О посредничестве в ирано-саудовском конфликте 2016 г., - П.Густерин 16:57 16.01.2016
Актуальным остается вопрос о посредничестве для снятия напряженности в ирано-саудовских отношениях, усугубленных казнью в январе с.г. шиитского политика Нимра Бакира ан-Нимра. Именно политика, а не проповедника, так как его деятельность и высказывания имели мало общего с проповедью.
Россия еще 4 января выступила с инициативой посредничества в резко обострившихся отношениях, поставивших соперничающие в регионе страны, Иран и Саудовскую Аравию, на грань войны. Российская инициатива была отклонена. Эта инициатива и не могла быть принята, поскольку очевидно, что Иран во всех отношениях к России гораздо ближе, чем Саудия. То, что эта инициатива не будет принята, наверняка понимали и на Смоленской площади, однако было необходимо соблюсти политес, сделав умиротворяющий жест, благо, что дипломатической риторике мы обучены.
И все же рано или поздно посредник между Ираном и Саудией понадобится. Кто же в действительности может стать посредником в данной ситуации? Все говорят о суннитах, все говорят о шиитах, забывая еще об одном равноправном течении в исламе – хариджитах. Кто же такие хариджиты в современном мире? Это, главным образом, население Омана. Султан Кабус бен Саид занимает равноудаленные позиции во всех региональных эксцессах, несмотря на то, что Оман является членом Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, где лидером является Саудия. Оман не стал присоединяться к просаудовской коалиции, которая в 2015 г. стала бомбить Йемен. И это не потому, что Йемен соседняя с ним страна. Оман не стал разрывать дипломатические отношения с Ираном в ходе последней вспышки напряженности в регионе, как это сделали многие саудовские приспешники. И это не потому, что между Оманом и Ираном существуют экономические связи и разрабатываются проекты сотрудничества в военно-технической сфере. Все дело в религиозном аспекте.
Хариджиты – это течение в исламе, которое возникло еще до того, как вся остальная масса мусульман разделилась на суннитов и шиитов. Хариджиты появились примерно на 50 лет раньше. Однако их очень мало, и им надо сохранить себя в этом мире.
Кроме Омана, нынешние хариджиты – ибадиты, которые являются умеренными хариджитами, – живут в странах Магриба. Однако так как в этих странах они не составляют большинство населения, то и никакой политической роли они играть не могут. Другое дело – Султанат Оман, где глава государства одновременно является и имамом общины верующих. Кроме того, в Омане также живут и сунниты, и шииты.
Таким образом, проводя нейтральную внешнюю политику в регионе и не будучи ангажирован с религиозной точки зрения, Оман как никакое иное государство подходит на роль посредника в нынешнем ирано-саудовском конфликте.
П.В. Густерин
|