Уральские "бородачи". Двойная дурь, - Т.Хабибуллин 10:57 24.08.2015
Двойная дурь
Наш разговор с Муратом о "бородачах" продолжился на следующий день обычно утомительного пути в поезде "Астана-Уральск". В этот раз дорогу скрашивало общение с интересным собеседником. Мне нравились его открытость и эмоциональность, и, главное, - неравнодушие и искреннее желание изменить религиозную ситуацию.
Несмотря на непродолжительность нашего знакомства, как показалось, Мурат торопился выговориться, осознавая скорое завершение поездки.
- Мне кажется очень важным объяснить людям, что среда верующих, и тем более ее радикальная часть, очень далека от единства.
Она вовсе не монолитна, люди в ней разные. В том числе и откровенные "попутчики", пытающиеся использовать Ислам в корыстных целях. Есть и другие, заинтересовавшиеся религией в силу сложных жизненных обстоятельств, склонные искать в ней объяснение своих неурядиц. Кому-то просто не хватало общения…
Среди них есть и сознательно принявшие веру, ставшей жизненным стержнем, не дающим сломаться в трудной ситуации. Именно вера придает им силы и уверенность в собственной правоте, усиливает готовность отстаивать свои убеждения, - это люди, сильные духом и готовые на многое.
Но Чингиз, о котором мы с тобой уже говорили, явно не из таких. Хотя и был спортсменом, сильным духом он никогда не отличался. Кичился боксерскими навыками, с помощью которых пытался привить аксайской молодежи веру в Аллаха. Если уж совсем откровенно, был мошенником и бездельником, никогда не работал.
Повторяю – Чингиз не работал нигде. Есть такая категория лиц, которым удобно все свои проблемы связывать с отсутствием помощи со стороны близких, государства. Виноваты все, но только не они.
А ведь зачастую это просто демагогия, причем подловатая по своему содержанию. Ведь работы у нас, если откровенно, хватает, - в газетах полно объявлений. Зачастую тяжелая и малооплачиваемая, но она есть, ею вполне можно прокормиться.
Например, в Уральске в соседнем доме со мной живет большая семья: женщины, пятеро детей и трое мужчин. Эти мужики обычные землекопы, копают вручную траншеи для водопроводов, септики, "прокалывают" отверстия для труб под дорожным полотном. Трудятся в любую погоду, мышцы на руках и спине как мощные тросы, - дома я их почти не вижу, без работы они практически не сидят.
И, наоборот, другой пример.
В Акжаикском районе есть семья Самалыковых (фамилия изменена, авт.) явно попавшая под влияние религии. Происходило это не один день (скорее, даже годами и десятилетиями) и даже не в одном населенном пункте, так как семья эта довольно большая и многодетная.
Трудно однозначно сказать, когда, как и почему все это началось, - в общем, лет пятнадцать назад один из старших Самалыковых приобщился к Исламу. За ним потянулись племянники, дети… Кажется невероятным, он еще три года (!!!) назад он всю семью вывез в Сирию, чтобы выдать там замуж дочерей за боевиков! А сегодня уже 10-летние пацаны Самалыковы мечтают о борьбе с кафирами, - согласитесь, в этой ситуации нам есть над чем призадуматься.
Лучше других из этой большой семьи я знаю Аянбека. Он закончил педагогический колледж в Уральске и мог стать учителем начальных классов. Однако работать не стал, вместе с молодой женой (кажется, она тоже в колледже училась) уехал продолжать учебу на курсах известного исламского университета "Аль-Азхар" в Каире. Изучал там арабский язык, Коран.
Потом вернулся на родину, у него появились дети (сегодня их пятеро). Отец надеялся, что Аянбек займется сельским хозяйством, даже построил для него дом в поселке и обещал помочь в обустройстве хозяйства.
Но сын решил иначе, предпочел более легкие деньги и стал перепродавать сотовые телефоны. В Уральске многие знают, что этот бизнес в городе почти полностью подмяли под себя "бородачи".
Мне трудно сказать, когда он приобрел радикальные взгляды, - под влиянием дяди, во время учебы в Египте или работы продавцом телефонов. Скорее всего, сказались все эти обстоятельства.
Итогом которых стало привлечение Аянбека в 2013 году по резонансному уголовному делу Ахатова.1
Впервые тогда попавший в реальный переплет и явно напуганный Аянбек охотно сотрудничал с властями. Говорят, что предоставлял информацию сначала от испуга, а затем даже с некоторым азартом, торопясь выложить все известные ему сведения.
Следствие учло такое поведение, сочтя его за раскаяние, - никаких обвинений ему не предъявлялось. Это вызвало подозрения "братьев", которых Аянбек всячески пытался убедить в своей надежности. Тем не менее, сомнения у них оставались, в отношениях появились настороженность и холод.
Весной-летом 2014 года громко напомнило о своем существовании "Исламское государство", боевики которого беспощадно и демонстративно отрезали головы пленным, взрывали памятники истории, закапывали живыми в землю.
Шокировавшие большинство из нас сцены хладнокровных убийств вызывали совершенно иную реакцию у двоюродного брата Аянбека Марата.
Он восторгался бесстрашием "борцов за веру", рвался присоединиться в их ряды и искал попутчиков на Ближний Восток. Попавший под его влияние Аянбек согласился быстро, однако с поездкой у них получилось далеко не так безоблачно, как планировали.
Марат добрался в Сирию практически без приключений.
Через пару месяцев ему удалось оттуда позвонить. Выяснилось, что реальность участия в военных действиях оказалась гораздо более жестокой и менее героической, чем представлялось по интернету. Убивать невинных людей не доставляло Марату удовольствия и он подумывал вернуться на родину.
Однако служба безопасности "Исламского государства" зорко следила за прибывшими рекрутами, давая четко понять, что назад пути нет. В мае 2015 года в назидание другим ему отрезали голову те, в чье общество он стремился попасть… И ведь эти случаи не единичны, - в декабре в г.Ракка палачи "Исламского государства" казнили 100 человек, которых сочли предателями. То же самое было сделано в июне 2015 г. в сирийском городе Моядин, где обезглавили 80 человек.
Однако в сентябре 2014 года Аянбек и еще несколько человек такого исхода предвидеть, понятно, не могли. Они хотели выехать в Сирию через Киргизию. Там их задержали, двоих осудили за незаконный переход границы, остальных (Аянбека в том числе) депортировали на родину.
Здесь он затаился, однако своих намерений присоединиться к "джихаду" на Ближнем Востоке не оставил. Решил копить деньги на дорогу, причем самым быстрым и легким способом, продавая наркотики. А заодно решил и сам их попробовать, будучи уверен, что всегда может прекратить. Подумаешь, мол, что с нее будет, с "травы"… (марихуаны, авт.).
Однако выяснилось, что силы свои он явно переоценил. Во время очередного полицейского рейда Аянбек был обнаружен среди наркоманов обкуренным до помутнения сознания. Да еще и с пакетом злополучной "травы" в кармане, которую он там же, в этой компании и продавал …
Между тем, Ислам категорически запрещает употребление и куплю-продажу любых опьяняющих и дурманящих веществ (объединенных понятием "хамр", прим.авт.), и тем более использование полученных таким путем денег. Вот и подумай, как я, рядовой мусульманин, должен после этого относиться к Аянбеку и его так называемым "братьям"?
- Мурат, так чем все же закончилось история с Аянбеком?
- А чем может завершиться ситуация, когда у человека в голове двойная дурь? Итог был вполне закономерным: 5 лет лишения свободы и принудительное лечение от наркотической зависимости.
Тимур Хабибуллин
1 Напомню, что Ахатов вместе с другими единоверцами готовился к проведению терактов, организовал схроны в пойме Урала и пр.
|