КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 28.11.2017
23:56  Красавчик Ким пульнул в сторону США еще одну ракету, похоже - баллистическую
22:30  В Алматы задержана группа лиц, призывавших к вооруженному "джихаду" и готовившая беспорядки в городе
22:29  Умер независимый директор Казнацфонда "Самрук-Казына" Барон Оливье Дэкамп
21:47  Зачем новый президент Киргизии спешит в Москву. Срочно нужен транш халявы
21:44  Правда ли, что мусульман дискриминируют? - Филипп Д"Ирибарн
21:27  "Жди меня и я вернусь, только очень жди…". О тактике и стратегии экс-президента Киргизии,- С.Чериков
21:24  Экс-муфтий Киргизии Чубак ажи Жалилов пригрозил судом за вопросы о его многоженстве

15:48  Латинизация бывших советских республик – западный проект уничтожения русской цивилизации. Часть 1
15:42  Россия в тисках идеологического кризиса, - А.Халдей
15:41  Таджико-афганская граница – еще один смертельно опасный рубеж, к которому подошел мир потерявший точку опоры, - А.Проханов
15:38  Пакистанского педофила, изнасиловавшего и убившего мальчика из России, казнят в ОАЭ
15:30  Мировоззрение Фитрата, идеология большевизма и современность. Ч. 2, - Б.Мусаев
15:19  Хризантемовый трон сдается. Японский парламент определяется с датой отречения от престола императора Акихито
15:15  Халифат: от рассвета до заката, - А.Куприянов
15:11  Казахстанка Жанна Хайрулина стала лучшей моделью на конкурсе WorldTopModel (фото)
09:58  Узбекистан, год реформаторства: что сделано? - Б.Эргашев
09:50  Три зайца, или Прокрустово ложе для Казнета, - Д.Сатпаев
09:45  Влияние российских кибератак на движение за независимость Каталонии, - El Mundo
09:25  Чудо роста китайской экономики стало сдуваться, - Майкл Петтис
09:20  Причина жуткой резни в мечети Аль-Рауда. Джихадисты мстили суфиям-гаргаритам за поддержку Сиси
08:54  За организацию убийства российского посла Карлова. Арестован турецкий медиа-магнат Айдынбаш
08:42  Член Центрального военного совета (ЦВС) КНР генерал-полковник Чжан Ян застрелился. Получив обвинение в коррупции
08:36  Украина. Из жизни паразитов, - О.Миклашевский
08:26  Что Гитлер планировал сделать с исламским миром, - Н.Сыромятников
08:23  Фильм, памятник и конференция: как в Узбекистане отметят 80-летие Ислама Каримова
08:10  В Ташкенте корейцы построят многофункциональный гольф-комплекс. Очень-но нужен
07:57  В Таджикистане к 5,5 годам тюрьмы за связь с салафитами приговорен известный кардиохирург доктор Саломов
07:52  Свергнутый президент Кыргызстана Бакиев намерен вернуться на родину
07:04  Восток и юго-восток Москвы со временем превратятся в "гетто", - МК
00:59  Минздрав Казахстана в халяльных консервах из России нашел ДНК свиньи
00:57  США проконтролируют, чтобы курды получили в Сирии автономию?
00:46  Первый Крестовый поход против мусульман. Как это было (история), - В.Югасов
00:44  Ношение бейджей предлагают сделать обязательным для госслужащих в Казахстане
00:38  Биткойны: спекулятивная истерия или технологическая революция? - Лоран Гайяр
00:26  Кто победит в войне между Китаем и США?
00:18  США и дальше будут давить на покупателей иранской нефти, - "Javan"
Понедельник, 27.11.2017
23:07  Допинговые скандалы и мутки: Россию подставляют не спортсмены, а чиновники от спорта, - СП
23:02  Казахстанский фильм "Завтра море" об Арале выиграл приз этнографического кинофестиваля в Париже
22:56  Террористы и пособники. За что сидят турецкие журналисты? - Я.Ниязбаев
22:35  Елбасы заказал испанскому архитектору Калатрава "закрытый проспект в Астане"
22:29  Литераторы из Таджикистана получили признание в столице Швеции
17:51  Позы и познеры. Пару слов об общественной слепоте, - А.Бабицкий
17:50  Бишкек. Убийство Улана Салянова. Следствие зашло в тупик
17:17  Союз мусульман Казахстана предложил оснастить Алматинскую полицию 20 ослами и 10 верблюдами
16:02  "Сирийский" генерал Лапин возглавил Центральный военный округ России
15:31  Китай отрицает свое влияние на политический кризис в Зимбабве
14:38  Каменная армия Устюрта. Сенсационная находка археологов, - А.Исаев
14:32  Титул "Мисс Вселенная-2017" получила Деми-Ли Нель-Питерс из Южной Африки (видео)
14:02  Total продает Statoil норвежские нефтяные активы за $ 1,45 млрд
12:47  Атамбаев: Черные мысли в "белой горячке", - М.Кул-Мухаммед (1-й зам. Елбасы по партии "Нур Отан")
11:41  В планы клана Жээнбековых в Киргизии Атамбаев не входит.., - А.Князев
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Мировоззрение Фитрата, идеология большевизма и современность. Ч. 2, - Б.МусаевМировоззрение Фитрата, идеология большевизма и современность. Ч. 2, - Б.Мусаев
15:30 28.11.2017

Бахадыр Ф. Мусаев.
II. 3. МИРОВОЗЗРЕНИЕ ФИТРАТА, ИДЕЛОГИ (Я) БОЛЬШЕВИЗМА И СОВРЕМЕННОСТЬ(2).
Фитрат глазами идеологов нового общества.

За приведенными словами Бердяева о том, что есть "... самое страшное в коммунизме" стоит реальное содержание реальной действительности нового общества.
Если сказать не за право на гуманизм, любовь и сострадание, то таковое содержание реалий потрясает.
Конечно, это не может не потрясать сегодня каждого человека с нормальной человеческой органикой, не пораженной идеями – фикс, тем более, если говорить не столько и не только о созидательных деяниях людей во имя утопического будущего, а их готовности совершать и неслыханные зверства (фактически совершенных), приносить любые жертвы для приближения названного мифического будущего, будь то оно коммунизм, "очень и очень светлое будущее" или натурально представляемое как "Узбекистан - государство с великим будущим".

О чем я и зачем …?
Ведь уже позади трагические и драматические страницы истории, утверждают, будто миновали "эти дни" у нас, теперь здесь и сейчас настает оттепель. Тогда, было бы своевременно, отдавая себе отчет, что истинно так и происходит, положить начало восстановлению полной правды о трагедии Фитрата.
Думаю, это значило бы, что должно не допускать умолчания роли конкретных личностей узбекской литературы, которые, представляя собой новую генерацию деятелей, рожденных Октябрем, выступали с позиций идеологии нового общества, принципов социалистического реализма. Понимание и объяснение их поступков, на мой взгляд, нужно для извлечения уроков нравственного порядка.

Вместе с тем, рождаются и сомнения, зачем ворошить старое…
С другой стороны, вот, к примеру, взять размышления ташкентского искусствоведа, историка Александра Джумаев, вопрошающего:

"Можно ли быть беспристрастным, если ты генетически связан с историей своей страны, если твои предки – деды и отцы – творили эту историю, если они с достоинством вынесли все испытания и не свернули с пути?"

(см об этом Джумаев А. "Скажите, а Ленин еще вернется?" К истории Октябрьской революции в Средней Азии: наброски и размышления с неизбежными экскурсами в современность. www.centrasia.ru 01.11.2017).

Соглашусь с ним, что нельзя быть беспристрастным. Однако не приемлю концовку этого же суждения А. Джумаева, а именно, что они (наши деды и отцы – Б.М.) с "достоинством вынесли все испытания и не свернули с пути". Озадачиваюсь: о каком достоинстве идет речь? И с какого пути не свернули?

Ой, так ли на самом деле в нашем случае, где разговор касательно Фитрата и извлечения уроков …
Спору нет, "инженеры человеческих душ" жили и творили, руководствуясь ленинским принципом "нравственно все то, что служит делу коммунизма". Никто не смеет назвать их, бойцов идеологического фронта банальными подлецами и ничтожествами, но ныне, если называть вещи своими именами, то не прямо в лоб…, а в порядке информации для размышлений приведу суждение все того же, Александра Зиновьева о коммунизме и приверженцах данной утопии:

"Общество строили миллионы людей. Они были участниками процесса. Они были помощниками палачей, палачами и жертвами палачей"
( см Зиновьев А. СТАЛИН – нашей юности полет. Социологическая повесть. М. 2002 с. 31-32).

И еще.

"… все кошмарное зло нашей эпохи явилось результатом воплощения в жизнь самых светлых идеалов человечества. И от этого открытия нам стало плохо на всю жизнь"

(Зиновьев А. указ соч., см. тамже, с. 251).

А вот к месту в дополнение к приведенным цитатам уважаемого философа предлагаю одно утверждение Виктора Суворова, того самого автора всякого рода сенсационных концепций, который подвергается проклятиям исторического официоза :

"Сталин, например, полностью гарантировал свою власть от новых революций. Он ввел такую систему, при которой каждый человек должен был или погибнуть, или совершить какую-то подлость в отношении окружающих людей. Сталин сделал все население страны соучастником своих преступлений. Сталинская власть была гораздо сильнее и крепче, чем это, кажется, со стороны. Десятки миллионов подлецов знали, что если сталинская власть рухнет, то тайная подлость станет известна окружающим"
( СверхНОВАЯ правда ВИКТОРА СУВОРОВА. М. 2011, с. 27)
Не правда ли, что это утверждение, насколько сенсационно, настолько и сомнительно с точки зрения ее истинности. И все же, если не голословно про Фитрата глазами идеологов .. . давно настало время сказать конкретно про конкретных …подлость которых не получила общественного резонанса, ибо в силу каких –то причин (каких?) неизвестна окружающим …,хотя тоталитаризм в открытой форме приказал долго жить, а наш герой реабилитирован в 1957 г, тем не менее …. Впрочем, давайте по порядку и сначала.
Идеологи (я) репрессий и апология кровавых расправ.
Вернемся вк ФИТРАТУ и попытаемся представить атмосферу репрессий, которая не возникала не из ничего, не рождалась сама собой или по команде "сверху". К сожалению, создавали ее, таковую атмосферу не без соответствующих усилий самих писателей.
Вот, в частности, что нашел я, используя ресурсы интернета (см. здесь ниже воспроизведена статья Ефрема РЯБОВА " В жанре литературного доноса")
"В 30-е годы прошлого века филологические дискуссии зачастую принимали форму литературных доносов. Времена были суровые, и такие наветы, к сожалению, заканчивались плачевно для литераторов, не успевших прогнуться под генеральную линию.

Вот, к примеру, откроем журнал "Пролетарская литература", сдвоенный № 5-6 за 1931 г., орган Всесоюзного объединения ассоциаций пролетарских писателей, издававшийся в Москве образчик марксистско-ленинского литературоведения и партийной критики. В нем опубликовано выступление А.Караханова на пленуме ВОАПП (союза писателей в привычном виде еще не было, и Ассоциация пролетарских писателей Узбекистана входила в ВОАПП) "Классовая борьба в литературе Средней Азии". Читать это выступление на самом деле страшно, зная, какая судьба ждала упоминаемых в статье-доносе писателей.

А.Караханов пишет, как саблей машет: "Местный национализм в Узбекистане принял ярчайшие формы, причем эти формы доходили до открытой контрреволюции, показателем чего являются, хотя бы некоторые стихотворения немало известного, довольно талантливого узбекского поэта Чолпони. (Так в журнале транскрибировали фамилию поэта Чулпана - Абдулхамида Сулеймана (1897-1938), он родился в Андижане, учился в медресе в Андижане и Ташкенте и в русско-туземной школе в Ташкенте, жил и работал в Ташкенте, Оренбурге, Москве, арестован в 1937 г., расстрелян 5.10.1938 г. В 1924 г. академик, тюрколог А.Н.Самойлович (1880-1938) перевел стихи Чулпана на русский язык и опубликовал в Москве.) Он пишет,- продолжает свой донос А.Караханов: "Вам незачем надеяться на волков, от них спасения нет". Это есть прямо-таки обращение к басмачеству. Или же мы читаем дальше: "Одни думы не дадут успокоения, если сыновья родины сами не зажгут спичку". Далее он, обращаясь к басмачеству, пишет: "Ты еще жив, ты еще не мертвец, не надевай цепей, не подчиняйся, ты родился свободным". И далее: "в туркменских условиях иногда дело доходило тоже до более откровенных форм, хотя не в такой степени, как у Чолпони, призывавшего к свержению большевиков".

Пострадал также и академик А.Н.Самойлович, пропагандировавший Чулпана среди русскоязычных читателей. Как и Чулпан, А.Н.Самойлович был арестован в 1937 г. в разгар большой волны репрессий. Его следственное дело исследовалось в статье Ф.Д.Ашнина и В.М.Алпатова "Архивные документы о гибели академика А.Н.Самойловича", опубликованной в журнале "Восток", № 5 за 1996 г., с.153. За годы репрессий пострадало только два беспартйных академика, и один из них это именно А.Н.Самойлович. В вину ему вменялась связь с японским дипломатом и "пантюркизм". Звучало это в формулировке чекистов так: "Совместно с Воробьевым (П.И.Воробьев, китаевед (1892-1937, расстрелян) Самойлович проводил контрреволюционную работу по развертыванию буржуазно-националистического движения среди тюркских народов. Всю научно-исследовательскую работу по изучению тюркских народов Самойлович организовал с целью подготовки кадров контрреволюционеров буржуазных националистов. В 1935-36 гг. Самойлович создал контрреволюционную буржуазно-националистическую организацию. Создавая эту организацию, он ставил задачу объединить все буржуазно-националистические элементы для организованной борьбы с существующим строем за отторжение национальных окраин от СССР и подчинения их влиянию японского империализма" (цитируется по статье Ф.Д.Ашнина и В.М.Алпатова).

Откуда взяли чекисты доказательную базу о "пантюркизме" А.Н.Самойловича? Да вот же, все готово было уже в 1931 г., просто взяли статью А.Караханова. Тогда еще НКВД не было, а было ОГПУ, но статья "Классовая борьба в литературе Средней Азии" уже была готова. Г.Г.Ягода еще ходил в замах В.Р.Менжинского, а Н.И.Ежов был мелким партаппаратчиком. Сейчас уже честно пишут про поляка В.Р.Менжинского: https://ru.wikipedia.org/wiki/Менжинский,_Вячеслав_Рудольфович "один из организаторов сталинских репрессий".

А.Караханов пишет (фактически доносит) про А.Н.Самойловича: причиной успеха чагатаистов "является их поддержка со стороны некоторых небезызвестных ученых, членов Академии наук, которые доказывают преимущество чагатайской литературы перед всей современной литературой"; "в этом отношении у нас не малую роль играл и играет Самойлович"; "благодаря этим теоретикам и их работе... большое распространение получил формальный метод"; "между великодержавными шовинистами и националистами имеется блок, ярким примером блока является деятельность Кули-Мухамедова и Самойловича", Самойлович цитирует в своих статьях константинопольского профессора Заки Валидова, а "он не только являлся ученым, но идеологом и фактическим руководителем басмаческого движения в среднеазиатском масштабе". 13.02.1938 г. академика А.Н.Самойловича осудили и в тот же день расстреляли, оказалось достаточным знакомства с японским дипломатом и надуманной чуши про чагатаизм и пантюркизм.

Больше всех в статье А.Караханова достается Фитрату: "В Узбекистане панисламизм принял резкую форму, особенно в выступлениях узбекского писателя, поэта и ученого Фитрата. Фитрат открыто обращался к бывшему бухарскому эмиру, говоря ему, что он является единственным защитником мусульманской религии и мусульманского мира. В то время очень распространен был стихотворный отрывок, написанный на фарсидском языке. В книге Сай-Кели было написано, что "Бухара является твердыней мусульманского мира, а Самарканд самым красивейшим местом на земной поверхности". По-видимому Фитрат обращался к эмиру бухарскому, говоря, что он - единственный защитник мусульманской религии".

Главное обвинение Фитрата - чагатаизм. "Чагатаизм,- пишет А.Караханов,- являлся разновидностью пантюркизма. Если пантюркизм ставил своей задачей объединение всех тюркских народностей без классовых различий, подразумевая под словом народ всю массу, то чагатаисты ставили фактически задачу объединения тех народностей, которые, которые когда-то были под владением Чагатая, как это доказывается некоторыми историками... Следовательно, чагатаисты ставили перед собой задачу объединения Средней Азии в единое государство. Это обвинение не провозглашалось в открытой форме, об этом не говорили, но оно выражалось в идеализировании литературы той эпохи, которая создалась и в период господства Чагатая и впоследствии, особенно во время царствования темуридов. Идеализации чагатайской литературы Фитратом доводилась до высшей степени. Он говорил так о чагатайской литературе: "Чагатайская литература занимает самое высокое место среди тюркской литературы, чагатайский язык является наиболее высокоразвитым среди тюркских наречий. Создадим же чистую чагатайскую литературу". Дальше он пишет: "Чагатайская литература имеет такую славную историю, перед которой даже сегодняшняя европейская литература снимает шапку и вынуждена поздороваться". Это я вам привел из речи Фитрата на орфографической конференции в Узбекистане в 1921 году." (Как известно, Узбекская ССР образовалась в 1924 г., а в 1921 г. была Туркестанская АССР в составе РСФСР. - Прим.Е.Р.)

К чагатаизму и панисламизму Фитрата А.Караханов добавляет пантюркизм: "Фитрат выступает с чистой пантюркистской формулировкой. Он пишет: "Пантюркизм - это наш идеал, мы можем это везде доказать: если из этих трех наречий - татарский, тюркский и чагатайский - выживем иностранные арабские, персидские и русские слова, то мы несомненно достигнем великого идеала пантюркизма". Это опять речи Фитрата на той же конференции.

Нетрудно догадаться, что эти обвинения подшили в дело Абдурауфа Фитрата, и 22.06.1937 г. он был арестован, а 5.10.1938 г. осужден и в тот же день расстрелян.

Весь этот марксистский журнал о литературе был написан в подобном стиле доносов от корки до корки. Начинается номер с перепечатки письма Сталина в редакцию журнала "Пролетарская революция" "О некоторых вопросах истории большевизма", где Сталин борется с "антипартийной и полутроцкистской статьей Слуцкого "Большевики о Германской социал-демократии в период ее предвоенного кризиса". А.Г.Слуцкий (1894-1979), как не трудно догадаться, в 1937 г. был арестован и провел 20 лет в заключении. Здесь же статья Б.Брайниной "Куда "впадает" творчество Пильняка". Б.А.Пильняк (1894-1938) по логике пролетарского литературоведения арестован в 1937 г. и расстрелян в 1938 г. Статья С.Малахова "Контрреволюционный троцкизм в литературной науке: "методология" Г.Горбачева" - донос на литературоведа Г.Горбачева, которого посадили в 1935 г. и дорасстреляли в 1937 г.

В такой специфический журнал, своего рода литературный филиал ОГПУ, ведь еще надо было сотрудников подобрать. Кого мы там видим? Редактор - Л.Авербах (1903 - 1937, расстрелян). Н.Асеев называл его "литературным гангстером". Кто был крышей литературного гангстера Л.Авербаха? Будучи племянником Я.Свердлова, шурином Г.Ягоды, зятем В.Бонч-Бруевича, можно любые пакости творить. Там же в редколлегии драматург А.Н.Афиногенов (1904-1941), репрессирован не был, погиб в Москве во время авианалета фашистов. Одиозный критик В.В.Ермилов (1904-1965), которого никто не пришел проводить в последний путь. "Писательский министр" А.Фадеев (1901-1956), перед смертью признавшийся: "трудно жить с окровавленными руками". Шекспировед С.С.Динамов (1901-1939), расстрелян. Б.Ясенский (1901-1938) - писатель-коминтерновец, в 1930 г. прибыл в СССР из Франции, а в 1931 г. он уже член редколлегии журнала "Пролетарская литература", решает судьбы писателей и стран тоже, член правительственной комиссии по размежеванию Узбекистана и Таджикистана, в 1937 г. погорел на связях с заграницей и с людьми из ведомства Г.Ягоды, а также в результате конфликта с первым секретарем Таджикистана Г.И.Бройдо. Грузинский критик Б.Буачидзе (1905-1937) возглавлял грузинских "пролетарских" писателей, "убрал" его еще Л.Берия в Тбилиси. Армянский критик Н.Дабагян (1904, год смерти неизвестен). Писатель М.В.Лузгин (1899-1942) погиб в Сталинграде. Украинский "пролетарский" критик Б.Коваленко, годы жизни неизвестны, репрессирован. Украинский писатель И.К.Микитенко (1897-1937), репрессирован. Малоизвестный критик и поэт М.Серебрянский. Критик Г.М.Корабельников (1904 - год смерти неизвестен), репрессирован не был.

Заметно, что Л.Авербах мобилизовал в редколлегию журнала "Пролетарская литература" довольно молодых людей, некоторым не было еще и 30, когда они узнали вкус крови и страсть к доносам. И большинство из них позднее попало под раскручиваемый ими же маховик репрессий вслед за жертвами, травлю которым они устраивали с энтузиазмом, достойным лучшего применения"
(конец статьи).

Ефрем РЯБОВ.
новости в telegram

Примечательно, что на эту статью Е. Рябова откликнулась журналистка

Лейла Шахназарова.

"Рем, в твоих материалах всегда такие поразительные факты (видимо, есть доступ к редким источникам), что, наверно, только ты и сможешь ответить на вопрос, на который давно ищу ответа. Когда готовила свою статью об Усмане Насыре (https://nuz.uz/moi-uzbekistancy/4155-serdce-ty-moy-saz.html), столкнулась с тем, что все источники глухим молчанием обходят вопрос, как же случилось, что этого талантливейшего поэта, подающего блестящие надежды, признанного в Москве, активно переводимого на русский язык, удостоенного, при своей молодости, завидного признания, вплоть до торжественных чествований всей литературной общественностью Узбекистана, – вдруг вот так, в одночасье, уничтожили, "погасили", буквально в одну ночь, сослав умирать в далеком северном лагере? Понятно, что разгадка кроется как раз в этой неслыханной для 25-летнего поэта популярности, которую его собратья-литераторы зарабатывали многими годами и службы, и выслуживания, а зависть, как известно, толкает на любые подлости. Но все-таки – были ведь конкретные виновники, авторы доносов. Столько тайн открывается в последние годы, а вот кто погубил "узбекского Пушкина" – об этом я нашла в Сети только одно упоминание, с прямым указанием имени. Имени знаменитого узбекского поэта, нашего классика, памятник которому стоит в самом центре Ташкента. Если это действительно так, тогда понятно, почему его память у нас не хотят чернить этими разоблачениями. А написали об этом, приведя достаточно убедительные доказательства, потомки самого Усмана Насыра, которые, видно, в любом случае не желают молчать. Обращалась с этим вопросом к нашему знаменитому знатоку-краеведу, но он, видимо, не желая признаться в своей неосведомленности, уклонился от ответа. И если уж не прольет свет на эту загадку такой дотошный и глубокий исследователь, как Ефрем Рябов, – тогда, похоже, и обращаться больше не к кому..."

Далее ей ответил Ефрем Рябов

- "Спасибо, Лейла, на добром слове. К сожалению, с делом Усмана Насыра не знаком. Лично был знаком с одним человеком, который вместе с ним сидел и очень положительно о нем отзывался. Это С.В.Розенфельд, я о нем писал в материале "Колымский комсомолец из Ташкента" https://nuz.uz/moi-uzbekistancy/4441-kolymskiy-komsomolec-iz-tashkenta.html Для того, чтобы что-то конкретное говорить о деле Усмана Насыра, с материалами надо знакомиться по архиву компетентных органов,- не всегда есть такая возможность. К сожалению, как видим, человеческая психология такова, что мелкие страсти довлеют, люди писали доносы, а чекисты 30- х годов воспринимали доносы как фактологию. И единственная партия тех времен это дело поощряла. Литературный спор - это всегда хорошо, позитивно и прогрессивно, да только, так уж получилось, что литературные перестрелки у нас переросли в реально кровавые дела-папочки. Грустно все это. А теперь, как бы, не хотят очернять литературные авторитеты"

Ну, а теперь продолжу я. К слову о литературных авторитетах.

ХАМИД АЛИМДЖАН или тот, кто имеет отношение к гибели ФИТРАТА- "узбекского ПУШКИНА".

Откроем страницы статьи Хамида Алимджана " О литературном творчестве Фитрата", написанной им в 1936 (см Х. Алимджан. Полное собрание соч. в 10 т. Девятый том. Публицистика Литературоведение. Т. "Фан" 1984, с. 135-169).
Излагая тезисно содержание названной статьи Хамида Алимджана, объем которой превышает более 1 п.л., я бы отметил, что все, что здесь написано (см указ соч. Алимджана Х. , стр. 135-169) напоминает не столько литературоведческую работу, а, на мой взгляд, больше образцовую идеологическую агитку о принципах соцреализма, где, помимо этого, звучит призыв вести бескомпромиссную борьбу с пресловутым буржуазным национализмом с позиций бдительного бойца идеологического бойца ВКП (б) и, разумеется, образцового воинствующего атеиста.

На самом деле, о чем бы не рассуждал Хамид Алимджан, анализируя литературные сочинения Фитрата, его героев, всюду он начинает и кончает навешиванием ярлыков типа панисламист, пантюркист и т.п., называя Фитрата главной фигурой, руководителем и теоретиком националистической художественной литературы, который де не любит и презирает Туркестан, как страну низости и позора.
Фитрат, со слов Х. Алимджана проявляет себя в творчестве, как романтик, разумеется, реакционный романтик. Здесь же автор статьи не забывает упомянуть недобрым словом и Чолпана, когда пишет :

"Романтизм Фитрата – плоть от плоти, кровь от крови того класса, к которому он принадлежал, - являлся выражением идей этого класса. Поэтому он и стал образцом для всех пессимистически настроенных буржуазно-националистических писателей.
Романтизм Чолпана имеет непосредственную связь с контреволюциионным романтизмом Фитрата". (курсив мой –Б.М.)

(см. Алимджан Х. , указ.соч.. с 149-150)

Дальше-больше.

По сути, называя вещи своими именами, Х. Алимджан писал донос, который, несомненно, потенциально повышал (и фактически повысил) его моральный, политический и социальный статус в глазах власти.
Вот, к примеру, потрясают лично меня следующие антифитратовские подлости, если не сказать худшее, памятуя, что это был 1936 г. – самый пик "охоты на ведьм".

"Национализм Фитрата был пропитан глубокой религиозностью. В "Сайха" он призывает к борьбе за веру и родину, за родину – во имя веры и за веру –во имя родины.

В "Мунозара" Фитрат говорит: "Если человек возглашает: "нет бога, кроме бога, и Магомед – пророк его", то какого бы религиозного толка он ни придерживался, вы знаете одно – что магометанин".
(см. там же, с. 140)

"Он идет к могилам "предков", неся к ним вопли контрреволюционной буржуазии…
Писатель Фитрат верит в темные силы страны, опирается на них, посвящает им свое творчество. Поэтому малейший успех этих темных сил старого мира наполняет его радостью, вселяет в него надежду". (курсив мой –Б.М.)
(см. там же, с. 149)

Поражает и удивляет, лично меня, не только то, что пишет автор статьи о Фитрате, а и тот факт, что "обличая" главное произведение "Мунозара" (Спор), Х. Алимджан говорит об этом труде Фитрата с точностью наоборот, что утверждал С. Айни еще в 1925г.

""Мунозара", - писал Садриддин Айни, - оказала очень сильное влияние и благотворное влияние на развитие эпохи. С одной стороны, "Мунозара" пробудила врагов и они, начав атаку, обвинили ряд людей в отступничестве от веры, но это не испугало джадидов – сторонников нового, и не сбило их с пути нововведений. С другой стороны, "Мунозар" привлекла класс ученых и молодежь и способствовала рождению революционных мыслей".

Подводя итог сказанному о литературном творчестве Фитрата, Х. Алимджан утверждает, что де "совершенно очевидно, что эти идеологические недостатки вытекают из ограниченного мировоззрения".
(см там же, Алимджан Х., указ соч., с. 169)
.
Ныне, читаю первого и второго, включая его настоящую статью о литературном собрате и бывшем его учителе – профессоре, который преподавал ему в Самаркандской педагогической академии. Читаю, сопоставляю и, конечно, думаю:
чье имя, личность, жизнь и судьба, творчество запечатлеются в будущем, какими они запомнятся в памяти грядущих поколений наших соотечественников.
Размышляю невольно и о том, почему, спустя более четверти века (в 1987 г.) после реабилитации Фитрата (1957 г.), в изданном 10-ти томном полном собрании сочинений Хамида Алимджана сочли ничего зазорного в решении включить печально известную статью полную лживых обвинений и "смачной" апологии кровавой расправы.
Ко времени ли нашему подобное социальное мировоззрение поэта?
Разве не такая мораль воспитывала, учила искать и находить "врагов народа"?
Быть может, в моих рассуждениях есть перебор и не прав я моментами, но ведь правда была не на стороне поэта Х. Алимджана и дальше, глубже видел Фитрат, голосом которого, как стало ясно по прошествиии стольких лет, говорила свободная личность и истинно народная правда.
Продолжение следует.

Бахадыр Ф. Мусаев 24- 25.11. 2017 Ташкент Тузель-2

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1511872200


Новости Казахстана
- Мажилис принял закон "О производстве и обороте органической продукции" во втором чтении
- Олжас Бектенов обсудил с представителями банка Société Générale вопросы привлечения частного капитала в страну
- Олжас Бектенов заслушал информацию о проводимых противопаводковых работах
- Олжас Бектенов обсудил с директором по разведке и добыче ENI Лукой Виньяти реализацию совместных проектов и наращивание казсодержания на Карачаганаке и Кашагане
- Кадровые перестановки
- Казахстан примет участие в III форуме межрегионального сотрудничества в СУАР
- Министр иностранных дел Казахстана встретился с Государственным секретарем США
- Сенаторы: Реализуемые инновационные проекты оторваны от потребностей предприятий и реального сектора экономики
- О комиссии по выборам ректоров
- Кто наживается на деле Стати и вернутся ли потраченные сотни миллионов долларов?
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх