Ислам и Фитрат. Отчего "загнивают" страны? Ч. 2 - Б.Мусаев 20:06 25.10.2017
ИСЛАМ И ОБЩЕСТВО В ЗЕРКАЛЕ "ЭЛЕМЕНТАРНОГО" МЫШЛЕНИЯ ФИТРАТА (3).
"В кельях медресе Бухары нет света и нечем дышать".
Домулло Мухаммад Икром муфти Бухори (1847-1925).
Что действительно здесь в Бухаре темнота и в воздухе стоит смрад - можно реально ощутить, такова сила слова Фитрата, когда в "Споре" и "Записках" он открывает неведомые стороны жизни, на примере религии ислам и общества, читай, бытия и сознания его людей. Если рассматривать все это с позиций соответствия людей, считающих себя мусульманами, исламскому мировоззрению, их (а) моральному и интеллектуальному состоянию, то
Фитрат, как представитель Ислама, исламского вероучения, скажем без преувеличения, лучший его представитель, получивший фундаментальное религиозное образование, показывает во всей целостности и совокупности сущность социальной картины Бухары, где лично его, более всего, потрясает тот факт, что люди, называющие себя мусульманами отклонились от духа Ислама.
Здесь, исходя из постулата, согласно которому мировоззрение Фитрата исламское, читай, видения бытия с точки зрения ислама, вероучения, которое по утверждению авторитетных богословов является отнюдь не мечтой, а реальностью, то мало сказать, что бухарцы невольно или вольно перестали следовать в своей жизни универсальным правилам ислама (согласно букве и духу законов вероучения, выраженных в сурах Корана – Б.М.), вернее было бы признать: они в плену пороков, противоречащих законам (догматам) Ислама. На самом деле, они (люди), в своих заблуждениях поступали так, как им велели и учили местные улемы и шейхи. Заблуждения же, безусловно, начинаются там, где имеет место плохое знание ислама. Да, и что здесь говорить, если еще ранее известный мыслитель, историк и богослов Ахмад Дониш (1826- 1897) одним из первых из религиозной элиты Бухары отмечал, что все шейхи и праведники сошли с истинного пути, воочию представ обманщиками и взяточниками. По его же словам "шейхи – обманщики, улемы –взяточники".
Высказываясь относительно положения, в котором оказались его соотечественники, государство и общество, т. е. и страна в целом, Фитрат не только обличает пороки, общепринятые правила, нормы жизни и нравы, царящие в Бухаре, а и пытается пробудить соотечественников, выйти из состояния "спячки", заставить их вместе с европейцем и индийским путешественником – персонажами "Спора" и "Записок" "поразмыслить", "поискать" путь выхода из катастрофы. В частности, обращаясь ( в лице, от лица своего персонажа –европейца – Б.М.) к ним, сотечественникам, Фитрат говорит следующее.
"...Жаль, вас мусульман, что вы так далеко от понимания Корана и хадисов пророка. Что же касается нас европейцев, то, несмотря на то, что мы не страшные враги вашей религии и религиозная нетерпимость наша требует сожжения Корана и хадисов вашего пророка, мы, для своей пользы, оставили в сторону всякую вражду, взялись за дело и достигли чрезвычайных успехов в науках. Между тем, как вы, благодаря пренебрежению счастливыми заповедями Корана и мудрыми хадисами пророка, оказались в настоящем низком положении
Если двести лет тому назад тысячи мусульман были осведомлены в премудростях Корана, вы теперь выпустили из рук мусульманские земли. Мало того, ту степень просвещения, которую вы видите у нас и которой вы так удивляетесь, мы заимствовали у вас самих. Теперь скажите, что представляют собой ваши студенты, и какие науки они изучают?"
(см. "СПОР БУХАРСКОГО МУДАРРИСА С ЕВРОПЕЙЦЕМ В ИНДИИ О НОВОМЕТОДНЫХ ШКОЛАХ" Т. 1911., с. 4)
И еще.
"В стране, где сановники пьют кровь народа и занимаются прелюбодеянием, ученые (имеется в виду духовенство .…- Б.М.) и выказывают вероломство по отношению своих учеников, где ученики, пьянствуют, богатые нарушают закон о закяте (милостини) и намаз (молитв) и проч. И никто этого не запрещает и не хочет запрещать…
..Если бы ваши ученые были, действительно, ученые, то они, как наследники пророков, …согласно стихов Корана "по истине Бог не любит притеснителей науки" и "Бог не направляет на путь истинный притеснителей", - должны были бы запретить и устранить это насилие, приобревшее такую гласность в Бухаре. Например, притеснение и деспотизм начальника одной провинции дошли до того, что ныне двадцать тысяч мусульман бежали оттуда в соседние государства, и никто не спросил: "Что с вами? Зачем покидаете свою родину? Кто виновник разорения вашей семьи?" Все, наоборот, сочли тирана "благожелателем государства"…
(да, будто ни что не вечно под луной и все же, какая до боли знакомая картинка, когда видишь, что, с одной стороны, далеко –далеко миллионы гастарбайтеров, тысячи в местах не столь отдаленных, известный же нам всем "благожелатель государства" вознесся мечетью, точнее, своим куполом выше Гур Эмира…, с другой стороны, …- Б.М.)
С полной уверенностью могу сказать, что теперь во всех углах Бухары совершаются тысячи подобных насилий и притеснений.
Как ни жесток и не безсердечен человек, не возможно, чтобы он не заплакал по поводу подобного несчастного состояния нации, потерявшего былое величие . Да, это, именно насилие, подготовило победу русских. Это –то самое насилие, которое сделало из цветущей Бухары самую разоренную страну. Если спросить население, начиная от водовозов и носильщиков и кончая самыми крупными сановниками, все единодушно предпочтут русское правительство..Ясно, каков результат этого. Если бы вы , ученые, были, действительно учеными, вы помнили бы божественные предписания, привели бы ислам в цветущее состояние, осовободили бы мусульман из под власти неверных и не допустили , чтобы один человек, - начальник, но ни Бог, ни пророк, ни святой, ни ангел ни четырехглазый, ни восьминогий, не знающий ни закона Божьего, ни политических наук, короче говоря, не обладающий даже обыкновенной грамотностью, засадил бы благороднейшего из народа в тюрьму, обратил бы в бегство его жену и ограбил бы его имущество… " (конечно, не скажу, что здесь Фитрат выступает как пророк, но..один к одному ситуация, которую описывает Фитрат с историей, связанной, когда один "не обладающий обыкновенной грамотностью, засадил благороднейшего из народа.. Читатель догадался уже, что я имею в виду ту братву, которую президент Мирзияев назвал самыми большими ворами в стране и делающих ошибки при написании своей фамилии, похищают, хватают и сажают …- Б.М.)
(Фитрат указ соч., с 40-41)
И таким образом и по другому, во всех случаях, какую бы страницу "Спора" или Записок" ни открыть, всюду Фитрат провоцирует, будоражит ум и сердце всякого, кто знакомится с содержанием текста диалогов спора между европейцем и мударрисов, рассказов индийского путешественника, раскрывая эту самую правду о неприглядных сторонах жизни и делах (в основных сферах жизнедеятельности) "Ученых", "Правящих" слоях (административного аппарата Эмира- Б.М.), "Жителях", которые и объясняют многое, например, отчего (в силу каких причин) страна пришла в настоящее состояние упадка и почему нет прогресса в стране, а наоборот, наблюдается очевидное продолжение регресса.
Здесь достаточно привести следующие, насколько краткие, настолько и емкие по содержанию определения данные Фитратом названным социальным слоям Бухары.
1."Эта публика, - пишет Фитрат относительно духовенства, - решив, что дела Божьи должны зависеть от ея мнения и цели, толкуют стихи Корана в том смысле, как ей захочется и самостоятельно сплетают предания. Так, в своем месте я подробно напишу о том, как сами они совершают преступления, всякого рода притеснения …простолюдина, назвав его за незначительную вину "кафиром" (неверным)…
(Абду –Рауф Фитрат Рассказы индийского путешественника. (Бухара, как она есть) издание Махмудходжа Бехбуди Самарканд 1913, с. 2-3)
2. "Эта возмутительная партия, - говорит автор "Рассказов, характеризуя правящий класс, - исключительно благодаря помощи слепого счастья, достигнув разных должностей правления, с полным усердием попирает имущество, жизнь, достоинство, честь и покой несчастных жителей. Общий состав этих могущественных (!) управителей пополняется из людей двух сословий, и в кои времена не пользовавшихся ничьим доверием: первое – это неоьбразованные сыновья правителей во время пребывания своего отца у власти, проводившие свою жизнь в различного рода глупорстях и гадких поступков; их не коснулись никакие человеческие добродетели, даже подчас не грамотные: вторые лавочники и торговцы, признающие за единственное благо обоих миров наиплотнейшее наполнение своего желудка, а учение чему либо считабщие совершенно излишними обязанностями для людей. Многие из них очень странными способами достигают высоких административных постов.
Все эти милые люди никогда не видали, никогда не слышали о законах управления…Как прогрессирует нация? Как управляется .. область? Как пополдняетсягосударственная казна? Все это им совершенно неинтересно ! …Как только они получают в управление область, то, считая указ Эмира об этом квитанцией на адский огонь или разрешительной грамотой на грабеж, отправляются со всеми своими подчиненными и друзьями в ту землю, подобно войску несчастья, и берут у несчастных жителей все, что захочет их душа, и в казну Эмира дают тоже только то, что сами пожелают"
(А. Фитрат указ соч, с 3-4)
3. "Эти несчастные, - продолжает рассказ индийский путешественник о сословиии простых людей, т.е. жителей Бухары - никакой вины не имеют, они готовы ко всему; только у них один есть недостаток, это – "они не знают".
(см. там же, с.4)
Развивая тему "они не знают", словом, незнания и невежества жителей, рассказчик, читай, Фитрат, делает, помимо всего прочего, не один обобщающий вывод, каждый из которых напоминает известное изречение Сократа, которое говорит, что есть одно только благо – знание и одно только зло- невежество.
(см об этом Диоген Лаэртский. О жизни, ученияхи изречениях знаменитых философов. М. 1979, с.113)
Вот избранные строки таковых "элементарных рассуждений" на названную тему, в подтексте которых и напрямую читается то, о чем болит душа их автора, что он думает, как чувствует. На самом деле, после слов полных сарказма, убийственной иронии и презрения, когда он пишет о т.н. "возмутительной партии" (правящих – Б.М.) и духовенстве, и начинает говорить о простых людях, то здесь слышится не заглушенная боль за Отечество и любовь к нему, за которую все его мысли и порывы души
"Допустим, что жители Бухары на самом деле как бараны, но уподобляться баранам некрасиво и гадко для людей. Люди должны всегда оставаться людьми, а не делаться животными. Бог говорит в Коране: "Мы прировняли каждого человека в добрых делах ко всем людям" Действительно, если все то, что есть на земле и на небе, не было подчинено человек, как бы смогли европейцы построить и аэростаты и аэропланы и летать на них? Подумайте сами, каким же образом те самые люди, которые согласно Корану, есть лучшее из творений, кому подчинены земля и небо, под чьей сильной десницей гора и соломинка, железо и воск не имеют между собой разницы, могут уподобиться баранам? Почему они непременно должны брать пример в своем житие бытие с высшего класса народа? Коран совершенно ясно говорит: "Все, что находит человек, - он находит под сенью своего старания" и если у него не будет этого старания, то ничего не получит. Пророк наш изволил сказать: "Господь Бог дает милость Свою рабу, согласно его усердию и старанию". Творец указал нам в совершенстве путь к благополучию и счастью. Прежде всего, он сказал: "Я создал вас лучшими из творений всего мира", необходимо понять здесь, что мы являемся лучшими не по красоте глаз и бровей, а только по своему уму и способностям; если же мы не будем извлекать из них никакой пользы, то будем хуже и ниже не только лучших, но дапже самых худших и низших творений"…
От правителей, каких мер вы желаете? Положим, Пророк сказал: "каждый из вас есть пастырь своих подчиненных и должен дать о них отчет Богу". По смыслу этого изречения каждый власть имущий обязан указывать истинный путь подвластному ему населению, но в силу того, что никто из наших правителей не заботится совершенно о нас и даже сами совершают преступления, необходимо самим нам прилагать старания, так как Всевышний наградил нас таким же умом и способностями, как и их, и, если мы не употребим на пользу наши дарования, то это будет очень грешно!"
(см. там же Фитрат указ соч., с. 77)
Тем не менее, заключая такого рода рассуждения с налетом морализма о том, каким же образом следовало бы идти к благополучию и счастью человека, Фитрат произносит знаменательную фразу, по сути, являющуюся вызовом строю угнетения и обвинением "возмутительной партии" ( власти угнетателей- Б.М.)
"Никогда милость Божья не осенит той страны, в которой так угнетает рабов Божьих".
(см Абду –рауф Фитрат Рассказы индийского путешественника (Бухара, как она есть). Издание Махмудходжа Бехбуди. Самарканд 1913, с 83)
Продолжение следует.
Бахадыр Ф. Мусаев 25.10 2017 Ташкент Тузель- 2
|