Новый язык общения. Сленг таджикских базаров, - К.Бариева 11:27 13.08.2015
Своеобразный сленг в настоящее время появился на таджикских базарах. А что поделать, места за прилавками торговых точек все больше и больше занимают китайцы, которые практически полностью контролируют вещевые рынки Таджикистана, и медленно перебираются и на сельскохозяйственные базары. Гости из Поднебесной уже давно чувствуют себя в Таджикистане как дома. Они диктуют свои правила и цены, а также разговаривают с покупателями уже на сложившемся китайско-таджикском сленге. Да и сами таджики тоже отвечают на этом "торговом" языке. И уже не смешно, когда видишь, как усердно пытаются говорить на китайском языке местные жители, нисколько не заботясь о том, чтобы приезжие сами учили таджикский язык.
Экономическая и миграционная экспансия предприимчивых китайцев за несколько лет побили все рекорды. Граждане Поднебесной буквально наводнили Таджикистан. Эксперты едины в том, что китайские власти не только избавляются от переизбытка населения, но и обеспечивают своих земляков работой за рубежом. Давно понятно, что китайские инвестиции направлены не на развитие местного производства, а создание благоприятных условий для экспорта китайской продукции и вывоза в КНР полезных ископаемых и других сырьевых ресурсов.
В прошлом году Китай наконец получил эксклюзивное право на разработку золоторудного месторождения "Зарафшон". Еще в 2007 году китайская компания "Zijin Mining Group" стала собственником бывшего Таджикского золоторудного комбината около города Пенджикент на китайско-таджикской границе. В 2013 году эта китайская компания инвестировала в добычу золота 60 млн. долл. В прошлом году Таджикистан получил долгосрочный кредит в 140 млн. долларов, которые должны обеспечить рост ежегодной золотодобычи с 1 до 5 тонн в 2015 году. Кроме добычи золота КНР проявляет повышенное внимание к разработке месторождений свинца и цинка.
Понятно, что подобные шаги выбывают недовольство местного населения. Тем более, что на этих предприятиях работают только китайские рабочие. А если кому из местных жителей и посчастливится попасть туда, то его заработная плата в два раза ниже, чем у приезжих. По этому поводу в 2014 году на месторождении "Зарафшон" местные рабочие уже устраивали забастовку, возмущенные тем, что китайцам была начислена зарплата в несколько раз больше, чем им. На этой почве конфликты между китайцами и местным населением возникают все чаще. Но власти Таджикистана как бы не замечают ущемлений прав собственных граждан.
Между тем объем китайских инвестиций в таджикскую экономику, особенно в горнорудную отрасль постоянно растет. Китайцы стали практически полновластными хозяевами в республике. Больше половины месторождений золота находится под их контролем. Кроме того, ООО "Таджикско-китайская горнопромышленная компания" (ТК "Горпром"), которое производит свинцово-цинковый концентрат, на 100% принадлежит китайской "Динь шин хе", полноправным владельцем компании "Покруд", которая начнет добычу золота на юго-востоке страны, является китайская компания "China Non ferrous Gold limited".
По мнению политолога Сергея Жильцова, сотрудничество Пекина и Душанбе сводится к втягиванию Таджикистана в зону интересов Китая. "Предоставлением кредитов Пекин, по сути, заталкивает Таджикистан в долговую яму, которая приведет к кабальной зависимости республики. Учитывая, что у Душанбе нет денег и их появления в определенных объемах не предвидится, расплачиваться, очевидно, придется допуском китайской стороны к сырьевым ресурсам, передачей контрольных пакетов акций стратегических предприятий или уступкой под контроль Китая отдельных транспортных маршрутов, пролегающих по таджикской территории - участками шоссе и стратегическими тоннелями на горных перевалах", - сказал Сергей Жильцов.
В скором времени в Таджикистане ожидается приезд председателя КНР Си Цзиньпиня. В свою очередь Э.Рахмон с нетерпением ждет встречи с китайским лидером. Вот только эксперты считают, что результаты встречи как кот в мешке. Не знаешь радоваться или огорчаться.
Поскольку Таджикистан обладает богатыми гидроресурсами и заинтересован в том, чтобы китайские компании активнее участвовали в строительстве средних и малых ГЭС на внутренних реках страны, то ожидается заключение договора об экономическом сотрудничестве и организации поставок электроэнергии в СУАР КНР. Не исключено, что Душанбе может предложить Пекину инвестировать и в строительство известного долгостроя - Рогунскую ГЭС. Тем более, что эксперты Всемирного банка обнародовали итоги международной оценки проекта Рогунской ГЭС, согласно которым при соблюдении норм безопасности этот объект строить можно. Значит ли это, что теперь свой контроль Поднебесная установит и в области гидроэнергетики?
Если так пойдет и дальше, то в итоге Таджикистан станет действительно сырьевым придатком, полностью зависящим от политики Пекина, и тем самым потеряет свой суверенитет. И тогда ничего удивительного нет в том, что постепенно местное население будет учить китайский язык, чтобы устроится на работу в своей же стране. Все идет по заданной программе. А подталкивают к этому, как ни прискорбно, сами власти Таджикистана.
Камила Бариева
|