КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 12.04.2016
22:20  "Потери от "арабской весны" составили $1 трлн", - Абдалла аль-Дардари
21:40  "Жээнбекизация" всей страны. Исаев рвется в спикеры Кырпарламента, - Е.Авдеева
21:12  Конец УкрМайдана, - Сергей Арбузов
20:51  Евросоюз: пазл рассыпается. Кризис ЕС стал уже политическим фактом, - Борис Кагарлицкий
20:17  Рак глобализации и "панамский архив", - Алексей Анпилогов
20:10  Алавиты против Асада. Действительно ли в Сирии зреет угроза нового госпереворота, - "СП"
19:54  Многопартийность по-Кыргызстански: поменял шесть партий…, - П.Рысалиев

19:06  "Евразийство" или "панславизм". Что выберет Россия? - Мехмет Сейфеттин Эрол
17:49  Титул "Миссис Кыргызстан-2016" завоевала Назгуль Жумаева
17:35  29-м премьер-министром Кыргызстана станет Сооронбай Жээнбеков - учитель, зоотехник, партократ и бесконечный депутат
17:26  В Германии неизвестно куда пропало 60 тыс. несовершеннолетних беженцев, - Der Spiegel
17:13  Преступный мир Берлина захватили арабские кланы, - Die Welt
15:23  Отставка Сариева: супервласть не чувствует ответственности, - Н.Айып
14:58  Вытеснят ли христиан с Ближнего Востока? - BBC
13:54  Разъединенные эмираты. Что происходит в среднеазиатских республиках
13:47  Туристки в Иране объявили войну хиджабу (фото), - ВВС
11:51  Конец "эре ОПЕК": остановить нефтяной кризис невозможно, - Дэниел Ергин
10:59  В Сирии разбился (сбит?) российский Ми-28Н "Ночной охотник". Летчики погибли
10:53  "Бердымухамедов – директор всего, что есть в Туркменистане" (путевые заметки)
10:46  Афганские талибы объявили о "весеннем наступлении"
10:34  Турция требует наказать немецкого комика Бемермана за стишок про Эрдогана
10:25  Почему не решаются проблемы приграничных территорий, - Базарбай Мамбетов
10:21  Утраченный инстинкт кыргызских женщин, - Бактыгуль Жаныбекова
10:15  Камбарата и Рогун: проекты в никуда, - З.Додоев
09:56  Таджикистан: Одежда как элемент культурной войны против ислама, - EurasiaNet
09:47  "Мелис Турганбаев (глава МВД Киргизии) занимается наркобизнесом", - Ж.Бакиев
09:40  Апрельский рок Киргизии. Революции от безделья, - Андрей Шухов
09:13  Когда исправится Кыргызстан, кто исправит? - Ж.Жоробеков
09:11  Тендер.kg: кто крайний? В камеру…, - А.Мамытова
09:08  В Таджикистане ограничивает адвокатскую деятельность, - С.Бобоев
08:28  Скончался первый министр финансов независимого Кыргызстана Керимжан Кунакунов
08:20  В Нагорном Карабахе опять запахло большой войной, - Ю.Рокс
08:18  Возвращающимся в Россиию соотечественникам мешают бюрократия и коррупция, - "НГ"
08:15  Сербско-болгарская война 1885 г. (история), - Л.Решетников
01:04  Молодежь в мировом салафитском движении, - Р.Бобохонов
00:37  Кому выгоден спад цен на нефть? - Филипп Шарле
00:05  Искер как мифологема в изучении Сибирского ханства, - Д.Маслюженко, С.Татауров
00:01  Глобализация - большой мировой беспорядок, - Костас Вергуполос
Понедельник, 11.04.2016
22:43  "В Афганистане может повториться сюжет с падением Сайгона", - посол З.Кабулов
19:50  О титулах "Кара Кан" и "Бограч Кан" (история), - Азат Абдысадыр уулу
19:39  Оренбуржец Александр Прохоренко, погибший под Пальмирой, стал Героем России
19:38  Умер хороший советский актер Альберт Филозов
19:20  Кыргызстан. Премьер не крал галоши, но у него крадут кресло, - Елена Авдеева
18:59  Кыргызстан готовится достойно спраздновать 220-летие Тайлак баатыра
18:33  ДАИШ скупает в Турции отели и плантации, - "СП"
17:25  Таджикистан: вор покрывает вора, - А.Каландаров
17:19  Бойцы демократической ССА взяли штурмом крепость ДАИШ в Алеппо и... отрезали головы всем пленным
16:33  Скандал вокруг Сариева: пауки в банке готовятся к президентским выборам, - Н.Айып
16:07  На равных с Византией. Книга Михаила Мочалова и Дмитрия Полежаева "Держава Сасанидов"
15:55  Кличка - "Змей". Косово демократично избрало "президентом" бандита, наркоторговца и убийцу Тачи
15:50  Демократия отступает по всему миру, - Ален Фрашон
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Молодежь в мировом салафитском движении, - Р.Бобохонов
01:04 12.04.2016

В период "арабской весны" в мировых СМИ стали больше писать и обсуждать проблемы, связанные с салафитским движением, не только на Ближнем Востоке и северной Африке, но и во всем мире. Это было связано с тем, что салафитское движение впервые включилось в политическую борьбу за власть в Египте и Алжире. Новые политические организации салафитского толка организовались в основном из числа молодых и энергичных людей. По сути, они являлись радикальными молодежными организациями, которые не только участвовали в митингах и шествиях под руководством "Братьев-мусульман", но и самостоятельно боролись за власть под лозунгами салафитских партии "Ан - Нур", "Аль – Ватан" и "Фронт реформ". Об этом подробнее в работе автора "Кризис авторитарных режимов в арабских странах и опыт демократических изменений в современном мусульманском мире" [1].

Во время ваххабитского религиозно - политического движения за освобождение Саудовской Аравии от Османского халифата идеолог и предводитель этого движения Мухаммад аль - Ваххаб себя называл приверженцем классического салафизма. После распада Османского халифата салафизм, как и ваххабизм стал религиозно-идеологической доктриной Саудовской Аравии. Об этом подробнее можно прочесть в работе автора "История исламского фундаментализма"[2].

Некоторые исследователи ислама склонны думать, что классический салафизм по некоторым параметрам, все таки, отличается от ваххабизма. Более того, такая точка зрения в последнее время распространяется в СМИ, в особенности, в социальных сайтах Интернета. Почему об этом часто стали говорить и писать в последние годы? Это связано, на наш взгляд, с последствиями "арабской весны" и усилением роли радикального ислама во всем мире. Следует отметить, что после "арабской весны" многие салафиты перебрались в Сирию, где в результате политизации ислама возникло Исламское государство (запрещенное в РФ – автор). Об этом подробнее можно прочесть в работе автора "Возникновение ИГИЛ – как результат активной политизации ислама"[3]. Через несколько месяцев салафиты – джихадисты стали главной военной и политической силой в Исламском государстве – ДАИШ. США и ее союзники по НАТО в 2014 году объявили войну Исламскому государству. В ноябре 2015 года РФ включилась в эту войну по приглашению правительство Сирийской республики[4].

В самой Саудовской Аравии, которая в течении многих лет является союзником США в регионе, власть и духовенство начали отмежеваться от радикальных салафитов-джихадистов. В связи с этим, возможно, с их подачи также была распространена идея, отрицающая единство ваххабизма и салафизма. Следует отметить, что Саудовская Аравия на протяжении ХХ века не только вырастила огромную армию салафитов, но и успешно экспортировала салафизм по всему миру. Об этом подробнее в работе автора "Роль и перспективы радикального ислама после арабской весны"[5].

В данной работе мы пытаемся изучить мировое молодежное салафитское движение. Мы хотим понять в каком формате и с какими людскими ресурсами участвует в мировом салафитском движении современная молодежь. Мы попытаемся анализировать эволюцию классического салафизма во второй половине ХХ и начале XXI века, когда молодежь постепенно становилась главной религиозной, политической и идеологической силой этого движения по всему миру. Более того, мы хотим выяснить, почему крайнее джихадистское крыло салафизма, которое состоит в основном из молодежи, стало главной военной и политической силой Исламского государство (ДАИШ). Сама тема "молодежное мировое салафитское движение" нова и очень слабо изучена в отечественной исторической и политологической науках в силу разных причин. Но проблема "классического салафизма" очень хорошо изучена и освещена, как в отечественной, так и в зарубежной исторической науке.

Прежде чем приступить к изучению проблемы "молодежь в мировом салафитском движении", мы вынуждены вновь совершить небольшой экскурс в историю, чтобы понять, насколько существенны различия и противоречия между ваххабизмом и салафизмом. Мы также будем анализировать эту проблему в современном мире, где все меняется очень быстро, даже в самом консервативном государстве мусульманского мира - Саудовской Аравии, где до настоящего времени яростно защищаются идеи ваххабизма и салафизма.

Есть разные определения "салафизма", но есть одно общее, универсальное понятие, которое точно его характеризует. Многие исследователи ислама с этим определением, на наш взгляд, могут согласиться. Это понятие: "чистый", "первоначальный", соответственно, "фундаментальный" ислам. Для того чтобы найти этот "чистый", "первоначальный" и "фундаментальный" ислам, нужно вернуться к первоначальным истокам ислама, к временам 4-м праведным халифам, т.е. к так называемому "золотому веку" ислама. Это и есть классический "салафизм", который берет свое начало от Ибна Ханбала и его последователей еще в IX веке. Как религиозное учение и направление салафизм был окончательно разработан и предложен мусульманскому миру Ибн Таймией(1263-1328 гг.) и в дальнейшем был использован в качестве идейного оружия его последователем Мухаммадом аль-Ваххабом (1703 - 1792 гг.). Согласно исламскому энциклопедическому словарю, "салафизм" можно рассматривать как "общее название религиозных мусульманских деятелей, которые в различные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранних мусульманских общин – "ас-салаф ас-салихун" ("праведных предков" - в переводе с арабского), квалифицируя как "бидъа" ("недозволенное нововведение" - в переводе с арабского) все позднейшие нововведения в указанных сферах" [6]. Как мы видим, салафизм начинается от Ибна Ханбала и его мазхаба (ханбализм – это основной богословский мазхаб в Саудовской Аравии - автор), как религиозно-идеологическая доктрина разрабатывается в период жизни Ибна Таймия и как практика реализуется во время ваххабитского движения под руководством Мухаммадом аль-Ваххабом. Таким образом, ваххабизм – это и есть практическая реализация классического салафизма. Саудовская Аравия – это и есть страна, которая живет по законам классического салафизма. Официальная доктрина этой страны называется ваххабизмом, который, по сути, является тем же классическим салафизмом.

В трудах исламских теоретиков – салафитов упоминается, что доктрина Божественного единства состоит из трех составляющий: божественное господство над всем мирозданием; исключительное право Бога в качестве единственного объекта для служения; единство Бога в обладании прекрасными именами и категориями, которое подразумевает наличие у Бога различных атрибутивных качеств. Салафиты утверждают, что источниками "истинного", то есть, салафитского вероучения являются Коран и Сунна. Отличительной особенностью салафизма является отрицание философских рассуждений в вопросах толкования текстов Божественного Откровения. Салафиты считают важнейшим аспектом своего течения - понимание всех вероучительных аспектов религии в точном соответствии с традицией сподвижников (сахабов) Пророка и последующим за ними поколением – табиъинов. Объясняется это тем, что разум человека несовершенен. Разум, в салафитском учении, оказывается полностью подчиненным религиозной доктрине и положениям Откровения, которое принимается в том виде, в котором оно выражено в текстах Корана и Сунны, и не подвергаются никаким рациональным трактовкам[7].

Салафиты считают доктрину Единобожия (таухид) основой Ислама. При этом они полагают, что введение любых посредников в отношениях между Богом и людьми является отступлением. Например, недопустимо введение священства сакральных и духовных авторитетов. Кроме того, отступлением от принципов Единобожия является мольба, обращенная к могилам умерших праведников или обращение к упоминанию их имен в качестве посреднического звена в доведении этой мольбы Богу. Любые подобные действия расцениваются ими как проявление язычества (ширка). Ширк - приписывание Аллаху других сущностей, что всегда однозначно осуждается во всех классических течениях Ислама. В Коране говорится, что Аллах создал мир, где связь между явлениями существует не только в абсолютной трактовке, когда каждый акт бытия результат Божественного промысла, но и в относительной, то есть одно явление может порождать другое; салафиты отрицают акт экзистенциального, автономного существования мира[8].

Сущность Бога и Его атрибуты салафиты принимают, но только те, которые описываются в Откровении и, при этом, салафиты отвергают аллегоризацию. Исходя из этого, Ибн Таймия и его последователи признали все описанные в Коране и Сунне такие качества Аллаха, как способность гневаться, говорить, вознестись (истива) на трон (арш). Также салафиты утверждают, что у Аллаха имеются руки и лик, как об этом говорится в Коране, и не допускают иносказательности в отношении понимания этих моментов. За это салафитов часто обвиняют в буквальном понимании Корана[9].

Проблему предопределения и свободы воли салафиты решают через признание всемогущества абсолютным, ничего не может произойти в мироздании вне воли Бога. В этом они приближаются к доктрине джабритов. Но, в то же время, считают человека наделенным Богом свободой воли и ответственным за свои поступки. Однако, салафиты полагают, что Бог одобряет совершение человеком разрешенных и добрых поступков и не облегчает, не одобряет совершение им запретных и злых поступков. Бог в его учение создает причинно-следственные положения, при которых человек делает выбор в соответствии с предоставленной ему Богом свободой выбора. Причем, Бог дает человеку силу для совершения тех или иных поступков. Также, в отличие от мутазилитов, салафиты считают, что Божья воля может и не совпадать с Его повелениями. Однако предпочтения и пожелания Бога совпадают с Его приказами и запретами[10].

Помимо почитания единства Аллаха в помыслах и актах служения, необходимо совершать служение в точном соответствии с примером Пророка Мухаммеда, не привнося в эти акты ничего иного. Любое отступление от ритуалов является, в доктрине Ибн Таймии, ересью - бидъа. Бидъа - буквально нововведения, которые внимательно анализируются представителями всех течений Ислама (шиитами, суннитами и суфистами) на предмет положительных и отрицательных оценок. По мнению салафитов, Ислам - это Ислам VII века, что является результатом его буквальной трактовки Корана, как строго поверхностное и негерменевтическое. Поэтому, любые действия, понятия, выходящие за рамки мировоззрения салафитов подвергается жесткой критике, а порой и террору, в результате чего, изначально, мирный Ислам в их трактовке, превратился в кровожадную, внутриисламскую войну всех против всех, что есть главная Бидъа салафитов и беда всего мусульманского мира[11].

Салафиты уверены, что Ислам нуждается в очистке и освобождении от новшеств и различных толкований, добавленных в последующем в религию[12]. На этом основании салафиты непримиримы в отношении каждого религиозного положения, несоответствующего их позиции. В силу данного положения, у них сформировалось нетерпимость к отличающимся взглядам. Именно по этому, из повышенной экзальтированности поведение салафитов стало более радикальным. Они распространяют идеи "чистого Ислама" путем радикального отрицания иных позиций, считая лживой любую мысль, кроме принятых ими. В результате, в последнее время все чаще высказываются мнения о том, что салафизм стал опасным идеологическим инструментом. Если изначально салафиты отказывались от участия в политике, то сейчас они направляют свою деятельность в различных странах мира на эти цели. Например, Саудовская Аравия тратит громадные деньги на распространение по всему миру салафизима как политико-идеологического фактора. Многие критики современной формы салафизма приводят главный аргумент против их агрессивной деятельности: в Коране говорится неоднократно о том, что если бы Всевышний хотел, чтоб все были мусульманами, то все были бы мусульманами. Если есть другие люди, значит, так было угодно Аллаху[13].

Как мы видим, единственно истинная вера - это ислам времен пророка Мухаммеда. С таким утверждением согласны и ваххабиты, и салафиты. Только Коран, а также Хадис - предание о словах и действиях пророка - служили обоим суннитским течениям ислама главным ориентиром в религии и обществе. Но такой общий знаменатель был у них не всегда.

Вопреки расхожим стереотипам, вначале салафиты были более толерантными, чем ваххабиты. Они, например, терпимо относились к широко распространенным во многих мусульманских странах культам поклонения святым и могилам. На фоне колониализации европейцами стран Ближнего и Среднего Востока салафиты старались привлечь в свои ряды как можно больше сторонников. Они взывали к "исламской сознательности", видели решение политических и общественных проблем в возвращении к идеализированным ими исламским истокам[14].

В начале ХХ века, когда же все больше салафитов стали подвергаться репрессиям со стороны государственных властей, как, например, "Братья мусульмане", многие из них бежали в Саудовскую Аравию, где ваххабизм являлся государственной религией. Там их включили в систему государственных религиозных властей, что привело в дальнейшем к взаимовоздействию и взаимовлиянию этих двух течений ислама. Особенно наглядно такой процесс можно проиллюстрировать на примере трех влиятельных ученых и религиозных деятелей, скончавшихся на рубеже XX и XXI веков. Двое из них - из Саудовской Аравии: Абдуль-Азиз ибн Баз и Мухаммад аль-Усаймин. Третий - выходец из Албании Мухаммад Насир ад-Дин аль-Албани. В процессе получения высшего религиозного образования первые двое, обучавшиеся и у зарубежных салафитских ученых в Саудовской Аравии, отошли от строгой ориентации раннего ваххабитского вероучения на позиции правовой школы ханбалитского мазхаба. В дальнейшем Абдуль-Азиз ибн Баз и Мухаммад аль-Усаймин опирались во всех правовых вопросах на Хадис. Определенную роль в формировании их мировоззрения сыграл и Мухаммад Насир ад-Дин аль-Албани, который несколько лет провел в Саудовской Аравии и поддерживал с ними тесный контакт. Аль-Албани в свою очередь в своем вероучении стал ближе к позициям ваххабитов[15].

Начиная с 60-х годов ХХ века, под влияние этих трех ученых стали попадать некоторые их коллеги и студенты. При этом решающую роль сыграл исламский университет, созданный в 1961 году в Медине (Саудовской Аравии). Университет предоставлял государственные стипендии иностранцам, желающим учиться и изучать ислам. Ректором университета в то время был Абдуль-Азиз ибн Баз, а Насир ад-Дин аль-Албани преподавал там учение Хадиса. Это имело двоякие последствия. С одной стороны, возник новый салафизм, который частично интегрировал идеи ваххабизма, но и политические цели раннего салафизма. С другой стороны, произошла трансформация и ваххабизма. Его последователи, правда, оставались верными королевской династии Аль-Сауда, но в области права переняли идеи салафитов, которые стали активно продвигать и за пределы Саудовской Аравии[16].

Чтобы понимать разницу между сегодняшним салафизмом и ваххабизмом, надо учитывать, что и среди самих салафитов существуют различные течения. Одно из них - это пуристы, которые проповедуют истинный, с их точки зрения, ислам, не преследуют никаких политических целей и отвергают насилие. Второе течение - политические салафиты, которые выступают за создание богоугодного общества в рамках исламского государства. И, наконец, джихадистские салафиты, готовые к насилию во имя строительства исламского халифата. Таких, однако, в последнее время становится больше. Ваххабитов, как правило, можно причислить только к первой группе салафитов. Очевидная разница между ними заключается в том, что ваххабиты сохраняют лояльность королевской династии Аль-Сауда. Салафиты же стремятся к созданию сугубо исламского государства без присущей королевству светской власти. И, тем не менее, понятия ваххабизм и салафизм часто употребляются в виде синонимов, что при ближайшем рассмотрении неверно. Оба эти течения хоть и ссылаются - вследствие процесса взаимовлияния - на почти идентичные принципы веры, но различаются в методах достижения своих целей[17].

Примерно так выглядит новая концепция, согласно которой можно найти различия и противоречия между этими двумя суннитскими течениями ислама. Но подчеркивается важное сходство и единство в одном: ваххабиты – это салафиты – пуристы. Таким образом, сегодня ваххабиты Саудовской Аравии пытаются отмежеваться от политических салафитов и салафитов – джихадистов, чтобы быть непричастными к происходящим событиям в Сирии.

Теперь переходим к исследованию роли молодежи в мировом салафитском движении. Накануне, в ходе и после "арабской весны", как было отмечено выше, возросла роль молодежи в салафитском движении не только в арабском, но и во всем мире. Все началось с посещение интернет-кафе в странах Магриба, где молодые люди включились в мировой сетевой ислам. Самыми активными и посещаемыми исламскими сайтами оказались салафитскими. В отличие от "Братьев – мусульман", которые непосредственно включились в политическую борьбу в реальной жизни в Египте и Тунисе, молодые салафиты начали свою борьбу в социальных сайтах интернета. Более того, салафиты раньше всех подключились к мировому сетевому исламу, поскольку агитация и пропаганда "чистого ислама" они вели еще давно - все годы ХХ века. Появление интернета и социальных сайтов стали для молодых и образованных салафитов важными трибунами для продвижения своих идей в онлайн - пространстве.

В отличие от старшего поколения идейных салафитов, которые мирно распространяли свои идеи в мечетях, в религиозных школах, медресе и университетах, молодые салафиты в социальных сайтах политизировались не только идейно, но и выработали свои враждебные позиции по отношению других религиозных партии и организации всего мусульманского мира. Таким образом, в онлайн пространстве постепенно формировалось молодежное джихадистское направление салафизма, которое постепенно выходило на улицу, чтобы реализовать свои идеи вооруженным путем. Для реализацию своих идей салафиты – джихадисты выбрали Тунис и Египет, но им в этом помешали "Братья – мусульмане", которые пришли к власти и хотели постепенно отмежеваться от всего салафитского движения в ближайшей перспективе[18].

Таким образом, молодые салафиты, которые были использованы "Братьями – мусульманами" в ходе выборов парламента и президента в Египте и Тунисе, были вытеснены из политической жизни. После прихода "Братьев – мусульман" в Египте и Тунисе, салафиты-джихадисты постепенно перебрались в другие регионы, где продолжалась "арабская весна". В Ливию, Йемен и Сирию хлынули потоки молодых салафитов – джихадистов, чтобы участвовать в боевых действиях против существующих там режимов. К ним присоединились постепенно салафиты и джихадисты со всего мира, в том числе из Европы и Америки[19]. По мнению французского исламоведа Оливье Руа "многие салафиты – джихадисты, но не все джихадисты – салафиты. Нет никаких однозначных связей между религиозным радикализмом и джихадизмом. Взгляните на жизненный путь джихадистов, и сможете установить, что для многих из них участие в боевых действиях вообще не имеет под собой религиозную основу. Они не имеют ни малейшего понятия об исламе. Они идут на войну, потому что хотят воевать. Они ищут джихад так, как мое поколение – партизанскую войну за коменданте Че или Палестину. Это все одно и то же"[20]. С Оливье Руа можно согласится лишь отчасти. Да, действительно, многие джихадисты из Европы и Америки изначально не являются мусульманами и участвуют в горячих точках как воины за свои идеи и убеждения, но после "арабской весны" ситуация коренным образом изменилась. Европейским и американским джихадистам в Исламском государстве пришлось принять ислам и это стала обязательной процедурой для вновь прибывающих сюда джихадистов со всего мира. Оливье, почему то не пишет, что среди европейских и американских джихадистов есть огромное количество молодых людей, которые родились на Западе, но их родители являются выходцами из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Эти молодые мусульмане с западным образованием и мышлением, как правило, не могли реализовать себя в западных обществах, поскольку там все социальные лифты для них оказались закрытыми. Эта молодые люди, проведя некоторое время в социальных сайтах интернета, где очень сильно действует пропаганда салафитской идеологической машины на умы всех мусульман, постепенно становятся потенциальными салафитами – джихадистами. Через некоторое время после психологической процедуры вербовки они отправляются на фронт – в Исламское государство(ДАИШ) или еще куда ни будь, где льется кровь на полях священного джихада.

В Сирии и Ираке после образование Исламского государства молодые салафиты - джихадисты присоединились к многочисленным террористическим подразделениям Аль – Каиды, которые активизировались здесь после ухода американских войск и их союзников по НАТО. В СМИ появились сведения о вхождении бывших офицеров иракской армии в новые джихадистские подразделения в качестве полевых командиров. Есть среди полевых командиров опытные и взрослые командиры талибского происхождения, которые всегда воевали в военизированных структурах Аль Каиды. Об основных группах и их слияниях в период возникновения Исламского государства можно прочесть более подробно в работе автора "Возникновение ИГИЛ – как результат активной политизации ислама"[21]. Но следует отметить, что молодые салафиты - джихадисты постепенно стали главной политической и военной силой Исламского государства.

Религия молодых салафитов - ислам суннитского толка. Салафизм – это особое, как было отмечено выше, фундаментальное и радикальное течение внутри суннитского ислама. Поэтому, салафиты являются приверженцами одного из пяти суннитских мазхабов: ханбалия, ханафия, шафиъия или маликия. Приверженец шиитского мазхаба – джаъфария должен перейти в суннитский ислам и выбрать одного из вышеперечисленных мазхабов, чтобы стать салафитом. Салафизм и шиизм несовместимы по многим вопросам религии и идеологии. Более того, салафиты начали активно воевать против любого вида – ветвей и сект шиизма. Борьба салафитской частью суннизма против шиизма в последние годы перешла в открытую военную форму[22].

Идеология молодых салафитов – джихадистов – это всемирный священный джихад против неверных в рамках будущего Всемирного Халифата. Этот джихад также за справедливость, равенство, равноправие и свободу личности каждого мусульманина в рамках того же Всемирного Халифата. Идея Всемирного Халифата пока существует в онлайн –пространстве в рамках всемирного сетевого ислама. Реальное воплощение этой идеи началось с создания салафитских анклавов – шариъа по всему миру. Создание Исламского государства – это начало реализации самого проекта Всемирного Халифата. Сама идеология сродни коммунистической и чегеварской всемирной революции. Но в отличие от них салафитско-джихадистская идеология имеет мощную религиозную базу – салафитского ("чистого") ислама. Если коммунистическая идеология была светской и атеистической, то салафитско – джихадистская является религиозно – фундаменталистской. Конечная цель идейных коммунистов – революционеров являлось построение идеального общества – Коммунизм. Конечная цель салафитов – джихадистов является построение идеального, религиозного и справедливого общества – Всемирный Халифат. Для достижения своей цели коммунисты - идеалисты предлагали метод "всемирной революционной борьбы". Для достижения своей цели салафиты – джихадисты предлагают метод "мировой священный джихад". Коммунистическая идеология в ХХ веке была частично реализована, но в конечном итоге провалилась, хотя ее привлекательность, по прежнему, завораживает многие умы молодых людей по всему миру. Салафитско - джихадистская идеология только начала реализоваться, ее перспективы пока еще непрогнозируемые.

Возраст молодых салафитов – джихадистов от 18 до 30 лет. Как правило, эти молодые и неженатые люди. Большинство из них люди со средним образованием. Есть и с высшим, но богословским – исламским образованием. Молодых салафитов с высшим светским гуманитарным или техническим образованием также можно встретить, но их небольшое количество, но они очень востребованы как специалисты в новых государственных структурах Исламского государства. Большинство джихадистов из Америки и Европы люди со средним или средне - техническим образованием. Салафитов – джихадистов в возрасте от 30 до 35 лет также не мало, более того, многие из них в этом возрасте неженатые. Эта одна из социально-демографических проблем арабских стран в последнее время. Об этом подробнее в работах[23]. Поэтому, если человек в этом возрасте не женат, согласно восточным традициям его можно причислить к молодым людям. Среди салафитов – джихадистов есть немало женщин и детей. Большинство из них местные люди, которые с приходом Исламского государства включились в разные структуры этой организации. Детей, как правило, обучают в военизированных детских лагерях, не только грамоте, но военному искусству. Местных женщин используют для поддержания бытовых условиях армии Исламского государства (стирки обмундирования, приготовлении пищи на военно-полевых кухнях, уход за больными в госпиталях и т.д.)[24]. Есть и другие женщины, которые попадают в ИГ в рабство в силу разных причин. Одних берут в плен, затем продают в рабство. Других вербуют в других стран, затем приглашают в Исламское государство, чтобы выдать замуж за боевиков – джихадистов. Через некоторое время сами боевики их передают или продают третьим лицам в рабство. Об этой проблеме есть много публикаций, как в отечественных, так и в зарубежных СМИ[25]. Речь идет, прежде всего, о молодых девушках до 25-27 лет. Как мы видим, молодые салафиты – джихадисты пользуются услугами не только своих законных – шариатских жен, но и рабынь, как в средневековый период истории Халифата.

Конечно, многие молодые салафиты – джихадисты, как и их западные коллеги, воюют не только за "чистый ислам" и "Всемирный Халифат", но и за деньги. Во время вербовки им обещают большие деньги (несколько тысячи долларов США) за каждый месяц войны, но в реальности картина другая. На руки они получают каждый месяц не более трехсот долларов. Таким образом, джихадистов, пытающих зарабатывать больших денег ждет разочарование. О доходах и их распределениях в Исламском государстве также появилось огромное количество публикаций в мировых СМИ[26]. Как мы видим, молодой салафит – джихадист не сможет достаточно зарабатывать денег, чтобы обустраивать свою жизнь на воле – в гражданской жизни. Некоторые возвращаются обратно на свою Родину, но с разрушенной войной здоровьем и психикой. Другие погибают на поле боя или становятся инвалидами. Согласно расследованиям журналистов некоторых мировых СМИ, судьба каждого молодого джихадиста – салафита неповторима и трагична. Как правило, у многих "билет в один конец" - погибнуть в конечном итоге на полях сражения Исламского государства[27].

Как мы видим, основная часть салафитов –джихадистов это молодие люди. Наш анализ показывает, что идея "Священного джихада" за создание нового "Всемирного Халифата" для молодых салафитов –джихадистов стоит на первом месте. Молодые салафиты – джихадисты являются главной военно-политической и религиозно – идеологической силой Исламского государства. Военные операции против Исламского государства могут затянуться на долгие годы вперед. Только одной войной уничтожить ДАИШ, на наш взгляд, невозможно. ДАИШ можно победить только идеологически, но пока миру нечего противопоставить радикалам, играющим на протестных настроениях низов на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Сегодня в мусульманском мире нет страны, которая могла бы по идеологии сравниться с Исламским государством. Поэтому, для того, чтобы противостоять Исламскому государству, необходимо создать идеологию, привлекательную для десятков миллионов людей. Эта идеология, на наш взгляд, нужна не только мусульманам, но и представителям других конфессий, в том числе джихадистам в Европе и Америке.


Источники и литература



1. Бобохонов Р.С. Кризис авторитарных режимов в арабских странах и опыт демократических изменений в современном мусульманском мире //Протестные движения в арабских странах: Предпосылки, особенности, перспективы. М. 2012.

2.Бобохонов Р.С. История исламского фундаментализма // www. centrasia.ru/ newsA.php?st=1447276380.

3.Бобохонов Р.С. Возникновение ИГИЛ - как результат активной политизации ислама // www.centrasia.ru/newsA.php?st = 1419067980.

4.Российская операция в Сирии: уйти нельзя// www. bbc. com/ russian/russia/2015/.../151012_qd_russian_syria_operatio; Российские ВВС в Сирии снова нанесли удары по ИГИЛ//www.1tv.ru/news/world/293949; Минобороны подтвердило, что российские ВВС бомбят ИГИЛ//https://www.vedomosti.ru/.../610888-putin-obosnoval-nachalo-voennoi; На помощь ВВС России в Сирии пришли Су-30//www.dni.ru/society/2015/10/12/317435.html; Российские ВВС нанесли первые авиаудары в Сирии // https: // www. facebook. com/GraniRu/videos/ 941390552565470; Карта ударов российских ВВС в Сирии //www. gazeta. ru/ infographics /_ karta_udarov_rossiiskih_ vvs_v_sirii. shtm; Российские ВВС уничтожили 86 объектов ИГИЛ в Сирии//mixednews.ru/archives/89147; Война в Сирии - Новости мира на 1+1 - ТСН.ua.ru.tsn.ua/.../v-seti-poyavilos-video-shestogo-dnya-rossiyskih-aviaudarov; "Коммерсантъ" назвал состав группировки российских ВВС в Сирии // http: // www. novayagazeta. ru/news/1696898.html и т.д.

5.Бобохонов Р.С. Роль и перспективы радикального ислама после арабской весны//http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1378474380.

6. Ислам: Энциклопедический словарь. – М.: Наука,1991. - с. 315, с.204.

7. Кирабаев Н. С. Политическая мысль мусульманского средневековья. М., 2006, с.128; Ибн Таймийа. Маджмуа ат-Таухид (Система единобожия). Бейрут, 2008 (на араб.яз.), с.49.

8. Кирабаев Н. С. Политическая мысль мусульманского средневековья. М., 2006, с.129; Ибн Таймийа. Маджмуа ат-Таухид (Система единобожия). Бейрут, 2008 (на араб.яз.), с.49-50.

9. Кирабаев Н. С. Политическая мысль мусульманского средневековья. М., 2006, с.131; Ибн Таймийа. Маджмуа ат-Таухид (Система единобожия). Бейрут, 2008 (на араб.яз.), с.50.

10.Ермаков Д. В. Вероучение ханбалитов//Хрестоматия по исламу. М.: Наука, 1994, с.135.

11. Ибн Таймийа. Маджмуа ат-Таухид (Система единобожия). Бейрут, 2008 (на араб.яз.), с.50-51.

12. Там же, с.51-52.

13. Игнатенко А.А. Эндогенный радикализм в исламе // Центральная Азия и Кавказ. - 2000. - № 2 (8), с. 124 - 125.

14.Гарабей М. Чем ваххабиты отличаются от салафитов?// http://www.dw.com/ru//a-17358252.

15. Там же.

16. Там же.

17. Там же.

18. Бобохонов Р.С. Возникновение ИГИЛ - как результат активной политизации ислама//www.centrasia.ru/newsA.php?st=1419067980.

19.Доброжелательные салафиты из Дании//Профиль.01.03.2015// http: //www. profile.ru/mir/item/93141-dobrozhelatelnye-salafity-iz-danii.;Салафиты захватывают Германию//Свободная пресса. 15. 06.2015// http: //svpressa.ru/society/article/125502. "Мы салафиты. Или, как вы нас называете, ваххабиты, враги"// http://www.kommersant.ru/gallery/1371504.

20. Почему салафизм привлекателен в первую очередь для уголовников?//Die welt.12.03.2015//http://www.welt.de/politik/aus//cont.ws/post/77938.

21. Бобохонов Р.С. Возникновение ИГИЛ - как результат активной политизации ислама//www.centrasia.ru/newsA.php?st=1419067980.

22.Тенк А. Братоубийственная война шиитов и суннитов// ИНОСМИ.РУ.18.04.2015 // http:// inosmi.ru/ world/ 20150418/ 227582602. html.; Мануков С. Что стоит за войной суннитов против шиитов //"Expert Online". 07. 03. 2015//http://expert.ru/2015/04/7/sunnityi-protiv-shiitov/.

23. Иордания: многие браки откладываются//Арабский мир. 05.05.2014// http://arabmir.net/node/2997; Коротаев А.В., Исаев Л.М., Руденко М.А. Системный мониторинг глобальных и региональных рисков. "Афразийская" зона нестабильности. М.2015, с.190; Гагарина Н. Брак по-арабски. Моя невероятная жизнь в Египте. М. 2015 и т.д.

24. Бывшая пленница ИГ в интервью RT: Тысячи женщин и детей в Сирии и Ираке продаются и сдаются в аренду//https://russian.rt.com/article/154768.

25. Женщина, пережившая рабство в ИГ: Мне говорили, что моих детей убьют // https: //russian.rt.com/article/111011; В рядах ИГ воюют 47 малайзийцев, в том числе женщины и дети // http: // tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2719718; Из 3,5 тысяч рабов ИГ большая часть женщины и дети//http://sobesednik.ru/obshchestvo/20160119-iz-35-tysyach-rabov-ig-bolshaya-chast-zhenshchiny-i-deti и т.д.

26. Barnard, Anne. "Opposition in Syria Is Skeptical of U.S. Airstrikes on ISIS." The New York Times. 29 Sept. 2014. Web. 13 Nov. 2014//http://www.nytimes.com/2014/09/30/world/middleeast/opposition-in-syria-is-skeptical-of-strikes.html; "Statement by the President." Office of the Press Secretary. The White House, 7 Aug. 2014. Web. 30 Nov. 2014//http%3A%2F%2Fwww.whitehouse.gov%2Fthepressoffice%2F2014%2F08%2F07%2Fstatement-president; Semple, Kirk, and Eric Schmitt. "ISIS Keeps Up Pressure Near Baghdad as Iraqi Troops Hesitate." The New York Times. 17 Oct. 2014 .Web.11 Nov. 2014//http: // www. nytimes. Com / 2014/10/18/ world /middleeast / isis-keeps-up-pressure-near-baghdad-as-iraqi-troops-stumble.html; Kakol, Kamil, and Kareem Fahim. "Iraqi Kurds Are Joining Fight to Drive Islamic State From Kobani." The New York Times. 28 Oct. 2014. Web. 11 Nov. 2014. //http:/ /www. nytimes.com /2014/10/29/ world/ middleeast/ pesh-merga-forces-isis-kobani.html; Hubbard, Ben. "ISIS Wave of Might Is Turning Into Ripple." The New York Times. 5 Nov. 2014. Web. 6 Nov. 2014// http: //www. nytimes. com/2014/11/06/ world/ middleeast/ isis – wave – of - might-isturningintoripple.html?emc=edit_th_20141106&nl=todaysheadlines&nlid=69885686; Cooper, Helene, and Eric Schmitt. "ISIS Official Killed in U.S. Raid in Syria, Pentagon Says." The New York Times. N.p., 16 May 2015. Web. 19 May 2015 // http: // www. nytimes. Com / 2015/05/17 / world / middleeast/ abusayyafisiscommander – killed – by – us - forces-pentagon-says. html?ref = middleeast. и т.д.

27.Террористическая организация: "Исламское государство". Досье// http://tass.ru/info/1264570; Laub, Zachary, and Jonathan Masters. "The Islamic State in Iraq and Syria." Backgrounders. Council on Foreign Relations, 8 Aug. 2014. Web. 28 Nov. 2014// http%3A%2F%2F. www.cfr.org%2Firaq%2Fislamic-state-iraq-syria%2Fp14811; DeYoung, Karen, and Walter Pincus. "Al-Qaeda in Iraq May Not Be Threat Here." Washington Post. 18 Mar. 2007. Web. 29 Nov. 2014// http:// www. washingtonpost.com/ wpdyn/content/article/ 2007/ 03/17/ AR2007031701373_pf.html; Fishman, Brian, and Joseph Felter. "Al-Qa’ida’s Foreign Fighters in Iraq | Combating Terrorism Center at West Point." Combating Terrorism Center at West Point. 2 Jan. 2007. Web. 26 Nov. 2014//https://www.ctc.usma.edu/posts/al-qaidas-foreign-fighters-in-iraq-a-first-look-at-the-sinjar-records; Bergen, Peter, Joseph Felter, Vahid Brown, and Jacob Shapiro. Bombers, Bank Accounts, & Bleedout: Al-Qa"ida"s Road In and Out of Iraq. Rep. Ed. Brian Fishman. Combatting Terrorism Center at West Point, July 2008. Web, 6. 22Dec. 2014//http:// www. princeton. edu/~jns/ publications/ Sinjar_2_July_23.pdf. и т.д.

Автор: Бобохонов Рахимбек Сархадбекович, старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН. rahimbobokhonov@yandex.ru

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1460412240


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Инициированный депутатами закон по вопросам науки и образования одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов и Глава Республики Саха Айсен Николаев обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества
- Олжас Бектенов с главами дипмиссий стран Европейского Союза обсудил вопросы управления водными ресурсами
- Госсоветник принял участие в Форуме представителей интеллигенции и творчества Казахстана и Кыргызстана
- Кадровые перестановки
- Казахстан готов провести торгово-экономическую миссию в Якутии
- О заседании Совета министров иностранных дел Казахстана и Кыргызстана в Астане
- КазМунайГаз, Сибур и Sinopec обсудили реализацию проекта строительства завода по производству полиэтилена
- Вопросы мониторинга распределения бюджетных средств по ликвидации паводков обсудили в Антикоре
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх