Произведения Абдуллы Каххара на сценах театров Узбекистана, - Шоира Нусратова 15:19 06.11.2015
Одной из выдающихся личностей внесшей огромный вклад в развитии и становлении узбекского театрального искусства является Абудулла Каххар - Народный писатель Узбекистана.
Абдулла Каххар (1907-1968) вошел в узбекскую литературу как превосходный рассказчик и непревзойденный мастер этого жанра, но он выступает также как романист и драматург.
Абдулла Каххар создал бессмертные произведения о жизни узбекского народа, внутреннем и духовном мире человека. Абдулла Каххар пришел в литературу как поэт, но впоследствии прославился не только как прозаик, но и как мастер слова в жанрах публицистики, романистики, сатирической комедии, лирической драматургии, журналистике, вместе с тем он был известен и как талантливый переводчик.
Как драматург А.Каххар получал творческое вдохновение от произведений русских писателей А.П.Чехова, Н.В. Гоголя. И в этом аспекте в ряде его сценических произведений также прослеживается действенность, превалирование чувственных сцен, вызывающих интерес у зрителя.
В 50-е годы ХХ вхождение Абдуллы Каххара на сцену театра имени Хамзы сыграло значительную роль в развитии театра, в частности – развитии комедийного жанра. Были поставлены его пронизанные юмором, насыщенные сатирическими моментами комедии "Шелковое сюзане", "Больные зубы", "Дорогие мои матушки", "Голос из гроба". Эти произведения отличались актуальностью темы, художественной и идейной завершенностью, особенностями раскрытия интриги, зрелищностью стали своеобразным событием в театральной жизни. Комедия "Шелковое сюзане" в 1951 году была удостоена Государственной премии и поставлена многими театрами страны, в том числе театрами Москвы и Ленинграда.
В драматическом театре имени Хамзы как отображение и отзвук метода Абдуллы Каххара формируются "каххаровские" актеры.
В 1952 году режиссеры Александр Гинзбург и Ташходжа Хужаев осуществили новую постановку комедии Абдуллы Каххара "Шелковое сюзане" в театре имени Хамзы. Эта постановка стала результатом качественно нового уровня режиссерского искусства. В процессе работы над пьесой, режиссеры находились в постоянном поиске, полностью прочитывая цель автора. Пытались полностью отразить на сцене задумки драматурга.
В спектакле раскрыты выезд молодежи в Мирзачульскую степь и осваивание там засушливых целинных земель, преобразование степных просторов в сады, талантливо отображена работа людей, которые самоотверженным трудом преображают облик страны. Благодаря фантазии художника, настолько достоверно были представлены вся декорация сцены, костюмы, бутафория, условия жилья, обычаи и традиции, что спектакль стал новшеством в мире театра своего времени.
Главные герои спектакля Дехканбай и Хафиза принимают решение ехать на освоение Мирзачуля. Но этому противостоят их матери - Хамробуви и Холнисо. В последствии эти двое молодых людей, с разрешения матерей, все же едут в Мирзачуль. Там они сталкиваются со многими трудностями. В ходе работы по промывке засоленных земель, очистке площадей от зарослей камыша, оказания действенного влияния на таких, подобных Мавлону, самоуверенных, упрямых людей, противостояния старого и нового, раскрываются характеры героев.
Яркое представление на сцене узбекских национальных обычаев при помощи жизненных и бытовых средств, умение преобразовать историко-этнографическую правду в современную сценическую истину, стало новшеством, найденным режиссерами и коллективом театра. Комедия драматурга "Шелковое сюзане", ставшая известной в 50-е годы, осталась в истории как мировое произведение.
В сатирической комедии Абдуллы Каххара "Больные зубы" в резкой форме обличаются чиновники, не способные освободиться от "пережитков прошлого", взяточники и люди с феодальным отношением к женщинам. Комедия отличается идейной завершенностью, логической силой, яркостью характеров и актуальностью темы. В комедии "Больные зубы" широко и глубоко поднимаются такие вопросы, как роль женщины в семье и обществе, отношения между мужем и женой. В спектакле, поставленном 4 декабря 1954 года режиссером А.Гинзбургом, события быстро и в смешной форме развиваются уже с первой сцены. Режиссер точно определил ритмику спектакля и ребром ставит вопрос о необходимости удаления "больных зубов" - Марасула, Заргарова, Фотимы, Хуморхон, занимающихся противозаконной деятельностью. В сценах спектакля актеры сумели полностью раскрыть своеобразные характеры героев, недостатки общества и, вместе с тем, здесь отображаются противостоящие им позитивные силы. В спектакле "Больные зубы" богатство языка, глубоко содержательные пословицы, игра слов, остроты и колкости, иронии способствовали созданию актерами интересных образов, обогащению диалогов, пронизанных юмором и сатирой. Все это обеспечило успех спектакля. Актуальность темы комедии, талантливая постановка и демонстрация многих сцен способствовали обеспечению зрелищности спектакля и его популярности среди народа.
Сценические произведения занимают особое место и в творчестве драматургов, и в истории узбекской литературы, театрального искусства и национальной комедии ХХ века. Две из комедий А.Каххара завоевали особо большую славу. На всю республику стало известным поставленное в начале 60-годов сатирическое произведение "Голос из гроба", в котором талантливо изображены образы удивительных людей того времени. Зритель тепло принял спектакль, но подвергся резкому воспрепятствованию со стороны выше стоящих кругов. Были организованы негативные отзывы. Спектакль был отменен. В комедии раскрывались социальные корни взяточничества и мещанства.
Спектакль был поставлен в театре имени Хамзы режиссерами А.Гинзбургом и А.Турдиевым. Постановка была насыщена режиссерскими находками. Были найдены уникальные мизансцены для показа жизни раскрываемых образов и среды, в которой они жили.
Во многих произведениях драматурга, его лучших сценических работах, и особенно комических пьесах главное место отводится людям, занимающимся сложной деятельностью, но не лишенным юмора и человечности. Успех этих произведений во многом обеспечивало отображение сложной и насыщенной жизни героев, актуальность социальной значимости, талантливое изображение образов в соответствии со спецификой жанра. Сценическая жизнь каждой, поставленной на сцене имени Хамзы пьесы Абдуллы Каххара, измеряется десятью-пятнадцатью годами. А спектакли "Дорогие мои матушки", "Шелковое сюзане", "Голос из гроба" золотыми буквами вписаны в историю Узбекского Национального театра. Работавшие в 50- 60 годы в театре имени Хамзы А.Гинзбург, Т.Хужаев своим творчеством обогащали традиции театра, научно-теоретические взгляды "системы" Станиславского, богатое наследие Маннона Уйгура, Етима Бобожонова, определили новый этап в развитии театра.
В тот период в репертуаре театра имени Хамзы были сатирические комедии. Впоследствии не осуществлялась постановка произведений на эту тематику. Их место заняли, в основном, комедии на семейные и бытовые темы.
Литература
1. Х.Абдусаматов. Абдулла Каххар (о жизни и творчестведа). (1957). 2.О.Шарафиддинов. Абдулла Каххар (Записки о жизни и творческой деятельности). (1988). 3.М.Рахмонов. история Узбекского государственного академического драматического театра. (2001) 4. С.Кодирова. "История искусства комедии". Т., Санъат, 2008.
Шоира Нусратова, Старший преподаватель кафедры "Искусствоведение и культуроведение" Государственного института искусства и культуры Узбекистана
|