Таджикистан: явная грязь "чистого ислама", - Х.Самадов 13:58 27.03.2017
Низкий уровень религиозного просвещения в Таджикистане способствует развитию различных течений и движений Ислама. Наиболее распространенным из них считается религиозно-экстремистское течение "Салафия". Сторонники этого так называемого "чистого ислама" процветают, вовлекая в свои ряды новобранцев. Молодежь, студенты, даже девушки и домохозяйки, далекие от религиозной грамотности, становятся их жертвами.
Салафиты известны своей ортодоксальностью в трактовке норм ислама. Например, они обвиняют в неверности всех, включая мусульман, кто придерживается иной интерпретации положений ислама. Также салафиты по-своему трактуют понятие джихада, считая его вооруженной борьбой против неверных, в которой должен участвовать каждый мусульманин. Основная цель "Салафия" - под знаменем "чистого ислама" возмутить религиозную атмосферу страны и настроить своих сторонников против всех других течений. В дальнейшем именно "Салафия" способно будет поставлять кадры для такого террористического формирования, как Исламское государство, и других.
Несмотря на меры по снижению религиозного фона, предпринимаемые в последнее время в Таджикистане, отмечается активизация деятельности "Салафия". В конце ноября 2016 года в частном доме по улице Дониш города Душанбе были задержаны 7 граждан Таджикистана по подозрению в организации ячеек "Салафия". Лидером экстремистской группы являлся гражданин Республики Таджикистан, уроженец и житель города Душанбе 40-летний Кодирали Мирхонов (известный как "Мулло Кодирали"), который, сплотив вокруг себя 15 человек из числа родственников и соседей, обучал их идеям "Салафия".
Первичными следственными мероприятиями установлено, что Кодирали Мирхонов поддерживал связи с бывшими членами бывшей ОТО, отдельные из которых продолжают скрытую подрывную работу в республике. В ходе обыска в доме К. Мирхонова были изъяты более 35 брошюр, CD-DVD диски, пропагандирующие идеи "Салафия", ввезенные из Пакистана через территорию Российской Федерации и Кыргызстана.
Супруга К. Мирхонова Сайда Джалилова тоже активно призывала молодых женщин, чьи мужья длительное время находятся на заработках в Российской Федерации, соблюдать каноны Ислама. Вместе с дочерью она работала уборщицей в гипермаркете "Москва" в России. Свои сборища они тщательно конспирировали, проводя их в вечернее время в различных домах. В задачи К.Мирхонова входили вербовка и вовлечение в свои ряды таджикской молодежи, и отправка их для переподготовки в Московскую область, где новых рекрутов должны были встретить сообщники, также являющиеся выходцами из Таджикистана.
К.Мирхонов поначалу всячески поддерживал пропагандистскую деятельность и помогал деньгами членам ячейки. Впоследствии, для пополнения "байт ул-мола", он ежемесячно собирал у новых членов ячейки по 150-200 сомони, которые в дальнейшем отправлялись для нуждающейся части единомышленников. Таким образом, религиозное течение "Салафия" и ему подобные, как в самом Таджикистане, так и за его пределами, активно способствуют пополнению рядов террористических организаций, а также организовывают их финансирование. Как следствие, подобные религиозные движения, поддерживаемые заграничными "хозяевами", в дальнейшем могут в корне изменить политическую обстановку в стране и стать катализатором замены гражданского светского общества на радикальный ислам.
Корни проблемы лежат и в социально-экономической сфере. В Республике Таджикистан наблюдается огромный разрыв в уровне доходов власть имущих и простого населения, молодежь не видит перспектив жизни на родине и уезжает за границу, система социального обеспечения разрушена. Руководство Таджикистана пытается взять под полный контроль религиозную жизнь народа, не прилагая достаточных усилий для повышения уровня жизни населения. Одних лишь законодательных мер недостаточно для борьбы с религиозным экстремизмом, необходимо устранить глубинные причины роста исламизма в республике.
Худжатулло Самадов
|