Эркин Вахидов – узбекский поэт и философ, - Дж.Муслим 12:09 03.02.2017
"А-а, поэт, как дела твои творческие?" – так с доброй усмешкой меня всегда приветствовал Герой Узбекистана, народный поэт Эркин Вахидов. Мне довелось не раз общаться с ним, слушать его советы и наставления, и мне до сих не верится, что я уже никогда не услышу добрых слов наставника. 2017 год в республике объявлен годом выдающегося узбекского поэта.
Перечитывая его произведения, невольно вспоминаешь и важнейшие этапы нашей истории, которые просто не могли пройти мимо внимания поэта и гражданина своей страны.
Э. Вахидов родился в 1936 году, его детство пришлось на тяжелые военные годы. Отец погиб на фронте, и мальчик сполна хлебнул горя и лишений. Поэтому он так остро и пронзительно смог передать неизбывную боль и горечь потери родного человека в поэме "Нидо". Эта автобиографичная поэма-элегия – одно из значимых произведений Эркина Вахидова, которое принесло ему известность. Повествование ведется от имени лирического "я", который в своих монологах воспевает героизм и подвиг отца на войне, гордится, что отец сражается за Родину и народ. Возможно, поэтому поэт очень уважительно относился к ветеранам.
Влюбленный в Ташкент поэт пережил страшное землетрясение 1966 года, видел жертвы и разрушения, как шли работы по ликвидации последствий катастрофы, как старые танки Т-34, повернув башни с пушками назад, шли на штурм поврежденных строений. Весь Ташкент стал гигантской строительной площадкой, где рабочие говорили на языках многих народов союза. Именно тогда и родилась "Поэма, написанная в палатке", где поэт показал, как все народы СССР протянули руку помощи Ташкенту, как город возродился из пепла и стал еще краше.
К теме Ташкентского землетрясения поэт вернулся через 17 лет, написав поэму "Эхо Ташкента", которую он посвятил 2000-летию любимой столицы. Его натолкнуло на это письмо маленькой девочки Дилором, которая не осталась равнодушной к той трагедии. Накопив пять рублей на атласное платье, Дилором передает эти деньги на постройку нового Ташкента и просит их использовать на строительство детского сада. Самоотверженный поступок маленькой девочки очень тронул Э. Вахидова. Поэт мысленно прогуливается с маленькой девочкой по улицам Ташкента, передавая ей и нам безграничную и теплую любовь к Ташкенту.
Поэму "Родник Орзу" поэт назвал сказкой Черного моря, потому что герой как бы общается с морем. Лирический герой просить море дать информацию о легендах, спрятанных в своих недрах, а море поведало ему печальную сказку прошлой жизни. В этой сказке рассказывается также история любви Орзу и пастуха Огадуст. Здесь умело использованы традиционные мотивы и образы. Так, Орзу, не зная как выразить свою любовь к Огадусту, просит совета у родника. Родник учит ее написать любовное письмо, завернуть в лепесток цветка и пустить по течению воды. Сюжет чем-то созвучен узбекскому народному дастану "Кунтугмиш". Э. Вахидов, обновив этот традиционный эпический мотив, наполнил ее современным духом.
Поэма "Мятеж духов", по определению литературоведов, считается вершиной творчества Э. Вахидова. Это новаторское произведение состоит из синтеза поэтической формы, ритма, эмоциональности. "Легенда о невежестве", "Легенда о вечности", "Легенда о преданности" занимают важное место в композиции поэмы и раскрывают образ бенгальского поэта Назрула Ислама, боровшегося за свободу своего народа. При этом поэт выдвигает философские взгляды на жизнь: может ли жить человек вечно? из чего состоят факторы, определяющие его вечность?
В ходе чтения произведения читатель находит ответы на эти вопросы. Человек может прожить целый век, но его жизнь измеряется не отведенным временем, а добрыми делами. Жизнь героев, борющихся за свободу, как и жизнь Назрула Ислама, соотносится с вечностью. Исходя из этих качеств "Мятеж духов" можно отнести к философским поэмам.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что Э. Вахидов плодотворно работал в жанре поэмы. Он создал самые яркие образцы лирической и лиро-эпической поэмы, которые не просто заняли важное место в узбекской поэзии, но и в какой-то степени стали частью летописи эпохи. Ведь проходят года и десятилетия, и все труднее и труднее вспоминаем мы войну и трудное послевоенное время, трагические моменты землетрясения в Ташкенте, да и кто вспомнит бенгальского поэта-патриота лет через пятьдесят?
Джамаледдин Муслим,
председатель Наманганского областного отделения
Союза писателей Узбекистана.
|