КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 24.08.2017
22:39  Шесть казахстанцев спасли в Ираке - Рамзан Кадыров
22:33  Мэр Венеции Бруньяро пообещал расстреливать за крики "Аллах акбар"
21:35  "Это медленная смерть". Йемен - худшая гуманитарная катастрофа в мире, - New York Times
19:43  Смеяться над казахами будут не только создатели голливудского хита "Борат", - А.Уваров
19:41  Иракский Курдистан накануне референдума, - А.Веселов
16:03  США в эпоху "беспорядочного мира": перестройка "стратегических мышц"
16:00  Афганистан за $800 млрд: "Талибан" возвращается, экспорт опиума бьет рекорд

15:51  Новая школьная программа в Турции: уроки джихада на смену Дарвину? - Селин Гирит
15:44  Кыргызстан разгромил Таджикистан со счетом 15:2 на ЧМ по кокпару
15:35  Узбекских школьников облачают в единую униформу
15:21  Виктор Чуб покинул пост главы УзбГидромета. Экс-вице-премьер Розикулов возглавил УзбНацАвиакампанию
15:18  Классический и таджикский традиционализм, - Р. Бобохонов, С.Сафаров
14:45  Китай начал строить институт по подготовке кадров в сфере кибербезопасности
14:29  Казахстан предложил "количественно и качественно" реформировать Совбез ООН
13:35  Узбекистан попросил Россию арестовать недвижимость по делу Г.Каримовой
10:50  ИГИЛ терпит поражения в котле у границы Сирии и Ливана
10:38  В Синьцзяне найдены руины "загадочного становища" кочевников Бронзового века. Предки скифов?
09:51  Израильская контрразведка нашла в рядах ИГ двух евреев
08:49  В Таджикистане будут отчислят студентов, которые будут приезжать на занятия за рулем своих автомобилей
08:47  Правительство Узбекистана категорически запретило привлекать учителей и врачей к сбору хлопка
08:44  О насильственном разрушении советской экономики и немного о ГКЧП, - В.Храмов
08:34  Османская империя: что стало причиной ее гибели
08:30  На пост первого вице-премьер-министра Кыргызстана претендуют два чиновника - Зилалиев и Абдыгулов
08:27  В Бишкеке ловят экстремистов. С утра оцеплен 5-й микрорайон города
08:15  Снос памятников по-американски: начало ревизии истории США. Юг и Север США все-таки не помирились, - О.Сапожников
08:08  Секретное оружие Китая и России может разгромить США, - Дейв Маджумдар
07:20  Казах Елеусиз Сопиев собрал новый вечный (ветряной) двигатель. "Вырабатываться энергии будет ровно столько, сколько нужно..."
07:18  Национальная миссия казахского народа, - профессор Жанарбек Беристен
07:16  Валютный крах "азиатских тигров". Не повторится ли в Казахстане кризис 1997 года? - С.Ахметов
07:13  Путину раскрыли сверхсекретную информацию об Иране. На авансцену переговоров в Сочи Израиль выдвинул главу МОССАДа
07:09  Верховный суд Индии выступил против шариата в семейном праве. Признав практику "мгновенного развода" неконституционной
07:07  Со скоростью сметы. В проекте железнодорожного коридора "Евразия" появились первые триллионы
00:23  Россия отомстит за Украину в Афганистане, - А.Верхоянцев
00:14  Богатства России уходят на виллы и яхты рос-элитки, - "СП"
00:04  Военный потенциал Казахстана и стран Средней Азии в цифрах
Среда, 23.08.2017
22:00  Отправлен в отставку вице-премьер Узбекистана У.Розукулов. Его сменил Нодир Отажонов
21:58  Правящая в Монголии МНП выразила недоверие премьеру Эрдэнэбату
21:53  Трамп в Афганистане: все то же самое, конца не видно? - New York Times
21:39  Спустя 16 лет войны Афганистан остается крупнейшим в мире поставщиком героина, - Дж.Хиггинс
21:15  Рахмон поедет в Пекин за 1,5 млрд юаней. Китай обещает дать деньги на строительство зданий правительства и парламента в Душанбе
18:29  В Смоленской области увековечили память летчиков-героев из Киргизии Исмаилбека Таранчиева и Алексея Ткачева
18:25  Парламент Таджикистана принял поправки в закон об упорядочении традиций
17:21  Шойгу объявил об окончании гражданской войны в Сирии. Джихадисты знают?
14:51  О странностях последних терактов в Западной Европе, - Н.Стариков
14:35  Расчеловечиваются все! Эпоха цифры, - А.Проханов, Г.Малинецкий
14:30  Китайский прорыв "Росатома". Пекин хочет привлечь Россию к строительству новой АЭС
14:21  Польша требует от России компенсации. За освобождение от фашизма
13:25  Казахстан. Названа предварительная версия Комиссии по катастрофе самолета Як-12М 27 июля 2017 года
11:53  Кто придумал "международный терроризм" и как его победить, - К.Долгов
11:52  САА, "Тигры" и ВКС России сжимают котел, завершая разгром ИГИЛ в Центральной Сирии
08:56  Китайские кыргызы жалуются на давление властей, - "РА"
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Таджикистан   | 
Классический и таджикский традиционализм, - Р. Бобохонов, С.Сафаров
15:18 24.08.2017

Существуют разные определения понятия "традиционализма", как в исторической, так и в философской науке. Но есть одно общее определение, которое, на наш взгляд, дает наиболее полное представление об этом термине. Согласно этому определению, традиционализм – это мировоззрение или социально-философское направление, которое выраженную в традиции практическую мудрость ставит выше разума; или это совокупность консервативно-реакционных идей, представляющих собой идеологически оформленную защитную реакцию на отклонение культуры и социума от некоей идеализированной социокультурной модели, представляющей собою общий устойчивый порядок. Таким образом, "традиционализм" - это ориентация индивидуального, группового или общественного сознания в прошлое, которое обычно противопоставляется как совокупность ценностей настоящему[1].

Классический европейский традиционализм – как социальное явление возник, на наш взгляд, в средневековье в рамках христианской религии и философии. Он возник как явление культуры, связанное с особенностями определенного типа социальной и исторической памяти: ее незначительной емкостью, заполненной ценностями прошлого, устойчивыми традициями, навыками и обычаями, и слабым восприятием нового и тем более ожидаемого в будущем. В период Реформации классический традиционализм ярко проявляет себя во всех сферах жизни европейского общества. Протестантизм - как явление Модерна в средневековой религиозной жизни ожесточенно вступает в борьбу с христианским традиционализмом и, в конечном счете, его частично разрушает. Появляются новые протестантские течения в христианской религии, которые в дальнейшем создают собственные протестантские традиции. Наступает новое время, меняется Европа, создаются новые европейские государства на базе новых протестантских традиций.

Традиционализм - это определенное умонастроение, которое может быть различным по содержанию: бытовым, политическим, идеологическим. Традиционализм обычно эмоционально окрашен, чаще мифологизирован (представления о старом добром времени) и избирателен (в силу способности людей забывать одни события и факты и идеализировать другие). Классический традиционализм, как было отмечено выше, религиозен. В ходе развитии истории человечества традиционализм также эволюционировал, и каждая эпоха имела своих традиционалистов. Ранний традиционализм отличался практическим отсутствием противостоящей изменениям группы людей и был связан с мифологическими представлениями о традиции.

С точки зрения философии традиционализма, "порча времени" происходит постоянно. Некоторые философы – традиционалисты в своих трудах по- разному указывают более или менее точное время, когда Модерн восторжествовал над Традицией: окончание Средневековья (Р. Генон), начало Просвещения (Е. Головин), Собор 1666 г. (А. Дугин), Великая французская революция (де Местр) и т.д.[2].

Предшественниками современного традиционализма нередко считают Э. Берка, Ж. де Местра, Л. Бональда, Д. Кортеса. Их труды характеризуются критикой идеи народа-суверена, апологетикой монархического государственного устройства, католицизма, патриархальности. Некоторые исследователи культуры пытаются сблизить с традиционализмом французский эзотеризм XIX в., прежде всего таких авторов, как Фабр д’Оливе (1767–1825) и Сент-Ив д’Альвейдр (1842–1909), писавших о Провидении в истории, а также о синархической модели государственности (совластие Пророка, Жреца и Царя)[3].

Основателем современного традиционализма принято считать Рене-Жан-Мари-Жозефа Генона (1883–1951), который прошел сложный личный религиозный путь от католичества до мистического ислама (суфизма). В трудах Рене Генона Традиция предстает как супрачеловеческий принцип, передающийся человеку (от лат. trado - "передаю") от Божества и транслирующийся затем от одних полномочных представителей Традиции к другим по цепи преемственности. Традиционализм Генона парадоксально объединяет политику и онтологию. При этом сам Генон остается исключительно на позициях критики современного мира и его проявлений, таких как прогресс, эволюция, эгалитаризм, демократия, а также более частных явлений, известных как рационализм, гуманизм, интуитивизм, рынок и т. д. Подробнее в трудах Рене Генона[4]. Его последователи, как Юлиус Эвола (1898–1974), настаивали на необходимости не только констатации "кризиса современного мира", но и "восстания против современного мира"[5]. В академической науке ярким последователем Рене Генона был Мирча Элиаде (1907–1986). Элиаде (выходец из Румынии) легитимировал традиционализм в глазах научной общественности, придав ему академический статус. К представителям академического традиционализма можно также причислить Матжиои, А. Кумарасвами, А. Корбена, Ф. Шюона и т.д.[6].

Русскими прототрадиционалистами подчас называют совершенно разных мыслителей: Льва Тихомирова, Константина Леонтьева, Елену Блаватскую, Георгия Гурджиева и т.д. В их трудах заметны радикальные нотки, которые затем будут характерны для немецких консервативных революционеров первой половины XX в. (Шпенглер, Шмитт, Юнгер, ван дер Брук и т. п.), часто сближавшихся с традиционализмом. В СССР традиционализм распространился в 1970-е гг., благодаря философам и переводчикам Ю. Стефанову и Е. Головину[7], в эзотерическо-философском кружке "Южинского переулка" (помимо названных - Ю. Мамлеев и А. Дугин). Таким образом, предтечами русской ветви традиционализма явились два человека - Юрий Николаевич Стефанов (1939 - 2001) и Евгений Всеволодович Головин (1938 - 2010). При жизни они были известны лишь довольно узкому и закрытому кругу интеллектуалов-мистиков. В постсоветское время в лице А. Дугина, руководителя Международного евразийского движения, традиционализм был введен в контекст других идеологических течений, таких как консервативная революция, национал-большевизм, новая правая, новая левая идеологии, постмодернизм, постструктурализм. Молодые последователи генонизма в России (В. Карпец, О. Фомин, А. Малер, Р. Багдасаров) продолжают развивать идею традиционализма, истолковывая ее в самых различных ключах: от цезаро-папистского этатизма до православной теократии[8].

Традиционализм может превратиться в идеологию, приближающуюся к консерватизму. Тем не менее, традиционализм и консерватизм - не одно и то же. Консерватизм явился развитием традиционализма и приобрел черты, более адекватные историческому и общественному процессу Нового времени, воспринял идею индивидуального и общественного развития, ориентация на прошлое стала избирательной. Таким образом, консерватизм в отличие от традиционализма не отрицает эволюционное развитие общества. Для традиционного общества, как правило, характерны такие формы государственного управления, как монархизм и авторитаризм.

Монархизм – это социально-политическое движение, выступающее за сохранение или установление монархии. Можно считать, что монархизм считает монархию лучшим и единственно верным решением для развития государства. Изначально слово "монархия" трактовали как единоличную власть, и только в наше время этот термин понимают как королевское, наследственное правление. Такое понимание не является верным. Если взять, к примеру, императоров Римской империи или польских королей, то их можно с уверенностью назвать монархами, хотя изначально эти посты не были наследственными. Немаловажное значение в монархизме уделяется непосредственно монарху, который должен не просто занимать руководящую должность, а действительно управлять. Монарх обязан обладать абсолютным правом на правление, что переходит исключительно по наследству. Таким образом, монархизм – это социально-политическое течение, убежденное в необходимости и желательности монархии, и всеми силами пытающееся ее установить, возродить или реставрировать. Приверженцы монархизма склоны объединяться в соответствующие организации. Во многих государствах мира можно встретить подобные социальные объединения. Самой большой считается Международная монархическая конференция. Согласно данным 11 января 2010 года, в этом объединении было 67 организаций, поддерживающих монархизм. В основном они продвигают в массы идеи монархизма, а в некоторых республиканских странах, таких как Болгария, принимают активное участие в политической борьбе[9].

Согласно определению, авторитаризм – один из основных видов политических режимов. Он является промежуточной ступенькой между тоталитаризмом и демократией, объединяя в себе черты этих двух систем. Важнейшие признаки авторитаризма заключаются в его стремлениях опираться на силу – потенциальную или реальную. Подобному режиму совсем необязательно устраивать репрессии – он может пользоваться популярностью среди народа. Однако в случае необходимости такая власть всегда сможет силовыми методами заставить непокорных граждан подчиниться[10].

Теперь переходим к изучению термина "таджикского традиционализма". Проблема "таджикский традиционализм" в историко-этнографической науке изучена очень слабо в силу разных причин. Это связано с тем, что сама проблема "классического традиционализма", как было отмечено выше, широко не изучена в отечественной исторической и философской науке. Лишь в постсоветские годы ситуация стало немного меняться и (как было отмечено выше) появились некоторые научные труды на эту тему. Поэтому проблема местного традиционализма в рамках Российской империи, Советского Союза и постсоветского пространства также очень слабо или вовсе не изучена. Специальных работ на эту тему нет. Когда мы начали заниматься таджикским традиционализмом, прежде всего, начали с изучения материалов полевых работ, которые были собраны в результате научных экспедиций, проводимых неоднократно в годы царской России и советского времени. В постсоветское время автор лично изучал этот вопрос в ходе личных полевых работ по всей республике. В результате у автора образовался огромный полевой архив. Чтобы создать полноценную картину традиционного таджикского общества в начале ХХ века, в советское и постсоветское время, автору пришлось написать и опубликовать историографическую работу, которая называется "Историография Таджикистана нового и новейшего времени" [11].

Следует отметить, что основные параметры классического традиционализма свойственны и таджикскому традиционализму. Но есть параметры, которые присущи лишь таджикскому традиционализму. С одной стороны, таджикский традиционализм очень религиозен, как это бывает в классическом традиционализме. С другой стороны, таджикское традиционное общество в религиозном плане исторически никогда не было однородным. Оно всегда было богато разными древними традициями, обычаями, ритуалами, древними верованиями, обычным правом, святыми и культовыми мазарами, захоронениями и т.д., которые противоречили нормам и законам классического ислама. Поэтому ислам как религия всегда пытался растворить традиционную жизнь таджиков, вступая в борьбу с пережитками древних доисламских верований, с нормами обычного права, ритуалами и обрядами и т.д. повсеместно. Многовековая борьба ислама против традиционализма в таджикском обществе, которая продолжалась и в начале ХХ века, не всегда была успешной. Хотя ислам постепенно включал в обще мусульманскую мифологию многие демонологические образы таджикско-иранского пантеона, придавая им лишь арабские названия, тем не менее, за бортом оказались огромные пласты древней - богатой архаичной и постархаичной культуры таджиков[12]. Таким образом, таджикское традиционное общество было не только мусульманское, но и гораздо сложнее в религиозном плане. Поэтому таджикский традиционализм не был исключительно мусульманским по форме и содержанию. Конечно, Бухара – как священный город и центр ислама во всей Центральной Азии устанавливал единый мусульманский порядок не только в городах, но и в сельской местности. Законы шариата действовали повсюду, даже в отдаленных горных кишлаках. Но нормы обычного права и элементы доисламских верований параллельно существовали с ними не только в обрядовом порядке, но и в повседневной жизни многих таджиков Восточной Бухары (территория современного Таджикистана - авторы).

Тем не менее, ислам как господствующая религия в регионе, всегда играла важную роль в общественной жизни не только таджиков, но и других народов Центральной Азии. Процесс исламизации Центральной Азии, начавшийся еще во второй половине VII в. охватывал разные по своей значимости этапы истории, поскольку на ее ход оказывало огромное влияние доисламская религиозная культура, наличие оседлого и кочевого образа жизни у местного населения, неоднократная смена геополитической ситуации в регионе и т.д. Этот процесс сопровождался формированием собственных исламских традиции и учений у местных народов, которые проживали на всей территории Центральной Азии[13].

Таджикский традиционализм в начале ХХ века включал в себя не только ислам и его законы, но и огромные пласты древней доисламской культуры таджиков в городах и сельской местности. Таджикский традиционализм в те годы уже имел свое собственное название – кадимизм. "Кадимизм" - от араб. قديم ("старое", "консервативное") – как традиционно - общественное движение и мировоззрение возникло в конце XIX и начало XX вв. в некоторых регионах Центральной Азии, где проживало преимущественно таджикское население. Оно возникло тогда в противовес джадидизму. "Джадидизм" (от араб.جديد‎‎ - "новый" или от араб. جديدية‎‎ - "обновленчество") – это общественно-политическое и культурно-просветительское движение в Османской и Российской империях. Большая часть Центральной Азии к началу ХХ века уже входила в состав Российской империи. Джадидизм – как явление Модерна - вступал в ожесточенную борьбу с кадимизмом – как явление Традиции. Если джадиды выступали за светское мировоззрение, модернизацию ислама, образовательной системы и общества в целом, то кадимы боролись за сохранение традиционного общества, яростно защищали ислам, законы шариата, исламское мировоззрение и религиозное образование в обществе[14].

Таким образом, против джадидизма в таджикском традиционном мусульманском обществе начала ХХ века ярко выступали представители кадимизма, которые после прихода большевиков не только не признали новую власть, но и начали вооруженную борьбу против нее. Речь идет о формировании басмаческих отрядов в первые дни советской власти, которые состояли в основном из числа приверженцев кадимизма. Об этом более подробно можно прочесть в работе "Басмачество – как священный джихад против советской власти в Центральной Азии"[15]. Именно в этой борьбе советская власть не только нанесла поражение кадимизму, но и реализовала многие идеи джадидизма о светском обществе во всей Центральной Азии, в том числе в Таджикистане.

В 20 – 30 – годы во всех республиках Центральной Азии постепенно физически уничтожались яркие представители духовенства, среди которых были образованные джадиды, муллы, ишаны, пиры и т.д. Разрушались или закрывались культовые здания: соборные мечети, религиозные высшие образовательные учреждения (медресе), библиотеки, хранилище книг и рукописей по исламу, культовые мазары, мавзолеи и усыпальниц известных пиров и ишанов (место паломничества многих мусульман) и т.д. Вместо этого была развернута широкая атеистическая антирелигиозная пропаганда во всех местах и на всех уровнях. Очень активно действовали полевые общественно-научные организации "Знание", в состав которых входили лекторы, читающие лекции антирелигиозного характера. Атеистическая борьба велась не только против ношения хиджабов и никабов среди женщин и девочек, но и против всего комплекса архаичных элементов в хозяйстве, быте и духовной жизни всех жителей республики, в особенности в ее горной части. Главным лозунгом этой борьбы был призыв за равноправие мужчин и женщин в строящемся социалистическом обществе, что подрывало базовые основы бытового ислама по вопросам брака, семьи и роли женщин в обществе. Во время проведения компании по ликвидации безграмотности среди местного населения основное внимание уделялось антирелигиозной пропаганде. Отказ от арабской письменности, переход на латынь, затем на кириллицу постепенно закрывал людям доступ к мусульманским книгам и источникам, которые были написаны на персидском или арабском языках. В средних школах, на полях и у станков молодые девушки и женщины разных возрастов не только перестали носить хиджаб или никаб, но и активно включились в новую светскую общеобразовательную систему[16].

В постсоветском Таджикистане начался процесс исламизации общества и политизации самого ислама. Были созданы радикальные и исламистские организации, которые включились в политическую борьбу за власть. Некоторыми организациями, как правило, руководили зарубежные эмиссары, которые были ваххабитами, салафитами и тахрировцами. В годы гражданской войны ПИВТ либо сотрудничала, либо включала в свои ряды некоторых представителей этих организаций. Об этом было много публикаций в СМИ того времени. После войны ПИВТ стала парламентской партией, но, по-прежнему, руководила процессом исламизации таджикского общества. В результате многолетней деятельности ПИВТ современное таджикское общество стало более религиозным, где шариатские законы постепенно внедрились и закрепились в сознании многих жителей республики на долгие годы вперед[17].

Сегодня процесс исламизации затрагивает все социальные и возрастные группы современного таджикского общества. Этот процесс набирает обороты, прежде всего, среди молодежи и женщин среднего возраста в городах и районных центрах республики. Например, носить хиджаб, который сильно отличается от традиционного таджикского или узбекского платка, стало для многих городских девочек и женщин повседневным явлением. Салафитскую бороду (борода без усов) носят не только известные муллы, но обычные граждане, более того, среди молодых мужчин она стала модной. Салафитскую белую тюбетейку мужчины носят также повсеместно[18].

В последнее время светские таджикские власти усиленно стали бороться против политизации ислама и исламизации таджикского общества на всех уровнях. Прежде всего, это проявляется в повседневной работе правоохранительных структур, общественных организаций, учебных заведений и других государственных структур. Они проводят профилактические работы среди населения не только в городах и районных центрах, но и в сельской местности по всей республике. Профилактические работы проводятся против религиозных предрассудков – хурофота в таджикском обществе. Работа тяжелая, нервная, иногда и опасная, когда религиозная молодежь ярко сопротивляется, чтобы не расстаться с внешних и чуждых для современного таджикского общества атрибутов ислама. Стратегию этих работ часто разрабатывает Центр стратегических исследований при президенте республики Таджикистан.

Источники и литература

1.Грицанов А.А., Румянцева Т.Г., Можейко М.А. Традиционализм//История Философии: Энциклопедия. - Минск: Книжный Дом.2002; Кравченко И.И. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. Под редакцией В. С. М.: Мысль, 2001; Аверьянов В. Разные консерватизмы, разные традиционализмы // "Православие. Ru", 04.09.01. и т.д.

2.Федорова М.М. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века. Традиционализм как антимодернизм// Библиотека "Полка букиниста"// http: // society. polbu. ru/ fedorova_modernism /ch03_i.html.

3.Традиционализм. Большая актуальная политическая энциклопедия// http://politike.ru/slovari/bolshaja-aktualnaja-politicheskaja-enciklopedija.html.

4. Генон Р. Кризис современного мира. М.: Эксмо, 2008; Генон Р. Восток и Запад = Orient et Occident. М.: Беловодье, 2005; Генон Р. Очерки о традиции и метафизике. М.: Азбука, 2010; Генон Р. Царь мира. Очерки о христианском эзотеризме. М.: Беловодье, 2008; Генон Р. Великая Триада / La Grande Triade. М.: Беловодье, 2010; Генон Р. Традиционные формы и космические циклы. Кризис современного мира. М.: Беловодье, 2004; Генон Р. Множественные состояния бытия. Традиционные формы и космические циклы. М.:Беловодье, 2012 и т.д.

5.Эвола Ю. Герметическая традиция. М.: TERRA FOLIATA, 2015; Эвола Ю. Фашизм: критика справа. М.: Опустошитель, 2015; Эвола Ю. Метафизика пола. М.: Беловодье, 2012; Эвола Ю. Оседлать тигра. М.: Вдадимир Даль, 2016 и т.д.

6.Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Академический проект, 2014; Элиаде М. История веры и религиозных идей. От каменного века до элевсинских мистерий. М.: Академический проект, 2014; Элиаде М. Миф о вечном возвращении. М.: Ладомир, 2000; Элиаде М. История веры и религиозных идей. От Магомета до Реформации, М.: Академический проект, 20012; Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. М.: Академический проект, 2014; Элиаде М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре. М.: Гелиос, 2002 и т.д.

7. Предтечами русской ветви традиционализма явились два человека - Юрий Николаевич Стефанов (1939 - 2001) и Евгений Всеволодович Головин (1938 - 2010). При жизни они были известны лишь довольно узкому и закрытому кругу интеллектуалов-мистиков.

8.Мамлеев Ю. После конца. М.: Эксмо, 2011; Мамлеев Ю. Россия вечная. М.: Эксмо, 2011; Мамлеев Ю. Судьба бытия. За пределами индуизма и буддизма. М.: Эннеагон, 2006; Дугин А. Философия традиционализма (лекции Нового Университета). М.:Арктогея-Центр, 2002; Дугин А. Геополитика постмодерна. М.: Амфора, 2007; Дугин А. Консервативная революция. М.: Арктогея, 1994; Дугин А. Знаки Великого Норда. Гиперборейская теория. М.: Вече, 2008; Дугин А. Логос и мифос, М.: Академический проект, 2010 и т.д.

9. Монархизм - это что такое?// http://fb.ru/article/313139/monarhizm---eto-chto-takoe.

10. Что такое авторитаризм: определение, признаки и особенности// http://fb.ru/article/270629/chto-takoe-avtoritarizm-opredelenie-priznaki-i-osobennosti.

11. Бобохонов Р.С. Некоторые вопросы историографии Таджикистана нового и новейшего времени//Политика и общество. 2012. №6, с.73-84; Бобохонов Р.С. Историография Таджикистана нового и новейшего времени// http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1437514500.

12. Бобохонов Р.С. Пережитки древних верований горных таджиков Южного Таджикистана(XX в.)//Современная наука. Актуальные проблемы теории и практики. – 2012. - №3. – с.3-13; Бобохонов Р.С. Реликты доисламских верований у горных таджиков// http:// www. centrasia.ru/newsA.php?st = 1441802280.

13.Ислам в СНГ. М., 1998, с.102; Бобохонов Р.С. История ислама в Центральной Азии (средневековое, новое и новейшее время). М.: Научные технологии, 2016, с.6.

14. Бобохонов Р.С. История ислама в Центральной Азии.., с. 84.

15. Бобохонов Р.С. Басмачество - как священный джихад против советской власти в Центральной Азии. Ч. 1//www.centrasia.ru/newsA.php?st=1430799600; Бобохонов Р.С. Басмачество - как священный джихад против советской власти в Центральной Азии. Ч. 2// http: // www. centrasia.ru/newsA.php?st = 1430978880.

16. Бобохонов Р.С. Ислам и кризис научного мировоззрения в постсоветском Таджикистане//http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1421359500; Бобохонов Р.С. Ислам и кризис научного мировоззрения в постсоветском Таджикистане//Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики". Серия "Гуманитарные науки". №10. Октябрь 2016.

17. Бобохонов Р.С., Ниезов Е., Махди С. Борьба против религиозных предрассудков в советском и постсоветском Таджикистане// http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1489008480.

18. Там же.

Авторы:

1.Бобохонов Рахимбек Сархадбекович, старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН. rahimbobokhonov@yandex.ru

2. Сафаров Сайфулло, зам. директор Центра стратегических исследований при президенте РТ.

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1503577080


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Экспертную платформу Taldau Talks презентовали в столице
- Казахстанско-узбекское торгово-экономическое сотрудничество
- Об Атырауском выступлении Токаева
- Совет по привлечению инвестиций рассмотрел пути решения проблемных вопросов инвесторов
- В Министерстве промышленности и строительства РК подвели итоги 2023 года
- Министр иностранных дел Казахстана провел встречи с главами международных организаций в Вене
- Промышленное производство увеличилось на 4,6%
- Тамара Дуйсенова встретилась со студентами и преподавателями Атырау
- В Алматы подвели итоги Форума пяти стран Центральной Азии и США
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх