Фитрат, этика и "Реформы в Бухаре", - Б.Мусаев 23:13 30.10.2017
2. ЭТИКА В ЭЛЕМЕНТАРНОМ МЫШЛЕНИИ ФИТРАТА ОТ "СПОРА" И "РАССКАЗОВ"
ДО "ПУТЕВОДИТЕЛЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ" И "РЕФОРМЫ В БУХАРЕ" (1).
Соображениям об этике, читай, гуманизме Фитрата мы предварим некоторые замечания, касающиеся нашей истории, точнее, ее "лакмусовых бумажек", связанных и с конкретными персонами, благодаря чему (и кому) эта история предстает живой и без прикрас.
Сегодня 30. 10. 2017 г., в канун столетия.., когда мир опять …, где президент США…., а российский… Я, как и все, слышу рассуждения на фоне (или под ширмой) борьбы за идеалы, за демократию и справедливость в духе следования международному праву.., правовых документов ООН …
Невольно задумаешься: кто есть кто, и кто на самом деле борется в современном мире за идеалы и справедливость?
Но это не ново, в частности, и в тех случаях, когда людям кажется, что именно они владеют "лакмусовой бумажкой", при помощи которой им дано писать историю, в т. ч. , например, определять и противопоставлять, кто "свой", кто "чужой", кто "патриот", кто "отщепенец", "враг народа", организовывать (устраивать) "охоту на ведьм", словом, бороться за идеалы, будь- то, коммунизма, очень и очень светлого будущего или государства с великим будущим. Только вот вопрос, в чем суть этих идеалов и каким образом (средствами) за них бороться?
Свежо предание, а верится с трудом, что не одно поколение советских людей, будто, заново рожденных (натурально и фигурально) с залпом "Авроры", были верны заветам вождя мирового пролетариата, учившего, что нравственно все то, что служит делу коммунизма, пусть это потребует проявления, мягко выражаясь, "твердости, даже жесткости".
Нравственно ли все это !? Нравственно, нравственно, что уж тут сомневаться, если сам Ильич, он же Ильин или Владимир Ульянов - Ленин говаривал, что он готов ради достижения цели заключить союз с самим дьяволом.
И пошло - поехало, когда подобное видение мира, так сказать, продвинутое рабоче-крестьянское, лучше сказать, "романтика" коммунистического мировоззрения, стоявшая на трех "идеологических китах" эпохи (ума, чести и совести ..), начала успешно и продолжила "охоту на ведьм". Как можно забыть все это, когда и далее… (как бы ни хотелось забыть), что знали и декламировали строки Светлова о Гренаде, особенно идею поэта Багрицкого, имевшего по меркам критериев нравственности времен советов, репутацию гуманиста:
"Если век скажет: "Солги!" - солги; если он скажет: "Убей!" - убей".
Однако, предлагаю моему читателю вместе со мной "перевернуть зеркало времени" (О. Тоффлер) и вернуться назад на сто лет и более, к Фитрату, когда Бухара и Туркестан… Еще не наступили самые мрачные времена истории, шабашей холопов с тоталитарным мышлением и их кумиров, еще не случилась трагедия…., когда предали Фитрата его же ученики. Все это еще впереди и уже позади для нас узбекистанцев наша история, у которой (и где ) немало якобы стертых и полустертых страниц, касающихся, в том числе, и судьбы Фитрата, его жизни и творчества.
Я не оговорился, сказав "якобы", ибо "умолчание" некоторых известных фактов, связанных с проявлением предательства со стороны конкретных известных персон из среды литераторов в отношениии Фитрата … сродни не столько демагогии или диффамации, а, сколько, является вольным или невольным повторением предательства и оскорблением его памяти.
И еще.
Какова реальная цена утверждения, что Фитрат - наше национальное духовное богатство, что де происходит усвоение и освоение названного богатства.
Чего стоит это утверждение, если до настоящего времени общество не извлекло уроков истории, включая уроки из истории его жизни и судьбы, не сказав в полный голос истину. Между тем, к этому призывает (учит) сам Фитрат и гуманистическая направленность его мышления, того мышления, которое отличает неуклонное стремление к истине, одухотворенность этой истины честностью.
Мы назвали его мышление элементарным по аналогии со следующим известным утверждением Альберта Швейцера (1875- 1965)
"Элементарным можно назвать мышление, которое исходит из фундаментальных вопросов об отношении человека к миру, о смысле жизни и о природе добра. Оно находится в самой прямой связи с мыслями, которые невольно возникают у каждого человека". (см. об этом Швейцер Альберт ЖИЗНЬ И МЫСЛИ. М. 1996, с. 134)
Продолжение следует.
Бахадыр Ф. Мусаев 30 10. 2017 Ташкент Тузель-2
|