Рахмону крыть нечем. Все более тревожная информация поступает с афгано-таджикской границы, - Г.Усмон 10:45 13.08.2015
Все более тревожная информация поступает с афгано-таджикской границы. И что интересно, сведения о скоплении боевиков на сопредельной территории поступают главным образом от таджикских военных. Как сообщил командующий пограничными войсками Таджикистана Раджабали Рахмонали более 2 тысяч боевиков, в том числе из террористической группировки Исламское государство, сконцентрированы в уездах Дашти Арчи и Имам Сахиб северной афганской провинции Кундуз. Еще более серьезные данные приходят с афганского Горного Бадахшана, где по некоторым данным боевики контролируют почти 80 процентов территории. И надо заметить, что транзитный поток вооруженных формирований из Северного Вазиристана, набравшегося опыта в боях с пакистанской армией, продолжает прибывать на север Афганистана и оседать в граничащих с Таджикистаном провинциях.
Кто обживает пространство в приграничных районах и расширяет подконтрольные территории? Публика эта разношерстная, но достаточно воинственная. Помимо боевиков ИГ, это бандформирования "Талибана", недобитые остатки "Аль-Кайды", "ИДУ", "Ансаруллох". Ситуация усугубляется еще и тем, что в рядах боевиков все больше граждан Таджикистана, которые принимают самое активное участие в террористической деятельности тем самым набираясь боевого опыта. Таким образом, по данным таджикских спецслужб в приграничных зонах уже сформировался весьма внушительных отряд боевиков, среди которых немало выходцев из Таджикистана и других стран Центральной Азии.
Откуда же можно ждать не прошеных гостей? Военные эксперты отмечают, что у исламистов есть несколько привлекательных направлений для вторжения. Одной из идеальных площадок для прорыва является афганская провинция Кундуз, которая граничит с Таджикистаном, и построенный мост через реку Амударью фактически превращает эту провинцию в ворота из южной в Центральную Азию.
Геополитическое положение Кундуза сформировало и его особый статус в сфере региональной безопасности. Еще в 1998 г., заняв Кундуз, талибы превратили его в самый укрепленный и стратегический район. Кроме того недавнее выступление экстремистов в Кундузе и военная операция правительственных войск против них свидетельствуют о скоплении там большого числа членов террористических групп неафганского происхождения. В апреле с.г. талибы объявили о начале операции под названием "Азм", в результате которой 65% территории Кундуза перешли под контроль экстремистов.
Также, наиболее уязвимыми, участками стоит признать Горный Бадахшан, Хатлонскую область и маршрут Тахар-Тавильдара-Гарм вдоль границы горных массивов Бадахшана. Противостояние этих отдаленных горных районов центральным властям Таджикистана, началось не вчера. Еще в начале девяностых, когда весь Таджикистан начала сотрясать гражданская война местные лидеры в Хороге хотели превратить эту область в независимое государство, которое будет жить по сугубо исламским законам с возможным введением судов шариата.
Чем может ответить Таджикистан? По большому счету нечем. Вооруженные силы республики занимают 81-ое место в обновленном рейтинге мощнейших армий мира (Global Firepower Index). По этим данным на вооружении армии Таджикистана имеются 37 танков, 46 прочей бронетехники, 10 единиц артиллерийских орудий, 3 единицы ракетных систем залпового огня, а также 25 боевых, 15 транспортных и 4 тренировочных самолета, 20 вертолетов и них 6 ударных.
Остается одна надежда на помощь союзников по ОДКБ и в первую очередь, на дислоцированную в республике 201-ю дивизию вооруженных сил РФ. К 2020 году Кремль планирует укрепить эту группировку, увеличив численность военнослужащих в 1,5 раза - до 9000 солдат и офицеров, оснастить ее современными видами вооружения. Недавние учения коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ в Таджикистане показали, что ресурсов для спасения режима Э.Рахмона может не хватить и малой кровью отделаться не получится. По сценарию внезапных учений из России в Таджикистан были переброшены 217-й парашютно-десантный полк и 15-й отдельный разведбатальон 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии из Иваново. Из Белоруссии - 103-й мобильная бригада сил специальных операций. Из Казахстана - 37-я десантно-штурмовая бригада аэромобильных войск. Таджикистан задействовал 7-ю десантно-штурмовую бригаду. Из Армении прибыла рота специального назначения. И это не считая боевой, армейской и военно-транспортной авиации. И вся эта группировка была задействована, чтобы отразить атаку 700 боевиков. Интересно, сколько людей и техники понадобится участникам ОДКБ, чтобы отразить наступление более 2 тысяч боевиков? К тому же не стоит забывать о пятой колонне, потому что недовольных правительством и лично семейством Рахмонов в стране - пруд пруди.
Понятно, что официальный Душанбе крайне озабочен ситуацией и осознает, что не готов отражению массовой экспансии радикалов и контролировать ситуацию на таджикско-афганской границе. Тем временем в Афганистане готовится что-то ужасное, а регулярные перестрелки на границе уже не попытки пересечь госграницу наркокурьерами. Это больше напоминает разведку боем, прощупывание слабых мест на границе перед масштабным вторжением.
Гафур Усмон
|