Узбекистан на обломках эпохи Каримова, - Б.Мусаев 07:01 14.02.2017
Бахадыр Ф. Мусаев УЗБЕКИСТАН НА ОБЛОМКАХ ЭПОХИ КАРИМОВА.
В эти дни, накануне годовщины 16 февраля 1999, на память мне невольно приходят и другие даты. Они относятся к известному периоду времени, что принято в Узбекистане называть эпохой, рожденной И. Каримовым.
I
Я размышляю. И отнюдь не радужны эти мои размышления как у человека, жившего в эту эпоху.
Если уж говорить открыто и честно относительно названной эпохи, то, в частности, я, как человек рефлексирующий, который безвыездно жил здесь и сейчас (1990-2016), могу начать с утверждения, что ничего нового в смысле социального прогресса она, эта эпоха не привнесла, а наоборот…
На самом деле, перед нами предстает обыкновенная история утверждения во власти известной нам персоны и его борьбы за укрепление своих властных позиций во имя власти, за деньги, за …
Употребляя словосочетание "обыкновенная история", мы имеем в виду, что подобное утверждение во власти такового рода персон, как показывает мировой опыт, не внове и не может не сопровождаться фальсификацией своей политической, социальной истории и соответственно искажением истины, нанося тяжкий вред народу в материальном и в духовном смысле слова.
Достаточно внимательно оглянуться кругом, и если глаза твои видят, а уши слышат, чтобы понять: содержание новостных сообщений государственных СМИ, показатели официальной статистики, выступления руководителей всех уровней страны, которые говорят изо дня в день на протяжении четверти века о том, что в условиях обретенной независимости народ Узбекистана под началом т.н. "государства – реформатора" якобы свершил небывалые социально- экономические успехи и, разумеется, что у него (народа) стало формироваться высокоразвитое национальное и гражданское самосознание, в действительности, есть не более чем высокий звук пустого барабана.
Не надо иметь много ума человеку и глубоко размышлять, а просто быть честным человеком, чтобы не ощутить не только неистребимый запах бедности, а и духовное нездоровье самой названной эпохи, точнее, упадок духа в ее условиях . Больше скажу, разве не очевиден упадок духа, когда по жизни наблюдается:
с одной стороны, смута в головах людей;
с другой - омертвевшая совесть.
Взять хотя бы, помимо упомянутой даты 16 февраля 1999 г. и иные примечательные с трагическими исходом, как 3 марта 1990 г, 13 мая 2005.
Мы, взрослые, зная кое - что о них, стараемся здесь не думать, а если невольно и размышлять наедине с собой, то не говорить об этом вслух и публично.
Почему? Да все и по той причине, что омертвела наша совесть и "наверху" и "внизу". Разве не факт, что замалчивается правда о драматических событиях, произошедших 3 марта 1990 г в Паркенте (действительном количестве убитых ) и до сих пор сохраняется официальная версия в оценке трагических событий 2005 г., читай, фальсификация произошедших событий 13 мая 2005 в Андижане, которая, повторю, является мерзейшей фальсификацией, впрочем, как и всей новейшей политической истории Узбекистана, согласно которой …
II
Прошло столько лет, выросло новое поколение. Наши дети ничего не знают о том, что происходило в действительности 10, 20 -25 лет назад у нас в стране, но учатся будто премудростям, типа того, как жить, быть честным и патриотом, т.е. любить Родину на книгах И. Каримова, много узнают о Тимуре, получают сомнительные знания относительно обретения независимости Узбекистана, благодаря де героической жизни и деятельности Юртбоши, что именно потому процветает страна и его люди. Иначе говоря, они молодые (целое новое поколение – примеч. Б.М.) воспитаны адекватно эпохе. Ну, конечно, не без того, что и героически настроены, победоносны. Далеко не надо ходить за примерами. Вот, начиная с 2016 г, день-деньской, как только включишь телевизор, смотрится и слышится: Мен Юртими севаман! (Я люблю свою Родину!) - это демонстрируются различного рода рекламные телеролики на один и тот же сюжет.
Безусловно, кто не знает, что герой, это тот человек, помыслами и действиями которого управляют и двигают благородство, честь, правда, готовность отдать физические и духовные силы, способности, все свои профессиональные знания на том месте, где он выполняет свою работу и выполняет честно и хорошо.
III
Кстати, о героях, помыслами и действиями которых управляют, двигают, по меньшей мере, честь, благородство и, правда…
Центр "Ижтимоий фикр" провел экспресс-опрос, нацеленный выявить общественное мнение по поводу реализуемых в соответствии с постановлением главы государства Шавката Мирзиеева мер по увековечению памяти Первого Президента Узбекистана Ислама Каримова.
Я не скажу за то, какую профессиональную компетентность, научную честность, нравственную позицию проявили сотрудники НПО "Ижтимойи Фикр" в ходе названного социологического опроса. Вместе с тем, считаю нужным отметить по поводу проведенного социологического опроса общественного мнения, что в Узбекистане нет
общественного мнения.
Почему?
Во – первых, в условиях закрытого общества, каковым является Республика Узбекистан, по определению не может существовать общественного мнения.
Во – вторых, как правило, власти в условиях недемократического строя правления, если хотят показать, что их общество и власть демократическая, то они симулируют наличие общественного мнения.
В третьих, при опросах общественного мнения, всегда (в любом типе общества, включая демократическое, можно создать такую идеологию анкеты, когда получают поставленные задачи исследования, потому что есть всякого рода "лазейки" (предлагаемый перечень вопросов анкеты или вопросы в устной форме, исходящие от интервьюера), который позволяет добиться желаемых ответов, т.е. "помочь" респондентам выбрать из предлагаемых вариантов ответов нужные исследователю..
В четвертых, если говорить конкретно об опросах т.н. общественного мнения в Узбекистане, то ведь ясно, что участвующие в опросах респонденты, это люди общества, где абсолютно доминируют двойные – тройные стандарты мышления (думают одно, говорят другое, поступают совершенно по иному, т. е. не как говорят и не как думают).
Безусловно, наши респонденты в Узбекистане, тем более, когда опрос идет по месту жительства, знают, что нужно выбрать и что от них требуется.
Вот и посудите, насколько можно судить о том, что думают в действительности эти люди и соответственно насколько можно делать объективные выводы на основании результатов их ответов (опросов) .
Здесь немыслимо никакой силой воображения правильно интерпретировать их ответы, т.е. "догадаться", что за этим лежит. Ведь социологи не социальные психологи, чтобы "бродить в душах", которые, как известно, есть потемки.
IV
Но вернемся к опросу. Оказывается, по его результатам , 97,1% из числа попавших в выборку респондентов (охваченных опросом граждан) поддерживают инициативы об увековечении памяти Ислама Каримова.
Согласно же сообщению UzReport. uz, разумеется, с самыми благозвучными словами – комментариями в отношении необходимости увековечивания данной персоны, вырисовывается облик И. Каримова, как величайшего политика современности, дальновидного и стратегически мыслящего руководителя, обладающего государственным видением сути чрезвычайно сложных событий в мире и регионе, к тому же, главное, что ему якобы было присуще особое чувство личной ответственности за свою Родину и народ, за судьбу каждого соотечественника.
Дальше – больше сказано о том, что предложили респонденты в поддержку руководителю страны об увековечивании его (И Каримова) памяти,…
И постепенно, по ходу ознакомления с содержанием конкретных предложений …., т.е. всего этого бла … бла…бла, указанная личность обретает такой масштаб, читай, складывается впечатление, что будто после Тимура и его потомков, пожалуй, не было в Центральной Азии никакой другой выдающейся личности, кроме Каримова.
Будь на нашем месте иностранец, он, читая все это бла… бла.. бла про И. Каримова поверит, что поистине не каждое время и не каждый народ рождает такого героя, политического мыслителя – гуманиста, человека, привнесшего огромный вклад в общую сокровищницу вековой мудрости.
Далее вслед за обобщающим выводом, содержащимся в сообщении UzReportа, где отмечается, что память об Исламе Каримове как выдающемся государственном деятеле, мудром и дальновидном политике будет жить в сердцах узбекистанцев, а на идеи и мысли продолжат опираться на пути к намеченным целям, я невольно тоже задумался о людях и героях, думал и в голову шли следующие строки из Томаса Карлейля.
Сказано: "Если сами мы холопы, для нас не может быть героев" Мы не узнаем героя, даже если увидим его, - мы примем шарлатана за героя.
Признаюсь, вникал я в смысл цитируемых слов и озадачился: может ли быть героем человек, стать героем человек, почитаться как герой тот человек, кто не имел чести и лгал …, и обещая…, не выполнял…, имитировал, выдавал идеи –фикс о будущем и, главное, говорил и говорил отважный на слова, а не на дела …
Это о нем, нашем герое в свое время (1999г) писал Мухаммад Салих:
"Он лгал, и всегда спасала его высота государственной трибуны, магия этой высоты. И сегодня с этой высоты льется ложь о том, что Узбекистан благодатная страна, экономика растет, стабильность укрепляется, народ доволен своим правительством, нет оппозиции, кроме кучки отщепенцев - террористов, нет репрессий против народа, есть только враги спокойствия родной страны".
( см. "МАГИЯ ЛЖИ" www.uzxalqharakati.com 13.02. 2017)
Вместо P.S.
Если у меня была бы возможность задать нынешнему главе государства Республики Узбекистан несколько вопросов, я бы спросил его примерно о следующем и в следующей последовательности о том, что
1 главная проблема, это состояние государства. И если, мало того, что оно неэффективно, а насквозь коррумпировано, то чего от него можно ожидать?
И в продолжение этого первого вопроса.
2. Кто такие наши отечественные управленцы, чиновники? Надо ли доказывать, что, по сути, эта целая армия ("класс начальников"), озабоченных не столько интересами страны, общества, а…
3. На что и кого рассчитывает президент Ш. Мирзияев, в частности, в вопросе фактической реализации задач, поставленных им в новой Стратегии реформ, если в ней ни слова о фундаменте изменения общественного сознания, которые, на мой взгляд, лишь в том случае возможны, мыслимы, если Свобода в собственном смысле слова, станет фактически по жизни решенной политической задачей, регулирующей взаимоотношения между людьми?
4. Можно ли всерьез воспринимать новую Стратегию как повестку для правительства на 2017-2021 гг., заглядывать в будущее, если настоящем нет ни малейших намеков, что свобода станет в нашей стране политическим принципом и основой народной жизни?
5. О каких реформах в Узбекистане может идти речь, если:
во-первых, находится в "работе" прежняя идеология, именуемая идеологией независимости, в которой нет ничего кроме набора слов –клише, понятий, точнее, не имеющих никакого отношения к живой жизни, к чаяниям миллионов простых людей – тружеников;
во-вторых, Тимур остается в качестве персонифицированной национальной идеи Узбекистана.
6. С кем и что строить в этой стране, когда налицо прорехи во всех сферах жизнедеятельности, особенно учитывая состояние общественного и индивидуального сознания, которое, помимо страха, подчиняется логике и философии конформизма, а значит, находится вне сферы морали. Согласно же хрестоматийной истины "Отсутствие морали вносит хаос в социальную жизнь. Без морали в обществе уже не действуют экономические законы..."
Вопросы, вопросы, …
ОДНАКО на этом пункте о прорехах и хаосе я и закончил бы текст - фрагменты размышлений на предмет и сюжет озаглавленного (что за дом построил Юртбоши, где фундамент ветхий, крыша дырявая, кругом "сорняки", мусор, гниет и смердит…- прим Б.М.), процитировав Александра Зиновьева
"ИЗ ОБЛОМКОВ САРАЯ НЕ ПОСТРОИШЬ НЕБОСКРЕБ. ПОСТРОИШЬ ЛИШЬ САРАЙ, ТОЛЬКО ХУЖЕ ПРЕЖНЕГО" .
Бахадыр Ф. Мусаев. 13. 02. 2017 Ташкент Тузель-2
|