Интересы Ашхабада в Афганистане и способы их реализации, - К.Ермолов 11:50 01.06.2017
В официальной политической риторике Туркменистан всегда придерживается миролюбивой и дружественной политики со всеми странами мира и, особенно, со своими соседями. В этом плане не стал исключением и Афганистан - "неспокойный сосед" нашего государства.
В настоящее время, как, впрочем, и всегда, официальный Ашхабад поддерживает теплые контакты с властями Афганистана. Так, в феврале текущего года афганская делегация во главе с заместителем министра иностранных дел доктором Насиром Андишем прибыла в столицу нашего государства для участия в торжественных мероприятиях по случаю 25-летия установления дипломатических отношений между двумя странами. В рамках данного визита проведена встреча Н.Андиша с заместителем министра иностранных дел нашего государства Вепой Хаджиевым. В ходе встречи туркменский дипломат заявил, что Туркменистан, в пределах своего нейтрального статуса, предпринял ряд усилий для содействия установлению мира в Афганистане, восстановления социальной и экономической системы в стране.
Это заявление В.Хаджиева показалось нам достаточно громким, но недостаточно искренним. В свою очередь, именно такой характер имеет сегодня проводимая Ашхабадом политика в отношении Афганистана. Согласимся, что за период независимости со стороны нашего государства действительно оказывалась определенная помощь афганской стороне. В частности, Туркменистан за счет собственных средств построил в провинциях Балх, Герат, Фарьяб школы и больницы.
Но за 25 лет эта помощь Афганистану представляется "Моськой" при наличии "слонового" туркменского интереса в этой стране. Ашхабад жизненно заинтересован в сотрудничестве с Кабулом из-за того, что без согласия властей данного государства о реализации проекта ТАПИ и диверсификации газовой отрасли можно будет забыть. В этом случае туркменский газ опять начнет утекать за бесценки в Россию, которая продолжит переправлять его в Европу уже по более высоким ценам. Других покупателей, готовых платить "живые" деньги Ашхабаду, пока что не имеется. Китаю топливо поставляется в счет погашения долга Туркменистана, а поставки газа в Иран прекращены в начале 2017 года из-за наличия разногласий по форме оплаты. Напомним, что экспорт "голубого" топлива в 2016 году составил более 80% от общего дохода Туркменистана, так что вывод о значимости ТАПИ для нашего госбюджета напрашивается сам собой. В свою очередь, в Ашхабаде понимают, что правительство Афганистана в настоящее время имеет достаточно шаткие позиции и не контролирует всю территорию государства.
В связи с этим, руководство нашей страны пытается открыто выступить в роли друга официальных афганских властей, при этом не испортить отношения и всячески задобрить лидеров террористической организации "Талибан".
Не прошло и месяца после февральской встречи, в ходе которой В.Хаджиев заявлял о том, что Туркменистан предпринял ряд усилий для содействия установлению мира в Афганистане, как уже в марте бывший министр энергетики и водных ресурсов, один из влиятельных политиков на западе Афганистана Исмаил Хан обвинил наше государство в поставках вооружения отрядам талибов, действующим в западных провинциях страны.
Он заявил, что после того, как власти Афганистана сократили количество блокпостов пограничной полиции на границе с Туркменистаном, контроль над отдельными участками границы был ослаблен, и боевики движения "Талибан" получили возможность свободно перемещаться через границу и получать оружие у туркменской стороны.
Конечно, это обвинение сразу же было опровергнуто туркменскими дипломатами в Афганистане, но такие грехи невозможно утаить от мировой общественности. В результате утечки информации от представителей пограничной службы Туркменистана обвинение Исмаил Хана было подтверждено. В частности, стало известно, что в прошлом году отечественные спецслужбы наладили отношения с руководством "Талибана". В Ашхабаде поняли, что без хороших отношений с данной террористической организацией реализация проекта ТАПИ будет практически невозможна, после чего решили платить боевикам дань.
На сегодняшний день она составила около 250 автоматов и пулеметов, до 2 десятков противотанковых гранатометов, 2 единицы БМП-3, большое количество различных боеприпасов и немаленькие суммы американской валюты.
Регулярно выводимые туркменскими спецслужбами в Афганистан караваны с оружием были замечены нашими бдительными пограничниками. Они-то понимали, что такая помощь может бумерангом ударить именно по ним, тем более защитники наших границ помнили о своих недавних потерях. В 2014 году в ходе вылазок на территорию Туркменистана талибами было убито более 60 наших пограничников, в 2015 году погибли 20 и получили тяжелые ранения 25 военнослужащих, в мае 2016 года общественности стало известно о 27 погибших на афганской границе. После этого, нападения афганских боевиков прекратились, что еще раз подтверждает налаживание туркмено-террористических контактов.
Уверены, что о такой постыдной форме ведения политики нашему государственному руководству скоро напомнят. Афганцы, не ожидавшие от нас удара под дых, обязательно вспомнят об этом в ноябре 2017 года на региональной конференции по экономическому сотрудничеству, которая состоится в Ашхабаде с участием Президента Ашрафа Гани. В свою очередь, талибы отныне будут смотреть на нас как на дойную корову, которую они будут дергать за хвост при первой необходимости пополнить свой арсенал.
Константин Ермолов
|