Гарем как культурологическое явление, - А.Глазова 10:37 01.09.2016
Гарем как явление сложился и окончательно оформился в период правления халифов Аббасидов и стал моделью для последующих гаремов исламских владык. При первых халифах Аббасидах женщины правящей семьи имели свое домашнее хозяйство, и даже дворцы - подобные тем, в каких жили их родственники мужского пола. К началу X века женщины стали более замкнуты в огромном царском дворцовом комплексе, и гарем стал отдельной изолированной структурой. Так, например, Масуди, писавший в середине X века, утверждает, что Яхья Бармакид, надзиравший за хурамом Харуна ар-Рашида, запирал его ворота на ночь и уносил ключи с собой домой.
Постепенно гарем халифа приобрел свой фантастический образ отдельного мира, замкнутой среды роскоши и сексуального возбуждения с привкусом жестокости и опасности. Существует несколько указаний на количество проживавших, со своими слугами, в гареме женщин. Гарун аль-Рашид имел в своем хураме более двух тысяч певичек и служанок. Здесь же жили двадцать четыре наложницы, которые вынашивали от него детей.
Девушки, составлявшие гарем халифов, происходили из самых разных земель и были представительницами различных культур. Так как исламские законы запрещали заключать в рабство свободных мусульман и свободных немусульман, проживающих в исламском государстве, они обычно доставлялись извне империи. Некоторые девушки приобретались в качестве военной добычи, а другие покупались на рынках рабов. Рабыни из берберов Северной Африки высоко ценились с сексуальной точки зрения, и сам великий Мансур был сыном одной из них. Однако в IX и X веках аристократию гарема формировали в первую очередь гречанки из Византийской империи, и именно их сыновья становились халифами (Васик, Мунтасир, Мухтади, Мутадид). Матери других халифов были турчанками. Матерью халифа Мустаина являлась славянка из Восточной Европы.
Похоже, что после смерти Гаруна в 809 году следующие халифы, за редким исключением, не женились вообще. Царица-мать стала самой главной женщиной в гареме. Дворцы, которыми владели дочери и кузины халифов, перешли к короне.
Похожее явление наблюдалось в Османской империи семью веками позже. Турецкие султаны во второй половине XV века перестали жениться, за исключением Сулеймана Великолепного, чья женитьба в 1534 году (по иным сведениям в 1530 году) на Хюррем (Роксолане) вызвала удивление и оказалась оскорбительной для османских традиционалистов. Народ особенно озаботило то, что он сосредоточил свое внимание на единственной женщине - это казалось совершенно неестественным и вызывало слухи о том, что султана, должно быть, околдовали.
В Турции XVI века фаворитки султана, среди которых Хюррем была всего лишь самой успешной, в полном смысле слова правили султанским гаремом. К началу XVII века это положение изменилось и гаремом стала управлять валиде-султан (мать султана).
Султанский гарем располагался в стамбульском дворце Топкапы. Здесь проживали валиде-султан, сестры, дочери и наследники (шахзаде) султана, его жены (кадын-эфенди), фаворитки и наложницы (одалиски, рабыни - джарийе). В гареме могло одновременно проживать от 700 до 1200 женщин. Обитательницам гарема прислуживали черные евнухи (караагалар), которыми командовал дарюссааде агасы. Капы-агасы, глава белых евнухов (акагалар), отвечал и за гарем и за внутренние покои дворца (эндерун), где жил султан. До 1587 года капы-агасы обладал внутри дворца властью, сопоставимой с властью визиря вне его, затем более влиятельными стали главы черных евнухов.
Самим гаремом, как было сказано выше, фактически управляла валиде-султан. Следующими по рангу были незамужние сестры султана, затем его жены. Доход женщин султанской семьи составляли средства, называемые башмаклык ("на башмачок").
В султанском гареме было мало рабынь, обычно наложницами становились девочки, которые были проданы своими родителями в школу при гареме и прошли в ней специальное обучение. Девочек покупали у отцов в возрасте 5-7 лет и воспитывали до 14-15 лет. Их обучали арабскому языку, музыке, кулинарии, шитью, придворному этикету, искусству доставлять наслаждение мужчине. Продавая дочь в школу при гареме, отец подписывал бумагу, где было указано, что он не имеет на дочь никаких прав и согласен не встречаться с ней до конца жизни. Попадая в гарем, девушки получали другое имя.
Выбирая наложницу на ночь, султан посылал ей подарок (часто шаль или перстень). После этого ее отправляли в баню, одевали в красивую одежду и отправляли к дверям спальни султана, где она ждала пока султан не ляжет в постель. Войдя в спальню, она ползла на коленях до постели, и целовала ковер. Утром султан посылал наложнице богатые подарки, если проведенная с ней ночь ему понравилась.
Султан мог иметь фавориток - гюзде. Если наложница беременела, то она переводилась в разряд счастливых - икбал. После рождения ребенка она получала статус жены султана - "кадын". Ей полагалась отдельная комната и ежедневное меню из 15 блюд, а также множество рабынь-служанок. Только одной из жен султан мог дать титул султанши, сын которой мог наследовать трон. Все наложницы и рабыни гарема, а также остальные жены были обязаны целовать подол платья султанши. Равной ей считалась лишь валиде-султан, которая независимо от ее происхождения, могла быть очень влиятельной (наиболее известный пример - Нурбану).
По прошествии 9 лет наложница, ни разу не избранная султаном, имела право покинуть гарем. В таком случае султан находил ей мужа и давал приданое, она получала документ о том, что является свободным человеком.
Влияние обитателей гарема на султанов использовали посланники иностранных государств. Так, посол России в Османской империи М. И. Кутузов, прибыв в сентябре 1793 года в Стамбул, отправил валиде-султан Михришах подарки, и "султан внимание сие к его матери принял с чувствительностью". Кутузов удостоился ответных подарков матери султана и благосклонного приема у самого Селима III. Российский посол упрочил влияние России в Турции и склонил ее к вхождению в союз против революционной Франции.
С XIX века, после отмены рабства в Османской империи, все наложницы стали поступать в гарем добровольно и с согласия родителей, надеясь на достижение материального благополучия и карьеры. Гарем османских султанов был ликвидирован в 1908 году.
Женщины, состоявшие в гареме султана, назывались одалиски. Они воспринимались на Западе как наложницы или сексуальные рабыни, и их статус был ниже статуса официальной жены. Фактически они были прислужницами жен султана. Обычно они ни разу не видели султана. Прекрасная одалиска, сумевшая очаровать господина своей красотой, пением и танцем, могла стать женой султана.
Образ одалисок привлекал воображение западных художников ориенталистов XIX века (Энгр). Эти художники, не видевшие не то что дворца султана, а зачастую даже не бывавшие в Османской империи, изображали картины, нарисованные их воображением. Одалиски обычно изображались молодыми, прекрасными полуобнаженными женщинами в восточных одеждах и интерьерах. На изображениях они либо возлежали на подушках на фоне ковров и кальяна, либо исполняли танец живота перед своим господином.
Глазова Анна Владимировна - директор Центра Азии и Ближнего Востока - зам. директора Российского Института Стратегических Исследований
|