Таджикистан: за бедную женщину замолвите слово..., - Зебо Хаджаева 11:01 10.11.2016
"Курица не птица, баба не человек", - эту народную пословицу, похоже, неплохо применяют в Таджикистане. И равноправие, о котором долгие годы мечтает женская половина страны, к сожалению, лишь пустые разговоры на высоком уровне. Понятно, что это не касается лишь ближнего окружения президента и его команды. Его дочери занимают высокие посты в правительстве и заняты крупным бизнесом. А вот кто пониже рангом, тем вообще не стоит, и думать об этом.
Женский вопрос в Таджикистане не новый. К нему не раз обращались и представители ООН, ПРООН, других международных организаций, однако, как говорится воз и поныне там. И хотя президент страны Эмомали Рахмон не устает говорить о том, что Таджикистан стремится к созданию светского государства, бесправное положение женщин остается на том же уровне, когда в стране была объявлена независимость. В современном Таджикистане счастливыми принято называть те семьи, где никто из их членов не находятся в трудовой миграции, а доходы семьи покрывают все необходимые расходы. Но таких единицы. Многие могут откровенно признаться, что лишь финансовое благополучие является ключом к полноценному семейному счастью. Девочек с ранних лет приучают к мысли, что она собственность мужа, что уважение к его родителям и их почитание должно быть обязательным. Ее удел – это домашний очаг, воспитание детей и почитание главы семьи.
Но в последнее время растет число тех женщин, которые не хотят жить по старому, но и найти выход, исходя из сложившихся условий, тоже не могут. В поисках социальной и экономической защищенности женщины в Таджикистане соглашаются на статус "второй жены", то есть на фактический брак с женатыми мужчинами. В действительности же вторые жены не обретают защищенности, оказываясь в полной зависимости от мужчин.
Многоженство в Таджикистане официально запрещено. Однако шариат разрешает правоверному мусульманину иметь четыре жены, то есть второй и последующие браки женатого мужчины не регистрируются, но освящаются муллой. И поскольку влияние религии в Таджикистане в последние годы заметно усилилось, то в стране немало тех, кто согласен с правом мужчины иметь несколько жен. В обществе полагают, что многоженство спасает тысячи таджикских женщин, оставшихся в одиночестве в результате гражданской войны и массовой трудовой миграции молодых мужчин.
Некоторые оставленные жены из крайней нужды становятся проститутками. Есть случаи, когда женщины убивали своих новорожденных детей, рожденных не от мужей, чтобы избежать огласки и позора. Государство в странах Средней Азии традиционно не вмешивается в семейный уклад своих граждан, в традиционном обществе эту роль выполняет род или община, руководствуясь обычаями и нормами ислама. Однако массовый характер такого явления, как брошенные жены трудовых мигрантов, неизбежно разрушает национальные ценности.
Как говорят эксперты, в последние годы, институт традиционной семьи в Таджикистане претерпел изменения. Изменились устоявшиеся десятилетиями нормы жизни. Многие семьи в силу объективных социально-экономических условий пересмотрели приоритеты. В результате многие жены в таджикских семьях стали работать, не надеясь на помощь мужчин. Рост полигамии сильно ударил по основам семейных отношений, резко увеличилось число домашнего насилия и нарушений прав женщин в семье. С другой стороны, женщины стали более выносливыми и независимыми от мужчин, что во многих случаях позитивно сказалось на экономическом благополучии этих семей.
Женские активистки не раз поднимали вопрос о равноправии, роли женщин в развитии страны, однако, все принимаемые проекты оставались формальными, так как не имели шансов на успех без правительственной и финансовой поддержки. Да и количество женщин в высшем эшелоне власти не давало возможности на государственном уровне решать назревшие проблемы.
Стоит ли надеяться, что в ближайшее время произойдет в Таджикистане женская революция? Увы, пока это, как говорится, писано вилами по воде. И хотя на различных форумах ООН по защите прав женщин уже не раз поднимался вопрос о бесправном положении женщин в Таджикистане, гендерном неравенстве, таджикские власти исправно продолжают готовить отчеты и успешно заваливать все проекты. Женщины же на местах оставались и остаются один на один со своими проблемами, и только некоторые из них решают покончить с ними путем суицида.
Зебо Хаджаева
|