КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 31.10.2015
19:47  В Москве убит поэт и бонист (владевший лучшей в РФ коллекцией китайских дензнаков) Виктор Гофман
19:35  Порошенко арестовал "правую руку" Коломойского. "Укроп" оказался ОПГ
18:36  Террористы ИГИЛ взяли на себя ответственность за крушение российского самолета в Египте, - AFP
18:17  Вымогал пол-ляма у акима. Редактора павлодарской газеты "Версия" Я.Голышкина приговорили к восьми годам с конфискацией имущества
17:56  Стоит ли США воевать за Южно-Китайское море? - Патрик Бьюкенен
16:01  "Сирийский гамбит" с кульбитом. Гибридная или коалиционная война неведомого поколения, - Л.Медведко
15:02  Джон Керри десантировался в Бишкек

12:04  На Синайском полуострове упал российский аэробус А-321, летевший из Шарм-эш-Шейха в Петербург. Погибло 224 пассажиров и членов экипажа
01:36  История конфликта Ислама с Западом. Ч. 2-я, - Р.Бобохонов
00:47  Россия ужесточает контроль над миграцией, - Л.Такырбашова
00:46  Турция в когтях путинизма, - Ахмет Инсель
00:43  Беженец превращает ЕС в государство, - Алекс Вайден
00:42  "Кнут, но не пряник": как азиатские страны воюют против пропаганды ИГ, - "РА"
00:40  "Раздел Сирии" между Россией и США, - А.Полубота
00:38  Китай и США: на грани "горячего" конфликта, - "СП"
00:31  Авторитаризм в Кыргызстане: ориентир на Путина и Эрдогана, - Нарын Айып
00:29  В "подарок" супруге… СПИД. Жизнь в Таджикистане - не сахар, - К.Мамедова
00:08  Туркменам льготы ни к чему…, - Довлет Чопанов
00:07  Над Турцией нависла тень гражданской войны, - репортаж Дарьи Асламовой
00:06  Как в 30-е годы в Таджикистане становились врагами народа, - "АП"
Пятница, 30.10.2015
22:31  В Вене договорились о будущем политическом устройстве Сирии
21:44  Роспремьер Медведев прилетел в Душанбе и хочет подписать на совете премьеров СНГ 40 бумажек
21:40  В украинском Сватово неизвестные террористы подорвали гигантский артсклад
21:06  Валерий Меладзе помогает сыну Батырхана Шукенова
21:02  "Украинский "Викиликс": Саакашвили нанимает боевиков с ПЗРК, сбивать американские самолеты в Сирии...
20:20  Рахмон в тупике. Что делать? - Е.Гафуров
20:15  Туркменское автозапретительство, - Батыр Нувваев
20:13  Эрдоган на перепутье: возможная смена власти в Турции, - П.Львов
20:08  Социалистический ответ на гегемонию капитала. Китай ищет союзников на идеологическом поле, - С.Кожемякин
19:09  Отважный Обама отдал приказ отправить амер-спецназ в Сирию. Нарушив свое же обещание...
17:45  Новым премьером Молдовы стал Георге Брегу
16:23  Тральщик "Алатау" для казахстанской армии спустили на воду в Санкт-Петербурге
10:45  В Казахстане налажен выпуск отечественных самолетов "Арай". Цена борта - всего $220 тысяч (фото)
10:42  Канал раздора: что спровоцировало Суэцкий кризис в октябре 1956 года (история), - С.Антонов
10:36  В казахстанском Уральске поставили памятник летчику-герою Афгана и Чечни Каиргельды Майданову (фото)
08:17  Китай выиграл у Японии геостратегически важный "железнодорожный" тендер в Индонезии, - В.Терехов
08:15  Джон Керри и Джордж Сорос: парное катание по Центральной Азии, - Д.Седов
08:14  Европа становится жертвой своей эрзац-геополитики в Сирии, - Н.Бобкин
08:11  Ради Азиады-2017 Аркадаг приказал выселить и снести дома 50 тысяч ашхабадцев, - Amnesty International
08:07  Т.Мадылбай: Кыргызы и "разновидности кыргызов" уже в XI веке жили в одном государстве...
08:04  Аркадаг обещает прилетевшему к нему Порошенко увеличить поставки топлива в Украину
08:00  Российская "Транснефть" отложит капремонты. Но все же построит нефтепровод в Китай
07:59  Госсекретарь США охватит всю ЦА. Джон Керри отправляется в первое турне по странам региона
07:55  Российские силовики идут в Интернет. Все на борьбу с хакерами ИГИЛ, - "Известия"
07:52  Зачем Кыргызстану ЕАЭС без доллара? - 24.kg
07:49  Абэ в Средней Азии: атака на позиции КНР и РФ, - "Yomiuri"
07:46  Войны на Ближнем Востоке – хаос интересов, - "Die Zeit"
07:44  Осел - злостный нарушитель границы, или как поссорились Таджикистан с Узбекистаном (фельетон), - Кадыр Рустам
07:42  Китайский бог войны. Ракетные войска и артиллерия Сухопутных сил НОАК, - "НВО"
07:40  Союзники США в Сирии опять стали врагами Турции, - В.Мухин
07:16  Экспансия "Исламского государства" в Мали, - А.Мезяев
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
История конфликта Ислама с Западом. Ч. 2-я, - Р.Бобохонов
01:36 31.10.2015

Таким образом, первоначальная арабо-исламская экспансия, происходившая с начала седьмого века до середины восьмого, установила господство мусульман в Северной Африке, на Иберийском полуострове, на Среднем и Ближнем Востоке, в Персии и Северной Индии. Приблизительно на два века границы, разделявшие ислам и христианство, стабилизировались. Затем, в конце одиннадцатого века, христиане вновь обрели контроль над западным Средиземноморьем, завоевали Сицилию и захватили Толедо. В 1095 году начались крестовые походы, и на протяжении полутора столетий христианские государи пытались, с убывающим успехом, установить христианское правление в Святой земле и в примыкающих областях Ближнего Востока, пока в 1291 году не потеряли Акру, свой последний оплот. Тем временем на сцене появились турки-османы, которые в будущем создали Османскую империю(1299-1922 гг.) и Османский халифат(1517–1924 гг.). Сначала они ослабили Византию, а затем завоевали большую часть Балканского полуострова, а также Северной Африки, в 1453 году захватили Константинополь, а в 1529 году - Вену. Около тысячи лет - с первой высадки мавров в Испании и вплоть до второй осады турками Вены, Европа находилась под постоянной угрозой со стороны Ислама. Ислам является единственной цивилизацией, которая ставила под сомнение выживание Запада, причем случалось это, по меньшей мере, дважды[48].

Ситуация коренным образом изменилась, как было отмечено выше, после успехов Реконкисты, когда постепенно христиане вернули себе Иберийский полуостров, выполнив эту задачу в 1492 году у стен Гранады. Тем временем, развитие навигации позволило португальцам, а затем и другим европейцам обогнуть исконно мусульманские земли, проникнуть в Индийский океан и даже достичь Китая. В это время русские покончили с монголо-татарским владычеством. В последующие годы турки-османы предприняли последний рывок и в 1683 году вновь осадили Вену. Их поражение ознаменовало начало долгого отступления, повлекшего за собой борьбу православных народов на Балканах за освобождение от османского господства, расширение империи Габсбургов и драматическое наступление русских к Черному морю и Кавказу. Минуло всего около сто лет, Запад путем колониальной экспансии постепенно завоевал новые мусульманские земли. Колониальная экспансия Запада успешно продолжалась до первой мировой войны. В итоге Первой Мировой войны Великобритания, Франция и Италия нанесли завершающий удар и установили свое прямое или косвенное правление на оставшихся землях Османской империи, за исключением территории Турецкой республики. Таким образом, распалась Османская империя - победил Запад, проиграл Ислам - выиграло Христианство. Но конфликт между Исламом и Западом на этом не закончился, хотя в 1920 году всего лишь четыре мусульманские страны - Турция, Саудовская Аравия, Иран и Афганистан - оставались свободны от какой-либо формы немусульманского правления[49].

К 1924 году Османский халифат распался. Хиджазский халифат, который был основан в 1916 году в Мекке, также распался в 1924 году. После этого в XX веке Халифат больше не создавался. В свою очередь, отступление западного колониализма медленно началось в 1920-х и 1930-х годах и драматически ускорилось в период после Второй Мировой войны. Многие мусульманские страны вновь обрели свободу и независимость. Крушение Советского Союза принесло независимость новым мусульманским обществам в Центральной Азии и Закавказье. Согласно статистике, за период с 1757 по 1919 год произошло девяносто два захвата приобретения мусульманских территорий немусульманскими, преимущественно христианскими правительствами. К 1995 году шестьдесят девять из этих территорий вновь оказались под властью мусульман, примерно в сорока пяти независимых государствах преобладало мусульманское население. Насильственный характер этих перемен отражается в том факте, что среди войн, которые в период с 1820 по 1929 год вели между собой государства с различными религиями, 50 процентов составляли войны между мусульманами и христианами[50].

После распада Османской империи и Османского халифата идея создания нового Халифата возникла сразу. Эту идею подхватили новые исламские партии, организации и движении, которые постепенно стали появляться на осколках земли ушедшего Халифата. Появилась мощная исламская фундаменталистская партия "Братья мусульман" в Египте(1926 г.), которая стала бороться за власть в странах Ближнего Востока. В недрах этой партии формировались личности, которые в начале 50-х гг. в Палестине создали международную исламскую партию "Хизб-ат Тахрир"(1954 г.)[51]. Под влиянием "Братьев мусульмане" в ХХ веке создавалось огромное количество исламистских, в том числе салафитских организаций на Ближнем Востоке и Северной Африки. Все эти исламские партии и организации в разные годы объявили свою главную цель - создание Нового Халифата. Саудовская Аравия стала центром мусульманского мира и исламского фундаментализма. Эта страна в конце ХХ века стала экспортировать салафизм как идеологический и религиозный товар по всему миру. Таким образом, Запад разрушил Османскую империю, Османского халифата, но взамен получил более страшного противника - фундаментального Ислама. Идеологическая война Ислама против Запада шла все годы XX века, хотя иногда и доходило до прямой конфронтации в некоторых странах Ближнего Востока и Северной Африки. Коммунизм – как новая религия в ХХ веке стал более важным врагом Запада, чем Ислам, но даже в рамках противоборстве этих двух антагонистических систем скрытый конфликт Ислама с Западом продолжался. СССР помогал многим арабским мусульманским странам Востока, но США и другие страны Запада всячески мешали присутствии Советского Союза и его союзников в этих странах.

Если анализировать и сравнивать разные периода конфликта Ислама и Христианства, то мы начинаем глубже проникать в суть этого конфликта. Причины этой модели конфликта, на наш взгляд, кроются вовсе не в таких преходящих феноменах, как рвение христиан двенадцатого века в период Реконкисты и Крестовых походов или исламского фундаментализма XX века. Причины этого конфликта, на наш взгляд, проистекают из природы двух религий и цивилизаций: Ислам и Христианство, Ислам и Запад. Мы в начале работы рассказали, как начались военные конфликты между этими двумя религиями. Но следует подчеркнуть, что эти конфликты и войны породили различия и разрыв между Исламом и Христианством на долгие годы вперед. Более того, мусульманский и христианский образ жизни стали сильно различаться после слияния Ислама с политикой и появления Халифата. Таким образом, мусульманский образ жизни стал распространяться и навязываться населению не только в самих арабских странах, но и за их пределами, куда бы ни пришел Ислам. Христианский образ жизни, наоборот, в это время постепенно отделялся от светской образ жизни в рамках процесса возникновения и становления национальных государств в Европе. Причины конфликта также проистекали из сходства обеих религий. Обе они являются монотеистическими, а значит, в отличие от политеистических верований, не могут с легкостью принимать новых божеств и пророков. Обе являются универсалистскими, и каждая провозглашает себя единственно верной. Обе - миссионерские и основаны на убеждении, что их последователи обязаны обращать неверующих в единственно истинную веру. С самого зарождения Ислам расширял свое влияние путем завоеваний, Христианство, когда для того имелись возможности, поступало также. Концепции "священного джихада" и "крестового похода" не только сходны между собой, но и отличают эти две религии от прочих основных мировых религий. Помимо этого, для ислама и христианства, как и для иудаизма, характерен телеологический взгляд на историю, в отличие от идей цикличности или статичности, преобладающих в других цивилизациях. Об этих причинах конфликта часто рассуждают известные западные исследователи. Подробнее в работах[52]

На уровень ожесточенности конфликта между Исламом и Христианством на протяжении всего времени оказывали влияние демографический рост и спад, экономическое развитие, технологические изменения и интенсивность религиозных убеждений. Распространение ислама в VII-VIII вв. сопровождалось беспрецедентной для того времени массовой миграцией мусульманских народов Ближнего Востока, Северной Африки, Византийской и Сасанидской империи. Происходившие несколько веков спустя крестовые походы в значительной мере являлись результатом экономического и демографического роста, в результате которого в Европе к XI веку произошло увеличение численности населения на порядок. Благодаря ему стало возможным мобилизовать большое число рыцарей и крестьян на поход в Святую землю. Когда участники первого крестового похода достигли Константинополя, один византийский очевидец так описал свои впечатления: "Весь Запад, в том числе и все племена варваров, обитающие за Адриатическим морем до самых Геркулесовых столбов, пришли в движение, начали массами переселяться, потоком хлынув в Азию со всем своим скарбом"[53]. В XIX веке невероятный рост народонаселения вновь вызвал "извержение" Европы, положив начало крупнейшему в истории переселению людей, которые мигрировали как в мусульманские, так и в другие страны. Этот миграционный процесс тогда происходил в рамках колониальной экспансии Запада по всему миру.

В конце XX века сопоставимое сочетание факторов обострило конфликт между Исламом и Западом. Во-первых, рост населения в мусульманских странах породил значительное число безработных и недовольных молодых людей, которые стали вливаться в ряды исламистских организаций, оказывая давление на соседние общества и мигрируя на Запад. Во-вторых, в это время происходило Исламское возрождение, которое укрепляло в сознание мусульман преимущество культурно-цивилизационные и моральные ценности ислама, укрепляло уверенность в том, что их исламские моральные ценности превосходят западные. В-третьих, совпавшие по времени с Исламским возрождением усилия Запада превратить свои ценности и общественные институты во всеобщие, стремление сохранить свое военное и экономическое превосходство, а также вмешиваться в конфликты в исламском мире стали вызывать среди мусульман яростное возмущение. В-четвертых, крушение коммунизма лишило Запад и исламский мир общего врага, и каждая из сторон превратилась в основную и отчетливо осознаваемую угрозу для другой. В-пятых, возрастающие контакты между мусульманами и христианами Запада и их смешение усиливали у тех и других ощущение собственной идентичности и понимание того, как эта идентичность отличает их друг от друга. Взаимодействие и смешение также усугубляли различия в осознании того, какие права должны иметь члены одной цивилизации в стране, где численно доминируют представители совсем иной цивилизации. На протяжении 80-х и 90-х гг. XX века, как в мусульманских, так и в христианских странах терпимость и толерантность по отношению друг к другу резко пошла на убыль. Такое аналитическое суждение о конфликте Ислама с Западом появилось чуть позже – в начале нового столетия, преимущественно, после 11 сентября 2001 года, оно было ярко отражено в работах некоторых отечественных, мусульманских и западных авторов, а также в некоторых отечественных и зарубежных СМИ[54].

Основные причины конфликта Ислама с Западом в средневековье и Новое время были геополитические, экономические и религиозные, которые часто приводили сторон к войне. В новейшее время основные причины этого конфликта, на наш взгляд, больше культурно-цивилизационные и идейно-политические. Таким образом, сегодня причины конфликта между Исламом и Западом лежат в фундаментальных вопросах власти и культуры. Кто? Кого? Кто правит? Кем правят? Основополагающий момент политики, определенный еще Лениным, - вот источник соперничества между Исламом и Западом. Существует, тем не менее, и конфликт, который Ленин мог бы счесть бессмысленным: конфликт между двумя совершенно различными представлениями о том, что есть "правильно", и, как следствие этого, спор о том, кто прав, а кто - не прав[55]. До тех пор, пока Ислам остается Исламом (каковым он и останется - автор) и Запад остается Западом (что более сомнительно - автор), этот фундаментальный конфликт между двумя великими цивилизациями и свойственным каждой образами жизни будет продолжаться. Определить и предсказать взаимоотношения этих цивилизаций в будущем, возможно, в той же мере, в какой история определяла их на протяжении минувших четырнадцати столетий[56].

В процессе изучения истории конфликта Ислама с Западом постепенно возникали новые вопросы. Это касается проблемы диалога и взаимодействия между этими цивилизациями. О некоторых фактах диалога, терпимости и взаимодействия в период праведных халифов (когда насильно не обращали христиан в ислам или когда не уничтожали культурно-религиозные ценности христиан) и 6-го крестового похода(когда удалость избежать кровопролития и мирным путем освободить Иерусалим) рассказывали выше. Даже в момент Реконкисты иногда испанские герцоги заключали временные мирные договора и союзы с арабскими эмирами. Но, к сожалению, эти были редкие случаи и не всегда практиковались во взаимоотношениях Ислама и Запада[57].

Если исторически (в средневековье и новое время) одной из главных проблем во взаимоотношениях Ислама с Западом был контроль над территорией, то в новейшее время эта проблема стала относительно несущественна. Например, в середине 1990-х годов между мусульманами и не мусульманами насчитывалось двадцать восемь военных конфликтов, из них девятнадцать - между мусульманами и христианами, среди которых одиннадцать - с православными и семь - с последователями западной ветви христианства в Африке и Юго-Восточной Азии. Только один из этих конфликтов происходил в Югославии между христианами и мусульманами и он происходил на географической границе Ислама и Запада. Фактическое угасание западного территориального империализма и отсутствие до сих пор возобновленной территориальной экспансии ислама породили географическую сегрегацию, поэтому западные и мусульманские страны непосредственно граничат друг с другом лишь в нескольких местах на Балканах. Конфликты между Западом и Исламом, таким образом, меньше фокусируются на территории, а скорее на более широких, межцивилизационных проблемах, таких как распространение вооружений, права человека и демократия, контроль над нефтью, миграция, исламский терроризм и вмешательство Запада во внутренние дела мусульманских стран. Эту точку зрения разделяют некоторые западные исследователи[58].

В последние годы западная общественная мысль предлагает новую модель взаимоотношения с Исламом. Эта модель называется "холодная война с Исламом". В недавнем прошлом очень долго продолжалась "холодная война" между капитализмом и коммунизмом, между Советским Союзом и Западом. Согласно этой доктрине, между капитализмом и коммунизмом строилась стена и эти две цивилизации максимально изолировались друг от друга. Это отражалось во всем: в геополитике, экономике, промышленности и технологии, торговле, обмен товаров и услуг, банковской сфере и т.д. "Холодную войну" в итоге выиграл Запад, коммунизм распался, коммунистическая идеология более не популярна, хотя некоторые положительные элементы этой цивилизации очень хорошо прижились в скандинавских странах Европы. Предлагая очередную "холодную войну", Запад, возможно, рассчитывает в конечном итоге на победу в этой войне с Исламом. Но, на наш взгляд, эта идея бесперспективная и вот почему. Коммунизм и Ислам - абсолютно разные цивилизации. Более того, коммунизм - это искусственный конструкт, который был предложен идеологами марксизма-ленинизма для политической и классовой борьбы с капитализмом. Социализм и коммунизм были представлены как две фазы общественно-политической формации, но в реальности таковыми не являлись, поскольку в этой модели цивилизации не было религии (была ангажированная коммунистическая идеология), свобода слова, рынка, капитала, выборов, гражданского общества, контролируемого правительство и т.д. Все эти либеральные ценности на момент зарождения коммунизма уже имелись на Западе. Это было главное преимущество Запада, поэтому он выиграл "холодную войну" с коммунизмом. Но Ислам-это другое дело. С Исламом Запад борется уже много веков, почти 1500 лет, но безуспешно. Меняется Запад, меняется и Ислам. В отличие от коммунизма, сегодня ислам присутствует не только в мусульманском мире, но и в западных странах. Мусульманские общины сегодня имеются во всех странах Запада. Более того, они органически связаны с остальными странами мусульманского мира посредствами сетевых структур. Поэтому, сегодня говорить об изоляции Ислама от Запада в рамках "новой холодной войны", на наш взгляд, неразумно и несерьезно. Тем не менее, такая точка зрения сегодня разделяется некоторыми исследователями, и она часто освещается в некоторых СМИ за рубежом[59].

Следует отметить, что некоторые элементы "холодной войны" со стороны Запада против Ислама были широко применены по отношению к Исламской Республике Ирана после Исламской революции 1979 года в этой стране. Экономические, геополитические, идеологические, военные, торговые, технологические и другие санкции, ограничения и давления со стороны Запада против этой исламской республики на сегодняшний день к ощутимым результатам не привели. Более того, Иран выдержал все эти санкции и сейчас идет процесс снятие всех санкций со стороны Запада во главе США. На наш взгляд, это и есть яркий пример "холодной войны" Запада против Ислама, которая закончилась не в пользу первым. Более того, в последние годы иранский ислам постепенно усиливает свое культурно-цивилизационное влияние в странах Ближнего Востока. Об этом подробнее в материалах СМИ[60].

Противодействие Западу можно наблюдать не только в направленности основной интеллектуальной атаки Исламского возрождения, но и в изменении отношения к Западу среди правительств в мусульманских странах. Первые постколониальные правительства по своему политическому и экономическому мировоззрению, по внешней политике и проводимому внутри страны курсу были ориентированы на Запад, не считая отдельных исключений, наподобие Алжира и Индонезии, где независимость была обретена в результате националистических революций. Однако постепенно прозападные кабинеты уступали место правительствам, которые в меньшей степени идентифицируют себя с Западом или даже являются откровенно антизападными - в Ираке, Ливии, Йемене, Сирии, Иране, Судане, Ливане и Афганистане. Менее заметными были изменения в политической ориентации и в формировании союзов других стран, включая Тунис, Индонезию и Малайзию. Два самых преданных военных мусульманских союзника Соединенных Штатов Америки в "холодной войне", Турция и Пакистан, в настоящее время находятся под политическим давлением со стороны местных исламистов, и в их отношениях с Западом нарастает напряженность[61].

Теперь возвращаемся к началу нашего исследования, из чего мы начали эту работу. Сегодня в начале нового столетия конфликт Ислама с Западом переходит в новую фазу. Эта война иного характера, она более культурно-цивилизационная и информационно-идеологическая. Более того, она происходит уже не на поле боя, а в сетевых структурах – в онлайн пространстве. Ислам и Запад сталкиваются не только в горячих точках, но и в онлайн пространстве в соседнем доме, улице и городе. Запад сегодня применяет новую тактику войны с Исламом. Суть его заключается в том, чтобы создать контролируемый хаос внутри мусульманских стран. Но Запад, создавая этот хаос, получает другой ответ. Из зоны контролируемого хаоса активные мусульмане бегут на Запад и там создают свои новые мусульманские общины. Они, приходя на Запад, там в своих общинах устанавливают прежние свои мусульманские порядки и требуют от Запада соблюдения правил и принципов мультикультурализма и толерантности по отношению ко всем мусульманам, проживающим на Западе. Ислам начинает проникать внутрь Запада, срастается и скрещивается с ним и, возможно, в обозримом будущем разрушит его изнутри, как это было во времена разрушения германскими племенами Западной Римской империи.


Источники и литература

1.Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994. № 1. С. 33; Бобохонов Р.С. Западная общественная мысль об исламе и мусульманском мире// http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1339913520.

2.The 9/11 Commission Report. - Washington, 2004;Талибан //Lenta.ru/lib/14162689; Первая Чеченская война: хроники льда и пламени//yodnews.ru/2014/12/11/bitva_za_kavkaz; Война в Югославии 1991-1995, 1998-1999 гг. – межэтническая война в Югославии и агрессия НАТО против Союзной Республики Югославия/ http://voina-i-mir.ru/article/822/; Бобохонов Р.С. Роль и перспективы радикального ислама после "арабской весны"// www.centrasia.ru/newsA.php?st=1378474380; Бобохонов Р.С. Возникновение ИГИЛ – как результат активной политизации ислама//www.centrasia.ru/news2.php?st=1419067980; Боевики "Аш-Шабаб" напали на военную базу Африканского союза// http://lenta.ru/news/2015/06/26/islamists_attack/; Боко Харам - Lenta.ru/news/2015/08/03/nigeria/; Бобохонов Р.С. Гражданская война в Таджикистане(1992-1997 гг.). Причины, ход, последствия и уроки//Общественные науки и современность.№4.2011.С.74-84; Бобохонов Р.С. История гражданской войны в Таджикистане(1992-1997 гг.). Часть первая// www.centrasia.ru/newsA.php?st=1438605720; Бобохонов Р.С. История гражданской войны в Таджикистане(1992-1997 гг.). Часть вторая// www.centrasia.ru/newsA.php?st=1438637640.

3.Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. М.: Прогресс - Культура, 1996 – С. 155 – 196.

4. Там же, с.184-185.

5.Большаков О.Г. История Халифата. Т 2. М.,1993, с.18-23.

6.Наумкин В.В. Халифат. Как это началось?// http://topwar.ru/67229-halifat-kak-eto-nachinalos.html; Энциклопедический словарь "Ислам". М., 1991, http://www.academia.edu/800250/Ислам. Энциклопедический Словарь. M. 1991.M.1991; Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь. М., 2007: Халиф // http://interpretive.ru/dictionary/1297/word/halif; Халифат // http://interpretive.ru/dictionary/1297/word/halifat; Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты. Челябинск, 2000 // http://kitap.net.ru/islam/irmiyaeva.php.; Большаков О.Г. История Халифата. Том 1. Ислам в Аравии (570-633). М., 1989 // http://gumilevica.kulichki.net/HOC/hoc1.htm.;Большаков О.Г. История Халифата. Том 2. Эпоха великих завоеваний (633-656). М., 2002 // http://gumilevica.kulichki.net/HOC/hoc2.htm.;Большаков О.Г. История Халифата. Том 3. Между двух гражданских войн (656-696). М., 1998 // http://gumilevica.kulichki.net/HOC/hoc3.htm.;Большаков О.Г. История Халифата. Том 4. Апогей и падение арабского Халифата (695-750). М., 2010.;Рыжов К. Все монархи мира. Мусульманский Восток. VII-XV вв. М., 2004//http://bwbooks.net/index.php?author=rijovkv&book=2004&category=history&id1=4.;Рыжов К. Все монархи мира. Мусульманский Восток. XV-XX вв. М., 2004.;Босворт К.Э. Мусульманские династии. Пер. с англ. М., 1971;Беляев E.A. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М., 1966;Беляев E.A. Мусульманское сектантство. M., 1957; Бартольд В.В. Халиф и султан. Сочинения. Т. 6. М., 1966; Бартольд В.В. Теократическая идея и светская власть в мусульманском государстве. Сочинения. Т. 6. М., 1966; Бартольд В.В. Ислам. Сочинения. Т. 6. М., 1966; Мюллер A. История ислама с основания до новейших времен. Т. 1-4. СПб., 1895-1896; Mец A. Мусульманский Ренессанс. Пер. с нем. М., 1966 и т.д.

7.Арнольд Тойнби. Цивилизация перед судом истории. М: Издательство: "Айрис - Пресс",2003; Ориана Фалаччи. Ярость и гордость. М., "Вагриус", 2004; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М: АСТ, 2003; Эдвард Саид. Восток путешественников и ученых: между словарной дефиницией и живой мыслью//Отечественные записки.№5. 2003; Albert Scardino. How the right played the fascism card against Islam//The Guardian. 4. 02. 2005; Ayaan Hirsi Ali. "Unfree Under Islam". The Wall Street Journal. August, 16.08. 2005; Charter, David Young, black, Swedish – the minister for controversy//The Times. 21.05.2007; Cathy Young. The Jihad Against Muslims. When does criticism of Islam devolve into bigotry?// http://reason.com/archives/2006/06/06/the-jihad-against-muslims; Deepa Kumar. Fighting Islamophobia: A Response to Critics//http://mrzine.monthlyreview.org/2006/kumar030406.html.; Esposito John L. The Islamic Threat: Myth or Reality?. - Oxford University Press, 1999. - P. 225-228 и т.д.

8.Гилкрист Дж. Введение//Бог или пророк// http://www.answering-islam.org/russian/authors/gilchrist/challenge/intro.html; Шейх Ахмад Дидат. Исус в Исламе//Мой Мир@mail/https://my.mail.ru/video/mail/k.alimova/178/187.html.

9.Шейх Ахмад Дидат - Иисус в Исламе - Мой Мир@mail.ru//https://my.mail.ru/video/mail/k.alimova/178/187.htm

10.Гилкрист Дж. Введение//Бог или пророк// http://www.answering-islam.org/russian/authors/gilchrist/challenge/intro.html.

11.Андреева А. Ислам-Христианство: конфронтация или диалог?//Журнал "Наука и Религия". №3. 1994.

12.Халифат. Советская историческая энциклопедия// http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/19104.

13. Наумкин В.В. Халифат. Как это началось?// http://topwar.ru/67229-halifat-kak-eto-nachinalos.html.

14. Там же.

15.Стенли Лэн-Пуль. Мусульманские династии. М., 2004; Мец А. Мусульманский ренессанс - М.: Наука, 1969;Крымский А. История мусульманства в 2 чч., Москва, 1902; Ахмад ал-Балазури. Книга завоевания стран / Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары. Т. 1. Арабские источники VII-X вв. М.-Л. АН СССР. 1960, стр. 22-29; Ахмад ибн Йaxйа ибн Джабир ал-Балазури. Завоевание Хорасана (Извлечение из сочинения "Футух ал-булдан"). Душанбе. Дониш. 1987; Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам // Православный палестинский сборник. Т. 17. Вып. 2 (2). СПб. 1897; Ибн-Кутейба // Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах / В. Д. Гладкий. - М.: Центрполиграф, 1998; Али-заде, А. А. Ибн Кутайба // Исламский энциклопедический словарь. - М. : Ансар, 2007; Д. А. Оганесян Д.А. "Книга поэзии и поэтов" Ибн Кутайбы (828-889 гг.). - 1986 и т.д.

16. Большаков О.Г. История Халифата. Т 2. М.,1993, с.18-23.

17. Там же, с.48-53, 68-73, 94-98.

18.Бобохонов Р.С. История ислама в Центральной Азии(средневековое, новое и новейшее время).Ч.1-я// http://www.ca-portal.ru/article:22033; Бобохонов Р.С. История ислама в Центральной Азии(средневековое, новое и новейшее время). Часть первая// http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1443737100.

19.Бобохонов Р.С. История ислама в Центральной Азии (средневековое, новое и новейшее время). Часть первая// http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1443737100; Бобохонов Р.С. История ислама в Центральной Азии (средневековое, новое и новейшее время). Часть вторая// http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1443826620; Бобохонов Р.С. История ислама в Центральной Азии (средневековое, новое и новейшее время). Часть третья// http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1443906600.

20.Вестготы. Энциклопедия Кругосвет//http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/.

21.Омейадов династия. Энциклопедия Кругосвет //http://www.krugosvet.ru.

22.Абасидов династия. Энциклопедия Кругосвет// http://www.krugosvet.ru/enc.

23.Реконкиста. Энциклопедия Кругосвет// http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/.

24.Рыжов К. Все монархи мира. Мусульманский Восток VII-XV вв. - М.: Вече, 2004, с. 330-333.

25.Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Прописная или строчная? Орфографический словарь. - М.: Эксмо, 2009, с. 370.

26. Али-заде А.А. Хроника мусульманских государств I-VII вв. Хиджры. - 2-е, испр. и доп. - М.: Умма, 2004, с. 233-236.

27.Реконкиста. Энциклопедия Кругосвет// http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya.

28. Там же.

29. Там же.

30.Реконкиста (718–1492 гг.)// http://spain-ru.touristgems.com/history/167-rekonkista-718-1492/.

31. Там же.

32. Там же.

33.Реконкиста. Судьба Пиренейского полуострова в VIII-XV вв.// http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/.

34. Лебек C. Происхождение франков(V-IX вв.). М.: Скарабей, 1993, с.227-229; Девиосс Ж., Руа Ж.-А. Битва при Пуатье (октябрь 733 г.).- СПб.: Евразия, 2003, с.145-146; Roy J. H.; Deviosse J. La bataille de Poitiers, octobre 733. - Paris: Gallimard, 1966; Реконкиста (718–1492 гг.)// http://spain-ru.touristgems.com/history/167-rekonkista-718-1492/;Реконкиста. Судьба Пиренейского полуострова в VIII-XV вв.// http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/ и т.д.

35.Эпоха крестовых походов. М., 1914; Заборов М. Крестовые походы. М., 1956; Заборов М. Введение в историографию крестовых походов (латинская хронография XI-XIII вв.). М., 1966; Заборов М. Историография крестовых походов (XV-XIX вв.). М., 1971; Заборов М. История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977; Заборов М. Крестом и мечом. М., 1979; Заборов М. Крестоносцы на Востоке. М., 1980 и т.д.

36.Крестовые походы. Энциклопедия Кольера// http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/5253/.

37. Там же.

38. Эпоха крестовых походов. М., 1914, с.18-22.

39. Заборов М. Крестовые походы. М., 1956, с.12-19.

40. Заборов М. История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977, с. 34-42.

41.Заборов М. Введение в историографию крестовых походов (латинская хронография XI-XIII вв.). М., 1966, с.13-27.

42. Заборов М. Историография крестовых походов (XV-XIX вв.). М., 1971, с.18, 27, 33, 44-51.

43. Там же, с.33.

44. Заборов М. Крестом и мечом. М., 1979, с. 12-18.

45.Там же, с.21-23.

46. Заборов М. Крестоносцы на Востоке. М., 1980, с. 19-32.

47.Крестовые походы. Энциклопедия Кругосвет// http://www.krugosvet.ru/enc.

48. Huntington Samuel P. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. New York, 1993, р.327-328.

49. Там же, р.328.

50. Там же, р.329.

51. Q&A: Crisis in Egypt. - BBC News, 12.07.2012; Egypt’s Morsi says will obey court ruling on parliament. - Agence France-Presse, 12.07.2012; Egypt court overrules president"s parliament recall. - Reuters, 11.07.2012; Egypt"s president orders dissolved parliament back to work. - Reuters, 08.07.2012; Egyptian president annuls dissolution of parliament. - Agence France-Presse, 08.07.2012; Euphoria in Egypt. - Saudi Gazette, 25.06.2012; Elections commission: Morsy is president. - Egypt Independent, 25.06.2012 ;Key events in Egypt’s uprising and transition. - The Associated Press, 24.06.2012; Egypt anti-military protesters fill Tahrir Square. - BBC News, 22.06.2012 ;Egypt"s Islamists to lead anti-military protest. - The Associated Press, 19.06.2012; Egypt ruling military council unveils addendum to constitutional declaration. - Ahram Online, 17.06.2012; Muhammad Shukri. Q&A: Egypt"s new constitutional declaration. - BBC News, 17.06.2012; Egypt"s military ruler orders parliament dissolved. - Reuters, 16.06.2012 ;Presidential runoff between Morsy and Shafiq, voter turnout 46 percent. - Egypt Independent, 28.05.2012; Mursi and Shafiq in Egypt"s election runoff - Official. - Aswat Masriya, 28.05.2012; Liz Sly. Syria"s Muslim Brotherhood is gaining influence over anti-Assad revolt. - The Washington Post, 13.05.2012; Khaled Yacoub Oweis. Syria"s Muslim Brotherhood rise from the ashes. - Reuters, 06.05.2012; Neil MacFarquhar. Trying to Mold a Post-Assad Syria From Abroad. - The New York Times, 05.05.2012; The Muslim Brotherhood in Sudan. - Crethi Plethi, 09.04.2012;Syria profile. Timeline. - BBC News, 22.03.2012 ; Gamal Essam El-Din. Egypt inaugurates toothless upper house. - Ahram Online, 27.02.2012;Islamists dominate in Egypt"s upper house vote. - The Associated Press, 25.02.2012; Иванов А. "Братья-мусульмане": рывок к власти (часть 1). - Однако (odnako.org), 25.01.2012; Egypt profile. Timeline. - BBC News, 23.01.2012; Safaa Abdoun. Islamists see more parliamentary gains after party list results. - Daily News Egypt, 22.01.2012; Jordan profile. Timeline. - BBC News, 18.10.2011; Factbox: What is the Muslim Brotherhood? - Reuters, 30.06.2011; Egypt Declares Muslim Brotherhood Legal. - Voice of America, 07.06.2011;

52. Esposito John L. The Islamic Threat: Myth or Reality?. - Oxford University Press, 1999. - P. 225-228; Esposito John L. What Everyone Needs to Know About Islam. - Oxford University Press, 2002; Esposito John L. Unholy War: Terror in the Name of Islam. - Oxford University Press, 2003; Esposito John L. The Islamic Threat: Myth or Reality?. - Oxford University Press, 1999; Esposito L. John. The Islamic Threat: Myth or Reality?. – OUP.- Oxford,1992; Evangelical broadcaster Pat Robertson calls radical muslims satanic//Associated Press.14.03. 2006; Griffith, Sidney H. " The Decline of Eastern Christianity under Islam: From Jihad to Dhimmitude, Seventh-Twentieth Century by Bat Yeor, Miriam Kochan, David Littman" // International Journal of Middle East Studies, Vol. 30, No. 4, November 1998; Gibbons, Fiachra. V.S. Naipaul launches attack on Islam//The Guardian. 4.11. 2001; Harris Sam. The End of Faith: Religion, Terror, and the Future of Reason. - W. W. Norton; Reprint edition, 2005; Hitchens, Christopher God Is Not Great: How Religion Poisons Everything. - Twelve, 2007 и т.д.

53. Заборов М. История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977, с.18-19.

54. Banan Malkawi. Muslim Brotherhood votes to boycott elections. - Ammon News, 30.07.2010; Matthew Kaminski. The German Connection. - The Wall Street Journal, 06.05.2010; Profile: Sudan"s Islamist leader. - BBC News, 15.01.2009; Mohamed Abdellah. Egypt extends emergency law for 2 more years. - Reuters, 26.05.2008; Palestinian rivals: Fatah & Hamas. - BBC News, 17.06.2007; Is Gamal Mubarak a president-in-waiting? - esinislam.com, 29.04.2007 ; Нечитайло Д.А. Деятельность "Братьев-мусульман" в Европе. - Институт Ближнего Востока (iimes.ru), 20.03.2007; Christian elected in Jordan Islamic group. - UPI, 19.02.2007; Glen Rangwala. Iraq"s Major Political Groupings. - Iraq Watch, 15.11.2006; Hassan al-Banna, founding father of Egypt"s Muslim brotherhood. - Agence France-Presse, 14.10.2006; Rachel Ehrenfeld, Alyssa A. Lappen. The Truth about the Muslim Brotherhood. - FrontPage Magazine, 16.06.2006 ;Rachel Ehrenfeld, Alyssa A. Lappen. The Truth about the Muslim Brotherhood: Part II. - FrontPage Magazine, 16.06.2006; Eric Rouleau (translated by Gulliver Cragg). Syria: nobody wants democracy. - Le Monde diplomatique, 03.05.2006; Profile of the Hamas movement. - Intelligence and Terrorism Information Center at the Center for Special Studies (C.S.S), 12.02.2006; Зыгарь М."Братья-мусульмане" прорвались в парламент. - Коммерсантъ, 09.12.2005. - 232; Michael Slackman. Muslim Brotherhood Wins More Seats in Egyptian Runoff Vote. - The New York Times, 27.11.2005; Philippe Naughton. The man they call Osama bin Laden"s brain. - The Times, 04.08.2005; Samir Aita (translated by Donald Hounam). Syria: a monopoly on democracy. - Le Monde diplomatique, 11.07.2005; The Muslim Brothers: Getting stronger? - The Economist, 02.06.2005; Omayma Abdel-Latif. Abdel-Moneim Abul-Futuh: A different kind of syndicalism. - Al-Ahram Weekly, 25.05.2005. - No. 743, 19-25 May; Muslim Brotherhood"s History. - The Associated Press, 14.05.2005; Lorenzo Vidino. The Muslim Brotherhood"s Conquest of Europe. - Middle East Quarterly, 01.02.2005. - Vol. XII, No. 1; Youssef H. Aboul-Enein. Al-Ikhwan Al-Muslimeen: The Muslim Brotherhood. - Military Review, 01.07.2003. - Vol. 83; Issue 4; Решение ВС РФ о признании террористическими ряда иностранных организаций. - Религия и СМИ, 24.06.2003; Mark McDonald. Muslim group could pose threat to Egyptian regime. - Houston Chronicle, 29.12.2002.

55.Другой Ленин. Книга о Ленине// http://leninism.su/books/3599-drugoj-lenin.html?showall=1.

56. Huntington Samuel P. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. New York, 1993, р.336-338.

57. Наумкин В.В. Халифат. Как это началось?// http://topwar.ru/67229-halifat-kak-eto-nachinalos.html; Заборов М. История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977, с.112-119; Реконкиста. Судьба Пиренейского полуострова в VIII-XV вв.// http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/.

58. Franklin Graham: Islam Still Evil//Associated Press. 16.03.2006; Huntington P. Samuel. The Clash of Civilizations?// Foreign Affairs, Vol.72,№3, Summer 1993; Ibn Warraq . The Origins of The Koran: Classic Essays on Islam’s Holy Book. 1998; Ibn Warraq. Why I Am Not a Muslim. 1995; Jerry Falwell. Calls islam`s Prophet a "Terrorist"// Associated Press. 21. 07. 2006; Jon M. Broder. For Muslim Who Says Violence Destroys Islam, Violent Threats// http://www.nytimes.com/2006/03/11/international/middleeast/11sultan.html.; Karen Armstrong.Muhammad: A Prophet For Our Time. London: Harper Collins, 2006; Khader stifter forening mod islamisme//Jyllands-Posten. 02. 10. 2008. Khader stifter forening mod islamisme//Jyllands-Posten. 02. 10. 2008; Labour party Ex-Muslim: "Muhammad was a criminal"//Elsevier, 23. 06. 2007; Laqueur W. The Origins of Fascism: Islamic Fascism, Islamophobia, Antisemitism//Oxford University Press. 25.11.2006. и т.д.

59. Kristen Chick. Egypt election routs popular Muslim Brotherhood from parliament. - The Christian Science Monitor., 01.12.2010; Muslim Brotherhood withdraws from Egyptian elections. - The Telegraph, 01.12.2010 ; Syrian Muslim Brothers" comeback. - BBC News, 14.04.2001; John Barry, Christopher Dickey, Steve Levine. Making A Symbol Of Terror. - Newsweek, 01.03.1999 ; Muslim Brotherhood - Background & Organisation. - APS Diplomat Redrawing the Islamic Map, 22.07.1996. - Vol. 32, No. 1; Michael Theodoulou. New Attacks Feared after Defiant Vow by Hamas. - The Times, 22.08.1995 ; Information on Muslim Brotherhood of Syria, other than that found in Revolutionary and Dissident Movements. - Immigration and Refugee Board of Canada, 01.06.1989 ; William E. Farrell. Sadat assassinated at army parade as men amid ranks fire into stands; vice president affirms "all treaties". - The New York Times, 07.10.1981; Fuad Proclaimed As King of Egypt. - The New York Times, 17.03.1922 ; Osama bin Laden. - PBS Frontline. - Версия от 28.04.2012; Colonisation of Egypt. - ThinkQuest. - Версия от 12.05.2012; Jordan. Parliamentary Chamber: Majlis Al-Nuwaab. Elections held in 1989. - Inter-Parliamentary Union. - Версия от 14.05.2012; Hassan al-Turabi. - Sudan Tribune. - Версия от 15.05.2012.

60. Maggie Michael. Egypt"s Muslim Brotherhood Legalized as Party. - The Associated Press, 06.06.2011; Muslim Brotherhood forms new political party. - European Forum for Democracy and Solidarity, 02.05.2011; Khaled Yacoub Oweis. Muslim Brotherhood supports anti-Assad protests. - Reuters, 11.04.2011; Демченко А. Иордания между реформами и стабильностью. - Перспективы (perspektivy.info), 01.04.2011; Jonathan Schanzer. The Muslim Brotherhood in Jordan. - The Wall Street Journal, 22.02.2011;Muslim Brotherhood to establish "Freedom and Justice Party". - Egypt Independent, 21.02.2011;Hosni Mubarak resigns as president. - Al Jazeera, 11.02.2011; The military, Egypt"s new rulers. - Agence France-Presse, 11.02.2011; Profile: Egypt"s Muslim Brotherhood. - BBC News, 09.02.2011; Protests in Egypt intensify. - CBC News, 27.01.2011; Egypt protests: Three killed in "day of revolt". - BBC News, 25.01.2011; Tarek El-Tablawy. Analysis: With tepid election criticism, US signals Egypt status quo better than uncertainty. - The Associated Press, 08.12.2010 и т. д.

61.Huntington Samuel P. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. New York, 1993, р.338-339; Gibbons, Fiachra. V.S. Naipaul launches attack on Islam//The Guardian. 4.11. 2001; Harris Sam. The End of Faith: Religion, Terror, and the Future of Reason. - W. W. Norton; Reprint edition, 2005; Hitchens, Christopher God Is Not Great: How Religion Poisons Everything. - Twelve, 2007 и т.д.

Автор: Бобохонов Рахимбек Сархадбекович, старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН. rahimbobokhonov@yandex.ru

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1446244560


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Олжас Бектенов проверил берегоукрепление жилых массивов Атырауской области в преддверии второго пика паводков
- Реализацию важных инвестиционных проектов обсудили в Правительстве
- Кадровые перестановки
- Какую социальную поддержку получают граждане в пострадавших от паводков регионах РК
- Разведка и сверка позиций: политолог Ашимбаев о визите главы МИД Британии в Казахстан
- Депутатам презентовали законопроект по декриминализации экономических правонарушений
- Заявление по соглашению ОПЕК+
- Новая страница казахско-британских отношений: в Астане подписано Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве
- В Алматинской области судья и пристав осуждены за коррупцию
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх