Какая идеология нам нужна - заметки обывателя, - Р.Устраханов 01:01 08.01.2016
Неудивительно, что формирование национальных идеологий в республиках бывшего СССР проходит без сложностей. Упор на коренные народы заложено даже в названиях республик: Белоруссия -- белорусы, Армения -- армяне, Эстония -- эстонцы. Популяризируются невостребованные ранее герои с появлением новых учебников истории. Это нормально, при условии, если история в них -- не русофобский ужастик, каковое наблюдается в Прибалтике, на Украине.
Мудрость в созидании национальной идеологии демонстрирует Казахстан. Устремление вглубь веков сочетают здесь с бережным отношением к великой русской культуре и героике эпохи социализма. В родном мне Таразе установлен памятник государственному деятелю Мухаммеду Хайдару Дулати в честь его пятисотлетия. Площадь города украшает сегодня защитник казахов Байдибек Карашаулы.
Двухтысячелетнему Таразу возвращено его имя. Но не забыты битва за Москву, Россия. Напротив драматического театра установлен монумент Героя Советского Союза, панфиловца Бауыржана Момышулы. Ежегодные пушкинские чтения у памятника поэту стали традиционными. В столице Казахстана Астане в 1996-м открыт Евразийский национальный университет имени Льва Гумилева. И примеров хватает.
В России данный процесс проходит объективно сложнее. Российская Федерация -- это 21 республика, автономная область и четыре автономных округа. Цифра 89 процентов русских относительна. Взяв в учет родившихся от смешанных браков, мы убедимся: реальное многонационалие куда значительнее, чем статистическое. В стране проживают 190 народов с традициями, историей. (Последнее отличает нас от США. С шестнадцатого века со всего света туда сливался сброд "без роду и племени". Истребив местных жителей, переселенцы создавали свободные штаты с "чистого листа")
Востребованность России в государственной идеологии, объединяющей народы, казалось бы, вне сомнений. Однако Конституция страны государству в праве на это отказывает, что не удивляет. Разрабатывалась Конституция прозападными "младолибералами". Посему к истории Отечества отношение не имеет.
А опыт Российской Империи уникален. Проверенная веками идеология православия, самодержавия, народности -- о ней ни намека в основном законе. Конституция 1993 года отказалась и от идеологии Советского Союза. Государственная идеология в Конституции СССР закреплялась статьей шестой о Коммунистической партии. Статья, фактически, отсылочная к Программе КПСС. В ней целая глава о национальных отношениях, реализации принципов интернационализма. Принципы интернационализма господствовали в СССР абсолютно, поддерживали их "железной рукой". Перед ними склоняли головы все без исключения. Партия понимала опасность для многонациональной страны проявления национализма любой формы.
Государственные идеологии Российской Империи и Советского Союза в 90-х оказались не востребованными, конституционно запрещены. Возникла правовая пустота: формальная, но недопустимая. Ибо форма дает направленность содержанию, строго очерчивает его рамки. А "строгость" содержания в идеологии жизненно необходима. Стихийные, вне государственного регулирования, идеологические "всплески" сегодня имеют место. Влечь могут они последствия непредсказуемые.
С 2014 года у всех на устах события на Донбассе: возрожденная Новороссия, борьба за Русский мир. Между тем, налицо очевидная не тождественность понятий. Назвав идущее на Донбассе борьбой за Русский мир, тем самым сузили его по определению. Заглавие, не соответствует содержанию. А оно за пределами одной нации или мира. Герои Донецка и Луганска как раз противостоят национализму и неонацизму киевских узурпаторов.
Возразят: формулировка Русского мира шире, чем национальность. Сомнений никаких! Тем не менее, название концепции усложняет понимание ее национальными меньшинствами. Нуждается в пояснениях, какие ведутся постоянно. Но идеология консолидации -- дом с открытыми дверьми. Для входа в него пригласительный билет с разъяснительным бейджиком на груди не требуется. Акцент на национальную принадлежность здесь неконструктивен.
В Испании "безоблачного неба" в 1936-м советские добровольцы сражались не за мир каталонцев. Воевали против фашизма Франко, Муссолини и Гитлера. Казах, летчик Талгат Бегельдинов и армянин, маршал Ованес Баграмян, защищали не Русский мир. Отстояли Советский Союз с единым для всех миром советского человека. Об обществе дружбы народов ностальгируют до сих пор "рожденные в СССР" русские и греки, армяне и молдаване, узбеки и таджики.
Вывод очевиден: в государственной идеологии недопустимы символы, разделяющие народы, даже если за ними столетия. Конечно, к "вехам истории" относиться следует с уважением. В прошлое не плюют -- однажды оказавшись в нем, собирать, придется, собственные плевки. Из прошлого берут уроки, делают выводы, но его не реанимируют. На этом зиждется принцип созидательной идеологии. И сколько бы реконструктор Гиркин не обряжался офицером-марковцем, не будет им он никогда. Переносить идеологию Белого, либо иного движения с "глуби веков" в современность -- нежизнеспособная утопия. В одну реку нельзя войти дважды!
В этой связи актуальна тема личности Иосифа Сталина. Сравним он с Петром Великим по решенным стратегическим задачам на благо Отечества. Тем не менее, видеть в Генералиссимусе идеологический символ консолидации общества пока сложно. Живы еще те, по кому прошелся суровый переход от "сохи к атомной бомбе". Необходимо время. Лишь время покрывает бальзамом раны от рождения в муках новой эры человечества.
Однако история России -- не только семьдесят лет Советской власти. Берет она начало до крещения князем Владимиром Руси. Но в информационном поле сегодня господство советского периода. Дискуссии с пеной у рта, фильмы, программы о событиях с 1917 года.
Да, страна прошла Великую Отечественную войну с героизмом советского народа. Но достойна памяти и Отечественная 1812-го года. Величие Сталина в присоединении Прибалтики, Западной Украины и Западной Белоруссии, Бессарабии к СССР. И не менее блистательно возвращение Крыма в "родную гавань" в "веке Золотом" Екатерины.
Поэтому для государственной идеологии небольшую, но яркую эпоху СССР следует органично влить в многовековую историю Государства Российского. Оставить "на верху" только позитивные, значимые с точки зрения общечеловеческой истории факты. "Шероховатости" пройденного "сгладить" тысячелетним "катком истории" страны.
Безусловна востребованность конституционной фиксации государственной идеологии. Воплотить в себя она должна: от Российской Империи -- самодержавие с несменяемостью власти, особый путь; от Советского Союза -- гармонию национальных отношений; от современной России -- принципы формирование национальной элиты. Идеологии государства следует присутствовать во всех сферах жизни общества. Формирование ее необходимо сопровождать жестким реагированием на любые формы экстремизма.
"Люди, по разным причинам оказавшиеся вне России, должны быть твердо уверены: мы всегда будем защищать ваши интересы", -- из выступления Лидера Нации перед зарубежными соотечественниками. В словах Президента запечатлена идеология преемственности той России, "которую мы потеряли". Спустя много лет, страна вновь отстаивает свои жизненные интересы за рубежом доблестью своих воинов. И в этом тоже реализация государственной идеологии -- идеологии возрождения Величия страны.
Постскриптум: Отход от идеологии самодержавия с либерализацией политической системы по западному образцу привели к гибели Николая II, членов его семьи. Перестала существовать Российская Империя с миллионами жертв доверия сладкоголосым буревестникам революции. Таковы факты, отвечающие на вопрос: какой дорогой и куда нам идти.
Устраханов Руслан Мурманск
|