КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 19.08.2015
21:20  Известный американский боксер Рой Джонс в Крыму попросил у Путина российского гражданства
21:16  Рахмон отправился с визитом к Аркадагу. Хотят подписать 5 документов
21:15  Таджикистан закрывает кошельки "джихадистов"
21:13  Шайлоо-2015. КырКочевники. Часть 1-я, - А.Оторбаева
21:10  В Польше найден спрятанный фашистами в горе эшелон с сокровищами 3-го Рейха
21:06  О проблемах в туркменском сельском хозяйстве на примере пшеницы, - "ХТ"
21:04  Для ИГ постсоветское пространство – слишком "тяжелый кусок", - И.Николайчук

20:34  Месснер в поисках "снежного человека". Экспедиция приостановлена из-за угрозы нападения талибов, - Corriere della Sera
20:14  Все боятся Китая, даже Путин, - Дафна Маор
19:58  Горькие ягоды Кыргызского урожая, - В.Аникин
19:57  Усталость одноразового электората. Отчего митингуют жители Чуйской области, - Н.Айып
19:52  После массовых акций протеста правительство Словакии отказалось принимать беженцев-мусульман
19:45  Назарбаев об экономической ситуации в стране: "Такого у нас не было"
13:49  В организации теракта в Бангкоке заподозрили уйгуров, - Bangkok Post
12:08  Таджикско-афганская граница. Уместный милитаризм, - Ю.Макеев
11:58  Киргизия в ЕАЭС: в Казахстан без таможенного контроля, - "DW"
11:47  Турция направила России свой проект соглашения по "Турецкому потоку"
11:44  Курды с боем взяли турецкий город Варто (провинция Муш)
11:40  Вьетнам готов вложить в развитие нефтегазового шельфа Каспийского моря $300 млн
11:30  Турции светят условно досрочные выборы, - О.Кузнецова
11:17  Боевики ИГ обезглавили в Сирии известного археолога директора исторического комплекса Пальмира Халеда Асаада
11:12  В Кыргызстане затеяли поголовную "дегельминтизацию собак". "На левое ухо собаки с помощью чернил и татуировочных щипцов..."
10:55  ТуркмПризыв. Из аэропорта в армию, - А.Винницкий
10:21  Экс-глава Шымкента Д.Сатыбалды назначен первым заместителем акима Южно-Казахстанской области
10:04  Экс-глава ФМС России генерал Черненко стал запредом Евразийского банка развития
09:42  Какова причина простоя на кыргызском золоторудном месторождении Иштамберди?
09:28  Стоимость обучения в вузах Узбекистана увеличена на 15%
09:17  Таджикских оппозиционеров не берут на работу. Даже с докторской степенью, - М.Салимпур
08:47  Два будущих для России и Китая: как Соединенным Штатам следует себя вести, - Д.Стоукс, А.Салливан
08:41  Кто тормозит расследование причин войны в Ираке, - В.Куликов
08:40  "Мужчины очень грубо с нами обращались...". Таджичка Джамолби рассказывает как год жила в Халифате
08:39  Индусский навар. "Арселор Миттал Темиртау" уличена в незаконной торговле бензином
08:14  3/09 выходит новый 2-томный роман В.Пелевина "Смотритель", посвященный "загадочным историческим фигурам"
08:13  Сын казахстанского олигарха Байтазиев-Junior показал свои авто в Париже (фото)
08:12  В чем причины радикализма и кровопролития в мусульманском мире? - Галым Жусипбек
07:58  Москва не возражает против переходного правительства в Сирии, - Д.Цилюрик-Франц
07:56  Азербайджан и Иран объединяют железные дороги, - С.Мамедов
07:55  Арабов просят вмешаться в ливийские дела, - М.Ефимова
00:52  Боевики ИГ назвали Эрдогана сатаной и пообещали взять Стамбул
00:51  Барьеры на пути сотрудничества России с Ираном сняты, - В.Скосырев
00:48  Германия ждет небывалого притока беженцев: может быть побит рекорд прошлого века
00:33  США не отдают интернет. Передача контроля над ICANN отложена на год
00:13  Кадровая чистка в Кабинете министров Украины. Бантустан украинской государственности, - Андрей Ваджра
Вторник, 18.08.2015
22:33  В Алматы скончался композитор, народный артист Казахстана Б.Джуманиязов
22:29  США потребовали от Китая отозвать тайных агентов
20:52  Эльвира Сариева оставляет кресло Минобраза Киргизии ради депутатского мандата
20:22  Протестантскую Объединенную церковь Канады возглавила лесбиянка Джордан Кэнтуэлл
20:17  Ливия: Разбомбите нас, пожалуйста, - "The American Interest"
13:43  Интерпол объявил в международный розыск экс-главу Госфиннадзора Кыргызстана ослоеда Тойчубекова
13:39  В Украине кто-то куда-то спер два стратегических бомбардировщика ТУ-95 МС
13:32  Чуть помедленнее, кони... В Киргизии разворовали бюджет на развитие... кочевничества, - "ВБ"
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Казахстан   | 
В чем причины радикализма и кровопролития в мусульманском мире? - Галым Жусипбек
08:12 19.08.2015

Целью данной статьи является, не вдаваясь в общие фразы, коротко ответить на вопрос в чем причины всплеска небывалого радикализма и кровопролития в мусульманском мире в последние годы.

Сразу же отметим, в последнее время идет не процесс исламизации и роста мусульманской религиозности, а процесс эрозии и даже вырождения суннитско- исламского мировоззрения. Как нам представляется, одним из ведущих "внутренних" факторов радикализма является появление среди мусульман "механистической" религиозности. Если рассматривать глубже, можно утверждать, что в данное время идет зарождение "нигилистичной", лишенной одухотворенности и/ или питаемой чувством мести "механистической" религиозности среди мусульман. Это, конечно же, выглядит оксюмороном, т.е. комбинацией взаимоисключающих выражений, но к сожалению это факт. Поэтому как было сказано выше, идет не рост религиозности или исламизации, а идет эрозия и вырождение религиозности, своего рода тяжелая болезнь. Эта проблема не только Ближнего Востока, но и Кавказа, Центральной Азии, Турции и других стран и регионов

Причины зарождения данного тревожного явления, т.е. "механистической" религиозности в суннитско- мусульманском мире вкратце следующие:

1)интеллектуальный и духовный кризис последних, как минимум, двух веков;, вызванные "внутренними причинами" духовного характера, а также колонизацией, оккупацией, или же многолетней практикой тоталитаризма, или авторитаризма, или атеизма, или агрессивной светскости;

2) как следствие первой причины - потеря внутреннего динамизма (присущего Исламу как религии и цивилизации) и появление застывших во времени религиозных наук и религиозного образования, не удовлетворяющих нужды современных мусульман и в целом нужды современного общества; потеря в общем интеллектуального динамизма, а также потеря учеными- суннитами и религиозными деятелями своей независимости и как следствие их "индексированность" на политический истеблишмент, чем страдали и страдают многие суннитские общества и государства, начиная от Аббасидского халифата и Османской империи, до современных Египта, Турции, Пакистана, Малайзии, не говоря о монархиях в арабском мире;

3) проистекающая из первого и второго - глубокий кризис сознания, более того люмпенизация сознания, особо проявившаяся в последние десятилетия и характеризующаяся отхождением от определенного духовного и морального кодекса, формированием реакционной, отталкивающих всех инаковых общинной и религиозной идентичности и приверженностью к всякого рода теориям заговора и выработкой "сознания осажденного народа";

4) процесс брутализации (глубокого ожесточения) и дегуманизации целых сегментов или слоев в общинах мусульман-суннитов, происходящий особенно в последние годы;

5) коррумпированность, неподотчетность и оторванность правящих режимов от своих обществ; отсутствие верховенства закона, несоблюдение основных прав человека и засилье "двойных стандартов;

Если конкретно рассматривать происходящий в последние годы накал радикализма, терроризма и межобщинных войн в мусульманском мире, то можно утверждать, что появление нигилистичной, лишенной одухотворенности и питаемой местью "механистической" (псевдо-) религиозности послужило благодатной почвой для развития как обыденного радикализма, так и идеологии "хариджизма", крайне радикального течения, самой первой секты в истории Ислама. "Хариджиты" считавшие только себя истинно верующими, а всех других "отступившимися", по причине одного-двух нюансов в интерпретации второстепенных вопросов в Исламе убили тысячи сподвижников Пророка Мухаммеда (т.е. сахабов), обвинив их в вероотступничестве и идолопоклонстве. В период первого поколения мусульман никто иной, а именно радикалы- хариджиты нанесли огромнейший удар единству и просто физическому существованию мусульман. Они могли иметь очень впечатляющую религиозную практику (могли молиться до мозолей на лбах, и читать Коран ночи напролет), но они не смогли постигнуть сути учения Ислама, их вера, если следовать смыслу аята Корана "не смогла опуститься ниже их глоток" и изменить их характер, натуру, сердце, одним словом не вера изменила этих людей, а они изменили и подстроили веру под свой образ жизни.

Нигилистичная (псевдо-) религиозность и есть вера которая "не смогла опуститься ниже глотки" и изменить характер и натуру человека. Вообще нигилистичная (псевдо-) религиозность является подобием новоявленного "макиавелизма", принципа гласящего, что цель оправдывает средства. Поэтому, вполне закономерно появление таких оксюморонов как "секс-джихад", "рэкет по- исламски", "человеко или нарко- трафикинг по исламски", не говоря об отсечении голов "неверным" или вероотступникам и многое другое. Также не стоит удивляться и тому, что например ДАИШ (ИГИШ) воюя с режимом Асада в Сирии, может иметь и выгодный с ним бизнес, например, продавать ему нефть. Или как минимум некоторые медийные ресурсы радикалов могут системно распространять ложь и клевету прежде всего против мусульман-суннитов или некоторых светских режимов.

В рамках этой статьи следует особо остановиться на психологическом факторе всплеска радикализма. Во-первых, очень важно осознать опасность того, что в последние десятилетия во многих странах исламского мира идет сознательное отдаление, более того, отторжение определенного нравственного кодекса, и наоборот, поощряется культ силы и насилия, а также проявление и пропаганда ненависти, мести, что, конечно же, в корне противоречит сути Корана и Сунны. Если брать конкретно пост- советские общества и страны, то там заметно сращивание криминального менталитета с радикальными (особенно такфиристкими) идеями. К слову, так называемые "зоновские" понятия и радикально- такфиристкие идеи поощряют культ силы, жестокости, отвергают приверженность этике и высоким нравам.

Во-вторых, психологический фактор в последние годы стал еще более серьезным и отягощенным на этот раз брутализацией, т.е. процессом глубокого ожесточения и дегуманизации целых слоев и социальных групп мусульман-суннитов. Это породило огромное количество людей с надломленной психикой и не только переживших, но и впитавших ожесточенность, подобно "хариджитам" прошлого. Брутализация была вызвана палитрой причин. Например, политических, таких как оккупация, войны, системная дискриминация и репрессии (репрессии мусульман суннитов в Ираке в пост-Хусейновский период). Социологических причин, таких как популяризация культа силы, насилия, пропаганды мести. Психологических факторов, таких как психологические травмы, вызванные непосредственной брутализацией, потерей близких, фактор "Абу Гурейба", где системно использовались унижавшие и дегуманизировавшие человеческую натуру пытки в отношении тысяч мусульман-суннитов (к слову, костяк ДАИШ (ИГИШ) был сформирован бывшими заключенными иракских тюрем). В Сирии также десятки тысяч людей, в основном из суннитской части общества после начала волнений против правящего режима были заключены в тюрьмы, многие пережили системные пытки, тысячи были убиты. Мало кому известно, что в Сирии были созданы государство-монстр и целая индустрия тюрем, лагерей и пыток, а также прообраз местного Гестапо- "Шабиха". Это породило огромное количество людей с надломленной психикой и не только переживших, но и впитавших ожесточение, подобно "хариджитам" прошлого. В системной брутализации сирийских и иракских мусульман-суннитов можно также винить и те государства и силы, которые подливали и подливают масло в пламя конфликта в этих странах. Схожая ситуация существует и в Египте. Кстати одним из факторов радикализации египетских мусульман, того же Сайда Кутба, мусульманского мыслителя, общественно-политического деятеля – также была брутализация, вызванная системными репрессиями и созданием индустрией пыток в Египте.

Одним словом, люди ставшие жертвой брутализации и к тому же разуверовавшиеся в справедливости стали одной из движущих сил возрождения "хариджитского", в корне анти- суннитского движения на Ближнем Востоке. С другой стороны пропаганда (нередко селективного характера) базирующаяся на преподнесении переживаемых единоверцами несправедливостях, жесткостях, пытках, геноциде является одним из ведущих факторов в рекрутинге радикальных такфиритских и хариджитских группировок в странах Запада, Турции и пост- советском пространстве. И социальные сети играют в этом ключевую роль.

Не стоит забывать и о глубоком разочаровании мусульманских масс в светских политиках и вообще светской политикой в результате системной коррупции, непотизма, двойных стандартов, клановости, что усилило влияние идей "хариджизма" на умы суннитской молодежи. Но и опыт последних лет турецкий Партии справедливости и развития привел к разочарованию в мусульманских политиках, к тому же политика данной партии особенно после 2010 года явилась ярким показателем существования глубокого кризиса сознания и люмпенизации сознания в суннитском мире и значительно усилила идеи радикальных течений в стране и нанесла большой урон "суннитскому менталитету и сознанию" страны.

Если подытожить, происходящая трагедия в мусульманском мире, особенно на Ближнем Востоке, это результат, во-первых, надлома в сознании мусульман-суннитов и зарождения нигилистичной, лишенной одухотворенности и питаемой местью "механистической" религиозности. Во-вторых, это результат политических авантюр в мусульманских странах и общинах (прежде всего оккупация Ирака американской коалицией), приведшие к брутализации и дегуманизации огромного количества людей, которые катализировали надлом в их сознании и другие "внутренние" причины. Были ли эти политические авантюры осуществлены преднамеренно, однозначно сказать сложно. Однако, результат налицо – в общинах мусульман-суннитов, которые составляют подавляющее большинство мусульман мира, происходит катастрофа небывалых размеров. Тем не менее, все это не появилось в одночасье, а стало закономерным результатом ряда причин, некоторые из которых уже имеют место век- два, а некоторые зародились только в последние годы.

Еще раз подчеркнем, в общинах мусульман суннитов наблюдается тяжелая болезнь. Говоря конкретно, идет процесс эрозии, даже вырождения суннитского мировоззрения и исламской религиозности под влиянием политизированной и отягощенной криминализацией доктрины "[нео-]салафизма". Более того, идет параллельный процесс возрождения "хариджитского" сознания и его интервенции в сознание мусульман- суннитов, которое начиная с конца 1980-х- начала 1990-х годов где-то больше, где-то меньше вошло под разрушительное влияние "[нео-]салафизма". Существуют очень серьезные, более того фундаментальные теологические различия между Исламом суннитского толка и доктриной "[нео-]салафизма", не говоря об идеологии хариджизма, кстати для которых Ислам суннитского толка это своего рода антипод, т.е. "инаковый" с кем надо бороться в первую очередь. Иронично, что на Ближнем Востоке бытует следующий анекдот, как-то у приверженца "ДАИШ" (т.е. "ИГИШ") спросили, почему он не воюет против империалистов, сионистов, атеистов и т.п., на что он ответил "чтобы с ними воевать они должны сперва стать мусульманами".

И последнее, среди причин распространения радикализма и кровопролития в мусульманском мире нельзя обойти и заигрывание политических режимов некоторых суннитских стран с откровенно "[нео-]салафисткими" группами и силами с целью достижения определенных целей. В этом плане следует обратить внимание на Пакистан, Египет, Турцию (последних лет под руководством ПСР), не говоря о некоторых монархиях в арабском мире (где эти группы чувствуют себя вольготно и являются неотъемлемым компонентом как внутренней, так и внешней политики). Эта политика привела к еще большей эрозии суннитско-исламского мировоззрения, которое является единственным действенным противоядием против "[нео-]салафизма" и идеологии хариджизма, и вообще радикализма.

Галым Жусипбек, PhD, Факультет политологии, Анкарский Университет, эксперт института "Переосмысление" (Вашингтон), доцент кафедры международных отношений СДУ, Алматы

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1439961120


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Закон о ратификации договора о союзнических отношениях с Узбекистаном одобрили сенаторы
- Председатель Мажилиса прибыл с официальным визитом в Китай
- Олжас Бектенов: Мы заинтересованы в расширении взаимовыгодного сотрудничества с Турцией
- Казахская загадка
- Кадровые перестановки
- Гизат Нурдаулетов принял участие в XII Международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности
- Казахстан готов принять участие в строительстве трансафганских железных дорог
- Об АНК и информационной политике
- О встрече главы МИД Казахстана с Заместителем министра иностранных дел Китая
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх