К некоторым аспектам интервенций Запада начала XX и XXI вв., - Л.Курасов 15:09 29.10.2015
Обратимся к некоторым параллелям интервенций Запада XXI века с захватническими войнами европейских стран и США в Первой мировой войне.
Еще сто лет назад один из теоретиков расширения территориальной экспансии США, в частности в Карибском бассейне и на российском Дальнем Востоке сенатор Альберт Беверидж, называвший себя консерватором, взывал: "Господь сделал нас образцовыми организаторами мира и создателями системы там, где царил хаос. Он дал нам способность к руководству... среди дикарей и народов зла". После вторжения США на Филиппины в 1906 г. и подавления антиамериканского восстания в 1911 г. Беверидж в отношении филиппинцев заявил: "что этих туземцев, как и все отсталые народы нужно, прежде всего, учить упорядоченному непрерывному труду".
В период активной политической деятельности Бевериджа в лагере республиканцев США в 1903 г. ввели войска в Гондурас и Доминиканскую республику. В 1918-1920 гг. американцы совместно с западноевропейскими странами и Японией приняли участие в интервенции России. Так, в марте 1918 г. в Мурманске высадился десант английских войск, затем туда прибыли военные подразделения Франции и США. Через месяц в апреле вслед за десантом Японии во Владивостоке высадились американцы и англичане. В августе того же года британцы оккупировали Архангельск и Закаспийскую область.
Через 5 месяцев в январе 1919 г. используя предлог борьбы с коммунистической Россией, те же британцы совместно с французами свои военные контингенты закрепляют в Одессе, Крыму, Баку и Батуми. Германия весной 1918 г., л иквидировав Центральную Раду Украины, назначает марионеточное правительство Скоропадского.
Дабы успеть на шабаш раздела России и ее бывших колоний, к интервенции Европейских стран в апреле 1918 г. присоединяется Турция, армейские подразделения которой появляются в Закавказье. Начиная с мая до декабря того же года Грузия была оккупирована германскими и турецкими войсками, которых сменили англичане. Последние под предлогом охраны железной дороги "Батуми-Баку" продержались в Грузии до начала лета 1920 г.
К осени 1919 г. британцы, американцы и французы, общим числом более 12 тыс. офицеров и солдат, из-за бесперспективности продолжения военных действий оставляют Архангельск и Мурманск. А в январе 1920 г. Верховный совет Антанты снял блокаду с России.
Однако интервенция России на Дальнем Востоке продолжалась до 1922 г. Только в 1925 г. последние японские интервенты навсегда убрались из Северного Сахалина. Возможно по этой причине милитаристский синдром до настоящего времени не оставляет Токио, остро реагирующего на рабочие поездки российского руководства на Дальний Восток.
Даже за два месяца до капитуляции Германии странами Антанты, по итогам окончания Первой мировой войны в конце августа 1918 г. Германия подписала с советской Россией дополнительный договор к Брест-Литовскому о передаче немецкой стороне 25% добываемой в Баку нефти. К этому времени Германия оккупировала Донецкий угольный бассейн и обязала советское правительство предоставить право на получение угля в обмен на нефть и бензин.
Сегодня даже среди политологов мало кто знает, что в кровавой конкуренции с Турцией и Германией Англия в период Первой мировой войны дважды контролировала нефтяные регионы Азербайджана с целью установления гегемонии на Каспии. Это было во время трехмесячного правления в Баку Центрального комитета Каспийской военной флотилии (июль-сентябрь 1918 г.) и Азербайджанской демократической республики (АДР - май 1918- апрель 1920 г.).
После поражения Турции в сентябре - октябре 1918г. армия Антанты оккупировала территории Османской империи, а также некоторые регионы самой Анатолии, британские войска до августа 1919 г. находились в восточной части АДР и Баку. В январе 1919, капитан британской армии Тиг-Джонсон захватил в Асхабаде (нынешний Ашхабад) правительственные учреждения и произвел переворот.
Англичане беспрепятственно перебрасывали в те годы свои военные подразделения в Баку из иранских портов Энзели и Тебриза, причем на захваченных британцами каспийских торговых судах, переоборудованных в военные, установив на них пушечные орудия.
Главнокомандующий армией Черного моря генерал сэр Джордж Ф. Мильн, в соответствии с указанием Даунинг-стрит 10, распространил свои оккупационные полномочия над бывшими южными регионами царской России - Черным морем, всем Кавказом, а также Закаспийской области, включая населенный туркменами и узбеками город Мере. Британцы хозяйничали в этих обширных районах, с октября 1918 г. до августа 1920 г., а Батуми они удерживали до марта 1921 г.
Весьма характерно изложил в дневниковых записях в ноябре 1919 г. агрессивные цели Великобритании посол Соединенного Королевства во Франции лорд Берти: "Нет больше России! - Она распалась, и исчез идол в лице императора и религии, который связывал разные нации православной веры. Если только нам удастся добиться независимости буферных государств, граничащих с Германией на востоке, т.е. Финляндии, Польши, Эстонии, Украины и т.д., и сколько бы их ни удалось сфабриковать, то, по мне, остальное может убираться к черту и вариться в собственном соку. Российская республика не была бы в состоянии управлять магометанскими ханствами в Средней Азии и кавказскими княжествами".
Бесцеремонный тон и цинизм сквозил во время переговоров британского генерала Томсона с представителями правительства А ДР. Он ультимативно потребовал - "к 10 час. утра 17 ноября (1918) Баку должен быть очищен от всех войск, как азербайджанских, так и турецких. Баку с его нефтепромыслами будет оккупирован, тогда как остальная часть страны останется под контролем азербайджанского правительства и его войск. Назначить... себя генерал-губернатором Баку. Городскую полицию возглавит англичанин. Азербайджан официально не признается, но представители Англии, Франции и США установят связи с его правительством де-факто".
Даже после ухода британцев из Баку они забрали почти все запасы добытой нефти и керосина в хранилищах в Батуми, потребовав от правительства АДР предоставления ежедневно 15 вагонов нефти британскому командованию.
Летом 1917 г., т.е. до большевистского октябрьского переворота того же года, в отношении союзного государства - Р оссии, командующий британскими войсками генерал Вегвуд задолго до интервенции Закавказья считал, что: "в интересах Британской империи надо поощрять отделение от России любых территорий - Закавказья, Украины, Дона, Финляндии, Туркестана, Сибири. Первоочередная задача союзников -занятие важнейших нефтяных районов Кавказа".
Установление военно-политического и экономического контроля на обширной территории Ближнего Востока и Закавказья было приоритетной целью Англии, Франции и США. При этом указанные страны активно вмешивались в не тлеющий до настоящего времени азербайджано-армянский конфликт. Так, по настоянию британской стороны летом 1919 г. на заседании Совета глав делегаций в Париже полковник США Гаскель назначен верховным комиссаром Армении. В Баку, в те годы майор британской разведки Рональд МакДонелл, работавший под прикрытием торгового служащего с 1905 г. в столице Азербайджана, стал консулом и имел агентуру среди партийной и коммерческой элиты этой страны.
Захват нефтепромыслов Азербайджана возлагался на британского генерала Денстервиля, который передислоцировал часть британских войсковых частей из Ирана и Месопотамии в упоминавшийся порт Энзели.
Денстервиль свое отношение к народам Кавказа откровенно высказал, как одну из составляющей британской колониальной политики, которая используется в XXI веке ведущими державами Европейского союза и США в Ливии, Ливане, Ираке, Сирии, Египте, Афганистане, Пакистане, Йемене (всех не перечесть): "Они должны продолжать убивать друг друга, пока не придут в изнеможение, а тогда мы, может быть, и сумеем навести там порядок".
Далеко не ушел от Денстервиля его коллега шовинист, полковник французской армии Галан, заявивший, что "лучший способ разрешения сложных вопросов в Закавказье - это дать возможность кавказцам убивать друг друга". По сути, эти варварские рассуждения почти столетней давности выливались в кровавые конфликты, пожар которых, раздуваемый США и Англией и Францией, не утихает в нынешнем столетии на Ближнем Востоке, странах Магриба, Южной Азии, уже перекидывается в нефтегазовые регионы Аравийского полуострова.
Как же отнеслись британцы и французы к своей бывшей союзнице России, охваченной гражданской войной, после разгрома основных армий белого движения, которое финансировалось странами в основном Англией, Францией и США, а также вывода (как сейчас говорят американцы, а фактически бегства из Вьетнама, Ливана и Ирака) войск интервентов? Только в Константинополе, в ноябре 1920 г. оккупированном Англией и Францией, куда прибыли на кораблях части армии Врангеля, они были разоружены французами, которые потребовали роспуска армии, реквизировав не только оружие, но и 300 тыс. пудов зерна, 20 тыс. пудов сахара, 50 тыс. пудов другого продовольствия, 200 тыс. комплектов обмундирования, три парохода с углем, запас материалов для шитья теплой одежды и др. Были конфискованы все русские военные и торговые суда. Парижским банком были также конфискованы деньги правительства Врангеля и личные счета его окружения.
В результате антигуманных действий Западных стран сотни тысяч беженцев из России оказались во власти произвола турков, британцев, немцев и французов, лишенные элементарных прав на существование, которые нещадно обирались на границах Турции и европейских стран. В условиях сложившейся гуманитарной катастрофы для беженцев, Англия настаивала также на немедленной репатриации Белой гвардии в Россию, которая стала финансовой обузой британцам.
В XXI веке, из-за войн и интервенций, разжигаемых Вашингтоном, Лондоном и Парижем, через ту же Турцию, а также Италию, Грецию, в страны Европы идет нескончаемый поток беженцев, которые сметая пограничные преграды на суше и на море спасаются от угрозы т.н. "Исламского государства" (ИГ), взращенного западными державами и их сателлитами - Иорданией, Кувейтом, Катаром. Однако, по сути, несмотря на начатые против ИГ военные действия стран НАТО, монархий персидского залива, армейских подразделений Ирана на территории Сирии и Ирака, конечная цель Вашингтона, как главного координатора развязанных гражданских войн на Ближнем Востоке, странах Магриба, Южной Азии, - это перекройка нынешних границ и создание новых государств, угодных Западу.
Продолжение в следующем материале о стратегии Запада по разделу Ближнего Востока.
Леонид Курасов
|