Рандеву экстремизма в Кыргызстане, - Э.Култаев 08:48 09.02.2017
Радикалы, прикрывающиеся знаменем ислама, давно стали инструментом большой политики! Небольшой Кыргызстан, к сожалению, тоже участвует в этом процессе. По количеству преступлений экстремистского характера наша республика занимает первое место в Центральной Азии. В Кыргызстане, конечно, принимают меры, вскрывают ячейки, находят взрывные устройства, арестовывают преступников, получают за это медали. Но, несмотря на это, радикализация только растет. Мы боремся с последствиями, а не с причинами. Коррумпированность властей, недовольство социальной и политической несправедливостью создают условия для радикализации молодежи.
Кыргызстан, как и все страны Центральной Азии, стоит перед реальной угрозой возвращения членов ИГИЛ из Сирии и Ирака. Есть веские опасения, что ИГИЛ имеет стратегию, тактику по афганской схеме. Группировки быстро меняют дислокацию, обладая деньгами, быстро перетекают в разные страны. Некоторые кыргызстанцы вступили в радикальную группировку ИГИЛ через интернет.
На этом фоне отрадно то, что правоохранительные органы Кыргызстана продолжают мероприятия по выявлению лиц, выехавших в страны Ближнего Востока для участия в боевых действиях.
В частности, УГКНБ по Ошской области задержан житель махалли "Беш карам" Араванского района - Абдуманнобов Абдуравшан, принимавший участие в боевых действиях на территории Сирии. В Кыргызстан боевик возвратился в июне 2015 года. По его информации установлены 15 выходцев из указанного района, выехавших в Ирак и Сирию, примкнувших к сторонникам Исламского государства. Также в ходе его разработки установлены местные активисты "Хизб ут-Тахрира", а также сторонники данной религиозно-экстремистской организации проживающие на территории России. Несмотря на принимаемые государством меры, радикализация будет только усиливаться. Все эти меры носят формальный характер. Во-первых, ситуация уже запущена на нет. Во-вторых, некоторые чиновники до сих пор остаются под влиянием вульгарной трактовки светскости. У нас повсюду бездуховность, женщины выбрасывают новорожденных в туалет, а мы говорим о том, как носить бороду и хиджаб. У нас сконцентрировано внимание на внешней мусульманской атрибутике. Но мы уже 10 лет не можем ввести в школах религиоведческий предмет о разных религиях и опасных сектах. Это говорит о том, что государство не воспринимает угрозу и не готово к серьезной борьбе.
Когда-то последователи, "Таблиги Джамаата", также известные среди населения как "дааватисты", вызывали недовольство своим внешним неопрятным видом и пакистанской одеждой, которую носили. Как известно, Муфтият Кыргызстана запретил такого вида одежду и специально для них разработал другую, более аккуратную, также им запретили ходить по домам для проповеди.
Но на днях из города Бишкек в соборную мечеть, расположенную в махалле "Беш карам" Араванского района во главе с Ураковым Нодиром уроженцем и жителем г.Бишкек, выпускником одного из медресе Индии, прибыли последователи "Таблига" в количестве 10 человек. Члены данной группы имеют разрешение на проведение десятидневного даъвата.
В настоящее время они проводят подворные обходы с призывами вести религиозный образ жизни, а также соблюдать нормы шариата и посещать мечеть, имамом которой является близкая связь Н.Уракова - Закиев Мухаммад, уроженец Араванского района. При этом для расширения и реконструкции культового учреждения из Королевства Саудовской Аравии поступило около 30 тыс. долларов США.
Как найти выход из сложившейся напряженной ситуации? Муфтият одновременно запрещает и тут же разрешает. Выход напрашивается давно. Нужно жестко и как можно быстрее реформировать духовенство и всю систему исламского образования. Сегодняшнее духовенство не отвечает современным реалиям и вызовам. Конечно, можно, ссылаясь на Коран, критиковать радикальные идеологии, но это не поможет. Мулле и имаму необходимо знать геополитику и политический ислам. Они должны грамотно отвечать на вопросы о джихаде, малом джихаде, о правилах и запретах в исламе на малый джихад и так далее. Но если меня, как верующего, не удовлетворяет ответ наставника, то я пойду слушать другого, уже радикального, имама в интернете. Сейчас в политическом исламе идет конкуренция идей. Чей ролик и чье убеждение более привлекательно, за тем и пойдут люди. Каждый мулла и имам должны быть государственниками. Они должны понимать, как защитить паству и как проводить политику, которая укрепит государство. И не надо ссылаться на светскость, самое главное - мир, стабильность, согласие. А в данной ситуации правительство КР должно выработать определенную стратегию, которая обезопасит улемов и граждан от влияния исламистских радикалов.
Элдияр Култаев
|