Ислам и Фитрат. Отчего "загнивают" страны? Ч. 3 - Б.Мусаев 17:46 27.10.2017
ИСЛАМ И ОБЩЕСТВО В ЗЕРКАЛЕ "ЭЛЕМЕНТАРНОГО" МЫШЛЕНИЯ ФИТРАТА (4-окончание).
"В кельях медресе Бухары нет света и нечем дышать".
Домулло Мухаммад Икром муфти Бухори (1847-1925).
Мы рассматриваем ранний период творчества и практической деятельности Фитрата. Он охватывает примерно 1908-1914 гг. Это было время становления джадидизма с точки зрения модернизации ислама, читай, его очищения, когда идеи прогресса, осознание необходимости реформ начали зарождаться внутри самого ислама, в части его религиозного образования.
В данный момент истории Фитрат, безусловно, принадлежал к числу правоверных мусульман своего времени, глубокий ум которого видел различные стороны бытия с точки зрения ислама или с позиций человека, представляющего продукт исламской цивилизации.
Современный продвинутый мусульманский богослов сказал бы, что Фитрат имел не искаженный взгляд на реальность, ибо его сознание … , культура мышления, принципы морали ... стояли на фундаменте всего того, что было достигнуто в рамках исламской цивилизации и культуры. Я имею в виду, конечно, духовно- культурное наследие, включая важнейшие нравственные ценности ислама.
Представить себе Фитрата, как он есть,
с присущим ему мировоззрением, то станет очевидным, этот Человек сегодня повел бы борьбу со сторонниками всякого рода ложных религиозных течений, сект, включая, конечно, экстремисткие, экстремистов и фанатиков. Все эти (не)люди, считающие себя правоверными мусульманами, прежде всего, известны не признанием ценности человеческой жизни, его прав и свобод, чудовищными проявлениями неуважения к человеку, особенно, к женщине, например, унижения ее человеческого достоинства и гордости, крайней инетерпимостью к последователям других религий.
Представить себе Фитрата…
Вот читаю последние страницы "Спора", где слова о Вере, о том, что "Ислам – наша вера, ислам наша честь…."
И я не верующий, начинаю испытывать волнение от содержания этого монолога верующего, который с предельной искренностью и волнением говорит о Вере и Боге. Я ощущаю и понимаю, что квинтэссенцией его (монолога) является не Аллах, а Человек, к которому направлено обращение Фитрата.
Содержание названного обращения, на мой взгляд, позволяют назвать его не столько Гимном Исламу, а Человеку, который со слов Фитрата есть "благороднейшее из всех творений на земле".
Почему Гимном человеку?
Не хочу говорить, пускаться в длинноты рассуждений о том, почему я так считаю, достаточно сказать, что Фитрат элементарно является идеалистом с идеалистическим исламским мировоззрением, человеком, мыслями, душевными порывами и поступками которого двигают идеалы, вера и убежденность в духовно преобразующую силу религии.
Теперь, полагаю, к месту процитировать цельный фрагмент финальной части "Спора"
"Ислам – наша вера, ислам наша честь, ислам – наше счастье, ислам причина нашего покоя, ислам поручен нашим пророком. Бухара священная наша родина, Бухара любезная наша мать. Бухара – наш дорогой предмет любви, Бухара - наша возлюбленная, Бухара из нас, мы из Бухары. Довольно сидеть в такой беспечности лени и невежества! Уничтожения этой веры, попрание этого священного отечества, полное бесчестие шариата не может допустить, наоборот, умные люди мира нас проклянут и выключат из общества людей. Братья! Придите немного в себя. Человек – благороднейшее из всех творений на земле; отличие людей от других творений: что человек способен к прогрессу и падению, другие творения – нет. Мудрые люди для прогресса и падения людей установили три состояния: состояние животное, состояние ископаемых и состояние человеческое. Всякий кто пребывает в животном состоянии, кто свое человеческое переводит из определенного состояния в приниженное, вступает в состояние ископаемое; кто свое человеческое достоинство прогрессирует, переходит в человеческое состояние; того, именно мудрецы и называют человеком" (курсив мой –Б.М.)
(см. А. Фитрат Спор Бухарского Мударриса с Европейцем в Индии о Новометодных школах Ташкент 1911, с. 55).
И еще.
Заключая вышеизложенные мной избранные суждения насчет ислама и общества в зеркале "элементарного" мышления Фитрата считаю нужным обратить здесь внимание на следующее.
1.На мой взгляд, содержание и темы, обозначенные (предметы разборок) в "Споре" и рассказах индийского путешественника", акценты, расставленные Фитратом в процессе мышления, конкретная направленность его пафоса, иронии, сарказма, негодования …- все в совокупности, говорит (свидетельствует) о том, что он убежден в силе Слова, читай, что с его позиции религия является духовной силой людей (общества), которая при адекватном ее восприятии, понимании, иначе говоря, при наличии (формировании ) у них адекватного мировоззрения может быть реальной духовной силой.
2. Вместе с тем, наряду с большими ожиданиями Фитрата по поводу духовно преобразующей роли религии Ислам, в его мышленнии, как нам представляется, есть такие составляющие, которые указывают, что наряду с "очищением ислама", он считал важным заниматься другими важными вещами.
Это обнаруживается, хотя бы в том, что выступая в качестве одного из трибунов перемен общества, убежденного, что путь спасения ислама заключается только в новометодных школах, он все же осознавал (если не начал уже осознавать в своих названных ранних сочинениях), как показало время, что недостаточно ограничиваться лишь реформированием религии Ислам ( в смысле очищения ее – Б.М.), как единственно способной изменить общество, жизнь человека в духовном и материальном смыслах слова.
Это обнаруживается, например, в строках, вернее, читается между следующими строками.
"Новая система: ребенка посылают в школу, начиная с шестилетнего возраста, и в девятнадцать лет он уже образованный человек, набожный, патриот, друг религии, друг нации, правдивый, справедливый, покорный всем велениям ислама и вполне воспитанный человек"
(см. Фитрат указ соч., с 42)
Новая система, как мы видим из цитаты, имеет в своей основе постановку задачи (цели) получения образованного человека, которое предполагает… Здесь дело не ограничивается лишь религиозными знаниями.
Действительно, судя по выдержке из настоящего сочинения, обращает на себя внимание, что здесь в одной строке идут слова и словосочетания – понятия "набожный" и "патриот", "друг религии" и "друг нации", "правдивый" и "покорный всем велениям ислама", которые были бы немыслимо представить в условиях старой системы.
Должно также отметить, что в старом мектебе не было и речи о получении, наряду с религиозными знаниями и навыков в различных областях, связанных с ремеслами, воспитании патриота, друга нации…, готового стоять за правду и справедливость, словом, человека, находящегося в процессе духовного развития.
Между тем, все еще в кельях медресе….
Ясно, что приближались времена, когда Фитрат перейдет от методов "элементарного" мышления "Спора" и "Рассказов.." к такому воприятию и познанию реалий Бухары и Туркестана, которые требуют иных парадигм мышления для воплощения мечты о перестройке бытия людей на новых нравственных основаниях, когда и где, по его словам, "человеческое достоинство прогрессирует, переходит в человеческое состояние".
Бахадыр Ф. Мусаев 27.10. 2017 Ташкент Тузель-2
|