"Такой вот рахат-лукум"... по-турецки, - Алпаслан Колчак 08:32 09.01.2017
То, что Восток – дело тонкое, давно уже стало расхожей фразой, но как только европейцы пытаются измерять происходящее здесь по своим лекалам, то ничего лучшего на память просто не приходит. К тому же, когда речь идет о политике, то сдержки и противовесы здесь, как и везде, есть, а вот баланс между ними отсутствует вовсе.
Зачем турки сбили российский бомбардировщик в Сирии? Что бы потом извинятся и говорить о трагической ошибке, к которой президент Эрдоган, якобы, не имеет ни малейшего отношения? Есть здесь хоть какая-то логика? Или взять недавнее убийство российского посла в Стамбуле. Официальные чиновники, слаженным хором, сразу завопили, что власть не причем и все это происки злобного проповедника Фетхуллаха Гюлена, сторонником которого был объявлен убийца, лихо ликвидированный турецкими спецслужбами. Вроде бы все понятно, убивать послов однозначно "не комильфо", и официальный Стамбул от этого стремительно и однозначно дистанцировался. Но, опять это проклятое, и недоступное европейскому пониманию, "но…". По сообщениям турецких СМИ, на похоронах Мевлют Мерт Алтынташа, полицейского и бывшего сотрудника охраны президента Турции, расстрелявшего посла РФ в Турции Карлова, присутствовало несколько тысяч человек.
На родине Мевлюта гроб с его телом пронесли на руках по улицам селения, где он родился. Причем, среди людей на панихиде было множество действующих офицеров полиции в форме, которые также пришли почтить память коллеги. И как это понимать? Вообще-то в Турции, как и во многих других странах, тела преступников и, тем более, террористов, родственникам не выдают и хоронят без помпы и указания конкретного места. А ведь Анкара и лично президент Эрдоган, возложили вину за убийство на Гюлена и его организацию, которая в Турции считается террористической и обвиняется в организации попытки госпереворота. Турецкие тюрьмы под завязку, несмотря на их и так традиционно не малые размеры, забиты заключенными, вина которых лишь в том, что они были знакомы с теми, кто, возможно, был знаком с теми, кто, опять-таки возможно, поддерживал Гюлена и его организацию. А тут на похороны официального гюлениста и террориста пришли тысячи человек, причем, никак не опасаясь за последствия своих действий. Почему? Могло ли такое масштабное шоу пройти без разрешения и поддержки властей?
Такая вот восточная специфика, такой вот горьковатый рахат-лукум. И всем, кто имеет дело с турецким государством, следует понимать, что слова, какими бы в тот или иной момент ни были, на самом деле ничего еще не значат. И, самое печальное, что и действия, во всем мире служащие подтверждением или опровержением слов, то же могут происходить и существовать здесь сами по себе, вовсе даже и без связи с окружающим контекстом. Турция, сегодня выстраивая хитроумные комбинации вокруг сирийских курдов, политико-дипломатического урегулирования в Сирии, связях с ИГИЛ, отношениях с внешнеполитическими партнерами и тоталиризации внутренней политики все больше обнажает свои слабые места. Историкам еще предстоит выявить истинные причины того, почему традиционно сильная турецкая дипломатия, которая умела учитывать формируемый баланс сил в мировой и региональной политике, стала плохо реагировать на возникновение новых и опасных уже для сохранения самой турецкой государственности проблем.
Турция - большая и прекрасная страна, населенная трудолюбивым, терпеливым и мужественным народом, страна с огромными богатствами, с большими возможностями, которые позволяют надеяться, хотя, возможно, и не слишком скоро, на светлое будущее. Вместе с тем современная Турция - страна бедняков, живущих в тяжелейших материальных, социальных и культурных условиях. Турция - страна противоречий. Стоящие перед ней проблемы становятся все серьезнее, все острее. Попытки отложить решение этих проблем приводят лишь к еще большему их углублению. В жизни Турции все смешалось и переплелось, здесь столкнулись средневековье и XXI век, многое кажется парадоксальным: реакционные, консервативные традиции и современные, прогрессивные тенденции, невежество, религиозный фанатизм и живая творческая мысль, либеральное фразерство и полицейский гнет, практика физических расправ. Все эти внутренние нестыковки и неувязки, по всей видимости, и привели к современной "рваной" политике, в целях и средствах которой путаются и сами завсегдатаи турецкого Олимпа. И все это следует очень и очень внимательно учитывать тем странам, которые в силу географических или геополитических обстоятельств пытаются выстраивать отношения со столь плохо предсказуемыми потомками янычаров.
Алпаслан Колчак
|