Восстания дунган на западе Китая (1860-е, история), - К.Кокарев 08:06 29.12.2015
Китайцы-мусульмане (дунгане) неоднократно восставали против Цинской династии Китая, например в 1781 и 1783 годах. В начале 1860-х годов успешное восстание стало казаться более возможным, так как имперские войска были заняты борьбой с тайпинами (1850-1864), а также с няньцзюньскими повстанцами (1852-1868) Чжана Лосина. С приближением тайпинов к Шэньси, местные китайцы с одобрения властей создают отряды ополчения. Опасаясь проправительственных ополченцев, дунгане создают свои собственные отряды туаньлянь.
В 1862 году во многих районах Шэньси разрозненные столкновения между китайскими и дунганскими вооруженными формированиями вылились в широкомасштабное восстание. К концу 1862 года повстанцы осадили столицу провинции, город Сиань, осада которого была снята войсками цинского генерала До Лунъа только осенью 1863 года. Во главе восстания встало духовенство секты "Синьцзяо", объявившее "священную войну" против "неверных". Центрами восстания стали мечети, при них были созданы склады продовольствия и оружия, а также госпитали. Под знамя джихада встали и местные солдаты-мусульмане. Взрыв исламского фанатизма привел к китайско-дунганской резне, которая охватила десятки уездов, при этом с каждой стороны погибло до нескольких сот тысяч человек. Многие китайцы, спасая свои жизни, на время приняли ислам.
В Шэньси движение охватило в основном сельские районы, за оружие взялись главным образом крестьяне, тогда как дунганское купечество и землевладельцы сохраняли нейтралитет. Это позволило цинским войскам к концу 1864 года разгромить повстанцев. Многие дунганские повстанцы отступили из Шэньси в Ганьсу, которая в те годы включала теперешний Нинся и северный Цинхай.
Тем временем среди дунган в Синьцзяне (как военнослужащих в цинских гарнизонах, так и гражданского населения) стали распространяться слухи о том, что властями готовится резня дунган с целью предотвращения распространения антиправительственного восстания в этот регион. Хотя документы имперского правительства утверждают, что ничего подобного не планировалось, по крайней мере на центральном уровне, в Кашгаре, согласно многим источникам, такая резня действительно случилась летом 1864 года. В других городах региона (Урумчи, Куча, Кульджа, Ярканд) дунганские солдаты и офицеры тамошних гарнизонов решили опередить события и восстать первыми.
Местное тюркоязычное население (уйгуры, в современной терминологии), как правило, вскоре присоединялось к восставшим дунганам, однако, не без соперничества между представителями двух групп в каждом очаге восстания, иной раз переходящее в кровопролитную борьбу за власть. Хотан, в южной части Таримского бассейна, был исключением: дунган там было мало, и восстание было главным образом уйгурским.
К концу 1864 года группы восставших овладели большей частью Синьцзяна, осадив цинские войска в их крепостях.
В Кашгарском крае, где силы дунган были ослаблены превентивной резней, повстанцы - среди которых важную роль играли киргизы Сидик-бека - были долго не в состоянии взять ни китайскую (маньчжурскую) крепость, ни укрепленный мусульманский город. Они обратились за помощью в Коканд, правители которого и укрывающиеся там "белогорские ходжи" (потомки суфийского лидера XVII века Аппак Ходжи) имели долгую историю вмешательства в кашгарские дела.
В начале 1865 года кокандская помощь прибыла в Кашгарию, в лице Бузург Ходжи (представителя молодого поколения белогорских ходжей, отец и старший брат которого уже неоднократно пытались обосноваться в качестве владетелей Кашгара), и группы кокандских офицеров во главе с Якуб-беком. В течение нескольких лет Якуб-бек захватил практически всю провинцию, создав государство Йеттишар ("Семиградье").
Тем временем, отступившие из Шэньси повстанцы взбунтовали всю провинцию Ганьсу, где ареной борьбы стали не только деревни, но и города. Здесь в нее включились мусульманское купечество и часть землевладельцев. На сторону повстанцев перешел ряд крупных чиновников-мусульман. Такого рода "единый фронт" и жесткая дисциплина секты "Джахрия", известная китайцам как "новое учение" ("Синьцзяо"), придали движению организованность, во главе его встал главный мулла, богатый купец и крупный землевладелец Ма Хуалун. Его базой стала крепость Цзиньцзи в Нинся. Занятое добиванием тайпинов цинское правительство не могло в то время выделить достаточное количество войск для подавления этого восстания.
В феврале 1867 года наместником Шэньгани (в это наместничество входили территории провинций Шэньси и Ганьсу) был назначен Цзо Цзунтан. Одновременно ему дали звание чрезвычайного императорского уполномоченного, чтобы он мог распоряжаться войсками в провинции Шаньси. Рационально подойдя к делу, Цзо выдвинул принцип: "Сначала - няньцзюни, потом - дунгане", и двинул свои опытные войска добивать няньцзюней, с последними из которых было покончено летом 1868 года в районе пересечения Хуанхэ с Великим каналом.
В конце 1868 года войска Цзо Цзунтана двинулись в провинцию Шэньси. Они состояли из солдат Сянской и Хуайской армий, имели богатый боевой опыт и современное вооружение. Начав в 1869 году карательный поход в Шэньси, Цзо Цзунтан действовал с невероятной даже для маньчжуров жестокостью, поголовно уничтожая всех мусульман, массами бежавших в Ганьсу. Ожесточенные бои на границе этих провинций длились несколько месяцев.
Восстание дунган входит в историю как одно из самых кровопролитных восстании XVII - XVIII веков по некоторым данным количество погибших колеблется от 9 до 15 млн. человек.
Кокарев К. А.
|