КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 09.03.2017
23:18  Главой МАГАТЭ в третий раз переизбран японец Юкия Амано
21:14  Индия требует раскрыть военную тайну российского "Сухого"
21:05  В Госдуме РФ зарубили законопроект об исламском банкинге
21:03  Афганистан призвал Россию вернуться в себя с инвестициями
20:25  Семь россиян стали богатейшими людьми планеты
20:22  В Москве по суду распродают имущество "короля Черкизона" филантропа и мецената Т.Исмаилова
20:05  Ветер перемен: сплотит ли Мирзиеев Центральную Азию? - Х.Бердиев

20:01  Казахстанская фристайлистка Юлия Галышева завоевала "серебро" чемпионата мира
19:48  Казахстан решил добывать нефть и газ по новым правилам, - DW
19:44  Мигранты или экстремисты? Таджики боятся возвращаться из Турции на родину, - "РО"
19:36  Хакерской спецбазой ЦРУ в Германии занялась немецкая прокуратура
18:57  Ближний Восток вступает в зону тактических альянсов, - С.Тарасов
18:49  Коллективный Трамп: ведущие и ведомые. Ч. 1, - Е.Пономарева
18:43  Реальная картина Таджикской армии, - М.Шомахмадов
15:52  Москва и Астана договорились об авиаперевозках. Через Жуковский
13:04  Коран из-под полы: чему учат детей в нелегальных бишкекских медресе?
13:00  "Нет стабильности во власти", - интервью экс-кыр-президента К.Бакиева
12:57  "Однажды меня украли…", - житейские истории кыргызских "невест"
12:54  Загадка французской карты. Первоистоком Астаны был секретный Александровский форт? - краевед Д.Ефимов
12:48  "Острыми коготками растерзала цензуру...". Алматинская писательница Мадина Мусина выпустила роман "Жир"
12:46  Алина Мамаева - лучший пожарный Восточного Казахстана и просто красавица (фото)
12:45  Что представляет собой сегодня турецкая военная машина, - М.Барабанов
12:38  США сдают Афганистан Китаю, - М.Ходаренок
08:32  Коррупц-скандал Медведева/Усманова. РосПремьера готовят под показательный "слив"? - А.Апалин
08:29  Хакеры ЦРУ маскируются под русских Fancy Bear, - Уитни Уэбб
08:11  Нужно проверить китайские инвестиции в Соединенных Штатах, - Wall Street Journal
08:05  Хакерские инструменты ЦРУ, - WikiLeaks
07:46  Американская нефть вернулась в прогнозы. Увеличение добычи в США может ограничить рост цен на рынке
07:44  ЕАЭС в двустороннем формате. Бишкекская гастроль Медведева, - "Къ"
07:26  Иран помогает российскому ВПК. Закупкой ж/д вагонов
07:08  Саммит ЕврАзЭС. Кыргызстан наводит порядок у себя,- С.Чериков
07:05  Узбекистан и Турция подписали новых контрактов на $1 млрд
07:04  Вырастет ли из национал-популизма полноценный казахский национализм? - Мади Алимов
06:59  Зороастрийцы - буревестники в Иране. Чем закончатся демонстрации националистов в Иране? - Авигдор Эскин
06:54  В Сирии помогут подвергшимся насилию женщинам, - А.Онтиков
06:53  Эрдоган в Москве придаст ускорение снятию санкций
06:06  Национализм в Казахстане: насколько он опасен, и нужно ли с ним бороться? - "САМ"
00:28  Борьба против религиозных предрассудков в советском и постсоветском Таджикистане, - Р.Бобохонов, Е.Ниезов, С.Махди
00:13  Что будет после военного либерального колониализма США? - А.Белов
Среда, 08.03.2017
15:27  Бишкек. С 7,5 кг героина задержана ОПГ... из "бывших и действующих сотрудников ГКНБ"
14:34  Взорвать Россию изнутри. Как японские спецслужбы субсидировали российскую революцию, - А.Пронин
14:01  Турцию и Украину надо уменьшить, укоротить и обрезать, - Эдуард Лимонов
11:15  Переодетые под врачей террористы атаковали военный госпиталь у посольства США в Кабуле
09:30  Гахворабандон, или Как выбить из таджиков ненужные традиции? - С.Караев
09:26  Страсть по "Шелковому пути", или Почему Азербайджан атакует Иран, - С.Цатурян
09:22  Конфликт Трампа с Ираном станет трагедией для Кавказа, - А.Арешев
09:08  Российский газ рассорил Евразийский союз, - "СП"
00:48  Кража невесты - преступление, - Кыргыз Туусу
00:11  Турецкий гамбит в исполнении сирийских курдов, - Д.Минин
00:10  Песенка ИГИЛ еще далеко не спета, - И.Шамир
Вторник, 07.03.2017
21:08  Вздулось и забурлило. Доказано спонтанное возникновение всего живого
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Таджикистан   | 
Борьба против религиозных предрассудков в советском и постсоветском Таджикистане, - Р.Бобохонов, Е.Ниезов, С.Махди
00:28 09.03.2017

Р.С. Бобохонов, Е. Ниезов, М. Собир. Борьба против религиозных предрассудков в советском и постсоветском Таджикистане

Ислам как общественный институт в начале ХХ века был широко представлен во многих сферах жизни таджикского общества. Тем не менее, у ислама часто возникали проблемы разного характера. Традиционное таджикское общество было богато разными древними традициями, обычаями, ритуалами, древними верованиями, обычным правом, святыми и культовыми мазарами, захоронениями и т.д., которые противоречили нормам и законам классического ислама. Поэтому ислам как религия всегда пытался растворить традиционную жизнь таджиков, вступая в борьбу с пережитками древних доисламских верований, с нормами обычного права, ритуалами и обрядами и т.д. повсеместно. Многовековая борьба ислама против традиционализма в таджикском обществе, которая продолжалась и в начале ХХ века не всегда была успешной. Хотя ислам постепенно включал в общемусульманскую мифологию многие демонологические образы таджикско-иранского пантеона, придавая им лишь арабские названия, тем не менее, за бортом оказались огромные пласты древней - богатой архаичной и постархаичной культуры таджиков[1, с.3-13; 2].

Ислам как религия и идеология выступал в качестве главного конкурента и противника советской коммунистической идеологии еще в первых годах установления советской власти на территории Центральной Азии, особенно в Таджикистане и Узбекистане. Общественно – просветительское движение "джадидизм" и военно-политическое сопротивление "басмачества" имели религиозно - идеологический характер. "Джадидизм" (от араб.جديد‎‎ - "новый" или от араб. جديدية‎‎ - "обновленчество") – это общественно-политическое и культурно-просветительское движение, которое широко распространилось среди мусульманских (преимущественно тюркских) народов в Российской империи и Центральной Азии (следует отметить, что тогда не все области Центральной Азии входили в состав Российской Империи) в конце XIX – начала XX века. Противоположное джадидизму движение в мусульманской среде того времени называлось "кадимизм" - от араб. قديم ("старое", "консервативное"). Кадимизм как консервативное общественное течение всегда существовало параллельно с джадидизмом и вступало с ним в ожесточенную борьбу не только на страницах прессы и литературы, но и в реальной жизни. Представители кадимизма яростно защищали ислам, законы шариата, исламское мировоззрение и религиозное образование в обществе. Если в первые годы большевикам удавалось склонить в свою сторону большую часть "джадидов" и их лидеров, то ожесточенная борьба с "басмачеством" (последователи кадимизма) продолжалось еще на годы вперед. Первые значительные очаги "басмачества", как политического и партизанского движения возникли после разгрома большевиками Кокандской автономии на территории Туркестана, а после проведения национального размежевания - на территориях современных Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Туркмении и Киргизии, ставившее своей целью борьбу с советской властью и изгнание большевиков. Об этом подробнее можно прочесть в работе "Басмачество – как священный джихад против советской власти"[3; 4].

В 20 – 30 – годы во всех республиках Центральной Азии постепенно физически уничтожались яркие представители духовенства, среди которых были образованные джадиды, муллы, ишаны, пиры и т.д. Разрушались или закрывались культовые здании: соборные мечети, религиозные высшие образовательные учреждения (медресе), библиотеки, хранилище книг и рукописей по исламу, культовые мазары, мавзолеи и усыпальниц известных пиров и ишанов (место паломничества многих мусульман) и т.д. Вместо этого была развернута широкая атеистическая антирелигиозная пропаганда во всех местах и на всех уровнях. Очень активно действовали полевые общественно-научные организации "Знание", в состав которых входили лекторы, читающие лекции антирелигиозного характера. Атеистическая борьба велась не только против ношение хиджабов и никабов среди женщин и девочек, но и против всего комплекса архаичных элементов в хозяйстве, быте и духовной жизни всех жителей республики, в особенности в ее горной части. Главным лозунгом этой борьбы был призыв за равноправие мужчин и женщин в строящем социалистическом обществе, что подрывало базовых основ бытового ислама по вопросам брака, семьи и роли женщин в обществе. Во время проведение компании по ликвидации безграмотности среди местного населения основное внимание уделялось антирелигиозной пропаганде. Отказ от арабской письменности, переход на латынь, затем на кириллицу постепенно закрывал людям доступ к мусульманским книгам и источникам, которые были написаны на персидском или арабском языках. В средних школах, на полях и у станках молодые девушки и женщины разных возрастов не только перестали носить хиджаб или никаб, но и активно включились в новую светскую общеобразовательную систему[5; 6].

В новом социалистическом таджикском обществе религиозное сознание у местного населения постепенно уходило в прошлое, но традиционные элементы культуры и быта, которые исторически и частично были соединены с исламом, продолжали функционировать и о себе давали знать. Поэтому многие историки – этнографы все советские годы в рамках этнографических, лингвистических и археологических наук стали пристально изучать огромные пласты древней ирано-таджикской архаичной и постархаичной культуры. Один из авторов этой статьи был участником этого научного процесса. Во время многочисленных полевых экспедиций в разных районах Таджикистана в советские и постсоветские годы в ходе детального изучения различных пластов материальной и духовной культуры таджиков мы пришли к главному выводу: традиционные домусульманские верования, нормы обычного права – "Одат", традиционные "мужские дома", культовые мазары, захоронения, каменные рельефы, изображающих святых – "чильтаны"("сорок тел" - в переводе с персидского) и т.д. параллельно существовали с исламской религии во всей истории ислама в Таджикистане. Более того, древние обычаи и традиции таджикского народа во все времена являлись источником фикха в ханафитским мазхабе и местным тарикатам тасаввуфа и внесли огромный вклад в эволюции исламской мысли всей Центральной Азии[7].

Например, в ходе этнографического изучения края (80-90-е годы прошлого и первые годы нынешнего столетия) мы убедились в том, что среди горных таджиков, особенно в труднодоступных горных селениях, очень хорошо сохранились некоторые элементы древних доисламских верований, которые играют немаловажную роль в их общественной жизни. Ими насыщены все ритуалы, выполняющиеся в обрядной порядке. Сохранившиеся элементы древних верований у горных таджиков, прежде всего, вытекают из древней и богатой иранской мифологии. Зороастрийские представления, которые были распространены еще в древности на территории "Исторического Таджикистана" сегодня хорошо сохранились у горных таджиков, несмотря на влияние многих религий, в частности ислама [8, с.3-12; 9].

Или другой пример, касающиеся традиционным "мужским домам", которые функционировали на протяжении многих веков истории Таджикистана. В ходе полевых работ была изучена и проанализирована тема традиционных "мужских домов", которые еще существовали в конце XIX и начале XX в. у горных таджиков. Многочисленными свидетельствами подтверждаются различия в типах помещений для объединений мужчин, в их названиях, в их правовом статусе у разных групп таджиков [10, с.170]. Один из типов помещений для объединений мужчин назывался "аловхона" или "алоу-хона" ("дом огня"). Об этом пишет Н.А. Кисляков [11, с. 87-89]. "Аловхона", по его мнению, как "своеобразный атрибут общины сохранился у горных таджиков вплоть до 40-х гг. ХХ в. и неоднократно привлекал к себе внимание этнографов" [11, с.88]. В Каратегине и Дарвазе вплоть до 70-х гг. ХIХ в., т.е. до времени присоединения этих районов, бывших ранее независимыми владениями, к Бухарскому ханству, хонако (место молитвы) вообще не было. В ряде кишлаков функцию мечети (как помещения для молитвы) выполняла алоухона, для чего в ней устраивали михроб (место, где мулла читает азан во время коллективного намаза). Однако сразу после установления в крае власти эмира Бухары его наместник Худой Назар Аталык признал такое положение противоречащим мусульманскому благочестию и повелел повсеместно рядом с алоухона возводить хонако [11, с.88-89]. Н.А. Кисляков еще в 1936г. довольно подробно описал функции "мужских домов" аловхона у горных таджиков Вахио-Боло[12, с. 104 – 106.]. В его трудах очерчена область распространения аловхона в его классической форме – "горные районы Восточной Бухары - долина р. Сурхоба (Каратегин), долины рек Хингоу и среднего Пянджа (Дарваз), горные местности по верховьям рек Кизыл-су и Ях-су и Гиссарская долина" [11, с.89]. Об аловхона в Каратегине и Дарвазе еще в конце ХIХ века писал Г.А. Арандаренко [13, с.319]. Л.Ф. Моногарова пишет, что в Язгулеме "в прошлом" помещение современной мечети являлось общим домом для гостей и, как алоу-хона горных таджиков, местом общественных трапез и увеселений для мужчин"[14, с.54]. Развивая эту мысль, М.А. Хамиджанова утверждает, что "в Матче в наиболее старых мечетях отдельной алоухона не было, и ее функции выполняли сами здания мечети"[15, с.25-26]. Подробные сведения о традиционных "мужских домах" горных таджиков содержатся в трудах М.С. Андреева [16, с.163-165; 17, 164-165]. Интересные материалы о подобных домах мы находим и в других работах советских этнографов [18, с.23-24; 19, с.56 ; 20, с. 118 – 164 ]. Как мы видим, все исследования, касающиеся проблемы традиционных "мужских домов" в Таджикистане, посвящены лишь периоду второй половины ХIХ – первой половины ХХ вв., поскольку к этому времени все традиционные "мужские дома" по всей республике были закрыты. Вместе них во второй половине XX в. во всей республики, в особенности в ее горной части, были построены "мужские клубы" светского характера, которые в постсоветское время трансформировались в мечети [21, с.55-65; 22].

Эти два примера показывают, что в таджикском обществе на кануне и в первые годы советской власти традиционная культура вобрала в себя не только ислам, но и огромные пласты богатой древней доисламские иранско-таджикской мифологии. В ходе антирелигиозной компании в советские годы больше всего подвергалось гонению сама религия ислам, а огромные пласты древней иранско-таджикской мифологии стали объектами научного исследования историко-этнографической науки. Таким образом, традиционные народные верования, так или иначе, сохранились и продолжали функционировать в ограниченном масштабе, в большей степени, в горной части республики. Советская модернизационная модель развития сыграла огромную роль в упадке традиционализма в таджикском обществе в целом. Эта проблема подробно изучена и анализирована в работе "Таджикистан (ХХ в.). Упадок и возрождение традиционализма"[23, с.5-6]. В постсоветское время в таджикском обществе начался процесс возрождения традиционализма в новых исторических условиях и в жесткой конкуренции с вновь возрождающимся исламом (об этом подробнее ниже).

Еще в первые годы советской власти, как было отмечено выше, были закрыты все религиозные школы и мечети во всех республиках Центральной Азии, за исключением нескольких мечетей и религиозных центров в центральных населенных пунктах, взятых под жесткий контроль государство. Вся общественная религиозная мысль ушла в подполье. Таким образом, Советская власть лишила религиозных деятелей возможности участия в политической, социально - экономической, правовой и культурной жизни страны. Но сам институт ислама в дальнейшем использовался во внешнеполитических целях СССР. Речь идет о взаимоотношении Советского Союза со многими мусульманскими странами в разные периоды мировой истории XX века. В самих мусульманских странах под влиянием Европы в конце XIX- начале XX века, стала обосновываться идея отделения религии от государства и от политики. В течение десятилетий, особенно после второй мировой войны, правители новых, возникших независимых мусульманских стран энергично оттесняли от власти религиозные группы. Тем не менее, идея единства ислама и политики была и остается одной из основ политической культуры мусульманского мира[24, с.24]. Советская власть понимала, что институт ислама так или иначе, рано или поздно нужно было легализовать. Создание в 1943 г. Среднеазиатское духовное управление мусульман (САДУМ), координировавшее деятельность мусульманских общин Средней Азии и Казахстана, было важным шагом в этом направлении[25]. Религиозная деятельность САДУМ была полностью взята под жесточайший контроль советского государства.

САДУМ и другие муфтияты СССР сыграли очень важную роль во взаимоотношениях СССР с мусульманскими странами мира. У Советского Союза в послевоенное время (в период распада колониальной системы и после нее) постепенно сложились хорошие дружеские отношения со многими мусульманскими странами. Поэтому нужно было создавать декоративную религиозную систему, куда могли входить основные религии: христианство, ислам, буддизм и иудаизм. Согласно этой декоративной системы, в городах Центральной Азии, в том числе и в Таджикистане, были сохранены центральные мечети, которые могли официально функционировать. В сельской местности властями было дано негласное разрешение старикам совершать вечерние молитвы в новых мужских клубах [26]. Но в каждом мужском клубе были внедрены агенты или осведомители советской власти и ее правоохранительных структур, которые строго следили за религиозной жизнью граждан. В центральных мечетях (в городах) сами священнослужители были вынуждены либо стать агентом советской власти, либо тесно с нею сотрудничать. Тем не менее, огромное количество людей, в особенности дети и подростки, как в городах, так и в сельской местности не могли посещать мечети и мужские клубы [26]. Эта группа населения в дальнейшем, как наши исследования показывали, постепенно были вовлечены в исламские подпольные школы – "хуфия". Об этом подробно написано в работе "Мужские клубы, как институт гражданского общества в Таджикистане (ХХ в.)" [21, с.55-65].

Наряду с исламскими подпольными школами в 50-60- гг. ХХ в. постепенно появились и первые подпольные исламские организации, не только в городах, но и в сельской местности. Первые подпольные организации, как правило, были небольшими и имели от 3-х до 10 членов, поскольку коллективное собирание мужчин вне мужского клуба было заметным явлением и жестко преследовалось правоохранительными структурами. У них не было названия, устава и четких план действий. Но главная цель и задачи были определены: нести в массы путем пропаганды идеи и знание ислама. В городах члены этих подпольных организации на уровне "махаллы" ("местность, квартал, улицы" - в переводе с таджикского) агитировали свои религиозные идеи, вступая часто в спор с официальными священнослужителями или представителями интеллигенции, занимающимися вопросами культуры и образования. В сельской местности члены подпольных исламистских организаций посещали мужские клубы и вступали в доверительный контакт с некоторыми его членами, чтобы в дальнейшем их привлечь в свою сторону. Как показывали наши исследования, такой метод был очень эффективен с точки зрения конспирации и нелегальной агитационной деятельности. В ходе полевых работ один из авторов этой статьи неоднократно встречался не только с бывшими выпускниками подпольных исламских школ, но и с некоторыми бывшими и действующими членами подпольных исламистских организаций в разные годы и в разных районах республики. Следует отметить, что члены подпольных исламистских организаций и бывшие выпускники подпольных исламских школ открыто стали выступать и агитировать свои идеи лишь в эпоху Гласности и Перестройки в середины 80-х гг.[21, с.63-64].

В постсоветское время судьба ислама в республиках Центральной Азии сложилась по-разному. Если в Таджикистане активизация исламских сил привело таджикское общество к гражданской войне, то в Узбекистане активность исламских организации была жестоко подавлена полицейским режимом Ислама Каримова, многие исламисты были вынуждены покинуть пределы республики или уходить в глубокое подполье. В Казахстане, Туркменистане и Киргизии деятельность исламских организаций либо были запрещены, либо были взяты под жесточайший контроль новых режимов.

Гражданская война в Таджикистане, где исламская оппозиция принимала активно участие, стала отправной точкой для дестабилизации политической ситуации во всех республиках Центральной Азии. Политическая и военная активность исламистов в Таджикистане в случае успехов могла спровоцировать гражданский конфликт на всем пространстве Центральной Азии. Поэтому жесткая реакция узбекских властей на этот гражданский конфликт была закономерной. О событиях гражданской войны и активное участие в них исламистов подробнее можно читать в работах авторов[27, с.74-84; 28; 29].

Следует отметить, что этот конфликт в конечном итоге был урегулирован благодаря диалогу светских и религиозных сил. На наш взгляд, опыт гражданского конфликта, в ходе которого были выработаны различные модели светско - религиозного диалога, весьма уникален и может быть полезен для всей Центральной Азии. В ходе гражданской войны впервые в новейшей истории Таджикистана Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) легализовала свою деятельность и активно принимала участие в политических процессах пост конфликтного времени. ПИВТ стала парламентской партией и легальными методами начала бороться за политическую власть в республике. С одной стороны, легализация ПИВТ, как нам показалось, на какое-то время затормозило развитие радикально - экстремистских настроений среди населения Таджикистана. С другой стороны, некоторые последователи ПИВТ увидели в ее компромиссе с новыми властями РТ отход от принципов и идей, изначально залаженной в исламской партии. Более того, это легализация не решило многие проблемы, связанные с религиозной жизнью в таджикском обществе. После легализации ПИВТ некоторые идейные и активные члены этой партии покинули ее ряды и ушли в подполье, присоединяясь к другим запрещенным религиозным организациям в республике и за ее пределами[30].

Многие бывшие члены ПИВТ влились в ряды Международное исламское движение – "Салафия", которое широко развернуло свою деятельность на территории Таджикистана и Узбекистана. Позже некоторые члены ПИВТ неоднократно отрицали свою связь с этой организации [30].

В постконфликтном периоде светские власти в Таджикистане приступили к серьезному изучению религиозной ситуации в стране, для того чтобы в дальнейшем принять новый Закон РТ "О свободе совести и религиозных объединениях". Новый закон был принять 05 марта 2009 года, в котором исламская правовая школа "Ханафия" была объявлена официальным религиозным течением[31].

ПИВТ, в отличие от других исламских организаций, поддерживал проект нового закона. Лидер этой партии Мухиддина Кабири по этому поводу заявил следующее: " Данное решение было принято именно потому, что подавляющее большинство мусульман Таджикистана – более 95 %, – исповедуют ислам ханафитского толка. Именно на принципах "Ханафии" построена жизнедеятельность таджиков, "Ханафия" оказывает огромное влияние на формирование культуры - поэтому и было принято решение объявить это течение официальным, что также было закреплено в преамбуле нового закона"[30].

Приняв этот закон и объявив "ханафитский ислам" официальным течением в республике, светские власти перешли в контрнаступление, запрещая деятельность других исламских организаций. Мощная правительственная программа была развернута, прежде всего, против движении "Салафия".

В постсоветское время академический институт философии в Таджикистане служил исламу. Об этом подробно мы писали в начале 2015 года в работе "Ислам и кризис научного мировоззрения в постсоветском Таджикистане"[32]. После публикации этой работы был большой общественный резонанс в таджикском обществе. Газета "Садои мардум" ("Голос народа" в переводе с таджикского) опубликовала эту работу на таджикском языке большим тиражом. Институт философии также ответил автору, выражая свое несогласие по поводу фактов, изложенные в этой работе, правда, не опровергая их. Наш анализ показал, что ислам глубоко проникся в этот институт. Что будет с этим институтом, исправится ли он в ближайшее время или этот процесс необратим – покажет время. Наши прогнозы, судя по коллективному ответу института автору, не утешительны. Может быть, станет и еще хуже. Например, ученые этого института в скором времени могут потребовать от светских властей, чтобы им построили на территории Академии наук мечеть для совершения молитвы в рабочее время. После прихода нового президента Академии наук Таджикистана Фархода Рахими, который является известным ученым в области ядерной физики, возможно, религиозная ситуация в самой академии коренным образом изменится.

Академия наук Таджикистана в дальнейшем должна вновь обратить свое внимание на опыт прошлых лет по борьбе против религиозных предрассудков (хурофот) в советском таджикском обществе. Гуманитарные институты академии должны организовать новые научные экспедиции по всей республике, изучать религиозную ситуацию на местах, читать лекции на тему классического и мирного ислама в мечетях, изучать народные доисламские традиции, пропагандировать науку и светский образ жизни в целом. Авторы этой статьи были участниками такого рода научной экспедиции в Раштском районе республики в конце мая 2016 года. Цель этой экспедиции, по мнению ее участников, не была достигнута, поскольку не состоялась встреча с домуллой Хикматулло и его учениками в Таджикабаде. Пресс–секретарь правительства Раштского района лично препятствовал этой встречи. Надеемся, что власти услышат нас и такого рода инциденты в будущем не повторяться. Более того, мы уверены, что светская власть республики в дальнейшем будет сотрудничать с учеными в борьбе против хурофота не только в городах, но и в сельской местности.

В процессе борьбы против хурофота в республике светские власти должны окончательно решить проблему гастролирующих священнослужителей. Речь идет об известных муллах, которые часто выступают в СМИ, в социальных сайтах Интернета: Ютуб, Фейсбук, В контакте, Одноклассники и т.д. Они часто ездят по республике, посещают публичные места, местные мечети, читают проповеди – промывают мозги, в основном молодежи, таким образом, продолжают политику исламизации общества и политизации самого ислама. Более того, эти муллы - гастролеры часто ездят по России и читают проповеди среди мигрантов из Таджикистана. Конечно, они в ходе своих поездок зарабатывают огромные деньги, которые не облагаются налогами.

Теперь ниже приводим некоторые итоги нашего исследования, касающиеся истории борьбы светской власти против религиозных предрассудков в советском и постсоветском Таджикистане. Мы выше отметили, что до прихода большевиков и установления советской власти в Таджикистане существовало традиционное мусульманское общество. Это общество было очень консервативное, хотя оно медленно эволюционировало в рамках модернизационного проекта джадидов в начале ХХ века. Об этом подробнее можно прочесть в работе "Джадидизм – как школа модернизации ислама в Центральной Азии"[33]. Следует отметить, что модернизационный проект джадидов в таджикском обществе тогда не был завершен, поскольку пришли большевики и установилась новая советская власть. Большая часть джадидов перешла на сторону новой власти и пыталась реализовать свои идеи в рамках нового советского модернизационного проекта большевиков. Многие джадиды в дальнейшем были репрессированы, некоторым удалось выжить, но их светские идеи о новом обществе частично были реализованы большевиками (среди которых и были джадиды-революционеры-младобухарцы).

Против джадидизма в таджикском традиционном мусульманском обществе начало ХХ века ярко выступали представители кадимизма, которые после прихода большевиков не только не признавали новую власть, но и начали вооруженную борьбу против нее. Речь идет о формировании басмаческих отряд в первые дни советской власти, которые состояли в основном из числа приверженцев кадимизма. Об этом более подробно можно прочесть в работе "Басмачество – как священный джихад против советской власти в Центральной Азии"[34]. Именно в этой борьбе советская власть не только нанесла поражение кадимизму, но и реализовала многие идеи джадидизма о светском обществе во всей Центральной Азии, в том числе в Таджикистане.

В постсоветском Таджикистане начался процесс исламизации общества и политизации самого ислам. Были созданы радикальные и исламистские организации, которые включились в политическую борьбу за власть. Некоторые организации, как правило, руководили зарубежные эмиссары, которые были ваххабитами, салафитами и тахрировцами. В годы гражданской войны ПИВТ либо сотрудничала, либо включала в свои ряды некоторых представителей этих организаций. Об этом было много публикаций в СМИ того времени. После войны ПИВТ стала парламентской партией, но, по-прежнему, руководила процессом исламизации таджикского общества. В результате многолетней деятельности ПИВТ современное таджикское общество стало более религиозным, где шариатские законы постепенно внедрились и закрепились в сознании многих жителей республики на долгие годы вперед.

Сегодня процесс исламизации затрагивает все социальные и возрастные группы современного таджикского общества. Этот процесс набирает обороты, прежде всего, среди молодежи и женщин среднего возраста в городах и районных центрах республики. Например, носить хиджаб, который сильно отличается от традиционного таджикского или узбекского платка, стало для многих городских девочек и женщин повседневным явлением. Салафитскую бороду (борода без усов) носят не только известные муллы, но обычные граждане, более того, среди молодых мужчин она стала модной. Салафитскую белую тюбетейку мужчины носят также повсеместно.

Не ношение хиджаба, бороды, белой тюбетейки или запрета на продажу и потребление спиртных напитков - эта лишь небольшая часть огромного набора запретительных мер, которые сегодня предлагают сторонники исламизации современного таджикского общества. Эти запреты постепенно способствуют формированию религиозной (мусульманской) идентичности населения, которая отличается от национальной идентичности, имеющей светский характер. Растущая религиозность населения имеет идеологический характер и трудно поддается контролю властей, что вызывает некоторые опасения у правительства. В связи с этим таджикские власти в последние годы приняли ряд законов, контролирующих религиозную ситуацию в республике. Эти законы направлены на укрепление светских основ современного таджикского общества. Например, согласно этим новым законам женщинам и несовершеннолетним будет запрещено посещать мечеть, само правительство будет выдавать списки с темами пятничных проповедей, некоторые мечети будут закрыты, будет ограничена деятельность суннитских школ ханафитского мазхаба, будет ограничена политическая деятельность независимых религиозных лидеров и т.д.

После парламентских выборов в начале 2015 года в Таджикистане произошли очень серьезные события, затрагивающие религиозную жизнь общества. Главное событие – было мятеж генерала исламиста под именем Абдухалим Мирзо Назарзода(1964 - 2015). Он был также известен как Ходжи Халим. Назарзода был генерал-майором ВС Таджикистана, заместителем министра обороны страны, в 2015 году устроил вооруженный мятеж и был убит при его подавлении. В городе Вахдат, который в годы гражданской войны был оплотом ОТО(Объединенной таджикской оппозиции), и в Душанбе произошли нападения на сотрудников силовых структур. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон обвинил Назарзоду в их организации и в мятеже, сняв генерала со всех постов. Тот с группой сторонников и большим арсеналом оружия укрылся в Ромитском ущелье. Произошли столкновения правительственных войск с мятежниками с десятками убитых с обеих сторон. Группа была окружена. 11 сентября 2015 года в СМИ появилось, как оказалось позже, преждевременное сообщение об уничтожении лидера повстанцев[35]. Однако 16 сентября Назарзода все же был убит в высокогорной местности. Принадлежал ли мятежный генерал в реальности к каким-либо исламистским партиям и организациям, и устроил ли он свое выступление до, либо после обвинений президента в мятеже, достоверно неизвестно. Сам он в последние недели жизни якобы отрицал обвинения в вооруженных нападениях, заявляя, что правительство организовало их само с целью расправиться с бывшими членами ОТО, однако это заявление было сделано устно, по телефону и не лично Назарзодой, а через одного из сторонников генерала[36]. Сомнений в виновности Назарзоды добавляет и то, что непосредственно перед началом столкновений он быстро продвигался по карьерной лестнице, имел хорошие отношения с властями и существенное имущество, в то время, как по словам самих таджикских оппозиционеров и исламистских политиков, не принадлежал к ним и, более того, старался дистанцироваться[37].

После подавления мятежа началась борьба светской власти против ислама во всех сферах жизни. Борьба имела, прежде всего, идеологический характер и велась против исламизации таджикского общества и политизации ислама в республике. К осени 2015 года была закрыта ПИВТ и ее структуры по всей республике, некоторые ее руководители оказались на скамье подсудимых[38, с.431]. Какова будет религиозная ситуация в республике в обозримом будущем, пока не ясно и непредсказуемо. Исследования авторов по этой и другим проблемам, касающиеся истории и культуры таджикского народа в дальнейшем будут продолжены.

Литература

1. Бобохонов Р.С. Пережитки древних верований горных таджиков Южного Таджикистана(XX в.)//Современная наука. Актуальные проблемы теории и практики. – 2012. - №3. – с.3-13.

2. Бобохонов Р.С. Реликты доисламских верований у горных таджиков// http: // www. centrasia. ru/newsA.php?st = 1441802280.

3.Бобохонов Р.С. Басмачество - как священный джихад против советской власти в Центральной Азии. Ч. 1//www.centrasia.ru/newsA.php?st=1430799600; 4.Бобохонов Р.С. Басмачество - как священный джихад против советской власти в Центральной Азии. Ч. 2// http: // www. centrasia.ru/newsA.php?st = 1430978880.

5. Бобохонов Р.С. Ислам и кризис научного мировоззрения в постсоветском Таджикистане//http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1421359500.

6. Бобохонов Р.С. Ислам и кризис научного мировоззрения в постсоветском Таджикистане//Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики". Серия "Гуманитарные науки". №10. Октябрь 2016.

7. Полевой архив Р.С. Бобохонова

8. Бобохонов Р.С. Пережитки древних верований горных таджиков Южного Таджикистана(XX в.)//Современная наука. Актуальные проблемы теории и практики. Серия гуманитарные науки. №3, 2012, с.3-12.

9. Бобохонов Р.С. Реликты доисламских верований у горных таджиков// http: //www. centrasia.ru/newsA.php?st = 1441802280.

10.Снесарев Г.П. Традиция мужских союзов в ее позднейшем варианте у народов Средней Азии//МХЭ. – Вып. 7. – М., 1963, с. 170.

11. Кисляков Н. А. Аловхона - "дом огня" у таджиков // Основные проблемы африканистики: К 70 – летию члена-корреспондента АН СССР Д. А. Ольдерогге. – М., 1973, с. 87-89.

12.Кисляков Н. А. Следы первобытного коммунизма у горных таджиков Вахио-Боло// ТИАЭА АН СССР. – М.; Л., 1936. – Т. 10. – С. 104 – 106.

13.Арандаренко Г. А. Дарваз и Каратегин// Военный сборник. – С. – Петербург, 1883. - № 12. С. 319.

14.МоногароваЛ.Ф. Материалы по этнографии язгулемцев//Среднеазиатский этнографический сборник. – Вып.2 "Труды ИЭ АН СССР". – Т. 17. М.1959 – С. 54.

15.Хамиджанова М.А. Материальная культура таджиков до и после переселения на вновь орошенные земли. - Душанбе, 1974. - С. 25 – 26.

16.Андреев М.С. По этнографии таджиков// Таджикистан (общество для изучения Таджикистана и иранских народностей за его пределами). – Ташкент. 1925. – Кн.1. – С.163 – 165;

17.Андреев М.С. По этнологии Афганистана. Долина Панджшир. (Материалы из поездки в Афганистан в 1926 году). – Ташкент, 1927. – С. 164 – 165.

18. Гинзбург В. В. Горные таджики// ТИАЭА АН СССР. – М.; Л., 1937. – Т. 16. – С. 23 – 24.

19. Нурджанов Н. Х. Таджикский народный театр. – М., 1956. – С. 56.

20. Писарчик А. К. Смерт. Похороны/Таджики Каратегина и Дарваза. – Душанбе: Дониш, 1976. – с.118 – 164 и т.д.

21. Бобохонов Р.С. "Мужские клубы" как институт гражданского общества в Таджикистане (ХХ в.)//Политика и общество.№5. 2012. С.55-65.

22.Бобохонов Р.С. История ислама в Таджикистане// http: // www. centrasia.ru/newsA.php?st = 1440626040.

23.Бобохонов Р.С. Таджикистан (ХХв.). Упадок и возрождение традиционализма. М., 2010, с.5-6.

24. Усмон Д. Исламский фактор в политических процессах России и стран Центральной Азии. – М.: Издатель Воробьев А.В., 2009, с.24.

25.Образование ДУМ Средней Азии (САДУМ)// http: // www. idmedina.ru/ ussr/?1113.

26.Бобохонов Р.С. История мужских клубов в Таджикистане // http: // www. centrasia.ru/ newsA.php?st =1440626040.

27. Бобохонов Р.С. Гражданская война в Таджикистане(1992-1997 гг.). Причины, ход, последствия и уроки//Общественные науки и современность.№4.2011.С.74-84.

28.Бобохонов Р.С. История гражданской войны в Таджикистане(1992-1997 гг.). Часть первая// www.centrasia.ru/newsA.php?st=1438605720.

29. Бобохонов Р.С. История гражданской войны в Таджикистане(1992-1997 гг.). Часть вторая// www.centrasia.ru/newsA.php?st=1438637640.

30.Мухиддин Кабири: "В новом законе о религии слишком много ограничений"// http://www.fergananews.com/articles/6097.

31.Ханафитский мазхаб объявили официальным религиозным течением в Таджикистане. Азия-плюс. 05.03.2009.

32. Бобохонов Р.С. Ислам и кризис научного мировоззрения в постсоветском Таджикистане// www.centrasia.ru/newsA.php?st=1421359500.

33. Бобохонов Р.С. Джадидизм – как школа модернизации ислама в Центральной Азии // www. centrasia.ru /newsA. php?st = 1424558880.

34. Бобохонов Р.С. Басмачество - как священный джихад против советской власти в Центральной Азии. Ч. 1//www.centrasia.ru/newsA.php?st=1430799600; Бобохонов Р.С. Басмачество - как священный джихад против советской власти в Центральной Азии. Ч. 2// http: // www. centrasia.ru/newsA.php?st = 1430978880.

35. Ермоляева Н. В Таджикистане убит мятежный генерал Назарзода. Российская Газета. 11. 09.2016.

36. СМИ: генерал Назарзода заявляет о непричастности к атакам в Таджикистане//http://www.stanradar.com/news/full/17895-smi-general-nazarzoda-zajavljaet-o-neprichastnosti-k-atakam-v-tadzhikistane.html.

37.Саркорова А. Таджикские спецслужбы убили мятежного генерала и его сторонников. BBC. 17.09.2015.

38.Бобохонов Р.С. Вопросы новой и новейшей истории Таджикистана. М.: Научные технологии, 2016, с.431.

Авторы:

1. Бобохонов Рахимбек Срхадбекович, старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН. rahimbobokhonov@yandex.ru

2. Ниезов Ермахмад, руководитель Центра по изучению современных процессов и научного прогнозирования Академия наук РТ.

3. Махди Собир, Центр стратегических исследований при президенте РТ.

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1489008480


Новости Казахстана
- Мажилис принял закон "О производстве и обороте органической продукции" во втором чтении
- Олжас Бектенов обсудил с представителями банка Société Générale вопросы привлечения частного капитала в страну
- Олжас Бектенов заслушал информацию о проводимых противопаводковых работах
- Олжас Бектенов обсудил с директором по разведке и добыче ENI Лукой Виньяти реализацию совместных проектов и наращивание казсодержания на Карачаганаке и Кашагане
- Кадровые перестановки
- Казахстан примет участие в III форуме межрегионального сотрудничества в СУАР
- Министр иностранных дел Казахстана встретился с Государственным секретарем США
- Сенаторы: Реализуемые инновационные проекты оторваны от потребностей предприятий и реального сектора экономики
- О комиссии по выборам ректоров
- Кто наживается на деле Стати и вернутся ли потраченные сотни миллионов долларов?
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх