Ошибка Запада и новый политический маневр Турции, - Л.Соломонов 16:09 13.09.2016
На протяжении последних 60 лет, Турция находилась под сильным влиянием Запада, который контролировал страну посредством мощного прозападного военного истеблишмента. Каждый раз, когда политическое руководство страны намеревалось проводить независимую политику, противоречащую интересам Запада, военные незамедлительно свергали законно-избранных политиков и выдвигали свои требования. В современной истории Турции таких государственных переворотов произошло 4 раза.
Сохраняя данную традицию, как вы помните в ночь с 15 по 16 июля 2016 года несколько руководящих лиц из Генштаба Турции попытались осуществить очередную попытку по свержению нынешнего президента Эрдогана. Безусловно, Запад заранее знал о готовящемся путче и возможно имел подробный сценарий дальнейшего обустройства Турции. Как известно, попытка потерпела фиаско. Эрдоган выдержал тест на прочность только благодаря своей репутации как лидера страны и широкой поддержки среди граждан Турции.
Неудавшийся госпереворот в Турции задел давние раны в отношениях между Западом и Турцией. Ни один из западных лидеров не осудил публично путчистов. Президент Эрдоган раскритиковал Запад, который не поддержал Турцию в трудные для нее дни, в то время как президент России стал одним из первых зарубежных лидеров, кто позвонил по телефону и объявил о своей готовности помочь Анкаре.
Почему Запад молчит, в то время как другие страны выражают симпатию Эрдогану? На самом деле, Западу стало очень обидно, когда, Эрдоган начал решительно и жестко осуществлять демонтаж политических инструментов Запада, таких как Генштаб, движение Фатхуллы Гулен под названием "Хизмет", прозападных масс-медиа и НПО.
Большой треск во взаимоотношениях Запада и Турции создает благоприятные условия в первую очередь для России, которая оказалась в изоляции от международного сообщества, после аннексии Крыма. Всем известно, даже яркие союзники Кремля, такие как Белоруссия и Казахстан, не поддержали российскую политику в отношении Украины.
Сближение между Анкарой и Москвой открывает новые геополитические возможности для обеих стран. Во-первых, Турция является ключевым игроком в разрешении сирийского кризиса. Россия посредством своего военного вмешательства не сможет в одиночку урегулировать ситуацию в Сирии. Ей нужны такие ключевые партнеры как Турция, поскольку Кремль осознает, что Запад враждебно настроен против России.
Во-вторых, одним из главных стимулов для сближения России и Турции является, безусловно, желание сторон выстроить т.н. "энергетический альянс". В геополитическом, инфраструктурном и коммерческом плане, Турция – идеальный партнер для Москвы для транспортировки российского газа на европейский рынок. Более того, сближение с Турцией автоматически снижает значимость других конкурентных газопроводов, строящихся в обход или без участия России. Азербайджанские, туркменские, иракские, иранские, кувейтские, израильские и сирийские углеводороды не могут быть проданы Европе без участия Турции.
Алармистский тезис о том, что могут исключить Турцию из НАТО является безосновательным и вымышленным. На самом деле, Североатлантический Альянс сам может сильно пострадать от данного акта, так как без турецкой военной инфраструктуры, включая базу Инжирлик, Запад навсегда потеряет доступ к Ближневосточному региону. Более того, Турция, как страна с сильной армией, сама может обеспечить свою национальную безопасность от внешних агрессоров, даже без поддержки НАТО.
Во внутренней политике Турции ожидаются коренные изменения, способные укрепить вертикаль власти, трансформировать аппарат государственного управления и даже упрочить саму политическую систему. Нынешняя тенденция свидетельствует о том, что в будущем влияние Генштаба и Минобороны Турции будет минимизировано. С большой долей вероятности, данный "политический вакуум", оставленный от военных, будет заполнен за счет усиления роли и расширения полномочий спецслужб Турции.
Что касается внешней политики, то Анкара ждет от Запада безоговорочной политической поддержки. В данной сложившейся ситуации, Турция не будет брать на себя инициативу разрыва отношений с Западом, особенно с США. Однако, импульсивные европейцы могут принять санкции в отношении Эрдогана, который неоднократно заявил о возможности принятия ряда законопроектов по борьбе с терроризмом и восстановлению смертной казни в стране. Туркам сейчас выгодно иметь в руках все козыри: по Сирии, по ИГИЛ, по трубопроводам и по беженцам.
В краткосрочной перспективе, Турция будет демонстративно искать пути сближения с Россией, Китаем и Ираном. Не исключено, что теперь Анкара начнет все громче заявлять о своей заинтересованности стать членом ШОС. Однако, это не означает, что турки полностью отказываются от Запада и переключают свой внешнеполитический вектор в сторону Азии. Этот очередной политический маневр призван укрепить геополитическую значимость Турции перед Западом, но и также раз и навсегда покончить с уязвимостью страны перед внешним контролем.
Лев Соломонов
|