Узбекский просветитель Абдурауф Фитрат и ислам. Определение джадидизма, - Б.Мусаев 00:04 20.10.2017
ФИТРАТ ИСЛАМ И ОБЩЕСТВО В ЗЕРКАЛЕ краткое и весьма емкое определение джадидизма.docx
Бахадыр Ф. Мусаев. АБДУРАУФ ФИТРАТ – НАШЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДУХОВНОЕ БОГАТСТВО.
ГЛАВА II. ФИТРАТ И СОВРЕМЕННОСТЬ.
УРОКИ ДИАЛЕКТИКИ БУХАРЦА И РАССКАЗОВ ИНДИЙСКОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА.
1. ИСЛАМ И ОБЩЕСТВО В ЗЕРКАЛЕ "ЭЛЕМЕНТАРНОГО" МЫШЛЕНИЯ ФИТРАТА.
"Мне кажется странным, что Бухара – источник науки и в то же время так много необразованных. Разве есть на свете еще одно такое государство, население которого было бы так невежественно в своей религии?" (курсив мой – Б.М.).
(См. СПОР БУХАРСКОГО МУДАРРИСА С ЕВРОПЕЙЦЕМ В ИНДИИ О НОВОМЕТОДНЫХ ШКОЛАХ. Перевод полковника Ягелло. Ташкент 1911, с. 5)
Эта фраза из "Спора мударриса с европейцем о пользе новометодных школ" не идет из головы, хотя днями я уже закончил перечитывать вторую знаменитую книгу Фитрата "Рассказы индийского пушественника (Бухара, как она есть)".
Наверное, в этом нет ничего удивительного, что данная фраза все не идет из головы, потому как, если задуматься, то, по сути, вся диалектика Бухарца Фитрата и в первом и во втором случаях, т.е. тематика, круг обсуждаемых вопросов (проблем) в процессе разговоров, бесед, обсуждения мударриса с европейцем… и индийского путешественика с одним из жителей Бухары…, и скажем так, их злободневность (острота) содержится в настоящем тезисе.
На самом деле, с помощью "элементарных рассуждений" европеец, равно как и индийский путешественник, читай, Фитрат, без всякого понятийного и логического аппарата поднимает фундаментальные мировоззренческие проблемы, в частности, связанные с религией Ислам, его места в жизни современного ему мусульманского общества на примере Бухары. В этом отношении справедливо замечание, высказанное профессором Д. Алимовой в предисловии к последнему изданию (2007г) "Рассказов индийского пушественника (Бухара, как она)", где она пишет следующее.
"Произведение Фитрата стало ярким проявление нового прочтения философского содержания ислама, правильного его мирообъяснения и оценки роли человека в этом мире".
Вот об этом, точнее, на этом я бы и хотел остановиться, напомнив, между прочим, что
мировоззренческой (философской) основой идеологии джадидизма выступал Ислам. Кстати, за правильное толкование религии Ислам, предписаний Корана, хадисов и шариата в контексте осознания необходимости перемен в системе образования, приведения его в соответствие с новыми условиями, за выработку тактики борьбы с консерватизмом и отсталостью выступала передовая национальная интеллигенция Туркестана (Средней Азии) во главе Махмудходжа Бехбуди.
(см. об этом Кенжаев Д.М. Религиозные Ценности и Идеи Толерантности в Воззрениях М. Бехбуди // ж. "Общественные науки в Узбекистане. 2007, № 2-3, с 93-97)
Здесь, думаю, необходимо в качестве заставки предстоящего разговора об Исламе и Обществе в зеркале …сделать ремарку следующего порядка.
Насколько представляется мне, вопрос о видении джадидами места ислама в жизни общества, философии ислама, роли в обществе на пути его реформирования, прогресса… впервые был поднят профессором Б. Эргашевым.
"Интересно, - отмечал исследователь, - что и Бехбуди, и Фитрат пишут в это время сочинения с одинаковым названием –"Краткая история ислама". И тот и другой, следоваительно, были заняты обязательным для любого рывка вперед анализом предыдущего пути.
Спасение ислама виделось джадидами в овладении достижениями науки и передовой технологии. Духовность же достигалась возвращением - посредством отказа от схоластики и глубокого изучения тонкостей главных письменных источников - к заветам первоначальной мусульманской религии (VII –VIII вв. )….
Бехбуди, как человек более старший по возрасту, а значит и умудренный, первым направляет свои взоры на философию ислама, справедливо видя в ней пуповину мировоззрения мусульман" (курсив мой – Б.М.)
(см об этом: Эргашев Б. Джадиды: Либералы или Демократы?// ж. Звезда Востока 1991, № 12, с. 129)
Не будем оспаривать утверждение, что Бехбуди был первый, кто направил взоры на философию ислама, но, безусловно, и "Спор..…" и "Рассказы..", где стержнем размышлений их автора о фактическом состоянии общества и социальном бытие человека является Ислам, свидетельствует, что перед нами мыслитель в подлинном смысле этого слова, ум и сердце которого заняты поисками пути выхода из настоящего далеко ненормального состояния общества традиционного типа и притом не лучшего образца.
В действительности, по мере погружения в "Спор…" и "Рассказов.. " - этот вопросно-ответный метод ведения спора между мударрисом и европейцем, диалогов индийского путешественника и одного жителя Бухары, я все больше убеждался , что передо мной текст, напоминающий один к одному словесную диалектику Сократа. Известно, согласно Платону, диалектике Сократа присуще "искусство вести рассуждение" с целью нахождения истины.
Лично меня впечатляет, в какой бы раз не перечитывал названные работы Фитрата, помимо успешного использования искусства ведения диалога, искусства спора и аргументации, так это и его энергетика, проявляемая в яростных атаках на богословов- схоластов, улемов и вообще всякого рода фанатиков, выступающих под ширмой ислама. На первый взгляд, будто персонажи ( европеец и индийский путешественник –Б.М.) являют собой во плоти атеистов . Но в действительности же, видимо, так было легче, удобнее автору выявлять, обличать зло …, срывать маски фанатиков. Кстати, о фанатиках и фанатизме от ислама. Здесь невольно вспоминается его современник, выдающийся ученый Востока Заки Валиди Тоган, который высказался следующим образом относительно функциональной значимости религии ислам в политической жизни.
"Будучи когда- то религией воинственного и решительного общества, ислам по истечении времени стал превращаться в религию, ослабляющую волю человека, ограничивая самостоятельность суждений личности, приводящую в результате нескончаемых дискуссий к фанатизму…
Религия выводит человека на арену мироустройства, и она не должна ограничивать его волю, стать путами на его ногах. Такой же глубокой религией надо воспринимать и ислам, ибо справедлива мысль, выраженная в Коране: "Если бы все моря мира превратились в чернила и надо было бы излить на бумаге все тайны, связанные с Аллахом, то моря эти исчерпались бы, но тайны Мироздания не были бы исчерпаны". Бог и религия – некая Истина, правящая миром человечества. Каждый, кто отвергает это, отрывает себя от общества и обрекает на одиночество"
(см. Заки Валиди Тоган. ВОСПОМИНАНИЯ. Книга I Борьба народов Туркестана и других Восточных мусульман – тюрков за национальное Бытие и сохранение Культуры. Уфа. 1999, с. 99, 100).
Итак, нам предстоит разговор об Исламе и Обществе, Исламе, который в Бухаре, как она есть и согласно откровениям европейцав споре с мударрисом, в самом деле, стал превращаться в религию, ослабляющую волю человека..
Но какой смысл об этом вести речь? Ведь более, чем столетие миновало с того времени.
Все же, если оглянуться кругом, посмотреть, вслушаться, то….
Что происходит у нас и с нами?
Давайте, поразмыслим на сюжеты, где, наш взгляд, находит зеркальное отражение из того, что происходило в прошлом, уроках истории, из которых, к сожалению, не извлекаются не на словах, а на деле (по жизни) уроки для прогресса…
Разве не очевидно, как шагаем вспять и повторяется история, когда все также существуют "Царство духа и царство кесаря", где
"кесарь имеет непреодолимую тенденцию требовать для себя не только кесарева, но …и подчинения себе всего человека…Государство, склонное служить кесарю не интересуется человеком, человек существует для него лишь как статистическая единица" (Бердяев Н.)
Продолжение следует
Бахадыр Ф. Мусаев 18-19. 10 2017 Ташкент Тузель-2
|