Таджикистан: национализм в действии, - Б.Мирзоев 14:59 11.07.2016
Кампания по исправлению фамилий и имен на местный-национальный лад набирает обороты в Таджикистане. Как заявляют власти, этот шаг направлен на возрождение древних обычаев.
Но некоторые эксперты заявляют, что подобное мероприятие направлено на искоренение всего чуждого национальной идеологии и, прежде всего, что касается того периода, который принято называть советским. Но печально то, что с легкой руки властей, под угрозу исчезновения попали представители национальных меньшинств, которые пока живут в Таджикистане и не хотят уезжать отсюда. Так, ветеран труда, житель Душанбе Вячеслав Титов уверен, что "конечно, если будут созданы такие условия, при которых русские будут чувствовать себя некомфортно, придется подумать о выезде на этническую родину".
А предпосылок к этому более чем достаточно. Руководители таджикистанских ЗАГСов объявили об официальном запрете на использование в республике фамилий и отчеств с русскими окончаниями "-ов", "-ова", "-ович" и "-овна". Такое решение было принято после принятия поправок в закон о регистрации актов гражданского состояния, которые были утверждены президентом Рахмоном в марте т.г. Согласно новым правилам, фамилии граждан Таджикистана отныне будут формироваться при помощи коренных таджикских окончаний "-зод", "-зода", "-ӣ", "-иен" и "-фар". А значит тому же Титову и его соплеменникам, чтобы не стать изгоями, нужно подстроиться под новый лад.
Стоит отметить, что власти республики уже не первый год пытаются искоренить остатки русского культурного влияния и привить народу вроде бы давно отмершие средневековые нормы поведения. Причем главным идейным вдохновителем этого процесса является лично президент. В первую очередь он сделал государственным исключительно таджикский язык. Постепенно все школы, колледжи, ВУЗы перешли на таджикский язык обучения, резко сократилось количество часов по русскому языку. В стране запретили празднование Рождества и Нового года. В частности, запрещены установка рождественских елок и раздача подарков детям в школах.
В рамках СНГ Таджикистан стал первой страной, введшей подобные ограничения. Появилось мнение, что действия направлены против русской культуры. На что епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим ответил, что "… репрессии не могут в нынешних условиях носить односторонний характер. Де-юре должны быть все утеснены, а де-факто - только те, кто представляет реальную угрозу. Мусульмане своим экстремизмом, католики и протестанты - прозелитизмом. Так что праздновать Рождество мы будем, как всегда".
Масштабное наступление повсеместно началось и на старые наименования улиц, проспектов, населенных пунктов. Например, Чкаловск стал называться Бустоном. Еще в 2008 году в Душанбе был демонтирован последний памятник Ленину. Этот последний снесенный бронзовый Ильич работы советского скульптора Василия Козлова был точной копией памятника вождю мирового пролетариата, стоящего в Санкт-Петербурге. В декабре 2015 года также в Душанбе была демонтирована памятная стела Таджикской ССР - 24-метровая колона, которая простояла 66 лет. Она считалась также нулевым километром, от которого начинались все дороги Таджикистана. Кроме того, недавно актерская труппа театра русской драмы имени В.Маяковского в Душанбе обратилась к своим зрителям со сцены после спектакля "Любовь Пери" и в видеообращении в интернете. "Театр сегодня переживает самые черные дни… Мы сами одни ничего не можем сделать, мы умоляем вас всех помогите нам, поддержите нас … Мы хотим достучаться до всех", - говорится в видеообращении коллектива театра. Власти приняли решение снести здание театра, расположенного по проспекту Рудаки в центре Душанбе. Решение спровоцировало широкий общественный резонанс. Гражданское общество выступило против сноса здания театра, который олицетворяет собой зарождение театрального искусства в Таджикистане. Но министерство культуры так и не включило здание театра в число культурно-просветительских объектов столицы.
Нужно признать, что русофобские настроения в Таджикистане появились не сейчас. Стоит вспомнить инцидент, случившийся несколько лет назад во время визита бывшего тогда президентом РФ Д.Медведева в Таджикистан. На совместной пресс-конференции в Душанбе после встречи с Эмомали Рахмоном президент России сообщил, что российские военные останутся в этой стране еще на 49 лет. "Мы дали соответствующее поручение нашим структурам, чтобы в первом квартале следующего года такое соглашение было подписано", - отметил Медведев. И сразу в СМИ появилось заявление 50 представителей таджикской интеллигенции, которые потребовали извинений от российского лидера. В заявлении отмечается, что такое высказывание является мощным ударом в основания независимости Таджикистана. Но история распорядилась по-своему. Сейчас российская военная база является единственной основной удерживающей силой на границе с Афганистаном, которая может остановить в случае нападения любые силы боевиков. Кстати, стоит сказать, что военная база начала функционировать сразу после того, как таджикам простили 242 млн. долларов долгов. Кроме того, Москва заверила Душанбе, что готова поднимать таджикскую экономику не на словах, а на деле: Россия обещала инвестиции на миллиарды долларов. Финансировать предполагалось самую сильную отрасль таджикской экономики - энергетику. Россия выделила около 16 млрд. рублей на строительство Сангтудинской ГЭС-1. Постройка объекта завершилась в 2009 году. Товарооборот между странами начал расти. В 2001 году он составлял 234 млн. долларов в год, в 2006 году дошел до 489,1 млн., а в 2014 году составил около 1 млрд. 251 млн.
Представление таджикской власти о мононациональном государстве, по всей видимости, предполагает окончательное решение русского вопроса. Но как объяснить тогда теплые объятия с российскими партнерами, заверения в вечной дружбе и сотрудничестве? А ведь подобное отношение ко всему русскому наносит, прежде всего, вред собственному населению. По данным ФМС, в России на 2014 год только официально трудилось 1,5 млн. счастливых таджиков. Это 18,5% всего населения Таджикистана. Национальный банк республики отмечает, что объем денежных переводов от гастарбайтеров в 2014 году составил 3,9 млрд. долларов - 45% ВВП. Эти цифры будут нагляднее всяких централизованных инвестиций, о которых договорились Путин и Рахмон. Правда, в 2015 году количество таджикских мигрантов в России сократилось. ФМС считает, что их число упало до 970 тысяч человек. Уменьшился и объем переводов. Что ж, экономический кризис и новые правила получения прав на работу в России.
"Таджикам было бы комфортнее, если бы они знали русский язык, могли ориентироваться в русском мире без чувства дискомфорта, - говорит Равшан Додоев из Регара, - но наши власти все сделали, чтобы таджикам было плохо. Как можно расценить, последний закон с фамилиями? Теперь нам нужно менять паспорта. Нас могут депортировать из России на вполне законных основаниях. Биометрические данные в базе одни, а фамилии уже другие…Ужас, да и только".
Бедного мигранта можно понять. В ответ на запрет русских фамилий и отчеств в Таджикистане Москва может ввести визы для граждан данной страны. Такое предложение озвучил член комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Илья Дроздов. И у депутата немало коллег, которые готовы поддержать его.
Видно у лидера нации, президента всех веков, единственного и незаменимого Эмомали Рахмона совсем крыша поехала. Подогреваемый националистически настроенными чиновниками он продолжает вести политику мононационализации государства. Только вот никто не подскажет ему, что таджикизация вряд ли поможет ему создать сильное государство. Возрождение языка, традиций и культуры своего народа - это, действительно, патриотическая инициатива, но она тогда достойна уважения, когда не наносится ущерб гражданам других национальностей.
Бахром Мирзоев
|