Таджикистан-Китай. Экономическое сотрудничество или экономическое подневолье? - Н.Фаттох 15:11 15.02.2016
Таким вопросом вот уже много лет задаются и сами жители Республики Таджикистан, и те, кому известна экономическая ситуация в этой стране, а конкретнее - все более расширяющееся экономическое влияние Китая. Казалось бы, что плохого в расширении инвестиционных потоков в страну, чья экономика в последние годы, мягко говоря, хромает. Но ее интенсивность и размах настораживает.
В числе последних шагов Китая - приобретение у Таджикистана свинцово-цинкового месторождения "Зарнисори шимоли". В соответствии с соглашением Китай должен вложить в реализацию этого проекта $200 млн. до 2018 года. Китайская компания инвестирует в строительство двух объектов - предприятия по переработке полиметаллов на месторождении "Зарнисори шимоли" в Матчинском районе Согдийской области мощностью переработки 2 млн. тонн руды в год и металлургического завода мощностью 20 тыс. тонн свинца в год. Вот такие аппетиты.
А началась экономическая экспансия Китая в Таджикистан в 2006 году с соглашения о сотрудничестве между Министерством энергетики и промышленности РТ и предприятием "China Globle New Technology". Тогда на базе Алтын-Топканского рудоуправления была создана "Таджикско-китайская горнопромышленная компания" с уставным капиталом 30 млн. долларов США с правом добычи и переработки свинцово-цинковых руд месторождений Алтын-Топкан и Пай-Булак. В середине 2008 года начались горные и строительные работы. Компания построила в пос.Алтын-Топкан (с 2011 г. - Зарнисор) обогатительную фабрику и в 2010 году переработка руды составила 300 тыс. тонн. В настоящее время программой модернизации и технологического переоснащения предприятия предусмотрен выход его на проектную мощность в 2 млн. тонн добычи и переработки свинцово-цинковых руд. Сегодня этот горнодобывающий комплекс получил название Зарнисорский горно-обогатительный комбинат.
За последние годы жители Поднебесной буквально наводнили Таджикистан. Молодцы китайцы! "Одним выстрелом - двух зайцев убили" - и вопрос с переизбытком рабочей силы у себя на родине решили, обеспечив земляков работой, и финансовую уздечку на Таджикистан надели, теперь можно за нее дергать, как захочется китайским властям. Основная "забота" Китая - конечно же, не развитие производства в Таджикистане, а создание благоприятных условий для экспорта китайской продукции и вывоза в Китай полезных ископаемых и сырьевых ресурсов. Только слепой этого не видит.
Факты говорят сами за себя. За последние годы в Таджикистане задействовано более 70 китайских предприятий строительной сферы, производства цемента и других строительных материалов. За последние 6-7 лет объем китайских инвестиций в экономику Таджикистана приблизился к отметке 500 млн. долларов, причем основная рабочая сила на вышесказанных объектах - граждане Китая.
Наиболее "выдающимся" предприятием является таджикско-китайское золотодобывающее предприятие "Зарафшон", куда китайцы только в 2013 году инвестировали свыше 60 млн. долларов. Ситуация сложилась, весьма сходная с поговоркой: "Одним - пироги да пышки, а другим - синяки да шишки!" Так и в жизни - ошибки правления Эмомали Рахмона пожинают граждане Таджикистана, по праву принадлежащее им национальное богатство, им уже "не светит". А оно немалое, согласно исследованиям ученых, еще в советское время было выявлено, что на территории Таджикистана залегает большой запас 17 видов полезных ископаемых.
Оправдываясь за передачу земель Таджикистана Китаю директор центра стратегических исследований при президенте Таджикистана С.Шарипов сказал, что "если бы мы не приняли решение о передаче земли, то не смогли бы противостоять прессингу Китая". А почему? Да потому, что Пекин, отчетливо осознавая неспособность Таджикистана в ближайшей перспективе расплатиться по всем кредитам, прагматично рассчитал, что Душанбе в качестве платы будет вынужден согласиться на любую кабалу, в том числе и за счет контрольных пакетов акций своих стратегических предприятий.
Что интересно, приезжие из Поднебесной сами же и осваивают свои инвестиции, так как в Мургабском районе ГБАО, в Кумсангирском и Бохтарском районах Хатлонской области. Например, китайским крестьянам выделено свыше 2 тыс. гектаров земли. В их распоряжении сельхозтехника, минеральные удобрения, семенной материал, поддержка местных властей. А вот свои дехкане вынуждены бросать землю из-за многочисленных препонов, создаваемых своими же властями. Нередко таджики батрачат у китайских дельцов, причем за плату меньшую, чем у китайских рабочих.
Конечно, коренному населению это не нравится, о чем говорит факт памятного бунта 1,5 тысяч рабочих крупнейшего в стране таджикско-китайского золотодобывающего СП "Зарафшон". Причина недовольства - в значительной разнице в заработной плате, свои - таджики работают за 450-500 сомони в месяц в то время, как китайские сотрудники получают в 15, а то и в 20 раз больше.
Таджикские власти с гордостью констатируют, что на сегодня между государствами подписано сотни документов о сотрудничестве, но кому-то это хорошо, а простое население Таджикистана от того особого восторга не испытывает, став у себя на родине в роли пасынков.
Нодир Фаттох
|