Игры престолов или афганский воз и ныне там…, - Ф.Каландарзай 14:24 21.01.2017
Знаковым событием на минувшей неделе с точки зрения влияния на будущее развитие региональных процессов стала поездка бывшего президента Пакистана Асифа Зардари в Вашингтон для участия в церемонии инаугурации президента США Дональда Трампа. Оставим за скобками подробности этого визита, но дифирамбы, которые американцы пели пакистанцам, дают основания утверждать, что Исламабад продолжает занимать важное место в реализации региональной политики Вашингтона.
В рамках пребывания в США Асиф Зардари встретился с влиятельными американским сенаторами, в том числе республиканцем Джоном Маккейном. Стороны обсудили текущее состояние межгосударственных отношений, роль Пакистана в обеспечении региональной безопасности, а также другие вопросы, представляющие взаимный интерес.
Дж.Маккейн высоко оценил усилия исламабадской администрации по нейтрализации угрозы терроризма, как у себя в стране, так и в регионе в целом. Асиф Зардари, в свою очередь, выразил надежду на то, что Белый дом и в дальнейшем будет строить отношения с Пакистаном, как с союзником, который достиг больших результатов в борьбе с терроризмом, продолжая при этом нести значительные человеческие и финансовые потери.
Как известно, в последние годы пакистанские военные провели ряд крупномасштабных операций по зачистке от боевиков территории Северного и Южного Вазиристана. Если убрать пропагандистскую шелуху, в том числе заверения о "решимости Исламабада искоренить террористическое зло", то в действительности эти действия направлены на то, чтобы заставить руководство Пешаварской и Кветтинской шуры движения "Талибан" перенести свою ставку из т.н. "зоны племен" на афганскую территорию. Одновременно на севере Афганистана неоднократно отмечались факты, когда силы иностранной коалиции под видом оказания "гуманитарной помощи" снабжали террористов продовольствием и вооружением.
Однако вытеснение боевиков из "зоны племен" на территории Пакистана к северным границам Афганистана имеет и более важную цель. Оно позволяет наращивать степень угроз региональной безопасности, прежде всего, на центральноазиатском направлении. Увеличение численности незаконных вооруженных формирований на северо-востоке ИРА становится ключевым фактором в рамках стратегии, нацеленной на усиление рисков нестабильности в приграничных государствах.
Ситуация усугубляется еще и тем, что в условиях нарастания американо-российского противостояния на международной арене заметно оживилась и деятельность российской дипломатии и спецслужб на афганском направлении. Особую озабоченность западной коалиции вызывают сепаратные переговоры представителей России с функционерами движения "Талибан". Официально установление контактов с талибами аргументируется российской дипломатией необходимостью осуществления постоянного мониторинга ситуации на военно-политической арене Афганистана с целью содействия примирению конфликтующих сторон.
Между тем, по оценке ряда аналитиков, Россия просто пользуется явным ослаблением влияния в Афганистане США и их союзников по НАТО после вывода основной части коалиционных сил. В свете внутриполитических изменений в Соединенных Штатах и ожидаемого ограничения активности Вашингтона на внешней арене в период правления избранного президента Д.Трампа, россияне всерьез пытаются подорвать доминирующие позиции Запада в ИРА. В перспективе, опираясь на приобретенных еще в советское время сторонников, планируется восстановить российское влияние в этой стране на прежнем уровне.
Еще одной преследуемой Москвой целью является использование боевого потенциала талибов для противодействия группировке "Исламское государство" в Афганистане, что вызывает негативную реакцию кабульских властей, считающих, что нельзя использовать одних террористов для борьбы с другими террористами.
Складывается впечатление, что некоторые "горячие головы" в Москве не берут в расчет то, что Пакистан, стоявший у истоков формирования движения "Талибан" и как никто другой имеющий "моральное право" заигрывать с талибами, сегодня, пожалуй, больше всех страдает от их вероломства. На те же грабли наступили и американцы, которые сами создали "Аль-Каиду" (это уже ни для кого не секрет), а в итоге получили 11 сентября…
Боюсь, что такое же разочарование может постигнуть и россиян, которые пытаются воспользоваться "потенциалом" талибов, ведь еще вопрос - кто кого использует в этом "тандеме"?
Впрочем, по прошествии стольких лет с момента вывода Ограниченного контингента советских войск из Афганистана влияние Москвы настолько ослабло, что ей поневоле приходится искать новых союзников. Складывается ситуация, при которой для продвижения своих военных, политических и экономических интересов российская сторона готова налаживать контакты даже с талибами, возглавляющими вооруженную оппозицию официальному правительству ИРА.
Однако такая попытка приобрести новые рычаги давления на Кабул и его западных союзников имеет и обратную сторону. При этом Россия, по сути, оказывает себе "медвежью услугу",так как, генерируя противоречия с США и возглавляемой ими антитеррористической коалицией, может"разогреть" замороженные еще с девяностых годов прошлого века очаги напряженности в регионе, что чревато подрывом стабильности и безопасности на южных границах СНГ.
При этом однозначно, что США и их союзники по НАТО приложат все усилия для того, чтобы не допустить расширения присутствия России в Афганистане. В частности, американцы активизируют практику использования боевиков движения "Талибан" и группировки "Вилаят Хорасан" против интересов России и ее союзников в центральноазиатском регионе.
В этой связи показательна негативная реакция Кабула и Вашингтона на состоявшийся в конце декабря 2016 года в Москве 3-йраундтрехсторонних консультаций по региональным вопросам с участием представителей России, Китая и Пакистана, который был посвящен ситуации в Афганистане.
Представители Госдепартамента и силовых ведомств США обрушились на Кремль с критикой по поводу "легитимации и моральной поддержки талибов". Утверждая, что такая политика идет вразрез с международными нормами и принципами, подрывает усилия мирового сообщества и кабульской администрации по борьбе с терроризмом. Россию обвиняют в нанесении урона стабильности в данной части мира путем применения "двойных стандартов" с целью укрепления собственных позиций в регионе.
Эти обвинения могут приобрести большой международный резонанс на фоне последних кровавых и резонансных терактов в Кабуле и Кандагаре, ответственность за которые взяли на себя именно талибы.
Таким образом, последние инициативные действия российской стороны по урегулированию афганского конфликта могут возыметь обратный эффект. Американцы и их союзники без сомнения используют активизацию действий вооруженной оппозиции в ИРА для обвинений в адрес Москвы в косвенной причастности к дестабилизации обстановки в этой стране. Планы России по наращиванию своего влияния в Афганистане, в том числе путем использования прямых контактов с талибами, истолковываются в Соединенных Штатах как курс на обострение российско-американского противостояния в этой стране.
При этом ситуация в Афганистане все больше напоминает ту, о которой в известной басне говорится: "А воз и ныне там…". Военно-политическая обстановка все еще далека от урегулирования, и попытки внешних игроков "тянуть телегу"в разные стороны, как лебедь, рак и щука не способствуют подвижкам в деле разрешения многолетнего афганского кризиса. Нарастающая конкурентная борьба и геополитические игры ведущих держав вкупе с под коверной возней за право управлять внутри афганскими процессами, только увеличивают риски усугубления вооруженного конфликта в ИРА.
В итоге, как говорится, "паны дерутся, а у холопов чубы трещат". Жертвой имперских амбиций и геополитических интриг становится, в первую очередь, мирное афганское население. Продолжая жить в условиях гражданской войны, голода и разрухи, многострадальные афганцы год за годом пополняют мировую статистику печальными цифрами жертв очередных терактов, клановых разборок и "дружественных бомбардировок".
Фазльутдин Каландарзай
|