ТаджИсламистов вежливо игнорируют, - Р.Алиев 07:08 06.08.2015
В ответ на обращение ПИВТ к членам Евросоюза, ООН, ОБСЕ, Европейскому союзу, Организации исламского сотрудничества и главам государств-гарантов, которое осудило большинство политических партий Таджикистана, а Генпрокуратура республики назвала незаконным, ответила лишь ОБСЕ. И то, не лично ПИВТ, проигнориров самого адресанта. ОБСЕ направила ответ в МИД республики, оставив руководство партии даже без копии письма. "О содержании ноты представитель ОБСЕ нам ничего не сказал", - обиженно отметил М.Хаит. Таким образом, международная организация выразила свое отношение к ПИВТ. Комментарии излишне.
Главный аргумент других противников обращения ПИВТ заключается в том, что Общее соглашение о мире и национальном согласии в 1997 году было подписано между правительством республики и Объединенной таджикской оппозицией. Объединенной! ПИВТ составляла лишь четвертую ее часть, наряду с представителями Демпартии, Центра координации демократических сил, движения "Лали Бадахшан" и мигрантов Таджикистана, но узурпировала "право наследования". Хотя, не являясь правопреемниками ОТО, исламисты не имеют юридического и морального права говорить, а тем более предъявлять какие-либо претензии от имени всей ОТО. Именно такого мнения придерживаются сегодня большинство граждан Таджикистана, эксперты и политики, называя обращение ПИВТ необдуманным и незаконным. ПИВТ может обращаться в любые инстанции как конкретная организация, как партия, как юридическое лицо, но только от своего имени. По справедливому замечанию лидера одной из партий, "в любом правовом обществе любой человек, любая политическая организация равны перед законом, поэтому за нарушения законов или совершение преступления после достижения мира и согласия ПИВТ, как и другие, должна отвечать сама".
ПИВТ на протяжении почти 20 лет заявляет о себе как о единственном инициаторе и наследнике мирного соглашения, не видит заслуг других партий и движений, которые также являлись членами ОТО, что вызвало справедливое нарекание остальных участников мирных переговоров. По сути, исламисты умалили, обесценили их важную роль, вклад в исторический процесс, хотя те, в годы гражданского противостояния также потеряли огромное число своих сторонников и наравне с ПИВТ шли к миру и взаимопониманию.
Глубокое заблуждение руководства ПИВТ подтверждено вескими доказательствами и неоспоримыми фактами того, что Общее соглашение о мире и национальном согласии было полностью выполнено. Мигранты и беженцы вернулись на Родину и начали спокойную жизнь. Была создана Комиссия по национальному примирению, председателем которой был назначен руководитель ОТО Саид Абдулло Нури. Представители ОТО вошли в Правительство республики согласно 30% квоте. Вооруженные формирования ОТО были интегрированы в Вооруженные силы Таджикистана. Партии и организации, деятельность которых была запрещена в период противостояния, заново начали свою политическую деятельность и приняли участие в парламентских выборах 2000 года. Во всех официальных докладах, выступлениях, публикациях и программах СМИ присутствие и важная роль ОТО, в частности ее лидера С.А.Нури, отражены достоверно и полностью, согласно их заслуг и реалий того времени.
Главным выводом из спорной ситуации является то, что поражение ПИВТ на политической арене страны вовсе не означает поражения Общего соглашения и достигнутых в 1997 году мирных межтаджикских договоренностей. Сегодня никто не имеет права предъявлять претензии и говорить от имени Объединенной таджикской оппозиции. ПИВТ, как и каждая политическая партия, свободно осуществляющая свою деятельность в Таджикистане, должна строить свою деятельность на основе Закона "О политических партиях". Все это время ПИВТ входила в состав Парламента и довольно вольготно чувствовала себя на политическом пространстве страны и за рубежом, где по инерции, хотя незаконно, представляла себя правопреемницей ОТО и лидером современной таджикской оппозиции. Именно так, ведет себя сегодня М.Кабири, оставивший однопартийцев. Долгое время ПИВТ находилась в роли легальной, неприкасаемой, но легкоранимой "кисейной барышни", которая по любому поводу ударяется в истерику. Власти страны в отношении партийных исламистов действуют законно, но крайне осторожно, чтобы случайно не ущемить их прав и не накликать гнев международного сообщества, к которому те апеллируют по малейшему поводу. Такого особенного, толерантного отношения не удосужилась ни одна из действующих партий. Сегодня международные организации разобрались в ситуации и поменяли свое пристальное внимание к ПИВТ на вежливый игнор.
Рустам Алиев
|