Рахмон-кратия. Зачем таджикам "Лидер нации", - К.Марсов 10:08 04.02.2016
Таджикистан: объявился новый царек
Сегодня, наверное, самая обсуждаемая новость в Таджикистане - это то, что президент Таджикистана Эмомали Рахмон провозглашен "Основоположником мира и национального единства - Лидером нации".
Невозможно читать официальные панегирики на этот закон без иронии. Иначе просто тошно становиться от зашкаливающего лизоблюдства. Но, возможно, подобная оценка не учитывает ментальность. Некоторые нюансы "восточной" культуры, где лесть, подхалимаж, угодничество и далее "по списку" - норма жизни. Первое, что пришло на память по этому поводу - это детский фильм-сказка "Волшебная лампа Алладина". Там, когда султан гневался, его визири наперебой перечисляли "достоинства" султана. Он и самый великий, и самый умный, и самый восхитительный…
Примерно в том же ключе выразило свое отношение к новоявленному "лидеру нации" высшее духовенство республики. По мнению Совета улемов исламского центра Таджикистана, целью закона является признание исторической миссии президента Таджикистана. "Сегодня на этой земле трудно найти человека, который не был бы знаком с его героическим подвигом, не гордился бы его именем, не мечтал бы о его беседах и советах", - говорится в заявлении высшего духовенства республики.
Недалеко от главных мулл страны ушел и спикер парламента Ш.Зухуров: "Эмомали Рахмон не нуждается в пропаганде: давно уже доказано, что он является защитником национальных интересов страны, ее народа, и Богом наделен талантом быть лидером".
Однако вернемся из "сказки" в реальность. Кстати, высшее духовенство, призывая паству поддержать закон, упомянуло, что он направлен на укрепление правовых основ государства и демократических ценностей. Но это всего лишь красивые слова, не имеющие ничего общего с таджикской действительностью. Если оценивать закон на соответствие конституции, то он в нее никак не вписывается. По крайней мере, там, где говорится о полномочиях президента после того, как он сложит с себя "регалии" главы государства. Следовательно, таджикам придется в основной закон вносить заметные поправки.
Другая интересная деталь. Таджики слямзили идею у теократического Ирана, где действующий "Верховный правитель" аятолла Али Хоменеи, оставаясь как бы в тени, определяет всю внутреннюю и внешнюю политику страны. В тоже время у иранцев весьма заметна и значима роль президента, про которого не скажешь, что он у аятоллы на побегушках. На этом сравнение с иранцами можно закончить, так как в таджикском варианте закон о "Верхом правителе" написан под конкретную личность - под действующего президента Рахмона.
Обратимся к некоторым пассажам закона "О великом Рахмоне". Статья 6 закона гласит, что "Лидер нации после ухода с поста президента страны сохраняет за собой право обратиться к народу республики, принимать участие в важных государственных мероприятиях и выступать на них". Далее. "Исполнение всех рекомендаций Лидера нации станет обязательным для всех государственных структур, а важные политические внутренние и зарубежные проблемы будут решаться по согласованию с ним".
Из этого контекста следует, что речь, скорее всего, идет о монархе с неограниченными полномочиями, нежели о лидере нации, олицетворяющем ее духовную и нравственную чистоту, политическую мудростью, приверженного идеалам добра и справедливости.
Более того, в законе можно найти новеллы, где прямо указывается, что душа у Рахмона "не чистая" и за ним водятся грешки. Ну, а как по-другому понимать такие предложения "За все действия, совершенные за годы правления страной, Лидеру нации гарантируется неприкосновенность".
Но это еще не все. Этим же законодательным актом Рахмон даровал индульгенцию не только себе, но и своей многочисленной челяди. О чем свидетельствуют следующие тексты: "Также подлежат неприкосновенности имущество, недвижимость, принадлежащие Лидеру нации и его близким. Лидер нации также пожизненно будет находиться под охраной госорганов безопасности. Под охраной будет оставаться и его семья".
Складывается даже такое впечатление, что таджикам как-то неудобно за этот закон, что общество к этой ахинеи отношение не имеет, и все это дело рук тех, кто там, "на верху". В официальных изданиях с комментариями о законе, за потоком всеобщих "одобряем" порой проскользнет упоминание, что, мол, не мы это первыми начали, и мы лишь следуем, по сложившемуся в регионе, тренду. Вспомнили, что первым Лидером нации провозгласил себя президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Что он сам и его родственники получили иммунитет от уголовного преследования. Что в уголовном кодексе у казахов есть статьи, предусматривающие наказание за публичное оскорбление Лидера нации и препятствование его деятельности. Не забыли о президенте Туркмении Гурбангулы Бердымухамедове, который носит титул "Аркадаг" (Покровитель) и период его правления объявлен "Эпохой могущества и счастья". Но такие "детали" таджиков не волнуют.
Вот так страны Средней Азии помаленьку превращаются в "клоны" государств Персидского залива со своими султанами, шейхами и эмирами. Конечно, на свой лад. Но ведь, сколько облезшую кошку тигром не называй, она тигром все равно не станет.
Каландар Марсов
|