КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 29.09.2015
21:45  Елбасы пообщался с Обамой в ООН
21:25  Назарбаев бросил вызов доллару, - "СП"
20:31  Россия и США определяют общие контуры борьбы с "Исламским государством", - С.Тарасов
20:24  Посольство США в Узбекистане попытались сжечь коктейлями Молотова
18:48  Пусть Влад и Аятолла разбираются. Обама убирается с Ближнего Востока, - Foreign Policy
18:45  Персидский джокер. Россия попытается возобновить поставки оружия Ирану, - К.Богданов
18:32  Ось Турция - Саудовская Аравия - главное препятствие на пути осуществления российского плана по Сирии, - Le Figaro

14:57  К вопросу об итогах президентских выборов в 2014 году и судьбе политического транзита в Афганистане, - И.Сафранчук
14:30  Тюркский фактор, Россия и черкесы, - А.Шмулевич
14:27  Казахстанская певица Сангина Шарипова покоряет российскую публику в теле-шоу "Главная сцена"
14:24  Лучшая в "Боди". Казахстанка Виктория Станевич взяла "золото" на Чемпионате Европы среди парикмахеров (фото)
11:37  Гонимая Гани в бой афган-армия пытается отбить у талибов Кундуз
11:18  Обама комичен. Американцы тянули время, ожидая трагической для Асада развязки гражданской войны, - Борис Межуев
10:57  Кто следующий после экс-замминистра обороны Таджикистана Абдухалима Назарзода? - С.Давлатова
10:49  Партия "Кыргызстан" отрицает связи с узбекскими криминальными авторитетами
10:48  Две таджикские паломницы скончались в Мекке
10:38  Вступление Пекина в сирийскую войну откладывается. Куда плывет желтая эскадра? - "Къ"
10:34  Сразу после встречи с Обамой Путин рассказал, что будет в Сирии, - репортаж А.Колесникова
10:28  Партийные системы и партийная идеология в Кыргызстане и странах Азии, - М.Бегалиев
10:11  США помогли России вывезти высокообогащенный уран из Узбекистана
10:08  Кыргызстан - "моська" XXI века, - В.Гусейнов
10:05  Тащим сирийские каштаны в Азию. Снова чужими руками, - И.Зацарин
09:32  Гаремы из мальчиков. Как американцы мирятся с эксплуатацией детей в Афганистане
09:15  США заблокировали предложенное РФ заявление председателя Совета Безопасности ООН по Ближнему Востоку
09:10  Россия и США: разногласия по Сирии, - Guardian
09:09  За миграционным кризисом в ЕС стоит Россия? - С.Серадский
09:01  Президента Казахстана прервали на 5 минут во время выступления на Генассамблее ООН. Толмач был пьян?..
08:57  Экс-солистку "А-студио" Полину Гриффитс могут отправить за решетку. За "концерт" в Алматы
08:54  А у нас не так! Почему Украина превратилась в театр абсурда, - Михаил Погребинский
08:49  Дай паек! В Бишкеке митинг протеста ветеранов-силовиков
08:36  Туркменистан избавляется от больных китайцев, - Х.Мергенов
00:40  Талибы взяли Кундуз!
00:36  Запад сдвигается к позиции России по вопросам о Сирии и даже об Украине, - Тони Брентон
00:30  Депутаты от оппозиции пустили в ход ножи. Предвыборная борьба в Киргизии перешла в горячую фазу, - "НГ"
00:28  Баку и Ереван опять стоят на грани войны, - Ю.Рокс
00:27  Пекин ждет от США не согласия, а уважения. Хиллари Клинтон пожурила Си Цзиньпина за преследование феминисток, - В.Скосырев
00:17  Сирийские беженцы: в Германию – через Украину и Польшу, - В.Гулевич
00:16  Революция в Америке: бунт сверху против системы, - Д.Минин
00:05  Елбасы внес в ООН предложение по созданию наднациональной мировой валюты
Понедельник, 28.09.2015
21:35  В.Путин предложил ООН создать анти-ИГиловскую коалицию по-типу анти-гитлеровской (текст речи)
20:31  Таджикские власти сеют ветер, - С.Кожемякин
17:13  В Узбекистане запретили к показу индийский теле-сериал "Ишани". За несоответствие менталитету
17:09  Душанбе. На посадку! Переловив все руководство ПИВТ тадж-менты взялись за их адвокатов
17:02  Талибы ворвались в Кундуз. Идет ожесточенный уличный бой
16:51  Большая золотая афера США. Банк России продолжает активно скупать золото, - Максим Рева
16:50  Новая Сирия в степях Украины, - Яков Рудь
16:46  Карим Лахиджи: Демократия в Кыргызстане переживает нелегкие времена
16:04  Глава Каталонии Артур Мас обещает привести автономию к независимости
15:39  Казахстан снял запрет на молочные продукты из Украины
15:15  Россия удивила США соглашением о совместной борьбе с ИГИЛ, - New York Times
15:03  Сирийский диктатор выигрывает время, в то время как Запад попадается на удочку Кремля, - Sunday Times
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Кыргызстан   | 
Партийные системы и партийная идеология в Кыргызстане и странах Азии, - М.Бегалиев
10:28 29.09.2015

В Кыргызстане в самом разгаре предвыборная кампания и это удобный повод поговорить о партийной идеологии и партийном строительстве. Подмечено, что в Кыргызстане партийные лидеры основное внимание уделяют своим программам, выработке эффектных лозунгов, составлению партийных списков, разработке агитационных мероприятий. Но почти все партии, за исключением одной-двух, избегают четко обозначить идеологию своей партии. Объяснений тут может быть два: 1) это делается сознательно, чтобы оставить себе максимально свободное поле для политического маневра; 2) у партии просто нет никакой идеологии.

По своей сути, партия выражает и защищает групповые интересы каких-либо социальных слоев, этнических групп, религиозных или региональных общин и т.д. И стремится представлять эти интересы в системе власти. В конце концов, партия дает возможность реализовать личные амбиции отдельных индивидуумов (наверное, главный мотив создания партий в Кыргызстане). Понятно, что не всегда есть необходимость и возможность открыто выражать какую-то идеологию. Например, в случае, если партия выражает интересы этнических или религиозных меньшинств. Так что вопрос: нужна ли партиям идеология? – весьма актуален, но и столь же неоднозначен.

Думается, было бы интересно рассмотреть партийно-идеологические системы некоторых стран Азии. Для сравнения выбраны Турция, Египет (часть территории находится в Азии), Иран, Индия, Япония. В перечисленных странах институт политических партий развит и имеет сравнительно давнюю историю. Сами страны играют значительную роль в мировой и региональной политике и экономике, оказывая влияние на другие страны. Также в статье в обобщенном виде показаны отличительные черты и парадоксы партийно-идеологической системы в Кыргызстане.

Иран

История партийной системы Ирана в своем развитии знает как периоды подъема, так и периоды спада. Объясняется это особенностями политической ситуации в стране в тот или иной период. В течение ХХ века Иран прошел через три революции. В стране сменилось две правящие династии. В конце концов, после 1979 г. в стране утвердилась своеобразная теократическая республиканская форма правления.

Первая волна демократизации, а вместе с ней и активного партийного строительства, наблюдалась в 1906 – 1925 гг., в период между первой и второй революциями. Партийное строительство этого периода находилось под сильным влиянием извне. Революционное движение в России оказало влияние на распространение в Иране марксизма и, соответственно, социал-демократических организаций. Центром левого движения в Иране на долгие десятилетия становится север страны, особенно Азербайджан.

Другой особенностью политической системы было возникновение тайных масонских лож. Исследователи упоминают такие масонские организации как: "Тегеран", "Бозорг Иран", "Курош". Их идейные противники, исламисты, связывали возникновение и деятельность иранских масонов с ушедшими в подполье бехаитами.

С 1926 г. Реза-шах устанавливает режим личной диктатуры. Все политические партии были распущены. Ситуация изменилась после 1941 г. Реза-шах в начале Второй мировой войны все ближе сближался с Германией. СССР и Великобритания в ответ вводят свои войска на территорию Ирана и до конца войны он был оккупирован союзниками. Отречение Реза-шаха от престола в пользу своего сына Мохаммеда отразилось и на политическом климате. В стране возобновляют свою деятельность ранее запрещенные партии и создаются новые. Из левых партий наиболее влиятельной и массовой стала просоветская коммунистическая партия Туде (Народная партия). В противовес ей шахское правительство создает Демократическую партию.

В 1946 г. на политической сцене появляется первая настоящая партия с исламской идеологией – "Федаяне ислам" (Поборники ислама). С этого момента политический ислам только наращивал свое влияние на общество. В частности, "Федаяне ислам" стала стартовой площадкой для политической карьеры будущего лидера исламской революции аятоллы Р.М.Хомейни. "Федаяне ислам" подверглась в 60-е годы разгрому, но уже в 70-е восстановила свою деятельность.

В 1949 г. ряд демократических партий объединяются в Национальный фронт во главе с М.Мосаддыком. Победа на выборах дала возможность Мосаддыку сформировать правительство и приступить к реализации задуманных им реформ. Важнейшей из них было принятие в 1951г. Закона о национализации нефтяной промышленности. Для деятельности партий это был самый благоприятный период. Но у реформатора было слишком много внутренних и внешних врагов. Свержение Мосаддыка в 1953 г. военными при активном участии американских и британских спецслужб, вернуло Иран в русло американской политики. А для политических партий Ирана настали тяжелые времена – новое правительство, назначенное вернувшимся из Европы шахом, запретило все партии. Позже шах пытался создать, по образцу США, двухпартийную систему, но она оказалась малодееспособной. Ряд партий, входивших в Национальный фронт, подверглись особенно суровым репрессиям. Но на этом, преимущественно светское, демократическое движение в стране не перестало существовать. В 1960 г. некоторые бывшие активисты Национального фронта создают Второй, а в 1963 г., в месяцы массовых антишахских выступлений, и Третий Национальный фронт. Обе организации вынуждены были вести нелегальную деятельность. И только в 1977 г., в период нового подъема демократического движения в стране, Национальному фронту удалось легализоваться. Во время революционных выступлений 1978-1979 гг. лидеры демократического лагеря М.Базарган, Ш.Бахтияр, К.Санджаби вступили в политический союз с харизматичным лидером исламского лагеря аятоллой Хомейни. Хомейни на встрече в Париже, где он находился в политической эмиграции, с лидерами либерально-демократического течения согласился на компромисс, который признавал, что "ислам и демократия отныне являются двумя принципами". Однако уже вскоре после Революции 1979 г. стало ясно, что Хомейни собирается строить теократическое государство на исламских принципах. В 1981-1982 гг. противоборство между двумя идейно-политическими течениями вылилось в открытое противостояние, в котором сторонники демократического пути развития страны потерпели поражение. Сам Хомейни опирался на созданную в конце февраля 1979 г. Партию Исламской революции (ПИР), которая аккумулировала все существовавшие в стране исламские группировки и организации. Боевую опору ПИР составили Корпус стражей исламской революции (КСИР) и радикальная исламская организация "Хезболла". С помощью названных организаций, а также высокого личного авторитета, Хомейни удалось к 1983 г. покончить со всякой оппозицией в стране и сосредоточить всю власть в руках шиитского духовенства. Фактически ПИР осталась единственной легальной партией. А в 1987 г. и она прекратила существование.

После смерти в 1989 г. Хомейни в стране наблюдается некоторая демократизация. Она отразилась и на возобновлении партийной деятельности. Особенно бурно очередная волна партийного строительства протекала после избрания в 1997 г. президентом ИРИ М.Хатами, известного своими либеральными взглядами. Если в 1997 г. насчитывалось 39 партий, то в 2002 г. было зарегистрировано уже 200 партий и общественно-политических организаций. Особенностью идейной основы практически всех современных иранских партий является ислам. Все многочисленные легальные партии можно подразделить на три главных течения, так или иначе связанных с исламом: 1) консервативные (фундаменталистские) - например партия бывшего президента М. Ахмадинеджада "Союз строителей исламского Ирана" или сокращенно по-ирански Абадгаран, также "Объединенный фронт консерваторов", имеющий наибольшее количество мест в парламенте; они выступают за сохранение в стране существующих со времен Исламской революций принципов организации государства и моральных норм.; 2) центристские (прагматики) – известная в Иране организация "Общество борющегося духовенства" (сыгравшее в свое время огромную роль во время Революции 1979 г. и ставшее затем ядром ПИР), из которой вышли и бывший президент М.Хатами и нынешний президент Х.Рухани; более гибкие в вопросах внешней и внутренней политики, готовы на некоторую либерализацию при сохранении основных принципов исламского государства; 3) реформаторы – многие сторонники либерализации и демократии, активно поддерживавшие М.Х. Мусави на выборах в 2009 г., а затем во время массовых выступлений 2012 г., подверглись арестам, преследованиям и в последние годы отстранены от активной политической жизни.

Также надо учитывать, что есть и запрещенные в Иране политические организации. Одной из наиболее непримиримых к клерикалам организаций является старейшая из существующих левая "Организация моджахедов иранского народа" или "Моджахедине хальк" (созданная еще в бурном 1963 г.). В 1981-1982 гг. "моджахеды" повели вооруженную борьбу против диктатуры шиитского духовенства, но потерпели поражение и вынуждены были уйти в подполье и за пределы страны.

Турция

Турция, в силу географического положения и особенностей исторического развития, первой испытала влияние Европы и встала на путь модернизации. Реформы Танзимат завершились принятием конституции 1876 г. и созывом парламента. И хотя затем на 30 лет наступила эпоха политической реакции (в Турции этот период называют "зулюм" - тирания), реформаторское движение было уже не остановить. Младотурки, свергнувшие в 1908-1909 гг. султана Абдул-Хамида II, создали первую политическую партию "Единение и прогресс". Идеология младотурецкой организации основывалась на идеях тюркизма, исламизма и буржуазного национализма. Оппозиционные силы сгруппировались в консервативную партию "Свобода и согласие", чьей идеологией являлись монархизм и исламизм. В период правления Мустафы Кемаля Ататюрка (1923 – 1938) правящей партией была Народно-республиканская партия (НРП). Ее программа основывалась на так называемых "6 стрелах Ататюрка" (национализм, республиканизм, революционность, народность, этатизм, светскость). Ататюрк дважды пытался, по примеру США и Великобритании, создать двухпартийную систему. Но обе попытки закончились закрытием вновь созданных партий, так как обе быстро занимали ярко выраженную антикемалистскую позицию. Демократизация политической жизни Турции происходит после Второй мировой войны. С 1946 г. и до настоящего момента (за исключением периодов пребывания у власти военных) в стране функционирует многопартийная система. В 60-70-е годы сложился основной идеологический каркас политических партий, существующий и до сегодняшнего дня. За последние 70 лет в стране существовало несколько десятков партий, но можно выделить 4 главных идеологических течения, которых придерживались ведущие турецкие партии.

1.Умеренно правые партии. К данному направлению можно отнести, правившую с 1950 по 1960 гг., Демократическую партию, при правлении которой Турция вступила в НАТО и пыталась вступить в ЕЭС. Ее идейно-политической преемницей выступала в 60-70-е годы партия Справедливости, а в 80-90-е годы партия Отечества (во главе с известным реформатором Т. Озалом) и партия Верного Пути (возглавляемой С.Демирелем, а позже "железной леди Турции" Т. Чиллер). В 2000-е годы правоцентристские партии потеряли лидирующие позиции. Эти партии являлись сторонниками либеральной рыночной экономики, демократии, светскости (хотя некоторые партийные лидеры не скрывали своих происламских взглядов), ориентации во внешней политике на Запад.

2.Умеренно левые или левоцентристские партии. Левые партии, защищающие интересы трудящихся, до 70-х годов заметной роли в политической жизни Турции не играли. Возрастание влияния социал-демократической идеологии связано с политической карьерой и взглядами Б.Эджевита. Под его влиянием в конце 60-х – начале 70-х годов меняется идеология и программа кемалистской Народно-республиканской партии. Не отказываясь от основных принципов кемализма, НРП добавила в свою программу идеи социал-демократии, позиционируя себя как защитницу трудящихся и низших слоев населения. В 80-е годы влиятельной левой партией считалась Социал-демократическая народническая партия. Но после воссоздания в 1992 г. НРП, распущенной ранее военными, НРП постепенно стала возвращать свои позиции. На июньских выборах 2015 г. НРП заняла второе место с 25% голосов.

3.Националистические партии. Наиболее известной ультранационалистической партией является Партия Национального действия. Иногда ее называют "Боз курты" ("Серые волки"). Корни партии уходят еще в 40-е годы, но в современном виде сформировалась в 60-е годы под лидерством известного в Турции политика А.Тюркеша. Идеология партии зиждется на тюркизме и радикальном национализме. Кстати, одним из принципов партии является "идеализм" (что-то знакомое, не так ли?). В 2000-е годы ПНД стабильно преодолевает 10 %-ный барьер на парламентских выборах.

4.Исламистские партии. Ислам всегда был важным фактором политической жизни Турции. В той или иной степени ислам, как идеология, оказывал влияние на многие партии, начиная с уже упоминавшейся партии "Свобода и согласие" и до правящей ныне Партии Справедливости и развития (ПСР). Наиболее влиятельными партиями в разные периоды ХХ века, явно или скрытно придерживавшихся исламских принципов, могут считаться Демократическая партия, Партия национального спасения, Партия Благоденствия (Рефах), Партия Добродетели (Фазилет). Наиболее выдающимся представителем политического ислама в Турции на протяжении 40 лет являлся Н.Эрбакан. Он стоял у истоков правящей сейчас ПСР и среди его учеников называют нынешнего турецкого лидера Р.Эрдогана. Все перечисленные партии придерживались позиций умеренного, модернистского ислама. Одновременно в стране действовали и более радикальные религиозные организации (вроде "Хезболлы"), но они часто подвергались преследованиям и обычно не допускались к выборам. Весьма неоднозначна деятельность известной организации "Хикмет" ("Служение"), созданной Ф.Гюленом. "Хикмет" не является официально зарегистрированной политической организацией, но ее члены неоднократно подвергались преследованиям со стороны властей. Власти видят в ней угрозу принципам светскости и унитарности в Турции. Даже Эрдоган в 2014-2015 гг. несколько раз делал резкие заявления в адрес организации и лично Ф.Гюлена, добиваясь его экстрадиции из США, куда он эмигрировал в 1999 г. Нынешнее правительство обвиняет Гюлена и его организацию в установлении параллельной власти над органами прокуратуры, судами, спецслужбами, отдельными регионами страны. Иначе говоря, в создании государства в государстве! Пикантность ситуации в том, что до недавних скандалов, вызванных публикацией компрометирующих записей телефонных разговоров Эрдогана и других влиятельных людей из его окружения, Эрдоган был единомышленником Гюлена и не скрывал своих симпатий в адрес последнего. Выходит, что разделяя одну идеологию, два соратника и две организации стали непримиримыми политическими соперниками.

Египет

Египет, с точки зрения развития политических институтов, был и остается безусловным лидером всего арабского мира. Первая конституция в Египте была принята еще в 1866 г. Тогда же начал работу прообраз парламента – Консультативный совет. На дальнейшее развитие страны сильное влияние оказал режим английской оккупации, существовавший фактически с 1882 по 1952 гг. Хотя формально Египет получил независимость по договору 1922 года.

Политические партии в Египте возникают в первые десятилетия ХХ в. Идеологический спектр египетских партий первой половины прошлого столетия был очень широк – от крайне националистических ("Мыср аль-Фатат" или "Молодой Египет"), либеральных конституционалистов ("Хизб аль-Ахрар") до консервативно-монархических ("Иттихад" или Союз) и марксистских. Но наиболее значимую роль в политической жизни страны играли две: "Партия делегации" ("Хизб аль-Вафд" или просто Вафд) и "Джамиат аль-Ихван аль-Муслимин", более известная как "братья-мусульмане". Партию Вафд обычно классифицируют как партию, выражавшую интересы национальной буржуазии и помещиков. Но на самом деле Вафд выражал интересы гораздо более широких социальных кругов. Вафд на протяжении многих десятилетий был лидером демократической оппозиции и всего национально-освободительного движения. Многолетними вождями партии были Саад Заглул и Мустафа Наххас. Оппоненты критиковали вафдистов за чрезмерную осторожность и лояльность к британской и королевской власти. Радикализация оппозиции и недовольство нерешительными действиями Вафда в 30-е годы привела к возникновению ассоциации "братьев-мусульман" во главе с харизматичным и решительным Хасаном аль-Банна. Основу идеологии "братьев-мусульман" составлял протест против засилья иноверцев и иностранцев. Своей главной задачей аль-Банна и его приверженцы считали очищение ислама и исламского общества от иностранного влияния, возвращение к чистоте и строгости начального периода исламской общины. Девиз "Братьев-мусульман" звучал так: "Аллах - наш идеал, Пророк - наш вождь, Коран - наша конституция, джихад - наше средство". Партией, в классическом понимании, организацию "братьев-мусульман" нельзя считать. Аль-Банна, выступая против заимствованных с Запада институтов конституционного парламентаризма, отвергал и институт многопартийности, как разобщающего единство мусульман. Уже в конце 30-х годов "братья-мусульмане" стали очень массовой и влиятельной политической силой. Практически при всех режимах организация подвергалась гонениям. Так в 1949 г. был убит основатель и главный идеолог "братьев-мусульман" Х. аль-Банна. В 1966 г. уже при Г.Насере был казнен его преемник С.аль-Кутб. На репрессии "братья" отвечали контр-террором. Несколько раз они покушались на Г.Насера. А принятый еще в 1954 г. закон о запрете организации не отменен до сих пор. Поэтому представители "братьев-мусульман", не имея легальных возможностей для участия в выборах, идут по спискам других партий, либо как "независимые" кандидаты. Последние эксцессы в Египте с участием "ихванов" относятся к 2013 году, когда военные свергли президента М.Мурси, представителя "братьев-мусульман". Это вызвало массовые выступления и беспорядки в стране. Новые военные власти ответили жесткими карательными действиями. В конце того же года суд в очередной раз запретил деятельность "братьев-мусульман", объявив ее террористической организацией.

Другим влиятельным идейно-политическим течением во второй половине ХХ столетия в Египте стала идеология арабского социализма. После революции 1952 г. "Свободные офицеры" упразднили все существующие партии. В 1961-1962 гг. Г.Насер пришел к решению создать однопартийную систему. Так возник "Арабский социалистический союз" – единственная и правящая партия до 1978 г. А.Садат преобразовал АСС в Национально-демократическую партию, остававшуюся неизменно у власти вплоть до революционных событий 2011 года. Гамаль Насер по-своему трактовал социализм. Насеризм можно вкратце сформулировать в следующих принципах: 1) арабский национализм/панарабизм (в 1958-1971 гг. Насер и другие арабские лидеры предприняли несколько попыток создания единого арабского государства); 2) государственный контроль над экономикой при сохранении частной собственности; 3) отрицание классовой борьбы; 4)признание особой роли ислама. С некоторыми изменениями идеология насеризма (ее еще называют "арабским социализмом") являлась официальной идеологией правящих в Египте партий до падения режима Х.Мубаррака в 2011 году.

После революции 2011 г. в Египте впервые за 60 лет была восстановлена реальная многопартийная система и проведены свободные выборы. Убедительную победу одержала партия "братьев-мусульман" "Свобода и справедливость" (38%), второе место заняла еще более радикальная исламская салафитская партия "Аль-Нур" (ок. 30%), на третьем месте оказалась, восстановленная в 1983 г., либерально-националистическая партия "Новый Вафд" с 9% голосов. Выборы показали влияние исламской идеологии (от умеренной до фундаменталистской) в современном египетском обществе. Либеральные прозападные партии получили менее 20% голосов. Президентские выборы 2012 года показали уже другой расклад сил – М.Мурси, представлявший исламистов, на втором туре получил чуть более 51% голосов, его главный конкурент Ахмед Шафик (близкий некогда к Мубарраку и выходец из военных кругов) – более 48%. Результаты говорят о примерном равенстве двух основных мировоззрений – исламского и либерально-демократического. В решающий момент, как это часто бывало в арабо-мусульманских странах, в политику вмешалась еще одна мощная сила – армия! И уже на президентских выборах 2014 г. Абдул-Фаттах ас-Сиси, бывший министр обороны и организатор военного переворота 2013 года, получает почти 97% голосов при довольно низкой явке избирателей и бойкоте со стороны ряда партий и блоков.

Индия

Индийская партийная система обладает своими особенностями. Во-первых, в Индии, с момента обретения независимости в 1947 г., существует устойчивая многопартийная система. Во-вторых, среди огромного множества партий (свыше 1000) очень немногие являются партиями общеиндийского масштаба. Деятельность остальных не выходит за рамки отдельных регионов, этнических, социальных или религиозных групп. Например, в Объединенный прогрессивный альянс входят такие партии как Индийская союзная мусульманская лига, Сиккимский демократический фронт и Конгресс Кералы.

Наиболее старой и известной индийской партией является Индийский национальный конгресс (ИНК), созданный еще в 1885 г. На протяжении многих десятилетий Конгресс возглавлял национально-освободительное движение против британского колониального господства. После обретения Индией независимости в 1947 г. и до 1996 г. ИНК практически беспрерывно находился у власти. Идеология партии претерпевала изменения, в ней всегда шли споры и боролись различные политические и идейные платформы. Огромное влияние на программу и методы политической борьбы Конгресса в первой половине ХХ века оказывал великий Махатма Ганди. Во-многом благодаря Ганди ИНК стал самой массовой и популярной политической партией страны. Хотя в 40-е годы, в годы Второй мировой войны, ему не удалось отстоять свою пацифистскую линию. После его смерти в партии на лидирующие позиции выходит Дж.Неру, фактически заложивший основы современной индийской государственности. Идеология Индийского национального конгресса совмещала индийский национализм с идеями социального государства. С небольшими изменениями эти два важнейших идеологических принципа и поныне определяют политическое лицо ИНК, в котором сейчас у руководства находится уже пятое поколение политической династии Неру-Ганди в лице Рахула Ганди.

Главным политическим конкурентом ИНК на протяжении 30 лет является правая индуистско-националистическая "Бхаратия Джаната парти" (Индийская народная партия). Бхаратия Джаната парти была создана в 1980 г. как политическое крыло влиятельнейшей индуистско-националистической ассоциации "Раштрия сваямсевак сангх" (Союз добровольных слуг родины/РСС). РСС, образованный еще в 1925 г., ставил перед собой цель – бороться с британской властью и противостоять мусульманскому сепаратизму. Фанатичные приверженцы "Раштрия сваямсевак сангх" не раз провоцировали межрелигиозные столкновения и прибегали к политическому террору. На их совести убийство М.Ганди в 1948 г., а также разрушение мечети Бабура в Айодхье в 1992 г., повлекшее за собой массовые индуистско-мусульманские столкновения с тысячами жертв.

Политическая ситуация с 90-х годов отличается тем, что двум крупнейшим партиям уже не удается набирать достаточного количества голосов на выборах для твердого контроля над парламентом и формирования однопартийного правительства. Поэтому им приходится объединяться с малыми партиями в альянсы. Индийский национальный конгресс возглавляет уже упоминавшийся Объединенный прогрессивный альянс (ОПА). На момент парламентских выборов 2014 года в ОПА входили 7 партий левоцентристского толка. Альянс уверенно побеждал на выборах 2004 и 2009 гг., но потерпел серьезное поражение на выборах в 2014 г. В свою очередь Бхаратия Джаната парти (БДП) еще в 1998 г. сформировала свой политический блок с индуистскими и правонационалистическими партиями – Национальный демократический альянс. Большинство, входящих в альянс, партий разделяют идеологию "хиндутвы" (индуистского национализма). С помощью данного блока Бхаратия Джаната парти побеждала на выборах 1998, 1999 и 2014 г. Лидер БДП Нарендра Моди возглавляет нынешнее индийское правительство.

Япония

Поворотным моментом в истории Японии стала Революция Мэйдзи 1868 г., открывшая новую страницу в ее развитии. Революция оказала непосредственное влияние на все стороны общественной жизни Японии. Современная политическая система тоже берет свое начало с эпохи Мэйдзи. В значительной мере это утверждение относится и к партийной системе. Хотя надо отметить своеобразие японской политической культуры, которое отразилось и на функционировании партийной системы. Сразу можно отметить глубоко националистические черты идеологии всех японских партий независимо от времени их возникновения и деятельности. При этом понятие "японский национализм" - достаточно обобщенное, на самом деле внутри него всегда существовали разнородные и часто противоборствующие друг с другом течения (от "социалистического национализма" до революционного консерватизма и ультранационализма).

Первые политические партии, возникшие после Реставрации Мэйдзи, носили внесистемный характер и были в оппозиции к правительству, сформированному доминирующими кланами из княжеств Сацума и Тесю. Ситуация меняется на рубеже веков с началом работы парламента и возрастанием политической роли крупнейшей буржуазной партии Сэйюкай (Общество друзей конституционного правительства). Сэйюкай стала выразительницей идеологии нарождавшегося класса крупной и провинциальной буржуазии. Ее основным соперником в конце 20-х и 30-е годы была партия Демократического управления (Минсэйто). Идеологически Минсэйто мало отличалась от Сэйюкай. Скорее обе партии выражали интересы различных политических и крупных финансово-промышленных группировок. Так, известно, что главным спонсором Сэйюкай были концерны Мицуи, Ясуда и др. А за Минсэйто стоял известный концерн Мицубиси. В 30-е годы в политической жизни Японии возрастает роль милитаристских группировок. Политическая борьба все более приобретает заговорщицкий характер, что выразилось в военных мятежах так называемых "молодых офицеров" 1932 и 1936 гг. Роль политических партий в этот период существенно уменьшается. Правительство, подконтрольное военным, пытается путем "новой политической структуры" установить полный контроль над партиями.

Поражение во Второй мировой войне привело к оккупации Японии американскими войсками и серьезному изменению всей государственно-политической системы, начиная от принятия новой конституции 1947 г. и до закона о парламенте. Полномочия императора резко сокращались, все прежние политические партии были распущены и началось новое партийное строительство. Среди вновь образованных партий довольно быстро возвысилась Либерально-демократическая партия (ЛДП). Начиная с 1955 г. и до наших дней ЛДП почти бессменно пребывает у власти (за исключением кратковременных периодов нахождения в оппозиции в 1993 г. и 2009-2012 гг.). У партии нет четко выраженной идеологии. Ее условно можно сформулировать "правее левых". Сильной стороной ЛДП всегда являлась способность чутко улавливать общественные настроения и быстро на них реагировать. Большой популярности партии также способствовала эффективная экономическая политика (особенно в 50-70-е гг.). Несмотря на острую внутрипартийную фракционную борьбу и частые коррупционные скандалы, ЛДП удается удерживать господствующие позиции и сегодня.

Вот уже много десятилетий на японском политическом олимпе сильны позиции левых партий. С 1945 и по 1996 гг. заметную роль играла Социалистическая партия Японии (СПЯ). С момента восхождения к вершинам власти ЛДП, социалисты почти всегда были второй политической силой в стране. Функционировавшую более 40 лет систему, в которой ЛДП правит, а СПЯ всегда вторая и представляет оппозицию, назвали "полутора-партийной системой". Идеология партии, со временем, становилась все менее социалистической и все более буржуазной. Это привело в сер. 90-х к кризису и расколу партии. Нынешняя правопреемница партии - Социал-демократическая партия - в последние годы далеко уже не так популярна.

Центристскую позицию небезуспешно пытается занимать относительно молодая (создана в 1998 г.) Демократическая партия. Она позиционирует себя как более либеральная партия, чем ЛДП, и менее левая, чем социалисты и социал-демократы. Это дает возможность забирать себе часть электората, как у правых партий, так и у левых. Данная стратегия позволила Демократической партии занять нишу "второй силы" в политическом пространстве Японии.

"Правый фланг" политического спектра с ЛДП делит партия Комэйто (Партия Чистой политики), которая является политическим союзником ЛДП. У Комэйто тот же электорат, но она еще имеет поддержку религиозных (прежде всего буддистских) организаций.

Некоторые выводы

Завершая краткий обзор партийно-идеологических систем Турции, Египта, Ирана, Индии и Японии, можно прийти к следующему общему выводу: в перечисленных странах, имеющих солидный опыт развития парламентаризма и партийного строительства, у всех ведущих партий имеется сформировавшееся "политическое лицо", которое определяют политическая программа и идеология! У этих партий своя социальная база и, соответственно, электорат, дающие им прочный политический фундамент и возможность оставаться на ведущих позициях десятилетиями (а в случае с Индийским национальным конгрессом уже третье столетие!).

А что в Кыргызстане?

С.Хантингтон в 90-е годы прошлого века заявил, что "век идеологий" уходит в прошлое. У данной позиции есть немало сторонников. Известный в Кыргызстане и за его пределами историк и публицист Назикбек Кыдырмышев (Элери Битикчи), в недавнем интервью, выразил схожую точку зрения. По его мнению, сейчас мобилизация людей происходит по конкретному случаю, для решения конкретной политической или социально-значимой проблемы. Действительно, подобная тенденция наблюдается по всему миру и Кыргызстан не исключение. Но в таком случае политическая система теряет стабильность. Массовые социальные движения, быстро вспыхивая, также быстро стихают. Государство же больше заинтересовано в устойчивой политической системе, а каркасом этой системы выступают партии. И если партия собирается оставаться на политической арене долгие годы, то одной харизмы партийного вождя или какой-то громкой акции недостаточно. Для успешной борьбы с политическими конкурентами необходима надежная социальная база, которая даст мобилизационные ресурсы. И вот здесь проверенным средством приобретения устойчивой социальной поддержки может послужить идеология!

Партийная система в Кыргызстане имеет, с точки зрения идеологического наполнения, своеобразные и, в чем-то, парадоксальные черты. Большинство партий являются ярко выраженными "вождистскими" партиями ("Республика", "Ар-Намыс", "Бутун Кыргызстан" и целый ряд других), выстраиваемые вокруг известной политической фигуры. Идеология таких партий крайне размыта, а основным средством получения голосов является популизм (при этом почти все партии активно прибегают и к специфическим методам, вроде подкупа избирателей, использования региональных и родо-племенных связей и т.п.).

Среди партий, открыто декларирующих свою идеологию, большинство составляют партии левого толка – социалисты (партия "Ата-Мекен"), социал-демократы (СДПК), коммунисты. Из них коммунисты фактически самоустранились от активной политической борьбы. Парадокс социалистов и социал-демократов заключается в том, что их декларируемая идеология и принципы прямо расходятся с практической деятельностью. Социалисты и социал-демократы, по определению, должны защищать интересы трудящихся, средних и низших слоев населения. Они должны оказывать давление на правительство и проводить через парламент законы, направленные на поддержку уязвимых слоев населения, вводить прогрессивную шкалу налогообложения, активно бороться с инфляцией и вводить компенсационные механизмы для работников государственного и частного сектора, добиваться повышения расходов на социальные нужды, образование, здравоохранение, поднимать вопросы о национализации (или, как минимум, увеличения контроля государства) бюджетообразующих предприятий, заниматься активной поддержкой (через "дешевые" и "долгие" кредиты и дотации) фермерства, малого бизнеса, кооперации и т.п. А что мы видим на практике? Все обстоит с точностью наоборот! Находясь у власти, социал-демократы и социалисты проводят неолиберальную экономическую и социальную политику: урезают расходы на социальные нужды, фактически сокращают расходы на образование и здравоохранение, увеличивают пенсионный возраст, кредитная политика полностью передана частным банкам, часть госпредприятий приватизирована, либо готовятся к приватизации и т.д. Такую политику в 80-е годы назвали "тэтчеризмом" и "рейганомикой". Понятно, что выгоднее декларировать принципы "социального государства", показывать себя поборниками социальной справедливости. Но тогда это тоже не более чем популизм!

Идеологию национализма (в том числе и гражданского национализма) на вооружение "большие" партии брать не решаются, боясь оттолкнуть от себя часть электората. Политический ислам в стране пока почти никак не представлен, прежде всего, в силу противодействия со стороны светского государства. Потенциально мощная идеология (пан)тюркизма/туранизма имеет сравнительно немного сторонников, ввиду сильного советского идейного наследия, с одной стороны, и подъема постсоветского национализма, с другой. Он больше воспринимается как культурное течение. Другие идейные течения ("зеленые", феминизм, этно-национализм) заметным политическим влиянием пока тоже не пользуются. Но носители всех перечисленных идеологий в обществе присутствуют, причем у некоторых из них (самый очевидный пример – политический ислам) потенциал роста огромный! А значит, современная партийно-идеологическая система Кыргызстана неизбежно будет трансформироваться. Видимо, все же преждевременно С.Хантингтон отправил идеологии на свалку истории!

Максат Бегалиев (Кыргызстан)

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1443511680
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Указ Президента Республики Казахстан от 11 июля 2019 года №58
- Указ Президента Республики Казахстан от 17 июля 2019 года №63
- Аскар Мамин совершил рабочую поездку в Мангистаускую область
- Подведены итоги государственного аудита эффективности деятельности АО "Национальный управляющий холдинг "КазАгро" и его дочерних организаций
- Кадровые перестановки
- Члены Нацсовета общественного доверия не будут получать зарплату – Карин
- Омбудсмен обратился к Министру образования и науки в связи с введением нового порядка приема детей в первый класс
- Состоялось заседание постоянных комиссий маслихата Алматы с участием акима города Б.Сагинтаева
- Эти неподъемные легкие рельсы
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх