Нейтралитет Туркменистана рушится.., - Чары Оразов 00:10 30.10.2015
Нейтралитет Туркменистана рушится день за днем
Двадцать лет назад, 12 декабря 1995 года в Нью-Йорке Генеральная Ассамблея ООН в лице 185 государств-членов, входивших на тот момент в ее состав, единогласно приняла Резолюцию "Постоянный нейтралитет Туркменистана".
Республика избрала модель, так называемого "позитивного нейтралитета". Исходя из этого Туркменистан не относится ни к одному государству как к своему противнику.
Вместе с тем, страна, старавшаяся снискать себе славу нейтральной Швейцарии, все больше и больше теряет позиции на мировой арене и все чаще оказывается втянутой в геополитические игры. Особенная опасность при этом исходит из соседнего Афганистана, с территории которого все явнее становится угроза вторжения в Туркменистан боевиков различных бандформирований международного терроризма. Общая протяженность границы между двумя государствами составляет 744 км.
Но вопрос состоит в том, что сможет ли сохранить Туркменистан, так называемый свой "постоянный нейтралитет" на фоне ухудшающейся военно-политической ситуации в северных провинциях Афганистана, непосредственно граничащих с Туркменистаном.
Начало 2015 года было ознаменовано динамичностью нарастания напряженности на туркмено-афганском участке границы. С целью недопущения эскалации напряженности, а также во избежание жертв, как среди военнослужащих, так и мирного населения, туркменские власти за прошедший период провели ряд конфиденциальных контактов с главарями бандформирований, где в обмен на продовольствие и ГСМ получили так называемую "гарантию" того, что данные бандформирования не будут создавать угрозу безопасности на границе и территориальной целостности государства в целом.
Действительно, первоначально данные контакты дали положительные результаты, но постепенно они привели к постановке боевиками ультимативного требования в адрес туркменских властей по увеличению снабжения. Учитывая не приемлемое для Туркменистана развитие ситуации, по указанию главы государства силовыми ведомствами данной страны было принято решение об организации и проведении крупномасштабной операции по уничтожению и зачистке приграничья от антиправительственных элементов. Также было начато строительство инженерных фортификационных сооружений на границе. Кроме того, на туркмено-афганском участке границы сосредоточены около 3 тыс. военнослужащих и несколько десятков единиц военной техники.
Данные шаги руководства Туркменистана свидетельствует о наличии серьезной угрозы в приграничье. Эта обеспокоенность проявляется и на закрытых заседаниях правительства страны. Население страны узнает о ситуации и строит догадки лишь по железнодорожным составам, перебрасывающим военную технику и силы к южным рубежам, а также по мобилизации своих родных и знакомых.
Несомненно, вышеназванные меры не остаются без внимания террористических групп Афганистана, чья конфронтация с Туркменистаном только растет. Непримиримая афганская вооруженная оппозиция в лице "Талибан" все больше воспринимает Туркменистан как одного из своих противников, так как по их мнению главным поставщиком нефтепродуктов в государственные учреждения и оборонное ведомство Афганистана является именно соседнее государство.
В то же время афганскими силовыми структурами в долгий ящик откладывается спецоперация по зачистке территорий, непосредственно граничащих с Туркменистаном от боевиков. В этих условиях нынешние власти Туркменистана вынуждены предпринять шаги по налаживанию антитеррористического сотрудничества с сопредельными государствами и региональными организациями, несмотря на "постоянный нейтралитет".
В целом можно сделать прогноз о том, что с активизацией диверсионно-террористической деятельности "Талибан" и "ИГ" в приграничных с Туркменистаном провинциях Афганистана и неспособности Ашхабада своими силами обеспечить безопасность, страна окажется в эпицентре геополитических игр США и России, направленных в первую очередь на взятие под контроль туркменских углеводородными ресурсов.
Чары Оразов
|