Начало скорого конца: арабский исламский фундаментализм и причины зарождения, - Азимбай Гали 08:54 19.11.2015
Причинами и предпосылками возникновения исламского арабского фундаментализма в ряде арабских стран является кризис, бытовавшего концепта национальной идеологии. Другой причиной является делегитимизация действовавшей власти, а затем последовавшая смена власти и ослабление властной вертикали, что создало условия и возможности появления этого феномена. Это, первую очередь, касается последствий разрушения силовых структур, десакрализация власти и властных карательных и органов судебного преследования. Этому способствовало массовая ротация высшего управленческого персонала, что способствовало потере преемственности и управляемости в госсекторе - экономике, финансах; социальной сфере: классе управленцев элите и истеблишменте, невозможность реализовать социальные обязательства перед населением. Одновременно перспективы быть под ISIL выглядели вполне безальтернативными в глазах подавляющего большинства, ибо предыдущее правление выглядело куда менее привлекательно. Кратко остановлюсь на системных и само воспроизводящих недостатках арабского сообщества. Еще один фактор- усталость прежней элиты, истеблишмента и того, что мы называем народом. Арабский мир находится в состоянии долговременного кризиса. Локальный успех ряда арабский стран (Саудовской Аравии, Арабских Эмиратов и Кувейта) не распространился на остальные арабские страны. [1] Существует комплекс причин, вызвавших общий кризис арабского мира. Первая причина слабости экономики большинство арабских стран заключается в том, что экономика стран держится на экспорте нефти, природно – сырьевых ресурсов, сельском хозяйстве и туризме. Вторая причина это несомненно, происходит очевидная социальная пролетаризация в ряде стран арабской группы. Глубокая социальная пропасть между тонким слоем сверхбогатых, а также малочисленным средним классом и почти 70-80% беднейшего класса, практически это люмпен- пролетариат арабских стран. Если средний класс –бюджетники, то беднота живет на субсидии и государственные подачки, и значит они все чувствительны к государственному популизму. Третья причина- идеология социального, национального и исламского популизма – важный рычаг управления арабскими народами. Миру известны три стандартных метода управления диктаторскими режимами: "мягкие репрессии", легитимация и националистический популизм. Среди этих трех факторов-наиболее эффективным оказался популизм. Для легитимации важен достаточно стабильный жизненный уровень. Популистская составляющая диктаторских режимов успешный все охватываемый посыл: социальный или национальный(имперский ) угар и мощные спецслужбы. [2]Социальный популизм долгое время держался на идеологии арабского социализма(БААС) и идеологии пан-арабизма. Идеология арабского социализма была антирыночным концептом. Государственная экономическая и социальная уравнительность, построенная на арабском социализме, подорвали экономику этих стран и в, первую очередь, сельское хозяйство, породили социальное иждивенчество среднего класса и городской бедноты. Нужна была идеология, которая отвлекла бы средний класс и бедноту. Такой идеей был панарабизм. В реальной политике панарабизм оказался утопической и вредной идеей, перессорившей арабские страны и народы. Если уравниловку можно поставить и в упрек, и в заслугу. Попытаемся оправдать помощь государства беднейшим и даже нищенских кругам на основе "справедливости и честности", представить это как приемлемую альтернативу любой другой власти. Признание права на труд и отрицание права на эксплуатацию были заблуждением утопического свойства, на которые имели отрицательные последствия для развития рыночных отношений. Складывались полу рыночные отношения: социально-рыночные стимулы, ввиду их ограниченности, не способствовали оживлению экономической жизни. Идея социального патронажа над бедными выражалась часто в демонстративной и популистской политике всевозможных субсидий на основные продукты питания, что подрывало основы экономики этих стран. Характерной чертой идеологии и внешней политики был нарочитый антисемитизм. Антисемитизм был общим местом всей идеологии внешнеполитической ориентации арабских стран. Последнее обстоятельство было крайне неконструктивным и отрезало им путь к сотрудничеству со странами Запада. Антиатлантизм лишал арабские страны инвестиций. Основные установления баасизма: панарабизм, государственный социализм, арабский социализм, этатизм, секуляризм .[3]Другой фактор: милитаризация арабских стран и возвышение класса старших офицеров и полковников. Война за независимость как и региональное соперничество арабских стран были следствием милитаризации и вызывали саму милитаризацию не только во внешней политике, но милитаризацию внутренней политики. Военные превратились в класс, класс истеблишмента, еще позднее в класс элиты. Как правило, войны арабских стран были безуспешны, более того наносили колоссальный ущерб экономикам этих стран. Милитаризированная экономика рождала милитаризированное сознание и соответствующую идеологию. Идеология арабского единства создала атмосферу неконструктивной вражды одних против других. Неудачными были войны арабских стран против Израиля. В 1948 году началась Первая арабская война с вновь созданным еврейским государством. Вторая арабская война произошла в 1956 году в связи национализацией Суэцкого канала, Третья Арабо-Израильская война называлась шестидневной . 5 июня 1967 года Израиль в течение 6 дней одержал решительную победу над арабскими армиями. Четвертая арабо-израильская война- военный конфликт между коалицией арабских стран, с одной стороны, и Израилем, с другой. Война 1973 года Египта и Сирии обе стороны понесли значительные потери. Итак, арабо-израильские войны переставали быть только войнами между Израилем и арабскими странами, а приобретали характер геополитического противостояния. Важную роль в победах Израиля в этих войнах играла помощь стран Запада. Помощь СССР арабским странам не могла обеспечить их военно-политической победы. Арабы теряли территории и несли большие расходы, разрушение экономического потенциала, что сказалось на их последующем хроническом отставании. Милитаризация стран арабского Востока была фактором стагнации и социальной консервации.
Одной из угроз является сверхвысокая плотность населения и перенаселенность городов - Каира, Александрии и др. городов арабского мира. Крупные города Египта не силах более ни принять, ни переварить эту сельскую массу. Поэтому сельский пролетариат устремляется в города нелегально. Причины нелегальной иммиграции не устраняются. Это высокий уровень бедности и растущая безработица среди широких слоев молодежи. Периодические Глобальные экономические кризисы, бьют, в первую очередь, по египетской экономике, недостаток образования. Министерство трудовых ресурсов и иммиграции в Египте пытается приблизиться западно-европейским правовым нормам на рынке труда, но это невозможно в условиях полу рыночной экономики, слабости гражданского общества и высокого влияния шейхов и мулл в египетском обществе. Губернатор Каира отмечает, что увеличение численности населения в беднейших районах Каира сопровождается ухудшением окружающей среды, особенно ужасающее положение женщин, и это правда. Как и то, что перенаселение – ахиллесова пята арабских стран.[4]
Нельзя сказать, что в арабских странах не боролись с коррупцией. Высокий уровень бедности в стране. Отсутствие независимости и беспристрастности судебной власти. Наличие административных и юридических препятствий, которые тормозят усилиям по борьбе с коррупцией. Отказ от применения принципа вознаграждения и наказания при осуществлении государственной службе. Слабость внутреннего контроля в государственных учреждениях. Отсутствие знаний законов и административных правил и инструкций по проведению работ, будь то в государственных или частных учреждениях. Отсутствие достойной оплаты для работников государственных учреждений. Не урегулированность с точки зрения антикоррупционного аспекта в гражданском законодательства. Перевод политической борьбы в экстремистскую сферу. Слабость роли организаций гражданского общества в работе правительства. Не были эффективными и активизация роли в средствах массовой информации по раскрытию коррупционных дел. Опять же обстоятельства повышения коррупционности могли быть массовые беспорядки при послереволюционной вакханалии коррупции. Сказанное выше позволяет нам утверждать, что масштабная и системная коррупция была интенсивной причиной всех революций для революций, мятежей и побуждало обновлению элит. Переход власти от одной группе к другой было продолжением "многоэтапных революций". В арабских странах это мог быть переход власти к клерикальным группам- фундаментальным исламистам.
"Арабская весна" подтолкнула начало революции и ход революции в Ливии. Для окончательной победы революции понадобилась помощь атлантического сообщества. Конфликт начался с волнений в феврале 2011 года, которые произошли после свержений правящих режимов в соседних Тунисе и Египте и быстро приняли форму гражданской войны. Далее разгулялся фундаментализм. Исламский фундаментализм занял место панарабизма и локального арабского национализма. Вакуум, образовавшийся после смерти арабского социализма, панарабизма, социализма был замещен фундаментальным исламом. Этому сильно поспособствовали шиитский исламизм, недавно умерший панарабизм, идея суннитской солидарности против "чуждого им шиизма" в Сирии и правительства в Багдаде. Руководители повстанческого суннитского правительства, объявившего войну Дамаску и Багдаду, во спасение арабов суннитов. После парижских терактов в черную пятницу 13 октября Франция объявила поход против террора. Война против террора приняла характер нового "крестового похода" Запада и России. Процесс начался с системных авиа бомбометаний и закончится наземной операцией и разгромом ISIL (запрещенная организация в России и Казахстане). Так закончится собственно их история, зато начнется рутинная часть, будут отлавливать адептов и сторонников по спискам участников террористических организаций.
………………………………………………………………………
1.Ссылки на источники даются в публикациях. Азимбай Гали Причины стагнации в арабском мире: вызовы, ожидания и ответы. 12 июня, 2014 www.altyn-orda.kz; centrasia.ru;
2. А. Гали Идея единой арабской нации: не все надежды возрождаются (окончание) 21.03.2015 www.centrasia.ru; Азимбай Гали Милитаризация – путевка в никуда: практика и социальные последствия. 28 февраля, 2015 www.altyn-orda.kz; centrasia.ru;
3. Азимбай Гали Перенаселение – ахиллесова пята арабских стран. 23 февраля, 2015 www.altyn-orda.kz; centrasia.ru;
4 . Азимбай Гали. Борьба с коррупцией в арабских странах: возможное невозможно16 февраля, 2015 www.altyn-orda.kz ; centrasia.ru;
5. Ziad Abu Amr Islamic Fundamentalism Indiana University Press, 1994; http://www.thejerusalemfund.org/ht/d/ContentDetails/i/2971http://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/testimonies/CT400/CT443/RAND_CT443.pdf; http://www.din.gov.kz/rus/press-sluzhba/spisok_zaprexhennyx_organizaci/
Азимбай Гали - доктор исторических наук, Алматы
|