Ислам и Фитрат. Отчего "загнивают" страны? - Б.Мусаев 00:07 23.10.2017
ИСЛАМ И ОБЩЕСТВО В ЗЕРКАЛЕ "ЭЛЕМЕНТАРНОГО" МЫШЛЕНИЯ ФИТРАТА ( 2)
"В кельях медресе Бухары нет света и ничем дышать".
Домуллло Мухаммад Икром муфти Бухори (1847 – 1925)
В стране, где нет прогрессивных сдвигов, неминуем застой, а следом происходит попятное движение к старине с ее архаичными порядками и нравами. Верно, в мусульманском обществе, где не наблюдается движение вперед или прогресс, связанный, в частности, с процессом "очищения ислама", там будет иметь место функционирование "новшеств" ислама с вытекающими отсюда вывихами сознания, поведения, ..…
Иначе и не может не случиться в условиях, где религия представляет своего рода становой хребет (стержень) жизнедеятельности общества, является его идеологией и источником права, основой повседневной жизни людей.
Печальный тому пример, что может случиться с мусульманской страной, обществом традиционного типа и людьми, где будет наблюдаться, если не отход, то отклонение от догматов ислама с его этическим учением, идеями добра, милосердия и терпимости, составляющим его фундамент, демонстрирует история Бухары.
В самом деле, город славился издавна как крупный центр образования, признанный центр исламского вероучения на Востоке. Один только факт, что здесь насчитывалось более трех сотен мечетей и не менее ста медресе, включая Мир –и- Араб, можно сказать без преувеличения, что этот город в натуральном и фигуральном смысле слова представлял подобие Цитадели Ислама.
Однако обветшал фундамент названной цитадели (крепости) ислама, в Бухару пришли времена, когда все и вся указывало на наступление тотальной стагнации на фоне исторической статики традиции. В этом отношении весьма примечателен архивный документ (ЦГА Руз – Б.М.), содержание которого воспроизведено в исследовании ташкентского историка В.А. Иванова следующим образом.
"Политический агент А. С. Сомов в донесении главе российского МИД С. Д. Сазонову, отмечая, что "Императорское правительство, сознавая необходимость в устранении непорядков, существующих в Бухарском ханстве, считает необходимым провести ряд реформ", и подчеркивая, что "дело это в стране крайне непопулярно", указал как на одно из главных препятствий на "сильную и консервативную партию духовенства, которой народ глубоко верит и перед которой трепещет сам эмир. Опереться в самой стране, - продолжал А.С. Сомов, - решительно не на кого. Партия молодых бухарцев только в зародыше и является микроскопическою перед громадным большинством духовенства, всесильного, дикого, фанатичного, но за которым народ пойдет, тем не менее, закрыв глаза". Масса же бухарцев стремилась "освободиться от русских новшеств"
(см. об этом. Иванов В.А. Бухарский эмират в контексте традиции и реформы // Россия – Средняя Азия. Том 1: Политика и ислам в конце XVIII - начале XX вв. –М. 2011, с.416)
И еще.
"Младобухарцы, - продолжает В.А. Иванов, - как и джадиды всего Туркестана, стремились модернизировать бухарское общество при безусловном сохранении религиозных устоев. Степень же их влияния на население была весьма мала".
(см. там же, указ соч., с. 417)
Молодой Фитрат относился к числу немногих представителей из среды Бухарского духовенства, которые понимали действительность такой, какой она сложилась в стране на тот момент времени.
Обучавшийся наукам в знаменитом Мир-и Араб, читающий и пишущий на арабском, фарси и других языках, Фитрат глубоко проникся фундаментальными принципами Ислама, того вероучения, какой она есть, была и должна быть с ее общечеловеческими ценностями. Однако по жизни реальный мир оказался перевернутым, далеким и совсем непохожим на "цитадель" его духа, читай, мировоззрения истинного мусульманина, т.е. Веры в Аллаха и его Пророка, призывающего человека стать лучше, внимательнее к людям, быть справедливыми, творить добрые дела, стоять за правду на пути к истине и не мириться с ложью, лицемерием, насилием, воровством, … и наконец, помнить статью Корана
"Если вы творите добро, то вы творите для самих себя, а если творите зло, то для себя же…" (17:7)
Поэтому острый ум и сердце молодого Фитрата будоражили мысли и чувства от всего, что творилось на его родной земле. Будучи недовольными схоластической системой обучения в мактабах и медресе, а также социальной несправедливостью. … он, скажем так, не то что бы не принимал сторону вышеупомянутой "сильной и консервативной партии духовенства", а вполне созрел для борьбы за "очищение ислама", готовый для …
И Абдурауф Фитрат совершил прорыв, вырвавшись на несколько лет за пределы Бухары. Повторю вновь, Фитрат совершил прорыв. Я имею в виду то, что он свершил благодаря порыву духа свободного человека, создав…. Но лучше по данному поводу к месту привести следующее высказывание исследователя – искусствоведа А. Джумаева.
"Путешествие – одобряемый в исламе способ получения знаний. Немало в Бухаре тех, кто совершал их. Фитрат вместе со своими единомышленниками отправился в Стамбул, но с конкретной общественно- политической целью. Фитрат говорит о Стамбуле как о столице халифата для исламского мира, центре развития наук и искусств. Здесь он не только учится, постигает турецкие реформы и премудрости партийной работы в младотурецком движении, но и развивает активную политическую и публицистическую деятельность. В 1909 1912 годах в Стамбуле издаются на персидско-таджикском языке два самых талантливых полемических (можно сказать, программных) сочинения Фитрата – Мунозара" и "Записки индийского путешественника"… "Спор" и "Записки"
Открывали просвещенному обществу Бухары и Туркестана неведомые ранее стороны жизни…Очевидно, что Фитрат дал идеологическое обоснование идее необходимости перемен, которые могли быть достигнуты как мирными средствами, так и в открытой борьбе с эмиратом"
(см об этом Джумаев А. Фитрат Афанди// www.uzxalqharakati.com 03 Haziran 2017. источник mutaschkent.uz)
(продолжение следует)
Бахадыр Ф. Мусаев 20, 22.10. 2017 Ташкент Тузель-2
|