"Разбудите меня через 500 лет и я скажу, что делают в Киргизии: воруют и пьют"... - Т.Айылчиев 10:40 13.12.2016
Давным-давно один киргиз сказал: "Разбудите меня через 500 лет и я скажу, что делают в Киргизии: воруют и пьют". И действительно, коррупция - если не первая, то вторая острая проблема в Киргизстане. В одном весе с ней - только политическая нестабильность.
За прошлый год в республике было заведено более 400 коррупционных дел. Но только малая часть дошла до суда, а виновные получили реальные сроки. Остальные затерялись по пути - коррупция, которая засела не только в кабинетах больших и малых чиновников, но и в правоохранительных и судейских органах. Анализ возбужденных уголовных дел демонстрирует, что наибольшее количество уголовных дел по коррупционным проявлениям возбуждено против сотрудников силовых структур. Вымогательства и взятки, злоупотребление должностным положением, присвоение имущества.
Каждый год, больше половины отпрашиваемых респондентов говорят, что давали взятки, что уровень коррупции растет, что особенно сильно это чувствуют предприниматели. 90 процентов населения считает, что государство неэффективно борется с коррупцией.
Киргизия с незапамятных времен пытается бороться с коррупцией - принимает законы, подписывает протоколы и другие документы. Но все это – бумага. Точнее работа на международное сообщество, которое пристально следит за Киргизией. Взять закон "О противодействии коррупции". Акт, призванный искоренить взяточничество, носит формальный характер. Принципы и меры, прописанные в законе "О противодействии коррупции" расплывчаты и не конкретны.
Вообще действующее законодательство страдает отсутствием конкретики и завершенности, что дает недобросовестным чиновникам массу возможностей для злоупотреблений.
Как-то президент А.Атамбаев отметил, что после апрельской революции 2010 года мы начали жесткую и бескомпромиссную борьбу с коррупцией, являющейся главным препятствием на пути построения демократического и процветающего Киргизстана.
Только результатов этой борьбы как не было, так и не нет до сих пор.
Как известно, первый руководитель Национального агентства по предупреждению коррупции, назначенный на четыре года без права отстранения, был уволен за излишнее служебное рвение всего через девять месяцев. Собрал достаточно компромата на большинство высокопоставленных чиновников, в том числе на руководителя администрации президента и председателя Верховного суда.
Поэтому и не видно света в конце тоннеля. Особенно для киргизских бизнесменов, и инвесторов, готовых вложиться в местную экономику.
С нынешним уровнем коррупции Киргизстан никогда не сможет добиться весомых экономических или научных достижений, будет продолжать пожирать и без того скудные ресурсы, которые можно было бы инвестировать в развитие страны. А стране, со слабой экономикой и неразвитой промышленностью, срочно нужны инвестиции. И если бы не высокий уровень коррупции, который тормозит как бизнес, так и приток капитала, то дела обстояли бы совсем иначе. Ежегодно приток иностранных инвестиций снижается. Только в прошлом году он упал на 30 процентов, тогда как в 2014 году - на все 38 процентов.
За неимением ничего лучшего, в Киргизстане научились лишь банкротить крупные предприятия и набивать карманы. Всем известен знаменитый завод "Кристалл" по производству поликремния. Продукция предприятия закупалась Японией. Однако иностранные консультанты убедили кыргызских кризис-менеджеров, что поликремний не актуален, и предложили перепрофилировать производство. В результате было потеряно уникальное производство, рынок сбыта.
Коррупционные схемы находят каждый день на каждом крупном предприятии, учреждении. Обнаружили ее и в ОАО "Кыргызнефтегаз", ответственные лица которого незаконно перечислили более 7 млн. рублей в ООО "Спецсервис". Последний должен был поставить "Кыргызнефтегаз", спецтехнику (два экскаватора и два подъемника) на 27,4 миллионов рублей. Однако два подъемника не поставлены и по сегодняшний день. В результате чего, государству нанесен ущерб.
Коррупция - наиболее серьезная проблема Киргизстана. И все же борьба с коррупцией в стране сведена к минимуму, а то и вовсе просто формальна. Проводимые антикоррупционные мероприятия создают лишь видимость борьбы с этим негативным явлением.
Таалай Айылчиев
|