К вопросу об исторических личностях Узбекистана (полемика) 07:30 27.11.2017
Бахадыр Ф. Мусаев: К вопросу об исторических личностях Узбекистана.
Из интернета можно почерпнуть информацию, где далеко не все "мусор" и "грязь". Вот, к примеру, следующая информация к размышлению на предмет того, кто мы, "какие были люди в наше время.." и какими являемся в натуре сегодня, закостеневшими… если…, создаем себе кумиров из тех же.., кто отнюдь не представляли из себя порядочных, честных людей, а были, по меньшей мере, холопами …
Тьфу! Кого почитаем, воздавая хвалу и славу, поклоняемся, на кого "молимся" и ставим памятники … Тягостно и грустно на душе.
Ташкент Тузель-2. 26.11 2017
К вопросу об исторических личностях Узбекистана. Комментарий читателя
Автор статьи "Ташкент: От старой консерватории останется один орган" упомянул имя М.Ашрафи, назвав его одним из основоположников современной узбекской музыки. Это просто бред полный. Основоположниками современной узбекской музыки и музыковедения были Абдурауф Фитрат и Успенский! Ашрафи – это во многом дутая фигура. Такая же дутая, как Решетов, укравший научные труды Поливанова и написавший на него самый настоящий донос, что дало толчок к уничтожению основоположника узбекской диалектологической школы.
К сожалению, на фоне справедливого возмущения вульгарной реконструкцией Ташкента приходиться читать старые мифы про "хорошее советское время", которое, кстати, и определило политическую культуру и умение, вернее неумение воспринимать окружающий мир нынешними властями Узбекистана и не только его!
Увы, мы забываем это, противопоставляя современные тенденции в Узбекистане советскому прошлому, делая акцент на положительное прошлое, не осмысливая, что именно из этого прошлого на 100% и выросло наше настоящее с его совковой нетерпимостью, ханжеством и политической брутальностью.
Этот момент начинает опасно исчезать, представляя совок, как благостное время в истории Узбекистана. Мне кажется это просто глупо и неверно, особенно глупо романтизировать те времена, когда Ильхом преследовали и прессовали похуже настоящего, к примеру. Самое смешное, что, якобы избавляясь от прошлого советского, власти Узбекистана заселяют город Ташкент старым советским нафталином.
Чего стоит памятник Хамиду Алимжану, который открыли еще на заре Независимости, ведь Алимжан ничем, кроме как человеком, положившим начало узбекскому, сталинскому, соцреализму, не известен. Графоман и пропагандист, знаменитый стукач, погубивший таких людей, как Кадырий, Чулпан, Фитрат, Носир и других.
Или вот недавно открытые памятники Зульфие и Гуляму - первая известна, как чиновник от союза писателей, на которую писали "негры", вернее, за которую. Писанина ее полна пустого бреда, в стиле провинциального совка, более того, она символ именно советского Узбекистана, но никак не страны, ставшей независимой и это абсурд, полный абсурд, когда власти одной рукой, якобы рушат памятники советского прошлого, а другой ставят монументы не то что символам той самой советской эпохи, а просто настоящим стукачам, действия которых послужили началом широкомасштабного истребления узбекской интеллигенции в начале 20 века.
Что касается Гафура Гуляма, то тут, когда ставили памятник ему, постарались многочисленные его родственники, во главе с пресловутым Т.Алимовым. Алимова давно скинули, но памятник остался, памятник человеку, который лично очищал себе дорогу, пописывая доносы с обвинениями в гомосексуализме почти на всю узбекскую интеллигенцию, на первых интеллектуалов, известных под общим названием Джадиды. Все те, кого мы называем джадидами, создали просветительство, современную узбекскую нацию и это признавали даже первые большевики (Муравейский, Сафаров и другие).
Ведь именно на плечах джадидов начались первые акции новой власти – худжум, борьба с неграмотностью (Автор М.К.Абдурашитов, уничтоженный в 20 годы), театр (Авлоний, покончивший с собой в 40 годы), Чулпан (основоположник первой драматической школы, школы современной поэзии), Кодырий (основоположник школы узбекского романа театрального искусства), Деванов (кино и фотографий), П.Салиев (осн.узбекской исторической школы, а не .Ниязов, как все считают). Все эти люди пали жертвами политических репрессий в 30-40 годы 20 века, в самый разгар сталинизма.
Или вот поздние наследники этих людей, тоже, большая их часть в разные годы советской власти, стали жертвами системы, но смогли выжить: Х.Сулейман – осн. первого хранилища рукописей, собравший на свои деньги и воссоздавший труды Навои, Бобура, Увайси и других, Шайхзода – первый писатель-трагик, Я.Гулямов – осн.национальной школы Археологии, А.А.Ибрагимов -осн. Школы танцев и балета наряду с Йоркиным, Академик В.Зохидов, человек положивший начало современной узбекской школе навоиведения, исс-ия наследия А.Навои.
Наконец первый из всех выше упомянутых -Абдурауф Фитрат, первый из джадидов, первый павший от рук своих коллег-писателей и поэтов-стукачей, на нем наша школа музыковедения, библиотеки, музеи первые, театры, драматургия первая, первые работы по фольклору, и по истории искусств узбеков, уйгуров, таджиков.
И это не полный перечень имен, зато это полный список тех, кому нет ни одного памятника в Ташкенте! Ни одного! Есть Кодырий, но это не памятник, а свалка в старом городе! Вот эта тема меня все более тревожит, а не снос памятника войну Туркво! Тем более в лице таких советских мифов, как Алимжан, Зульфия, Гулям, к несчастью нашему, продолжает существовать совковый миф, лживый и не справедливый по отношению к памяти истинных творцов узбекской культуры, истинных отцов современной узбекской нации. А, ведь и в этом году эта традиция продолжила свою историю: При переименовании улиц в этом месяце, одной из улиц дали имя У.Умарбекова, обычного советского поэта, известного советского чиновника. Вероятно именно это близко властям Узбекистана, а масштабы Фитрата или Кодырий они не способны охватить, как не способны были охватить их масштаб советские чиновники, видевшие в них только "мелкобуржуазных националистов".
Это очень печально. И не только это: в Таджикистане, в учебниках по истории таджиков, как и положено нынешней таджикской пропаганде, всех джадидов называют таджиками, но вместо того, чтобы гордиться их вкладом в развитие других этносов региона, называют их предателями, мол, не признавали своей пятой графы, которая по версии таджикских властей, важнее любого вклада в культуру или науку. И это еще одна несправедливость по отношению к своим истокам, ведь те, кого обобщают словом джадид, создали многое из того, что делает современный Таджикистан культурной страной.
В первые годы независимости джадидов делали героями независимости, ташкентская интеллигенция, люди типа истеричной исследовательницы Дильбар Рашидовой делали из слово "джадид" какой - то гламур с помесью слезливой мыльной оперы, такой, какой сейчас делают из ташкентской истории на канале ТВ Марказ. Другая часть ташкентской интеллигенции в лице известного специалиста по юбилеям Ташкента М.Филанович называли всех джадидов националистами, исламистами и врагами всего русского, даже втянули в этот бред известного тюрколога Кляшторного, назвавшего, как то, джадидов сторонниками средневекового Ислама. Все это мифы, продолжение того бреда, который понаписал на джадидов известный пропагандист-сталинист Академик Ваххабов, еще в 50ые годы.
Колоссальный масштаб, который служит и сейчас основанием всей нашей культуры, современной идентичности и делающей нас современной нацией, никем, никак не осмыслен и не понят. Использован грубо, но не понят и не принят.
С уважением, ваш читатель.
|