Узбекистан. Выборы без выбора. Ч. 2-я, - Бахадыр Мусаев 18:10 08.11.2016
УЗБЕКИСТАН: ВЫБОРЫ БЕЗ ВЫБОРА. Часть 2-я.
Итак, мой читатель - друг, пойдем дальше.
Обращаюсь и к другим читателям - ненавистникам, будь они даже людьми солидными и прочими из серьезной конторы.
Все вы – Другие, "знатоки" - завсегдатаи Форума, выставляющие там непременно мне отметки, смысл которых почти всегда отождествим со словами из трех или пяти букв, что прежде можно было прочитать на заборах. В лучшем случае, три ключевых слова – Негодяй, Дурак и Предатель - лейтмотив всех приводимых вами суждений обо мне.
Впрочем, каждому свое, если не сказать, что мне по барабану ваши отклики. Потому, право, отставляю в сторону неконструктивные разговоры. Все это мелочи жизни сравнительно с тем, что происходит здесь и сейчас в нашей стране, когда РОДИНА – МАТЬ ЗОВЕТ: ВСЕ НА ВЫБОРЫ!
Ведь это касается, будто всей страны и, разумеется, в интересах каждого изменить жизнь к лучшему. Конечно, шучу.
Однако, если всерьез и в досуг вам, то послушайте меня. Быть может, ничего не скажу нового, но как часто люди в упор не замечают очевидного, а я вот такой человек, тем более в возрасте, лета мои заставляют меня не молчать и говорить и говорить о том, что вызывает чаще всего досаду, раздражение многих. Это и понятно, так как мои рассуждения не укладываются в нормы – рамки, привычные рамки клише – суждений и поведения. Нормы – рамки, правила игры, ….боже, как душно на нашей земле, бывает, желаешь забвения, но пока не пришел этот час, я еще есть, то не перестану говорить свое о своем. Кто не желает читать мои шедевральные филиппики - опусы, нажмите кнопку клавиатуры со знаком "выключить" и все дела (кнопка, замечу, это же гениальное изобретение человечества )
Так о чем я? Выборы без выбора.
Полагаю, для того чтобы адекватно разобраться ( понять) и соответственно объяснить, что значит без выбора, достаточно вспомнить, существующий на сей счет у узбеков анекдот, содержащий в себе прозрачный намек на отсутствие в реальной жизни фактического свободного выбора. У посетителя кафе официант спрашивает: вам чай, кофе, минеральную воду?
Мне кофе – отвечает посетитель. Не угадали, - улыбается официант, - у нас только чай
Конечно, это всего лишь капелька из моря творений народного фольклора, не без юмора и удивительно точно, передающей ситуацию, с которым сталкивается каждый обыватель страны.
На память приходит и " живой" пример, который я использовал некогда в своей статье от 10.09. 2007. www.centrasia.ru " Клон фиктивной демократии или "парламентаризм" в Узбекистане". Это расширенный вариант Тезисов моего выступления на XVII – м Экономическом Форуме: Европа: изменение, кризис или шанс? ( секция "Парламенты Центральной Азии: новые вызовы и тенденции в принятии решений) -5-8 сентября 2007 г. Крыница –Здруй. Польша.
"Живым" примером явилось показательное суждение ташкентского арт-художника
Вячеслава Ахунова, воспроизведенного 12 июля того же 2007 г. Это суждение из его
статьи "Мы лучше всех, или особенности национального дувалостроения. "Злобный"
ответ Б. Мусаеву" ( художник имел в виду мою Б.М. статью "Подпевают хором. Тюрьма
"Жаслык" как символ независимого Узбекистана" cм. centrasia.ru от 08. 07. 2007 примеч. Б.М.).
Вот оно это суждение.
"Я должен, - пишет художник, - выбрать то, что уже существует в наличии без всякой
Альтернативы, без моего согласия или одобрения. Даже больше: меня принуждают
Выбрать, ссылаясь на мой долг, как гражданина республики, одновременно подчеркивая
что я могу стать врагом республики, если, имея свободу выбора, по собственной воле
совершу неправильный выбор. Остается одно – совершить выбор, заключенный в своем
неучастии в каких – либо выборах…".
Таким образом, банальная очевидность мнимости, существующего выбора у людей и
в том числе в процессе любых выборов, будь то, они касаются выборов в органы пред-
ставительных органов власти, президента, лежит на поверхности и не требует аналитики.
Имеется ли выбор на наших выборах? Разумеется, не надо иметь палату ума, а будучи честным, ответить отрицательно. Почему?
Думаю, любому нашему Юлдашу, более или менее знающему историю становления
многопартийности в Узбекистане, понятно, что таковая система , сложившаяся в
Узбекистане, искусственна.
В самом деле, он, сравнив лишь одни предвыборные программы кандидатов в
президенты от ныне существующих 4 –х партий, заметит схожесть между собой их
программных положений, установок.
Разве нельзя сказать, что эти партии, все именуемые демократическими, по сути,
если даже не являются все партиями власти, то, несомненно, были созданы этой
властью в целях достижения своих целей, например, для создания видимости, что
природа этого режима является демократической, которая последовательно де проводит
демократические реформы, в т.ч. и политические, что функционирует институт
многопартийности политические партии, служащие якобы своего рода посредниками
между народом (обществом) и государством. Но стоит лишь заземлиться на социально –
политическую обстановку Узбекистана в разные периоды новейшей истории, начиная с
с 1988 г., то возникнут риторические вопросы, но отнюдь не праздного характера.
Для этого лишь стоит назвать ряд движений, объединений, партий, которые…
Это Движение "Бирлик", партия "Бирлик", "Туркестан", "Свободное объединение
молодежи Узбекистана", общественно-культурное объединение "Самарканд",
Демократическая партия "Эрк", женское движение "Тумарис", "Движение за
демократические реформы в Узбекистане", "Партия Свободных дехкан" (Узбекистон озод дехканлар партияси) и др.
( см об этом подробно, например, в работах Б. Мусаева:
Гражданские Движения и Партии в Узбекистане: Тенденции Развития и Проблемы / ж
"Центральная Азия и Кавказ" №5(23), 2002 г.. с. 52-62;
Его же кн. "Узбекистан независимый: Реформы или Бунты?" // www. centrasia.ru 19-23. 01. 2004)
Где эти партии?
Разве не были попытки создания и реальное функционирование названных организаций, партий стихийным проявлением стремления людей реализовать на деле
так называемый "инстинкт власти"?
Бесспорно, сам факт их возникновения, это проявление гражданского самосознания,
законное желание людей направить свою жизнь в русло демократической самооргани-
зации и материализовать пробудившиеся надежды на лучшую жизнь?
Тогда в конце 80-х и начала 90-х была реальная возможность создать настоящее
политическое пространство, где содержанием политической практики стали бы
состязательность, выбор альтернатив, обеспечение условий развитию политического
плюрализма и укрепление светского, конструктивного института оппозиции.
Увы, спустя четверть века, иди и гляди!
Сегодня мы такие, какие есть, со здравым смыслом с точностью наоборот или, как бы я сказал, с благоразумием премудрых пескарей, то есть без проявления свободы воли (свободы выбора), восприимчивые к искушениям.
Если мы сегодня такие есть, значит кому –то подобное состояние узбекистанского общества нужно и выгодно.
Иди и гляди! Налицо результаты расчистки территории - Е…мое! Кругом елки – палки,…
Словом, все путем у нас ныне в Узбекистане, хотя душновато на нашей солнечной (Серкуеш) земле.
Продолжение следует
Бахадыр Ф. Мусаев 08. 11. 2016 Ташкент Тузель-2
|