Узбекистан. Выборы без выбора. Ч. 3-я, - Бахадыр Мусаев 00:13 11.11.2016
УЗБЕКИСТАН: ВЫБОРЫ БЕЗ ВЫБОРА. ЧАСТЬ 3-я.
Закончилась борьба кандидатов в президенты США. 45-м президентом будет провозглашен республиканец, миллиардер Дональд Трамп.
Полагаю, что теперь вопрос с мировым порядком, установлением баланса сил между мировыми державами еще более осложнится, учитывая заявление победителя о том, что он намеревается вернуть Америке былое величие. Словом, на мой взгляд, все вернется на круги своя, согласно англосаксонской поговорке: "Права или нет, но это моя страна".
Я имею в виду худшие стороны этой характерной фразы для политической традиции США, которая (и когда) выражает чувство патриотизма, готовности служить своей Родине, защищать ее интересы в любом случае, вне зависимости оттого, какую политику –верную или нет- проводит правительство данной страны, нравится эта политика другим странам или нет.
В самом деле, если вспомнить историю (см. Википедия), то одна из первых ее формулировок относится к 1816 г., когда известный общественный деятель США Стивен Декатюр на обеде, устроенном в его честь в г. Норфолке (штат Виргиния), сказал: "Пусть наша страна всегда будет правой в своих отношениях с другими. В любом случае это - наша страна, права она или не права"
B мае 1846 г. Джон Криттенден, выступая с речью перед конгрессом Соединенных Штатов, заявил: "Я надеюсь, что моя страна окажется правой; однако я буду стоять на ее стороне, права она или не права".
К чему я и зачем…? Где Америка, а где мы.. Однако, если отставить в сторону размышления о мировой политике, ближайших изменениях в международной политике, связанной с приходом к власти в США названной личности и ожидаемых изменениях в … , то это элементарно не просто в тему, а в самую точку на предмет озаглавленной темы нашего разговора, а именно, о выборе без выбора.
Сегодня вот, например, прочитал на странице фейсбука такие строки
" Слушаю речь Трампа и думаю о тебе.
Все равно вы счастливая нация, которая имеет право выбора, и вы знаете, когда именно он уйдет и что он точно уйдет через несколько лет. И ты можешь представить как нам, когда нет выборов и не известно будет ли выбор вообще, когда - нибудь для нашего несчастного народа…"
Это фрагмент из письма узбекской правозащитницы Умиды Ниязовой американской подруге Аллисон.
О народе и его судьбе, размышляет народный артист Узбекистана, профессор Усман Хакназаров, выступая на страницах международного информационного агенства Фергана со статьей "Нужно поднять нацию с колен" (см. www.Ferghana.ru от 09.11. 2016). В самую десятку его мысли, когда он, в частности, пишет
"Наблюдатели (видимо, автор имеет в виду представителей из ОБСЕ – прим. Б.М.) радуются предвыборной риторике, что льется из уст главного кандидата - Шавката Мирзиеева. Другие сетуют на то, что переход власти снова происходит неконституционным путем, а все "альтернативные" претенденты на престол - не более чем куклы, марионетки в руках узурпатора. Тем временем, в программах кандидатов не говорится о самом главном. Ничего принципиально нового я в них не увидел.
С небольшими вариациями повторяются основные мысли и положения каримовских книг и статей. Те же слова о верховенстве законов, ведущей роли государства в процессе перехода к рыночной экономике, о развитии гражданского общества, заботе о благосостоянии народа, человека, укреплении обороноспособности государства, неучастии в различных военных блоках и так далее. Но один из главных, столбовых вопросов, положительное решение которого могло бы приблизить Узбекистан к XXI веку, ни один из Вас затронуть не осмеливается. Это - насильственный, принудительный труд на хлопковых полях.
Использование этой формы труда сразу отбрасывает страну ко временам рабовладельческо-феодального строя, тем более что она в Узбекистане существует на уровне государственной политики. …"
И еще У. Хакназаров отмечает, что кандидаты аккуратно избегают в своих программах следующие фундаментальные вопросы, как конституционное право граждан на свободу слова, свободно выражать свои мысли, создавать или участвовать в различных политических партиях, собраниях, пикетах, демонстрациях.
Далее прямым текстом сказано:
" Покойный президент "огнем и мечом" лишил граждан своей республики этих прав.
На месте подлинно оппозиционных политических сил, таких как народное движение "Бирлик", партия "Эрк", по его приказу были срочно созданы четыре карманных, так называемых политических партии, основной задачей которых было восхваление личности Ислама Каримова. Продолжением такой дискриминационной политики покойного президента стало лишение конституционных прав граждан на свободное передвижение по территории своей республики и выбор места жительства. А его мнение об узбеках-мигрантах может служить примером пренебрежительного отношения к своей нации. Миллионы молодых узбеков, чтобы не умереть от голода в своем родном кишлаке, бродят по просторам России, Казахстана в поисках любой работы. Они занимают самую низкую, маргинальную ступень социальной лестницы этих государств…. ..
У него ( И. Каримова – прим Б.М.) руки в крови своего же народа, из-за него узбекский народ до сих пор продолжает жить в тотальном страхе перед властью. У него преступная семья, члены которой, пользуясь его именем, понакупали дворцов и земельных участков в Америке, странах Европы. За мошенничество в особо крупных размерах их хотят судить в международных судах. А в Узбекистане их отцу собираются соорудить какой-то необыкновенный памятник….
Каримов продолжил большевистскую политику хлопкорабства. Он физически уничтожил только-только зарождавшееся национальное самосознание людей в лице народного движения "Бирлик" и политической партии "Эрк".
Ну, что еще можно сказать к высказанному в сердцах честным человеком. Безусловно, многое. Но и того, считаю, будет достаточным для наглядного представления о том, что предстоящие выборы, по сути, явятся выборами без выборов, если напомню со своей стороны о следующих вещах – обстоятельствах, которые сложились у нас здесь и сейчас (1991-2016гг) не только благодаря политики "верхов", а и прямого участия (соучастия) общества, когда и где наблюдается, ощущается, переживается дурное устройство нашей жизни.
Это выражено, на мой взгляд, что мы (общество) при содействии власти обрекли себя на несвободу, когда имелась ранее ( в самом начале 90-х) реальная возможность двигаться в направление к свободе. Кто скажет, что человеку было (и есть) здесь и сейчас (1991-2016 гг.) хорошо? Разумеется, вопрос риторический и вместе с тем, отнюдь не метафизический или философский, а практический (эмпирический). Спросите миллионы "маленьких" простых людей в Узбекистане: как им живется хорошо в условиях бедности, запуганных и затюканных, так называемым "средним классом", ядро которых составляют чиновники – бюрократы всех ветвей власти и иже всех с ними, с легкой руки прежнего Юртбоши, названных "барака топкурлар" (приобретающие блага). Нет, не удастся подняться с колен, выпрямить позвонки, преодолеть чувство неполноценности. Нет, так и останемся с этой деструктивной чертой облика типа "биз хечким дан кам эмасмиз" ("мы ничем не хуже остальных"). Останемся во веки - веков во вчерашнем дне, читай, во времени "здесь и сейчас" (1991-2016), когда были установлены "сверху" правилами во всех сферах жизни.
Пока ничего не меняется у нас. Говорят, системное мышление и адекватны тому и решения, реализация принятых решений у основного кандидата в президенты, он же врио.
Между тем, иди и гляди! Фундамент, заложенный его "отцом", строй правления стоит нетронутым. А он держится на угнетении тех, кто и составляет (пополняет) бюджет страны. Ну, а те, средние .. приобретают блага. ибо властвует везде и всюду во всех сферах…
Нет, не стать полноценным "маленькому" человеку, не обрести чести и чкеловеческого достоинства, будь он учитель, земледелец,… пока не осознает: так жить нельзя дальше, уподобляясь животным из – того известного "Скотного двора" Дж. Оруэлла. Должно создать новые обстоятельства.
Но сдается мне, что пока созрела сама действительность. Спит дух моих соотечественников. В данной связи, мне сию минуту по законам ассоциативного мышления на память приходит поэт Абдулла Арипов, который по свидетельству экспертов – литераторов, блестяще перевел "Божественную Комедию" Данте. Не ошибусь, утверждая, что поэт заново открывал для себя мир, когда читал, вникал и переводил строки Данте "Моя страна – весь мир". Следом, естественно, пришло осознание, что Серкуеш (Узбекистан), это далеко не весь мир.
В прошлогоднем эксклюзивном интервью "Озодлику" 75-летний поэт говорил:
- Отсутствие милосердия, любви, сочувствия стало действительностью. Я не могу "переварить" все это. Вокруг меня люди с нищей и искалеченной душой. Слепцы. С рабской душой. Они словно недоспевшие дыни. Они не мыслят. Они идут вслед за богатством, деньгами и должностью. Они не идут вслед за Навои или Махтумкули. Спрашивают: "Сколько у тебя денег?". Все наше окружение такое. Оценят ли меня те, которые в свое время повесили Машраба?...
Днями видел на сайте www.uzxalqharakati.com (НАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ УЗБЕКИСТАНА) выступление лидера оппозиции, поэта Мухаммада Салиха, который оценивая сложившуюся ситуацию в современном Узбекистана на нынешний момент, воспроизвел на своем сайте текст "Настало время быть немного плохими" А сегодня сайт www.centre1.com, где редактором Галима Бухарбаева, совершил благое дело, опубликовав на своей странице материалы последних дней на ряде сайтах, когда вслед за вышеназванной статьей М. Салиха происходили нападки … претензии к оппозиционеру со стороны …под заглавием "Мы еще никого не призывали к джихаду".
Оказывается, многие активисты Узбекистана, включая членов его партии "Эрк", прочтя ее, были в шоке. Они увидели в ней призыв к джихаду в Узбекистане.
"Я никогда , - отмечает лидер НДУ, - не дискутировал с клеветниками. Лишь пару раз был обязан ответить самым злостным из них, однако до сих пор помню, как потом сожалел об этом. Ибо ответ этой категории равнозначен опусканию до их уровня, быть затянутым в их болото".
И далее мне хотелось бы привести избранный фрагмент из его ответа этим самым злостным…
"К вопросу о джихаде: мы еще никого не призывали к джихаду. …
Клеветникам было бы понятно, если бы вместо слов "Мы не ведем джихад за свои права" было сказано: "Мы будем бороться за свои права". Они до такой степени безграмотны, что не знают, что слово "джихад" – производное от слова "мужоҳада" (борьба).
В ответ клеветникам, говорящим "он стремится к власти, к тому, чтобы хоть один день посидеть на троне", наш ответ таков: мы – одно политическое движение, все без исключения политические движения действуют для прихода к власти.
В 1991 году, в частности, для прихода к власти с обращением к народу, что в случае прихода к власти "мы принесем в наш край свободу и благополучие", но правительство Каримова аннулировало полученные нами голоса и само избрало себя в управление.
Народ не избирал Каримова! Вбейте это себе в голову, клеветники!
Во-вторых, вы потратили свою жизнь не на борьбу с Каримовым, а на оппозицию моей личности …
Своей смертью Каримов разоблачил вас: его смерть раскрыла, что у вас нет никакой связи с оппозицией, что под маской оппозиции вы боролись с ней. Не зная ни "а", ни "б", вы тут же начали до небес восхвалять Мирзиеева, который был одним из топоров Каримова.
Подбрасывая к небу свои покрытые пылью тюбетейки, в надежде на остатки костей со стола Мирзиеева, распустив слюни, дожидались рассвета на пороге "виртуальной приемной"!
В ответ на эти слюнявые восхваления сын Каримова Мирзиеев продлил еще на 3 года срок тюремного заключения уже отсидевшему 23 года отважному сыну узбека "эрковцу" Самандару Кукану.
Еще говоря, что Мирзиеев будет строгим, не допустит оппозиции, что будет правильно, ибо без твердой руки у нас нельзя, с первого дня от имени народа вы дали согласие тирании Мирзиеева. Лицемеры! Кто дал вам на это право?
Вы не насытились 27-летней строгостью Каримова?"
(конец цитаты)
Вот уж действительно, не только не насытились, а и не угомонятся. Да, и как же, если им это еще раз выпала возможность попасть в большие забияки.
Но это не все. Мое внимание привлекло сообщение, что руководитель правозащитной организации "Эзгулик", базирующейся в Ташкенте, призвала Турцию, где проживает Салих, изучить деятельность Народного движения Узбекистана и дать им правовую оценку, а демократические силы Узбекистана быть бдительными, представителям гражданского общества не принимать участия в подобных сомнительных действиях.
Здесь перед нами, во всяком случае, на мой уровень понимания, предстают, сняв маски,
обыкновенные холуи, если не сказать, в лучшем случае, прокололся сам "Эзгулик", обнажив свое холуйство перед властью, в худшем, - это топорно сработало солидное учреждение, выдав своих внедренцев.
На самом деле, не считать же, что они "эзгуликовцы" являются этакими розовыми идиотами, не представляющие какова наша действительность и природа установленного режима власти, или так безграмотны, плохо читают (не знают) Всеобщую Декларацию Прав Человека? Конечно, нет. Они не хуже нас имеют представление о том, каково различие между содержанием рапортов власти и социальной реальностью, состоянием прав и свобод человека в Узбекистане, что государство наше не выполняло и не выполняет самую главную свою функцию, связанную с защитой права. Между тем, в Преамбуле Всеобщей Декларации Прав Человека черным по белому написано
"…принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей,
принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения, …"
Не столь уж поразительный и ужасный факт для нашей действительности, где у власти не один и не два топора Каримова, а иже с ними огромная стая хищников, успевай вожак отгонять.., проявлять во всю мощь, так сказать, свои способности системного мышления и соответственно принимать своевременно таковые же решения, чтобы не дать обрушиться цитадели, то бишь не перестали расти счета в банках. Это значит, не следует переставать укреплять фундамент…, достигнутый порядок ради порядка, воздвигать дальше и выше заборы своих дворцов. Дел славных, государственных невпроворот. Разумеется, здесь слова надобно использовать высокие типа того, что у власти и мужей государственных священнейшие задачи – сохранить независимость, обеспечить мир и стабильность, усваивать и осваивать далее ценности духовного наследия и т.д. и т.п. Кстати, когда известная персона власти и некоторые члены его семьи, устроившиеся
на ниве культуры, лгали, воровали говорили и снова грабили, говорили и говорили о национальном возрождении, мне не раз в голову приходила другая история с другой большой страной и в голову шли строки из одного романа Эриха Марии Ремарка:
"Национальное возрождение, о котором они кричали, похоже на камень. Когда его подымаешь с земли, из - под него выползают гады. Чтобы скрыть свою мерзость, они пользуются высокими словами".
Эрих Мария РЕМАРК. НОЧЬ В ЛИССАБОНЕ. М 2015. с.112
Человека же "маленького" тоже привязывают к своему "святому" делу, заставляя лгать и обманывать. Таковы правила игры. Человек их принимает, чтобы не только не очутиться в изоляции, а элементарно жить и выживать дальше. Он привыкает и, хотя душа еще жива, но налицо, что она поражена гангреной.
Словом, не приходится говорить о свободе или свободе выбора в чем бы то ни было, использовании возможностей альтернатив. Да, имеет ли смысл говорить, доказывать, что наши выборы без выбора, в условиях, когда жизнь и строй управления в стране сложились так, что люди постепенно стали, как я погляжу, понимать, что такое хорошо и что такое плохо, особенно в плане того, что в принципе хорошо, а что плохо для человека, перестали разбираться, путать, где верх, где низ, что белое это черное и наоборот, черное, это белое, насилие – это порядок и т.п. Однако этого следовало ожидать, если государственные СМИ на протяжении четверти века, если не отравляют нашу жизнь неправдой, то, несомненно, вдалбливают всякую ерунду, типа того, что моя страна всегда права, "мы ничем не хуже остальных и не будем хуже", она (страна) тебя взрастила и грех смертный критиковать ее и все, что здесь происходит, читай, предавать, клеветать ее, но при этом окончательно задурили голову людям так, что они теперь абсолютно отождествляют понятия, Страна, Отечество, Родина с понятиями Государство, Власть. Соответственно, малейшую оппозиционность к власти воспринимают как смертный грех, связанный с подлостью, предательством.
Извини, дорогой мой читатель - друг, не получается у меня разговора на предмет заявленного мной в заглавии заметки в смысле того, чтобы я все разложил по полочкам.
Быть может, ближе к 4 декабря вернусь к разговору о выборах без выбора. Однако, надеюсь, на сегодня я расставил вопросы таким образом (через призму неприятия официоза), что сам раскинешь мозгами, взглянешь на действительность в нужном направлении, поверишь, что не все безнадежно.
Ведь, при всем том, как сложилась наша новейшая политическая и социальная история на исходе минувшего столетия и начале нового, на нашу почву были брошены добрые семена.
Пройдет время и в будущем они произрастут сквозь гумус и всякое дерьмо, только следует хорошо знать прошлую и настоящую историю дня нынешнего здесь и сейчас, особенно, начала 90-х. Должно знать всю правду о ней, следовать ее дорогой, чтобы победить …начать новую жизнь, как с чистого листа.
Бахадыр Ф. Мусаев 10.11. 2016 Ташкент. Тузель-2
|