свободами, вне зависимости от религии и происхождения. В-третьих, согласно данному документу была создана единая политико- социальная общность, состоящая из представителей различных религий и образов жизни (в т.ч. и лицемеров). Решение дел, кроме крайне спорных и трудно разрешимых, было передано центральному органу, состоящему из представителей общин населявших Медину. Были установлены принципы внешней политики и обороны. Таким образом, впервые в истории человечества основные права и свободы человека, вне зависимости от вероисповедания были юридически оформлены, закреплены и защищены государством

Иначе говоря, Мединская модель представляла собой основу, фундамент плюралистического в идейном, мировоззренческом и жизненно-стилевом плане общество, принимающего каждого таким, какой он/а есть, т.е. принимающего существование "параллельных образов жизни" в мирской жизни, которыми являются другие конфессии, мировоззрения, в том числе и безверие и "параллельных истин" в рамках Ислама ("параллельно-альтернативных" мнений, воззрений, толкований в рамках Корана и Сунны).

По сути, признание существования "параллельных образов жизни" и "параллельных истин" в рамках Ислама подготавливает верующего к признанию каждого "таким, какой он есть". Несогласие с определенным мнением, не должно означать отрицания его права на существование. Не случайно, что самые пестрые в конфессиональном, идейном, культурном и этническом плане общества были в мусульманском мире, и именно в тот период, когда мусульмане являлись самой доминирующей силой в мире.

И это является нормой в Исламе, законом заложенным и одобряемым самим Всевышним. Самым ярким доказательством признания Исламом "параллельных" путей или образов жизни в мирской жизни как "задумки" Всевышнего является заблаговременное ("априорное") признание Священным Писанием и Сунной многоконфессиональности человечества в мировоззренческих аятах и хадисах. Практическими примерами служат, вышеотмеченная "Конституция Медины"; наделение определенных категорий людей статусом "Ахл-и Китаб" (Люди Писания, т.е. христиане и иудеи, а согласно толкованию второго Праведного Халифа Омара также и зороастрийцы), договор Пророка Мухаммада с христианами Наджрана, гарантии о неприкосновенности храмов, религии, образа жизни многочисленных общин христиан, иудеев, данных праведными халифами и многое другое из ранней истории Ислама.

При всем том, на сегодня сложилась парадоксальная ситуация, во многих мусульманских странах и странах с мусульманским большинством, почему-то эта модель общественного устройства почти не задействована, даже наоборот присутствуют признаки эксклюзивности, т.е. неприятие "инаковых" в одежде, цвете кожи, расе, мировоззрении, религии, образе жизни и т.д. К тому же, несмотря зачастую на богатые природные ресурсы, многие из этих стран стоят далеко не в первых рядах в списке стран по уровню развития. Напротив же, в развитых странах Европы и Америки, которые переболев болезнь эксклюзивизма (дискриминация по расовым, гендерным признакам, социальному статусу), все-таки пришли к общественному устройству, которое во многом созвучно с описываемой моделью, где каждому вне зависимости от его расы, социального положения, образа мысли и жизни гарантированы основные права и свободы. И эти страны только выиграли от своего выбора, в которых ввиду достаточно высокого уровня обеспечения и защиты прав и свобод своего населения, сохраняется минимальный уровень межэтнических и межконфессиональных проблем, что способствует свободному развитию и максимальному вкладу своих граждан в процветание общества, страны. Подтверждается истина, что важным достоянием и целью страны являются все таки, не богатые природные ресурсы, а здоровье, интеллект и дух нации.

В силу того, что любое общество, страна живут не в изоляции от мира, и являются участниками международных отношений, и заинтересованы в их стабильности, взаимовыгодности, а также снижении потенциальных рисков и угроз, значимым является выбор правильного вектора в построении таких взаимоотношений. В связи с этим, стоит рассмотреть небезызвестное Худайбийское соглашение, в качестве модели построения международных отношений.

Худайбийский мирный договор - договор подписанный между пророком Мухаммедом и мекканскими язычниками, заключенный в марте 628 года в местечке Худайбия, близ Мекки, был назван Всевышним в ниспосланном аяте (Коран, 48:1) не иначе как "Фатх-и мубин", т.е "явная победа", даже если на первый взгляд условия договора были очень унизительными для мусульман. Следует особо подчеркнуть, в Коране ни одно из значимых в исламской истории событий не было названо как "явная победа" подобно этому мирному договору. Этот договор остановил войну (до этого развязанную язычниками против мусульман) на условиях продиктованных язычниками, но открыл возможность для прямого, человеческого контакта и общения между обеими сторонами.

В общем, величайший прорыв мусульман в период пророческой миссии Пророка Мухаммада приходился на годы после заключения Худайбийского мира, когда открылась возможность прямого, мирного общения мусульман с идолопоклонниками, безбожниками Мекки и других поселений. В тафсире Ибн Кясира передаются слова одного из самых ученых сахабов Ибн Масуда "Вы считаете открытой победой освобождение Мекки от язычников, но мы считаем настоящей победой заключение Худайбийского мирного договора".

Описание Всевышним Худайбийского мирного договора в качестве настоящей победы, говорит о том, что в Исламе, во-первых, настоящей победой является победа в духовной области/ в духовном измерении. Во-вторых, мирное сосуществование людей различных верований (в случае Худайбийского мирного договора мусульман с безбожниками и язычниками) является вполне нормальным явлением. Более того, если существуют условия для нормального человеческого общения и практики своей религии мусульманами, то и основополагающим принципом. Аят "…мир благо" (Коран, 4:128), как нельзя лучше показывает позицию Ислама относительно построения отношений, как в семье, обществе так и среди различных общин (т.е. и на международной арене).

Прежде всего, согласно общему контексту (общему духу и сути) Сунны Пророка, война, военные действия являются временным исключением, к которым прибегают только тогда, когда нет другого выхода, а мирное сосуществование представителей различных религий является правилом. Иначе говоря, война подобна лихорадке в организме, тогда как мир соответствует его здоровому состоянию. Т.е. согласно общему контексту Сунны Пророка, безверие либо руководство не Исламом, не являются основанием для объявления войны, за исключением агрессии и начала военных действий со стороны противника.

Если обратиться к практике, то можно отметить такую зависимость, чем агрессивнее внешняя политика страны, чем менее она интегрирована во внешний мир, тем слабее она в своем развитии, и тем проигрышнее ее позиции (Северная Корея, некоторые страны Ближнего Востока). В противовес, развитые страны, которые более вовлечены в построение мирных отношений, закрепленных различными международными соглашениями, снизив тем самым политические, экономические риски, обеспечили себе стабильность, выгоду такого сотрудничества.

Конечно, кто-то может задаться вопросом о целесообразности интеграции в международное сообщество для развивающихся стран с мусульманским большинством. Вопрос обоснован, и ответом на него конечно является - первоначальный толчок к развитию страны через построение свободного, плюралистичного общества внутри государства, обеспечение своих граждан правами и свободами, условиями способствующими развитию интеллекта, знаний, здоровья нации, как показывает Мединская модель общества. Страна с сильным человеческим потенциалом, в результате сможет себя правильно позиционировать и расширить свое присутствие на международной арене.

Следует также особо отметить, что положения и практика, которые легли в основу Мединской и Худайбийской моделей следует воспринимать как мировоззренческие. Подавляющее большинство ученых-суннитов придерживалось и придерживается того мнения, что принципы мирного сосуществования не аннулировались и не отменялись, иначе это вело бы к полному нарушению целостности понимания Корана и Сунны, и более того, бросала бы тень на самого Пророка. А то, что повлекло к их расторжению в краткосрочной перспективе и в локальном масштабе, было ситуативным, вследствие грубого и систематичного нарушения договоренностей со стороны немусульман. Утверждать обратное было бы клеветой на Пророка Мухаммада и его сподвижников, или необъективным и нецелостным пониманием учения и истории Ислама.

Резюмируя, в Исламе признается не только многообразие человечества, плюрализм как жизненно-стилевой, конфессиональный, идейный, но также особо выделяется важность мира, добрососедских отношений, что ярко отражено в Мединской и Худайбийской моделях. Конечно, было бы недальновидным утверждать, что эти модели необходимо принимать в неизменном виде, и что они не могут быть модифицированы согласно требованиям времени, но самое главное, ведь самое главное это их основополагающие идеи и принципы.

Симбиоз этих двух моделей положительно проявил себя на практике развитых стран, которые отличаются плюралистичными обществами, где гарантированны права и свободы каждого гражданина вне зависимости от расы, религии, национальности, образа мышления и жизни, которые интегрированы и расширяют свое присутствие в международное сообщество с акцентом на мирные международные отношения.

Таким образом, знание и понимание смысла этих моделей, основы которых были заложены самим Пророком Мухаммадом и которые выражают суть Сунны (пути Пророка), означает принятие межконфессиональных, межэтнических различий как милость данную Богом как причину для еще большего развития. Мусульмане должны заново раскрыть для себя принципы мирного сосуществования и формирования мирных отношений как приоритет в развитии. И путь разрешения конфликтов, проблем возникающих будь на межэтнической или будь на межконфессиональной почве лежит только через признание другого и понимании того, что многообразие и многоликость человечества является нечем иным как волей Бога.

Важно понять что идейные основы и основополагающие принципы Ислама Суннитского толка в своей основе имеют универсальные человеческие ценности, базирующиеся на заповеди служить "Высшему Идеалу" - для верующих это достижение божественного благоволения путем совершения благого в плане облагораживания жизни людей, вне зависимости от расы, происхождения и мировоззрения.

Авторы: Г. Жусипбек и Ж. Нагаева, Алматы

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1438682760


Новости Казахстана
- Мажилис принял закон "О производстве и обороте органической продукции" во втором чтении
- Олжас Бектенов обсудил с представителями банка Société Générale вопросы привлечения частного капитала в страну
- Олжас Бектенов заслушал информацию о проводимых противопаводковых работах
- Олжас Бектенов обсудил с директором по разведке и добыче ENI Лукой Виньяти реализацию совместных проектов и наращивание казсодержания на Карачаганаке и Кашагане
- Кадровые перестановки
- Казахстан примет участие в III форуме межрегионального сотрудничества в СУАР
- Министр иностранных дел Казахстана встретился с Государственным секретарем США
- Сенаторы: Реализуемые инновационные проекты оторваны от потребностей предприятий и реального сектора экономики
- О комиссии по выборам ректоров
- Кто наживается на деле Стати и вернутся ли потраченные сотни миллионов долларов?
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх